Технологическая карта урока "Взаимное расположение фигур на плоскости"

  • Работа в классе
  • docx
  • 09.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной технологической карте отражены все этапы урока по ФГОС НОО, по теме "Взаимное расположение фигур на плоскости". Эта тема проводится во втором классе, в УМК "Начальная школа 21 века". Целью данного урока: Создать условия для формирования представлений о взаимном расположении фигур на плоскости.
Иконка файла материала техкарта математика взаимное расположение фигур на плоскости.docx
Студент­практикант Предмет, УМК Тема урока Класс, учитель Тип урока   Цель освоения учебного  содержания Образовательный аспект Развивающий аспект Воспитательный аспект Технология построения урока  Проектная технология Здоровье сберегающие  технологии Технология проблемно­ диалогического обучения Информационно ­  коммуникационная  технология Основные термины: Технологическая карта  Новикова Наталья Евгеньевна Математика, УМК «Начальная школа 21 века» Взаимное расположение фигур на плоскости 2 «А»,  Вилкина Татьяна Вячеславовна Урок открытия нового знания Создать условия для формирования представлений о взаимном расположении фигур на плоскости Учить обучающихся располагать фигуры на плоскости и называть различные случаи расположения фигур на плоскости Развивать умения выполнять анализ, синтез, сравнение объектов по различным характеристикам; Воспитывать положительные качества личности, уверенность в своих силах, коммуникативные качества,  умения слушать и слышать, любовь к математике. Методы работы на уроке  по источнику знаний: словесные: беседа об взаимном расположении фигур на плоскости наглядные презентация, раздаточный материал (треугольники), демонстрационный материал (различные  фигуры) Пересекающиеся, непересекающиеся фигуры, отрезок, точка 1Предметные УУД: Метапредметные УУД: Личностные УУД: Формируемые УУД  Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности  выполнения нормативных  требований учебной деятельности;  Уметь ценить научные знания и  изобретения, облегчающие жизнь  человека;  Уметь проводить самооценку на  основе критерия успешности  учебной деятельности.. В познавательной сфере:  Уметь располагать фигуры на  плоскости  Уметь назвать различные случаи  расположения фигур на плоскости  Уметь использовать в речи термины:  «пересекающиеся и  непересекающиеся фигуры»,  «отрезок», «точка»;  Уметь анализировать текст учебной  задачи с целью поиска алгоритма ее  решения;  Уметь распознавать геометрические  фигуры и называть их Регулятивные УУД:   Уметь отвечать на итоговые вопросы;  Уметь проводить самопроверку;  Уметь определять и формулировать  цель на уроке с помощью учителя;  Уметь оценивать правильность  выполнения действия на уровне  адекватной оценкой;   Уметь планировать своё действие в  соответствии с поставленной задачей;   Уметь носить необходимые коррективы  в действие после его завершения на  основе его оценки и учёта характера  сделанных ошибок;   Уметь высказывать своё предположение. Познавательные УУД:  Уметь понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  Уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже  известного с помощью учителя;   Уметь добывать новые знания: находить  ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке. Коммуникативные УУД:   Уметь оформлять свои мысли в устной  2Формы работ: фронтальная, индивидуальная. форме;  Уметь слушать и понимать речь других. Организация пространства Ресурсы:  текстовые документы:   Учебник В.Н Рудницкая, Т.В. Юдачева «Математика» 2 класс 1  часть.М: Вентана­ граф, 2011 год.С.79 ­ 86  ТПО: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева «Математика» 2 класс 1  часть.М: Вентана ­граф, 2012 год.С. 38­41 электронные ресурсы    компьютер,  проектор  видеоматериалы    презентация «Взаимное расположение фигур на плоскости»),   раздаточный материал:  фигуры  1. Организационный.  Этап мотивации к учебной деятельности (самоопределения) Цели:  1. Настроить обучающихся эмоционально на урок  2. Проверить готовность обучающихся к уроку 3. Мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность 3Деятельность учителя Содержание ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада Вас всех сегодня видеть Меня зовут Наталья Евгеньевна, и сегодня урок  математики проведу у вас я.  Я уверена, что на уроке у вас всё получится. Вы будете  внимательны, справитесь со всеми заданиями. Приветствует  обучающихся, создает  эмоциональный настрой  на занятие Определяет критерии  готовности к уроку Мотивирует  обучающихся на  продуктивную учебную  деятельность Деятельность обучающихся Приветствуют   учителя, занимают   свои   места, эмоционально настраиваются на урок. Контролируют   свою готовность к уроку,  Настраиваются учебную деятельность   на Формируемые УУД  Личностные 1.Умение выражать  доброжелательность и  эмоционально­ нравственную  отзывчивость. 2.Умение выражать  положительное  отношение к процессу  познания, проявлять  желание узнать новое.  Регулятивные 1.Умнение  контролировать свою  готовность к уроку 2.Умение  настраиваться на  продуктивную  деятельность  Коммуникативные 1.Умение слышать и слушать учителя. 2. Этап актуализация индивидуального опыта (знаний, умений) и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  учебном действии Цели:  1. сделать действенными ранее изученные знания для открытия нового материала 2. актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение; 4Формулирует вопросы и  актуализирует знания  детей  ­Сегодня урок у нас будет необычный. Сегодня мы  отправляемся в путешествие. А кто будет героем  нашего путешествия, вы узнаете, отгадав загадку. Записывают число В математике она Пригождается всегда: Без хвоста от запятой Всем нам кажется простой. Актуализирует знания И в конце, закончив строчку, Мы поставим, друзья,…… Выполняют самостоятельно арифметический диктант ­Правильно, ребята! Сегодня с нами будет  путешествовать точка, которая приготовила для вас  много испытаний. (На доску прикрепляется точка) ­точку Организует  самопроверку Осуществляют  самопроверку 3. Этап выявления места и причины затруднения (определение границ знания и не знания) Цель: 1.организовать формулирование темы урока учащимися; ­ Отправляемся в путешествие! А вот уже и точка  встретила своих друзей. (Фигуры начерчены на доске)   ­Ребята, а кто эти друзья? (Отрезки, лучи и прямые). А  как вы определили? Докажите. ­ отрезки, лучи и  прямые Задает вопросы, чтобы  Луч – это часть прямой ограниченный одной  точкой; отрезок – это  часть прямой  5 Коммуникативные:  Умение воспринимать  речь собеседника  Умение слушать  партнера, не перебивая  Умение строить  высказывания Регулятивные:  Соотносят вопросы с  ранее изученными  знаниями Познавательные:  Умение  ориентироваться в  системе своих знаний Познавательные:  Формулирование темы  урока.   Умение осуществлять  поиск необходимой  информации в  учебнике   Коммуникативные:  Умение строитьвысказывание  Умение соотносить  изучаемый материал с  ранее изученным Регулятивные   Умение осуществлять  целеполагание  Умение строить  гипотезы и  предположения выявить у учащихся  место и причину  затруднения Организует  формулирование темы  урока ограниченный двумя  точками; прямая –  линия, которая не  имеет ни начала, ни  конца. – Если я уберу фигуры, у которых нет начала и нет  конца, и фигуры, у которых есть и начало, и конец, то  какие фигуры у меня останутся?  ­лучи – Прочитайте названия лучей. Какую букву нужно  называть первой? Почему?  ­ первой называют  "начало луча" – Как вы думаете, а как могут быть расположены  любые фигуры относительно друг друга на плоскости? Выявляют место  затруднения. ­ Почему возникла трудность? ­ Чему будем учиться сегодня на уроке? ­ Сформулируйте тему урока. ­ Посмотрите на доску, правильно ли вы определили  тему урока? Прочитайте. 6 Проговаривают  причину затруднения  ­Узнавать как могут  быть расположены  фигуры относительно  друг друга. Предполагают тему  урока ­ Расположение фигур  на плоскости Формулируют тему  урока ­ Взаимное  расположение фигур на плоскости4. Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства) Цели: 1. организовать постановку цели урока 2. определить средства выхода из затруднения Организует постановку цели урока Организует определение средств выхода из затруднения Тема нашего урока «Взаимное расположение фигур на  плоскости» ­ какую цель мы поставим перед собой? – Что нам поможет это выяснить? 5. Этап открытие нового знания Цели: 1. зафиксировать новое знание в речи и знаках;             2. организовать обсуждение новой темы   Организует работу с учебником Организует обсуждение новой темы Сейчас мы с вами и научимся располагать фигуры на  плоскости, и называть случаи их расположения. ­Ребята, посмотрите на доску. А мы можем продлить  линию у луча? Продлеваю линейкой. А ещё могу? ­А у отрезка могу продлить? Почему? ­А хотите сами попробовать?  7 Формулируют цель  урока ­ Научиться  располагать фигуры на  плоскости, называть  случаи расположения ­Свой опыт, учебник,  учитель Познавательные:  Формулирование  учебной цели Регулятивные:  Умение осуществлять  целеполагание  Умение строить  гипотезы и  предположения Коммуникативные:   Умение строить  высказывание Формулируют ответы  на вопросы учителя ­ можем, да ­ нет. Он ограничен  точками  Познавательные: Уметь   добывать   новые знания:   находить   ответы   на вопросы,   используя   учебник, свой   жизненный   опыт   и информацию,   полученную   на уроке  Коммуникативные:  Уметь оформлять свои мысли в устной форме;   слушать   и   понимать речь других  Регулятивные:  Умение классифицировать  предметы  Организует беседу  ­Перед вами листочки, на которых друзья нашей точки.  Ваша задача продлить линию и узнать, какие лучи  пересекутся. ­Какие инструменты помогут вам в этом?  ­ да ­ линейка, карандаш Организует усвоение новой темы ­ ВА и ОМ ­ СД и ОМ ­ на точку  ­да ­да, нет Да Пробуют все  возможные варианты  пересечения  треугольников ­Какие лучи пересеклись? А что значит пересеклись? ­ ­Какие лучи не пересеклись? Как вы думаете почему  они не пересеклись? ­Покажите цветным карандашом место, где лучи  пересеклись ­На что похоже место на пересечении лучей?  ­Можно сказать, что точка – это общая часть двух  лучей?  ­ Ребята, а как вы думаете, могут ли пересекаться  фигуры?  ­А давайте попробуем узнать. ­Возьмите у себя на парте треугольники. Один из  бумаги белой, а другой из прозрачной и попробуйте  наложить их так, чтобы они пересеклись. Получается? ­Давайте теперь попробуем на доске.  ­Покажите место пересечения. ­Покажите какая часть принадлежит только одному  треугольнику, а какая часть принадлежит только  второму. 8­А какая часть принадлежит двум треугольникам? ­Как можем назвать эту часть, если она принадлежит  двум треугольникам? ­А теперь давайте ответим на вопрос могут ли фигуры  пересекаться? ­ Да ­ Посмотрите на слайд, назовите, какие фигуры  являются пересечением? ­ Треугольник,  четырехугольник,  пятиугольник,  шестиугольник Давайте выполним задание №3, посмотрите на слайд,  правильно ли вы выполнили ­ Посмотрите на слайд ­ Какой вывод мы можем сделать? Попробуйте расположить треугольники так, как  показано на слайде. ­ Треугольник, отрезок, точка ­ Что общей частью  двух фигур могут быть  другие фигуры 6. Физминутка  Цели: 91) снять усталость и напряжение; 2) внести эмоциональный заряд; 3) совершенствовать общую моторику; 4) Повысить и удерживать умственную способность у обучающихся Определяет цель организует рабочее  место Знакомит правилами  выполнения, ­ Ребята, мы много трудились, а сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте из­за парт так, чтобы не мешать  друг другу.  Слушаем меня внимательно и выполняем  движения за мной:  с содержанием  комплекса упражнений Осуществляет переход к  следующей части урока Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуть, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть Личностные:  Умение расслабиться  психически и  физически после  длительного сидения и интенсивной учебной  деятельности; Организуют рабочее  пространство Знакомятся с  правилами выполнения  комплекса упражнений Выполняют комплекс  упражнений Садятся за парты 7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цели:  1. организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Организует работу в  учебнике ­ Сейчас я буду перемещать круги, а вы будете  называть как называется данное расположение фигур на плоскости. Проверяет усвоение  учениками нового знания ­ пересекаются, лежат  внутри, не  пересекаются Регулятивные:  Умение анализировать  полученную ранее  информацию Коммуникативные:  Уметь оформлять свои мысли в устной  слушать и понимать  речь других  108. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цели: 1. организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; 2. организовать самопроверку по эталону, самооценку; Организует работу в  рабочей тетради Знакомит с содержанием  задания ­ Для того, чтобы нам проверить наши знания, давайте  выполним интересное задание, которое приготовила  для вас точка. Вам нужно раскрасить фигуру так,  чтобы сверху был треугольник, под ним пятиугольник ,  а внизу круг Знакомятся с  содержанием задания Выполняют задание Организовывает  самопроверку по эталону Выполните это задание самостоятельно, а потом  проверим на доске. Выполняют  самопроверку по  эталону   ­ А теперь посмотрите на доску, и проверьте, правильно ли вы закрасили. (на доске появляется эталон) ­ Как вы закрасили, почему, давайте проверим Оцените свою работу Как вы выполнили, с помощью учителя, без помощи  учителя, в полном объеме, правильно или неправильно 9. Этап включения нового знания в систему изученных знаний Цель: организовать включение новое знание в систему знаний; 11 Регулятивные:  Уметь планировать  своё действие в  соответствии с  поставленной задачей  Уметь вносить  необходимые  коррективы в действие после его завершения  на основе его оценки и  учёта характера  сделанных ошибок Познавательные:  Умение использования знаково­ символических средствОрганизует включение  нового знания в систему  знаний ­ Нужно определить  общую часть данных  фигур и соединить  фигуры с названием  их общей части. ­ Что у вас  получилось? Слушают речь учителя Анализируют  полученные ранее  знания Регулятивные:  Умение планировать  своё действие в  соответствии с  поставленной задачей  Познавательные:  Уметь анализировать  полученные знания  10. Этап подведения итогов, рефлексия Цель: 1. организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Осуществляет  рефлексию ­ Что сегодня на уроке мы узнали?  ­   Какие   фигуры   могут   быть   общей   частью   двух пересекающихся фигур? ­ Что еще может называться общей частью двух фигур? – Оцените свою деятельность на уроке, закрасьте одну  часть круга, которая отражает вашу деятельность и  ваше настроение. Выявляет качество  усвоения знания  обучающимися   как ­   Мы   узнали, располагать фигуры на плоскости. ­ четырехугольник, и тд ­ точка, отрезок Подводят итог урока треугольник,   Осуществляют самооценку 12 Регулятивные:  Уметь проговаривать  последовательность  действий на уроке ().  Уметь оценивать  правильность  выполнения действия  на уровне адекватной  ретроспективной  оценки.  Личностные.  Способность к  самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности