Заседания педагогического совета
(Ермолаева Т.Н.)
22 ноября 2023 г.
Тема: «Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся»
Цель педагогического совета: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.
Задачи:
1.Закрепить понятие «функциональная грамотность».
2. Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся, находящихся на разных уровнях обучения.
3. Выявить опыт применения технологий работы учителей по формированию функциональной грамотности школьников.
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?
Во-первых: изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается как важнейший стратегический ресурс государства.
Президент Российской Федерации в своем указе поручил Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Нельзя не отметить, что
Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее
влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать
результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о
конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского
образования отличается от качества образования за рубежом. Исследования
PISA на сегодня рассматриваются как универсальный инструмент
сравнительной оценки в мире как универсальный инструмент сравнительной
оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе
исследования, служат основой для определения стратегий развития системы
образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с
точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык
обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной
грамотности школьников.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной
грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная
грамотность
Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Во-вторых: функциональная грамотность - это требование времени.
В ФГОС и новых ФОП к реализации которых мы приступили с 1 сентября, закреплено: «В целях реализации программ общего образования должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся».
Функциональная грамотность определяется как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Во-третьих, Рособрнадзор за три года — с 2022-го по 2024-й — планирует вносить изменения в модели ЕГЭ по всем учебным предметам. Как доложил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев: «Экзамены теперь будут больше не про заучивание формул и дат, а про умение применять знания на практике».
В-четвертых, Рособрнадзор провел осенью заключительную Общероссийскую оценку знаний (с 2018-2023 гг.) — отечественный аналог по модели международной программы по оценке качества обучения (на основе практики международных сравнительных исследований) (PISA), целью которой является оценка грамотности школьников в разных видах учебной деятельности. Модели заданий, форма проведения, расчеты результатов соответствовали основному исследованию PISA. Исследование позволит понять, будет ли страна конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения, позволит сделать экономический прогноз, который наглядно покажет с какими странами и как «грамотно выстраивать» отношения.
Показатели международных исследований свидетельствуют о том, что у российских школьников возникают трудности в применении предметных знаний в нестандартных практико - ориентированных ситуациях. Поэтому перед педагогами сегодня поставлена важная задача - эффективно и грамотно организовать обучение учащихся на всех уровнях именно в контексте развития их функциональной грамотности.
Первый – обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, использование новых педагогических технологий, ориентированных на функционально компетентностный подход и развитие субъектной роли учащихся и учителей.
· проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
· технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
· технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений; Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской деятельности.
· обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
· уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определенные изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнер, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ученику принять и выполнить принятое им решение;
· информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез. Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета динамичным, упрощая процесс взаимодействия с классом.
Учебная работа с электронными средствами обучения, создает условия для использования среды в качестве:
· средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;
· инструмента познания;
· средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;
· средства развития личности;
· эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учащихся. Миссия учителя изменяется в сторону обеспечения творческого сотрудничества и конвергентного обучения, дивергентное не приносит сегодня нужных миру результатов: учителю необходимо видеть меняющуюся динамику знаний, а затем применять результаты динамики в педагогической деятельности, именно такой подход характеризует формирование функционально грамотного человека.
Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей. Разработка классных часов (совместно с родителями) с использованием заданий на функциональную грамотность
– творческих задач, считается одним из перспективных направлений.
Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного и предпрофессионального образования школьников.
Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
· знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
· умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
· готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Приоритетной целью современного образования становится (полноценное формирование и развитие) способностей учащихся самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной (адаптации) в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать (свою учебную деятельность), работать с (информацией) и самостоятельно выполнять задание.
Задача школы – (научить учиться), а не просто дать готовую (ые) (знания/информацию). Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором (познавательной деятельности), где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой (деятельностью).
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
Решение педагогического совета:
Ø На заседаниях ШМК изучить опыт педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках предметных областей (ответственные руководители ШМК)
Ø Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (ответственные: все педагоги, постоянно)
Ø В рамках предметных недель провести открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность (ответственные: руководители лабораторий, в течение года)
Ø Использовать банк заданий платформы РЭШ для формирования функциональной грамотности обучающихся (ответственные: педагоги, в течение уч.года)
Ø На родительском собрании провести информирование родителей о формировании функциональной грамотности обучающихся (ответственные: кл. руководители)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.