Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала история подносного промысла.pptx
Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  Центр детского творчества «Выйский»  «История подносного промысла» Выполнила: Белоусова Л.В. педагог дополнительного образования г. Нижний Тагил 2014 г.
Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала является родиной русского росписного железного подноса.
Тагильская роспись основана благодаря заводчику Никите Демидову и его потомкам в 18 веке. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия.
Мастерами становились крестьяне- самоучки - Яков Журавлев, Андрей Худояров с сыновьями, эти художники внесли большой вклад в развитие живописно-лакировального мастерства в Нижнем Тагиле.
Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы приняли ряд мероприятий по замене мужчин- живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. Именно в это время появляется знаменитая «тагильская роза», когда в центре подноса располагался букет, основу которого составляли две или три розы, окруженные разнообразными цветами и лепестками.
Своеобразие уральской росписи заключается в том, что художник берёт на кисть сразу несколько оттенков краски. Роспись называлась "маховым" письмом в один мазок.
они лучше держатся на металле. Разноцветные каменья измельчались в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом Краски изготавливались из уральских минералов, так как масле с добавлением натуральных смол.
В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. После революционных событий начала XX века, жизнь промысла замерла, но не остановилась. Артели "Пролетарий", "Металлист", "Красная заря" наладили выпуск подносов с росписью.
В 1974 году правительство страны принимает решение о возрождении подносного промысла. Но, чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно звено - мастер, владеющий старым двуцветным мазком и способный передать это мастерство. Им стала А.В.Афанасьева.
Важнейшей часть процесса возрождения стало создание в городе в 1991 году музея истории подносного промысла, который стал составной частью Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы.
Спасибо за внимание!