• дать представление о многообразии бактерий, их роли в природе и жизни человека.
Образовательные:
углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека;
уметь называть положительную и отрицательную роль бактерий;
понимать смысл биологического термина «симбиоз»;
уметь применять знания о значении бактерий в практической деятельности;
формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле.
Развивающие:
развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы;
формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы;
формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Воспитательные:
формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом;
формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.
Педагогическая цель:
Задачи урока:
Роль бактерий в природе и жизни человека. (1 час)
дать представление о многообразии бактерий, их роли в природе и жизни человека.
Образовательные:
углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека;
уметь называть положительную и отрицательную роль бактерий;
понимать смысл биологического термина «симбиоз»;
уметь применять знания о значении бактерий в практической деятельности;
формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле.
Развивающие:
развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы;
формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы;
формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Воспитательные:
формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом;
формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к
нему.
Роль бактерий в круговороте веществ в природе и жизни человека
«Открытие» новых знаний
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы:
наглядные ( работа с рисунками, схемами, таблицами, мультимедийными изображениями),
словесные (беседа, диалог),
практические ( работа с текстом учебника, цифровыми ресурсами),
дидактические (анализ, обобщение).
Круговорот веществ, бактерии гниения, разрушители, перегной, почвенные бактерии, клубеньковые бактерии,
симбиоз, болезнетворные бактерии, бинарное деление.
Определяют особенности жизнедеятельности бактерий.
Содержание урока
(перечень
дидактических
единиц):
Тип, вид урока:
Формы и методы
обучения:
Понятия и термины:
Деятельностьобучающихся:
Диагностический
инструмент:
Образовательные
ресурсы:
Устанавливают роль бактерий в поддержании круговорота веществ и обеспечении непрерывности жизни на
Земле.
Оценивают значение деятельности бактерий в природе, жизни человека.
Подбирают и представляют информацию в виде сообщений или презентаций.
Осваивают приемы работы с текстом и рисунками учебника, электронным приложением к учебнику.
Сотрудничают с учителем и одноклассниками при обсуждении роли бактерий в природе и жизни человека.
Фиксируют в тетради новые понятия и термины.
Выполняют задания в рабочей тетради или электронном приложении к учебнику.
Осуществляют самоанализ собственной деятельности и деятельности одноклассников
1) Учебник § 16. задание 2 на с.47 с.36
2) Рабочая тетрадь 5 класс; урок 16, №1, 2
3) Электронное приложение: урок 11, задание 1
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.:
Просвещение, 2014.
2. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания
ЕГЭ: Вертикаль, 2014 г. Издательство Дрофа.
3. Инструкции по работе для групп.
4. Оценочные листы для каждого учащегося.
5. Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося.
Планируемые результаты:
Личностные
Предметные
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
будут сформированы:
навыки обучения,
ответственное отношение к
природе представление о
многообразии живой
природы,
доброжелательное
отношение к мнению
научится:
систематизировать
знания о бактериях как
царстве
живого,
использовать
дополнительные
источники информации
выполнения
для
научится: составлять план
текста, план работы с
учебником, отвечать на
поставленные вопросы,
выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью,
планировать алгоритм
научится: устанавливать
причинноследственные
связи в изучаемом круге
явлений,
и
отбирать
источники
необходимой информации,
систематизировать
информацию,
развивать
искать
научится:
планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
принимать участие в работе
группами, использовать в
общении
правила
вежливости для решения
коммуникативных задач.действий, выполнять
лабораторную работу.
получит
возможность
научиться:
ставить
учебную задачу на основе
соотнесения известного и
неизвестного, работать в
адекватно
группах,
воспринимать
оценку
своей работы учителем,
товарищами
способность
выбирать
целевые установки на
сохранение и укрепление
своего здоровья, соблюдая
меры
профилактики
инфекционных
заболеваний.
получит
научиться:
ориентироваться
на
возможное разнообразие
способов решения учебной
задачи,
применять приемы работы
с информацией.
возможность
возможность
получит
научиться:
принимать
другое мнение и позицию,
строить понятные для
высказывания,
партнера
адекватно
использовать
средства устного общения
решения
для
коммуникативных
задач,
возможность корректного
ведения диалога и участия в
дискуссии.
другого человека,
социальные нормы и навыки
поведения в классе и в
школе, реализовать
установки здорового образа
жизни на примере
положительного
воздействия закаливающих
процедур в профилактике
воздушнокапельных
инфекций.
учебной
задачи,
различать изученные
объекты в природе, на
таблицах,
делать
зарисовки различных
бактерий,
устанавливать признаки
приспособленности
организмов к среде
обитания,
объяснять
роль представителей
бактерий в природе и в
жизни человека.
будет
знать:
существенные признаки
строения
и
жизнедеятельности
бактерий,
значение
бактерий в природе и в
жизни человека, уметь
приводить
доказательства
необходимости
профилактических мер
для
сохранения
здоровья; формировать
представления о роли
бактерий в круговороте
веществ и превращении
энергии в экосистемах;
объяснять
роль
в
бактерийпрактической
деятельности человека;
освоение
приёмов
первой доврачебной
помощи в случае
пищевого отравления.