Технологические карты для обучения русскому языку в дошкольных заведениях (Средняя группа)

  • Лекции
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Комплекс технологических карт для преподавания русского языка в средней группе. Дошкольный возраст- важный сенситивный период для освоения и познания языка, время активного развития словаря. Обучение русскому языку детей казахов в дошкольный период обеспечивает прочность усвоения знаний в период школьного обучения. У дошкольников основной вид деятельности – это игра. Методика по обучению русскому языку предусматривает проведение таких игр, как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки. Итак, важен учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Однако нельзя забывать такой из основных принципов, как уважение личности ребёнка. Если ребёнок при общении с педагогом почувствует себя личностью, что его уважают, что с ним считаются, то, конечно, он будет стараться проявить себя, будет активным и коммуникабельным. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим
Иконка файла материала садик.docx
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.Текенова» Технологические карты для обучения русскому языку в дошкольных заведениях (Средняя группа)Составитель: Видергольд А.С.  Технологическая карта № 1 Дата: 02.09.15. Группа: Средняя. Образовательная область: Коммуникация Организованная учебная деятельность: русский язык Тема: «Наша Родина­Казахстан. Мой родной город». Цель: формировать у детей первоначальные представления о родном городе и Родине ­ Республике Казахстан. Учить  называть на русском языке символы Казахстана, узнавать и называть достопримечательности родного города и столицы.  Воспитывать уважение к госсимволам и любовь к родному городу. Словарная работа. Существительные: город, страна, республика, Родина, герб, гимн, флаг; глаголы: жить, любить;  прилагательные: дорогая, любимая, большая, родная. Оборудование: карта Казахстана, фотографии родного города, Астаны, иллюстрации о Казахстане, госсимволы. Этапы деятельности Действия воспитателя Мотивационно­ побудительный Педагог предлагает детям выполнить музыкальную  психогимнастику "Доброе утро». Деятельность детей Держатся за руки,  передают друг другу  тепло рук и добрые  пожелания. Организационно поисковый Педагог ведет беседу на родном языке: В какой стране мы  живем? На каком языке мы говорим? Кто является  Президентом нашей республики. Дети слушают педагога и  отвечают на вопросы. Рассказ педагога о Родине: – Ребята мы живем в республике Казахстан. (показывается  карта) Республика Казахстан ­ наша Родина. Здесь мы  родились и живем. Наша Родина ­ большая и красивая.  а) рассматривание символов, обучение новым словам и  выражениям. Каждая страна имеет свою символику: это флаг, герб и  гимн. Посмотрите внимательно на наши символы. Д/игра «Назови правильно». б) рассматривание иллюстраций и беседа об Астане. Столица нашей Родины ­ Астана в) рассматривание иллюстраций и беседа о родном городе. Наш родной город ­ Уральск. Он очень старый и красивый.  Здесь очень много красивых зданий, памятников культуры и т. д. Посмотрите на фотографии нашего города. Физминутка  Я иду, и ты идешь – раз, два, три. Я пою, и ты поешь – раз, два, три. Мы идем, и мы поем – раз, два, три. Очень дружно мы живем – раз, два, три. Д/игра: «Кто быстрее?» Игра проводится с помощью мяча.  Педагог бросает мяч ребенку и называет слово на родном   Рассматривают  иллюстрации, отвечают  на вопросы. Дети запоминают  символы, а затем  правильно называют. Рассматривают  иллюстрации, отвечают  на вопросы. Рассматривают  фотографии города  Уральск.языке, ребёнок – на русском. Например: Отан – Родина, Ту – Флаг и т.д.   Педагог подводит итог, читая детям стихотворение: Казахстан – земля родная, Очень любим мы тебя. Море, горы, даль степная Это Родина моя! Рефлексивно – корригирующий Что такое Родина? Какие символы есть у нас? Как называется наша столица? Как называется наш родной город? Дети выполняют  движения и повторяют  слова. Дети хором повторяют за  педагогом. Рассказывают о своих  впечатлениях. Ожидаемый результат: Знать: названия страны, родного города, государственных символов на русском языке. Иметь: первоначальные представления о родной стране­Республике Казахстан. Уметь: отвечать на вопросы на русском языке. Технологическая карта №2 Дата: 16.09.15. Группа: средняя. Образовательная область: Коммуникации. Раздел: Русский язык.Тема: «Игрушки. Кто работает в детском саду». Цель: учить называть игрушки и работников детского сада на русском языке, использовать в речи подходящие по смыслу  глаголы и прилагательные, формировать понятие об обобщающих словах. Воспитывать уважение к труду работников детского сада, бережное отношение к игрушкам. Словарная работа: Существительные: воспитатель, помощник воспитателя, повар, врач, дворник, игрушки. Глаголы: играть,  убирать, класть; прилагательные: резиновая, пластмассовая, железная, большая, маленькая. Оборудование: матрешка Маша, игрушки по теме занятия; предметные и сюжетные картинки. Этапы деятельности Мотивационно ­  побудительный Действия педагога Игротренинг «В Казахстане мы живем» Деятельность детей Выполняют движения в  соответствии с текстом Организационно­  поисковый Речевое упражнение «Скажи правильно»­  закрепление названий госсимволов. Знакомство с названиями игрушек. Педагог ведет беседу: ­ Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла  кукла Алина. И она привела своих друзей.  Посмотрите, какие они красивые! Поздоровайтесь с  ними. Кукла Алина, мишка, зайчик приехали на машине и  еще они любят играть с мячом. (педагог дает перевод названиям игрушек) Р/у «Наши игрушки» Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик. Ребята, игрушки любят, когда с ними играют. Р/у «Расскажи о своей игрушке» А теперь расскажите, как вы играете дома. Педагог, внимательно выслушав детей, показывает  картинки, где изображены игрушки разной величины. Посмотрите, игрушки бывают разных цветов и  размеров, мы должны правильно назвать их по  величине, например: Это кукла. Это кукла большая, а это маленькая. Это мяч. Мяч красного цвета. Этот  мяч маленький и т.д. Д/игра: «Какой игрушки не стало?» Называют госсимволы  на русском языке. Проговаривают новые  слова за педагогом,  хором и по  отдельности. Дети приветствуют их. Повторяют текст с  показом игрушек. Дети рассказывают о  своих игрушках. Рассказывают. Внимательно слушают  педагога и повторяют за ним. Играют в игру. Запоминают и отвечают  на вопросы педагога  словосочетанием. Выполняют ф/м. Беседа «Кто работает в детском саду» ­ знакомство  с названиями должностей работников д/сада. Отгадывают загадки. Физминутка Раз ­ согнутся, разогнуться Два – нагнуться, потянутся Три – ладоши три хлопка На четыре руки шире Пять, шесть – тихо сестьСемь, восемь – лень отбросим. «Угадай?»­ описательные загадки о работниках  детского сада. Рефлексивно­ корригирующий Ожидаемый результат: Игровое упражнение «Расскажем, чему научились». Анализируют свою  работу на занятии. Знать: названия должностей работников д/с и игрушек на русском языке. Иметь: представление о труде работников детского сада. Уметь: отвечать на вопросы на русском языке, Технологическая карта №3 Группа: средняя. Дата:30.09.16 Образовательная область: Коммуникация Организованная учебная деятельность: русский язык Тема: «Осень. Овощи» Цель: познакомить детей с названиями овощей, расширять словарь по теме «овощи и фрукты». Совершенствовать  диалогическую речь, зрительное восприятие, внимание и мышление. Воспитывать бережное отношение и любовь к  окружающей среде. Оборудование: корзина, муляжи овощей и фруктов, игрушка зайчик, мешочек, раздаточный материал: раскраски и цветные  карандаши. Этапы  деятельности Мотивационно­ побудительный Организационно поисковый Действия воспитателя Педагог предлагает детям выполнить речевую гимнастику: Цы – цы – цы – мы ели огурцы. Ла ­ла­ла– созрела красная свекла. Ша –ша –ша – наша груша хороша. Ва­ва­ва­в саду созрела слива. Ан – ан­ан­ очень вкусный банан. Педагог обращает внимание детей на игрушку. Ребята, сегодня к нам пришел зайчик. Нужно поздороваться с ним. Зайчик пришел не с пустыми  руками, он принес нам полную корзину овощей и фруктов.  Давайте посмотрим и назовем, что он нам принес. Педагог  выкладывает на стол овощи и фрукты. А теперь зайчик хочет, что вы вместе с ним повторили и  запомнили названия овощей и фруктов на русском языке. Яблоко, груша, апельсин, банан, лимон ­ это фрукты. Деятельность детей Дети выполняют  звуковые упражнения. Дети здороваются с  зайчиком. Дети внимательно  слушают зайчика иОгурцы, помидор, лук, морковь, свекла – это овощи. Фрукты растут в саду, а овощи растут в огороде. А теперь зайчик хочет с вами поиграть. Д/игра: «Чудесный мешочек» Цель: формировать умение правильно называть овощи и  фрукты на ощупь и знать название. Физминутка Убираем огород Много там чего растет И капуста, и морковь, и веселенький горох. Тыква, ягодка, картошка. Соберем все понемножку. Педагог: Молодцы, ребята. А теперь поможем зайчику  собрать овощи в одну корзину, а фрукты ­ в другую. Д/игра: «Собери овощи и фрукты» Цель: Закрепить названия овощей и фруктов. Формировать  умение различать овощи и фрукты. Работа с раздаточным материалом : У вас на столах листы с разными картинками. 1) Раскрасьте овощи на этой картинке. 2)Какие овощи вы нашли, какого они цвета? Назовем их. Рефлексивно – корригирующий Педагог подводит итог: Какие фрукты мы знаем? Где растут фрукты? А какие овощи растут в огороде? Ожидаемый результат: Знать: названия овощей и фруктов на русском языке. Иметь: представление, где растут овощи и фрукты. Уметь: различать овощи и фрукты. повторяют слова. Дети играют в игру. Дети выполняют  движения и повторяют  слова. Дети играют в игру. Работают с раздаточным  материалом. У детей вызван интерес в  изучении языка.Технологическая карта №4 Группа: средняя Дата: 07.10.14. Образовательная область: Коммуникация Организованная учебная деятельность: русский язык Тема: «Фрукты» Цель: Познакомить детей с названиями фруктов, научить связывать существительные с прилагательными, отвечать на вопрос  «Что это?», «Какой?», формировать умения называть цвета. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде. Словарная работа. Существительные: фрукты, сад, яблоко, груша, виноград, лимон.  Прилагательные: красное, желтое, зеленое. Оборудование: корзина с фруктами (муляжи), картинки дерева, фруктов и овощей. Этапы деятельности Действия воспитателя Мотивационно­ побудительный Педагог предлагает детям выполнить речевую гимнастику: Ша –ша –ша – наша груша хороша. Ко –ко –ко – Яна съела яблоко. Ва­ ва­ва ­ в саду созрела слива. Ад – ад –ад – у нас в саду виноград. Ин — ин ­ ин ­очень кислый апельсин. Деятельность детей Дети выполняют  звуковые упражнения. Организационно поисковый Педагог ведет беседу на родном языке: Наступила осень. Пришло время собирать урожай. В огороде  созрели овощи, а в саду — фрукты. А какие фрукты мы знаем? Посмотрите на картинки. Что это? Это яблоко. Яблоко какое? Красное. Это груша. Груша ­ зеленая. Это апельсин. Апельсин  — оранжевый. Фрукты сладкие и полезные. Р/у «Назови фрукты в корзине» Яблоко, груша, апельсин, банан, лимон, мандарин — это  фрукты. Фрукты растут в саду на деревьях. Р/у «Что лишнее?» Д игра «Исправьте ошибку». Цель: уметь определять, что именно растет на дереве. Физминутка. Дети слушают  педагога. Дети называют  фрукты. Дети повторяют слова  за педагогом. Определяют, что  лишнее.Вот так яблоко!(Встали) Оно (Руки в стороны) Соку сладкого полно. (Руки на пояс) Руку протяните, (Протянули руки вперед) Яблоко сорвите. (Руки вверх) Дети играют в игру. Д/игра «Чего не стало?» Цель: развивать внимание и память. Научить называть фрукт,  которого не стало. Дети выполняют  движения и повторяют слова. Рефлексивно – корригирующий Педагог подводит итог: ­Когда мы собираем урожай? ­Где растут фрукты? ­Какие фрукты мы знаем? (похвалить детей за старание.) Дети играют в игру. Отвечают на вопросы,  делают выводы. Ожидаемый результат: Знать: названия фруктов на русском языке. Иметь: представление, где растут фрукты. Уметь: различать овощи и фрукты.Технологическая карта №5 Группа: средняя Дата: 21.11.14. Образовательная область: Коммуникация Организованная учебная деятельность: русский язык Тема: «Моя семья» Цель: Учить называть на русском языке членов семьи, использовать в речи обобщающее слово « семья» и притяжательные  прилагательные, формировать умения составлять предложения по картине. Оборудование: сюжетная картина «Семья», мяч, материал к п/г, предметные картинки. Словарная работа. Существительные: семья, папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра. Глаголы: помогать, любить,  ухаживать. Прилагательные: родная, любимая, дружная, крепкая. Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей Мотивационно­ побудительный Организационно ­ поисковый Дети слушают  стихотворение. Педагог предлагает детям послушать стихотворение: У меня семья большая: Папа, мама, брат, сестра. А еще есть добрые Бабушка и дедушка. Вместе дружно мы живем, Песни весело поем. ­Ребята, о ком рассказывается в стихотворении? Педагог обращает внимание детей на картину «Моя семья». ­Ребята, это семья Айгерим. Сегодня она пришла к нам  гости и хочет познакомить вас со своей семьей.  Посмотрите, какая большая у неё семья. У нее есть папа,  мама, дедушка, бабушка, брат и сестра.( Педагог дает  перевод на родном языке). ­Ребята, значит, папа, мама, дедушка, бабушка, брат и  сестра — это семья. ­Чем занята семья Айгерим? ­ Что они делают? ­ А теперь кто мне расскажет про свою семью? ­С кем вы живете? ­Как зовут вашего папу? А маму как зовут? Вы их  уважаете? ­Как вы им помогаете? Д/игра « Расскажи» П/г « Моя семья» О членах семьи. Внимательно слушают  педагога. Называют членов семьи  (хором, индивидуально) Отвечают на вопросы. Играют в игру. Выполняют п/г. Словесная игра «Наоборот».(играют с мячом) Педагог называет слова на казахском языке, дети говорят  эти же слова на русском языке (закрепление пройденных  тем) Называют перевод слов,  названных педагогом на  каз. языке. Д/игра: «Назови ласково» Цель: Образовывать существительные в  уменьшительно­ ласкательной форме. Мама – мамочка Папа – папочка Дети играют в игру.Бабушка – бабуля Дедушка – дедуля и т.д. Физминутка Я иду, и ты идешь – раз, два, три. Я пою, и ты поешь – раз, два, три. Мы идем, и мы поем – раз, два, три. Очень дружно мы живем – раз, два, три. Д/игра: « Кому что?» (Маме­посуда, бусы, платье ) (Папе ­ инструменты, машина, костюм) Рефлексивно – корригирующий ­Кто приходил к нам в гости? ­Какая у нее семья? ­Кто относится к членам семьи? ­ Как нужно жить в семье? Ожидаемый результат: Дети выполняют  движения и повторяют  слова. Отвечают на вопросы,  делают выводы. Знать: названия членов семьи на русском языке. Иметь: представление об уважении к старшим, об отношениях между взрослыми и детьми. Уметь: рассказывать о своей семье на русском языке, отвечать на вопросы по картине. Технологическая карта № 6 Группа: средняя. Дата: 20.11.14. Образовательная область: Коммуникация Организованная учебная деятельность: русский язык. Тема: " Части тела. Культурно – гигиенические навыки». Цель: Учить детей отвечать на вопросы полным предложением, обогащать словарный запас словами, обозначающими части  тела и культурно гигиенические навыки. Воспитывать культурно – гигиенические навыки. Словарная работа: Существительные: голова, лицо, уши, глаза, нос, рот, туловище, руки, ноги, мыло, полотенце,  расческа.Глаголы: смотреть, бегать, мыть. Прилагательные: чистый, грязный. Оборудование: чемодан с натуральными предметами туалета, сюжетные картинки, предметные картинки. Этапы деятельности Мотивационно­  побудительный Действия педагога Психогимнастика «Моя семья». Деятельность детей Выполняют движения,  комментируя на русском  языке.Организационно ­  побудительный «Угадай, о ком я говорю?» ­ описательные загадки. Педагог  просит внимательно посмотреть на куклу. ­На кого она похожа? ­Правильно, она похожа на человека. И у нее такие  же части тела. Педагог показывает, где находится ее голова, глаза,  нос, уши, лицо, туловище, руки, ноги. Узнают и называют  членов семьи на русском  языке. На человека. Показ слайда «Части тела» и составление  предложений по ним. ­Для чего нам нужны глаза? ­ Для чего нужны уши? ­ Что мы делаем носом? ­ Для чего нам нужны руки? ­А ноги для чего? Д/игра: «Назови правильно» Педагог называет части тела, а дети показывают на  себе (голова, нос, глаза, уши, руки и ноги). Физминутка Головами покиваем, Носиками помотаем, Потом глазки закрываем, Теперь глазки открываем. Щечки сильно раздуваем, Ротики мы открываем И зубами постучим, И немножко помолчим. Рассматривание иллюстраций. Беседа о правилах гигиены. Рефлексивно­ корригирующий ­Какие новые слова мы научились говорить? ­Что нужно делать, чтобы быть чистым и опрятным? Какие предметы нужны для этого? Запоминают и повторяют  по образцу педагога. Составляют предложения. Играют в игру. Выполняютф/м Рассматривают картинки  и отвечают на вопросы,  правильно употребляя  глаголы. Повторяют слова и фразы новой темы. Отвечают на вопросы. Ожидаемый результат: Знать: Названия частей тела куклы на русском языке. Иметь: предсавление о важности соблюдения кульурно –гигиенических правил. Уметь: четко и ясно произносить русские слова и фразы, правильно употреблять глаголы.Технологическая карта № 7 Группа: средняя. Дата: 04.12.14. Образовательная область: Коммуникация Организованная учебная деятельность: русский язык. Тема: «Зима» Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и  фразы по теме «Зима», внимательно слушать текст рассказа и отвечать на вопросы по его содержанию, упражнять в подборе  прилагательных к слову «Зима». Словарная работа: Зима, снег, снеговик, лед, мороз, лепят, падает, катаются, холодная. Оборудование: иллюстрации о зиме, сюжетные картинки, цветные карандаши. Этапы деятельности Мотивационно­  побудительный Организационно ­  побудительный Действия педагога Р/ у «Для чего...»­ повторение названий частей тела  человека. Сюрпризный момент: ­Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? ­Из чего делают снеговика? ­А когда бывает снег? ­Значит, скоро наступит зима и станет очень холодно. Ребята, снеговик хочет научить вас рассказывать о зиме,  потому что он очень любит зиму. Вступительная беседа о зиме (по иллюстрации) с  проговариванием слов и выражений по теме: ­Какое время года изображено на картинке? ­Что делают дети зимой? Деятельность детей Слушают и дают  правильный ответ. Снеговик. Из снега. Зимой. Слушают,  рассматривают­Кто вылепил снеговика? ­ Какой бывает зимой снег? иллюстрации и  отвечают на вопросы. Педагог дает пояснение, если дети затрудняются  отвечать. На земле лежит белый снег. Дети одеты тепло,  потому что зимой холодно. Они играют на снегу,  катаются с горки на санках. Из снега дети вылепили  снеговика. Словесная игра «Наоборот». Педагог называет слова на каз. языке, дети говорят эти  же слова на русском языке (игра проводится с мячом). Физминутка «Танец снеговика» Д/игра: «Расскажи» Составить описательный рассказ по образцу с помощью  педагога. Это зима. Зимой идет снег. Зимой погода бывает  холодная, морозная. Люди одеваются тепло. Зимой дети  катаются на санках и лепят снеговика. Задание « Нарисуй снеговика». Д/игра «Да – нет» Зимой мы купаемся в речке? Одеваемся тепло? Катаемся на санках, лепим снеговика? Зимой мы одеваем шорты, панамку, сандалии? Зимой растут цветы и деревья? Играют в игру. Выполняют ф/м Составляют краткий  описательный рассказ. Выполняют задание на листочках. Играют в игру. Делают правильный  выбор. Рефлексивно­ корригирующий Ожидаемый результат: Знать:название времени года на русском языке. Иметь: представление о зимних забавах детей. Уметь: четко и ясно произносить русские слова и фразы, правильно употреблять глаголы и прилагательные.Технологическая карта № 8 Группа: средняя. Дата: 18.12.14. Образовательная область: Коммуникация Организованная учебная деятельность: русский язык. Тема: «Одежда. Обувь» Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и  фразы по теме, правильно употреблять обобщающие слова. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам. Словарная работа. Существительные: платье, плащ, кроссовки, куртка, рубашка, тапочки, шарф, шапка. Глаголы: одеть,  надеть, носить. Прилагательные: теплый, желтый, красный. Оборудование: Демонстрационный материал: дидактическая кукла с чемоданом (пальто, брюки, свитер, шуба, шапка,  рубашка, сапоги, ботинки); раздаточный: карточки для игры, цветные карандаши. Этапы деятельности Действия педагога Мотивационно­  побудительный Педагог предлагает детям выполнить  психогимнастику "Доброе утро». Организационно ­  побудительный ­Ребята, какое сейчас время года? ­Как мы одеваемся зимой? ­Что мы одеваем на голову? ­Что одеваем на тело и ноги? ­А что мы одеваем на руки? ­Ребята, к нам в гости пришла кукла Настя.  Посмотрите, какой у нее красивый чемодан. Она хочет, чтобы вы помогли ей выбрать одежду и  обувь для прогулки зимой. ­Вы хотите ей помочь? Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации  одежды и обуви и разучить новые слова и фразы. Р/У «Что на что наденем?» Шапку оденем на голову. Куртку оденем на тело. Сапоги оденем на ноги. Варежки оденем на ручки. Деятельность детей Держатся за руки,  передают друг другу  тепло рук и добрые  пожелания. Зима. Тепло. Ответы детей. Выбирают подходящую  одежду и обувь. Повторяют за  педагогом: хором, затем индивидуально. Учатся правильно  использовать  предлог на.Р/У «Скажи правильно» Пальто, платье, юбка, брюки, рубашка, свитер, шуба,  куртка ­это одежда.(киім) ­А сапоги, ботинки, туфли, кроссовки ­ это обувь. (аяқ киім). Физминутка. Раз! Два! Три! Четыре! По дорожке я скачу. Раз! Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу. Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок. Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок. (М.Яснов). Д/И «Скажите, чья? Чьё? Чей? Чьи? ­Чьё пальто? ­Чей сапог? ­Чья рубашка? ­Чьё платье? Рефлексивно­ корригирующий «Что лишнее? Раскрась» ­Как мы помогли кукле Насте? ­Какую одежду и обувь помогали выбрать? Называют рисунки  одежды и обуви  обобщающим словом. Выполняют движения  по тексту Отвечают, правильно  используя  притяжательные  местоимения. Выполняют задание. Ответы детей. Ожидаемый результат: Знать: названия одежды и обуви на русском языке. Иметь: ­навыки правильного употребления предлога на; ­навыки употребления местоимений мой, моя, моё. Уметь: самостоятельно употреблять в речи обобщающие понятия «одежда», « обувь».Технологическая карта № 9 Группа: средняя. Дата: 08. 01.2015. Образовательная область: Коммуникация Организованная учебная деятельность: русский язык. Тема: «Домашние животные». Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и  фразы по новой теме, правильно использовать обобщающие слова. Воспитывать наблюдательность, любознательность,  трудолюбие и бережное отношение к домашним животным. Словарная работа: Существительные: кошка, собака, лошадь, корова, овца. Глаголы: мяукает, мычит, лает, лакает,  сторожит. Прилагательные: пушистая, быстрая, добрая, злая. Оборудование: картинки домашних животных. Этапы деятельности Действия педагога Деятельность детей Мотивационно­  побудительный Организационно ­  побудительный ­Ребята, что вы видите на картинке? Деревню. Дом и двор. ­Посмотрите, какой большой двор. Хотите узнать,  кто там живет? Рассматривают картинки  деревни. Педагог ведет беседу по цветной иллюстрации. ­ Это корова, это овца, а это­лошадь. Они живут на  скотном дворе. За ними ухаживает человек. Кошка  живет в доме у человека. Собака живет в будке.  Поэтому их называют домашними животными.  (Педагог дает перевод на родном языке.) Беседа о пользе домашних животных. Корова дает молоко. Овца дает шерсть. Лошадь возит дрова. Собака сторожит дом. Кошка ловит мышей. Р/у «Скажи правильно» Дети внимательно  слушают педагога, принимают активное  участие в беседе. Внимательно слушают и Повторяют за педагогом. Называют обобщающее  слово. Д /игра: «Назови, кого не стало?» Играют в игру. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» Дети подражают голосам  животных, угадывают,  какое это животное. Физминутка. Во дворе щенок играл,Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова, Три – налево поворот» ­ И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел. Дидактическая игра «Расскажи о животном» Составление рассказа по картине о любимом  домашнем животном. Рефлексивно­ корригирующий Заключительная беседа о том, какие животные есть у  них дома, кто и как ухаживает за ними, каких  животных они любят. Выполняют движения в  соответствии с текстом. Описывают по плану: ­название, внешний вид, ­чем питается, где живет, ­как голос подает, ­какую пользу приносит. «Это кошка. У нее есть  голова, туловище, лапки и хвостик. Кошка любит  молоко. Кошка мяукает.  Она ловит мышей. Высказывают свое  мнение, рассказывают. Ожидаемый результат: Знать: названия домашних животных на русском языке, О пользе домашних животных. Иметь: обобщенное представление о взаимосвязи и зависимости животных от человека. Уметь: узнавать и называть домашних животных на картинках, иллюстрациях, составлять простые предложения. Технологическая карта № 10 Группа: средняя. Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 22.01.2015.Раздел: «Русский язык» Тема: «Дикие животные». Цель: продолжать работу по активизации словаря, ввести в словарь детей слова и выражения на русском языке,  обозначающие диких животных, отвечать на вопросы, используя подходящие по смыслу существительные, глаголы,  прилагательные, образовывать существительные в единственном и множественном числе. Воспитывать бережное отношение к  животным, трудолюбие. Словарная работа.Существительные: Волк, лиса, заяц, белка, медведь, ёж. Глаголы: живет, питается, прыгает,  спит.Прилагательные: злой, голодный, рыжая, колючий, шустрая. Оборудование: картинки диких и домашних животных, иллюстрации по теме. Этапы деятельности Действия педагога Мотивационно­  побудительный Организационно ­  побудительный С/игра «Наоборот» Педагог называет слова на каз.языке (по пройденным  темам). Педагог просит рассмотреть иллюстрации диких  животных и разучить новые слова и фразы. Медведь, лиса, заяц, белка, ёж ­ это дикие животные,  потому что они живут в лесу. Ф/г «Расскажи чистоговорку». Су­су­су мы видели лису. Са­са­са убежала в лес лиса. Сы­Сы­сы –хвост пушистый у лисы. Деятельность детей Называют перевод слов. Рассматривают  иллюстрации и  проговаривают новые  слова и выражения. Повторяют за  педагогом. Р/у «Скажи правильно» (злой волк, рыжая лиса, шустрая белка…) Р/у «Кто лишний?» Находят нужное слово. Называют лишнее и  дают объяснение. Р/у « У кого кто?»: У волчицы­ У медведя­ У лисы­ Физминутка Мишка. Топай, мишка, (топаем ногами) Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши) Приседай со мной, братишка, (приседаем) Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками) Улыбайся и садись. Д/игра «Один ­ много» Рефлексивно­ корригирующий Д/Игра «Кто, где живет?» Какие животные живут в лесу? Назовите. Почему их называют дикими животными? Ожидаемый результат: Волчонок. Медвежонок. Лисенок. Выполняют ф/м. Называют множ.число  сущ. . Играют в игру. Ответы детей.Знать: названия диких животных на русском языке. Иметь: навыки подбора глаголов и прилагательных. Уметь: образовывать множ.число существительных; повторять чистоговорку. Технологическая карта № 11 Группа: средняя. Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 05.02.2015. Тема: «Домашние птицы». Цель: продолжать обогащать словарь детей согласно лексической теме­ учить называть домашних птиц на русском языке,  отвечать на вопросы, образовывать существительные в единственном и множественном числе. Закреплять пройденный  лексический материал. Воспитывать заботливое отношение к птицам.Словарная работа.Существительные: гусь, утка, индюк, петух, курица,цыпленок. Глаголы: кудахчет, гогочет,кукарекает,  крякает. Прилагательные: большой, маленький, пушистый. Оборудование: картины из серии «Птицы», птичий двор из игрушек, картинки и иллюстрации по теме. Этапы деятельности Действия педагога Мотивационно­  побудительный Организационно ­  побудительный Р/у «Скажи одним словом» (по пройденным темам) Психогимнастика «На птичьем дворе» Мы отправимся на птичий двор и посмотрим, какие  птицы там живут. Наши уточки с утра ­  Кря­кря­кря! Кря­кря­кря! Наши гуси у пруда – Га­га­га! Га­га­га! Наши курочки в окно – Ко­ко­ко! Ко­ко­ко! А как Петя­петушок Рано ­ рано поутру Нам споёт: ку­ка­ре­ку! ­Кто крякает? ­Кто гогочет? ­Кто кудахчет? ­Кто кукарекает? Утка, гусь, петух, курица, индюк – это домашние  птицы.За ними ухаживает человек, потому что они  приносят ему пользу. Д/игра: «Угадай, кого не стало?» Р/у «У кого кто?» У курицы­ У гуся – У утки – У индюка­ Физминутка Птички прыгают, летают, Птички весело поют. Птички крошки собирают, Птички зернышко клюют. Перышки почистили, Клювики почистили. Дальше полетели, И на место сели. Д/игра «Кто лишний?» Д/игра «Один –много» Гусь­гуси, утка­утки, курица –курицы, петух­ петухи,  цыпленок – цыплята, утенок –утята, гусенок – гусята. Деятельность детей Называют обобщающие  слова. Дети слушают и  подражают голосам  названных птиц. Утка. Гусь. Курица. Петух. Играют в игру. Цыпленок.. Гусенок. Утенок. Индюшонок. Выполняют ф/м Играют в игру. Рефлексивно­ корригирующий Назовите на русском языке домашних птиц. ­Почему их называют домашними? ­Какую пользу они приносят человеку? Отвечают на вопросы  педагога.Ожидаемый результат: Знать: названия домашних птиц на русском языке. Иметь: навыки подбора глаголов и прилагательных.. Уметь: подражать голосам домашних птиц, образовывать множ. число существительных, слушать и отвечать на вопросы. Технологическая карта № 12 Группа: средняя. Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 19.02.2015. Тема: «Дикие птицы». Цель: продолжать обогащать словарь детей согласно лексической теме ­ учить называть диких птиц на русском языке,  отвечать на вопросы, образовывать существительные в единственном и множественном числах, правильно использовать  обобщающие слова. Закреплять пройденный лексический материал. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Словарная работа.Существительные: ворона,воробей, сорока, голубь. Глаголы: каркает, стрекочет, чирикает,  летает.Прилагательные: большой, маленький, серый, белый, черный. Оборудование: картины из серии «Птицы», птичий двор из игрушек, картинки и иллюстрации по теме. Этапы деятельности Действия педагога Мотивационно –  Психогимнастика «Птичий гомон» Деятельность детей Повторяют запедагогом. Рассматривают  иллюстрации и  проговаривают  новые слова и  выражения. Называют  прилагательные и  глаголы. Определяют и  называют, которая  спрятана. Называют лишнее и  дают объяснение. Выполняют ф/м Подбирают  существительные. Находят и называют. побудительный Организационно ­  поисковый Чик –чирик, чик –чирик, Воробей чирикает. Кар –кар – кар Каркает ворона. Врр­вррр­воркует голубь. Чк­чк –чк –стрекочет сорока. Педагог предлагает рассмотреть картинки с  изображениями диких птиц и разучить новые слова и  фразы. Это ворона. Это сорока. Это голубь. Это воробей.  Голубь и воробей собирают крошки. Это дикие птицы,  потому что они умеют летать, живут самостоятельно,  пищу добывают сами, сами строят себе жилище. Р/у «Какой?» и «Что делает?» Ворона черная. Ворона каркает. Голубь белый. Голубь большой. Голубь воркует. Воробей серый.Воробей чирикает. Сорока белобокая. Сорока стрекочет. Р/у «Какой птички не стало?» Д/игра: «Назови лишнюю птицу» Физминутка Птички прыгают, летают, Птички весело поют. Птички крошки собирают, Птички зернышко клюют. Перышки почистили, Клювики почистили. Дальше полетели, И на место сели. Д/игра «Большой – маленький» Рефлексивно ­  корригирующий Подведение итогов. Д/игра: «Наведи порядок» ­Посмотрите, ребята, сколько на этой полянке птиц  отдыхает? Они все перемешались, помогите мне  определить, какие из них домашние, а какие ­ дикие.  Ожидаемый результат: Знать: названия домашних и диких птиц на русском языке. Иметь: навыки подбора глаголов и прилагательных. Уметь: подражать голосам диких птиц, передавать их повадки с помощью мимики.Технологическая карта № 13 Группа: средняя. Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 05.03.2015. Тема: «Весна. Женский праздник». Цель: продолжать обогащать словарь детей лексическим материалом по теме, учить составлятькороткий рассказ на русском  языке по картине. Формировать умения рассказывать о весне, воспитывать уважение к женщине( матери, бабушке, педагогам), бережное отношение к природе. Словарная работа: Существительные:весна, женский праздник, подарок.. Глаголы:наступила, зеленеет, петь, дарить,  приготовить, поздравлять.. Прилагательные: добрая, любимая, уважаемая, весенняя, веселый. Оборудование: нарядная кукла, компьютерная игра « Когда это бывает?» Этапы деятельности Действия педагога Мотивационно –  побудительный Организационно ­  поисковый Игровая ситуация: вместе с Машей приходит очень  нарядная кукла и педагог спрашивает у нее: ­Настенька, почему ты нарядная? ­Потому что скоро женский праздник. Маша просит учителя познакомить детей с новыми  словами о весне и женском празднике. Педагог ведет беседу о весне. ­Ребята, вот и наступила весна. Скоро на улице станет  теплее. Солнышко будет греть сильнее, снег растает,  Деятельность детей Дети проявляют  желание узнать новые  слова. Внимательно  слушают.побегут ручьи. 8 марта отмечают Женский праздник – праздник мам.  В этот день мы поздравляем своих мам, бабушек,  сестер с праздником и дарим им подарки, цветы. Для нас мама – это самый дорогой человек. Расскажите, как вы ее любите и какая она. Р/у «Какая?» Чтение стихотворения и заучивание наизусть. Маму крепко поцелую, Обниму ее, родную Очень я люблю ее, Мама – солнышко мое! Игра «Что подарим маме?» Физминутка «Весну аукаем» Д/игра «Когда это бывает?» описательные загадки. Педагог называет приметы весны и спрашивает: «Тает  снег. Когда это бывает?» Рефлексивно ­  корригирующий Что меняется в природе весной? Какой праздник мы отмечаем 8 Марта? Ожидаемый результат: Подбирают  прилагательные к  слову «мама» Повторяют за  педагогом, учат  наизусть. Играют в игру. Узнают и называют. Отвечают на вопросы. Знать: название женского праздника на русском языке. Иметь: представление об изменениях в природе весной и особенностях Женского праздника. Уметь: переключать внимание с одного вида деятельности на другой, составлять короткий рассказ по иллюстрации.Технологическая карта № 14 Группа: средняя. Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 19.03.2015. Тема: «Наурыз». Цель: продолжать обогащать словарь детей лексическим материалом по теме, учить рассматривать иллюстрации, слушать  текст и отвечать на вопросы полным предложением. Формировать правильные представления о Наурыз мейрамы, воспиывать  уважение к народным праздникам и традициям, бережное отношение к природе. Словарная работа: Существительные: праздник, Наурыз мейрамы, тюльпан, подарок. Глаголы: наступила, зеленеет, петь,  дарить, приготовить, поздравлять. Прилагательные: вкусный, уважаемый, веселый. Оборудование: нарядная кукла, иллюстрации по теме, цветок тюльпан, цветные карандаши. Этапы деятельности Действия педагога Мотивационно –  побудительный Игровая ситуация: Маша приносит тюльпан и  спрашивает у детей: ­Ребята, вы знаете, что это за цветок? ­А когда появляются тюльпаны? ­Какое сейчас время года? ­Как изменилась природа? Сегодня мы поговорим с вами о празднике Наурыз. Организационно ­  поисковый Р/у «Какая?» Весна (какая?) теплая. Весна (какая?) нарядная. Педагог просит детей рассмотреть иллюстрации. ­Что вы видите на картинках? ­Как одеты люди? ­Какое у них настроение? ­Какой это праздник? Деятельность детей Тюльпан. Весной, когда станет  теплее. Весна. Отвечают на вопросы. Подбирают  прилагательные к слову  «весна». Рассматривают  иллюстрации. Отвечают на вопросы. Внимательно слушаютПедагог читает текст и задает вопросы по нему. ­Когда празднуют Наурыз мейрамы? ­Как готовятся к празднику? ­Какие угощения подают на дастархан? ­Какая музыка звучит? ­Что делают люди в этот день? Беседа о национальных блюдах. ­У каждого народа есть свои национальные блюда. У  казахского народа – это бесбармак, казы, шужик,  баурсаки, курт, иримшик, коже, кумыс и шубат. Физминутка «Встречаем Наурыз» В комнате все приберем, И ковер почистим. В гости к бабушке пойдем Ей споем и спляшем. «Ответь на вопросы Маши» Какие цветы появляются весной самыми первыми? Ромашки Розы    Подснежники. А сейчас раскрасим каждый свой подснежник. Рефлексивно ­  корригирующий ­Когда празднуется Наурыз мейрамы? ­Как мы его встречаем? ­Какие изменения происходят весной в природе? Ожидаемый результат: педагога. Весной, 22 марта. Ответы детей. Рассматривают,  запоминают, повторяют. Выполняют ф/м Подснежники. Выполняют задание. Рассуждают и отвечают  на вопросы педагога. Знать: название праздника на русском языке. Иметь: представление о Наурыз мейрамы и изменениях в природе весной. Уметь: переключать внимание с одного вида деятельности на другой, Слушать текст и отвечать на вопросы по его  содержанию.Технологическая карта № 15 Группа: средняя Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 02.04.2015. Тема: «Комнатная мебель». Цель: продолжать обогащать словарь детей – учить называть мебель на русском языке, отвечать на вопросы полным  предложением, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.Закреплять пройденный лексический  материал. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к предметам быта. Словарная работа: Существительные: стол, стул, кровать, диван, мебель. Глаголы: лежать, сидеть,  ставить.Прилагательные: круглый, большой, высокий, низкий. Оборудование: картинки из серии «Мебель», картинки к д/и «Куда что положить?» Этапы деятельности Действия педагога Мотивационно –  побудительный Организационно ­  поисковый Ребята, сегодня у Нюши новоселье, и она просит вас  помочь ей выбрать для ее дома необходимую мебель,  а потом она научит вас правильно называть ее на  русском языке. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации и  проговаривает названия мебели. Это стол. Это стул. Это кровать. Это диван. Это  шкаф. Все эти предметы быта одним словом, мы  называем мебелью. А теперь поможем Нюше расставить мебель в ее  комнате. Д/игра «Подбери признак»: Стул какой? Стол... Кровать... Диван... Деятельность детей ПРоявляют желание  помочь кукле. Называют новые слова и выражения. Расставляют картинки  мебели. Отвечают: большой,  высокий, круглый,  низкий, широкая,  маленькая, красивый,  мягкий, удобный. Д/игра «Чего не стало?» Играют в игру. Физминутка. Мы купили в магазине Стол, диван, комод, буфет, Две кровати, этажерку И зеленый табурет. Выполняют ф/мНам еще нужна тахта и гладильная доска. Д/игра «Куда что положить?» Книгу положу на полку. Подушку положу на кровать. Лампу поставлю на стол. Работают с карточками, называют предмет,  соединяют линией  предмет и  соответствующую ему  мебель, составляют  предложения Выполняют задание. «Помоги Нюше раскрасить стол» Рефлексивно ­  корригирующий ­Какие новые слова мы научились говорить? Нюша благодарит вас за помощь. Отвечают на вопросы и  прощаются с Нюшей. Ожидаемый результат: Знать: названия предметов мебели на русском языке. Иметь: ­ навыки согласования числительных с существительными.  навыки работы с карточками. Уметь: ­ правильно употреблять обобщающие слова и предлоги.  подбирать прилагательные, правильно отвечать на вопрос «Где?», составлять простые предложения.Технологическая карта № 16 Группа: средняя. Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 16. 04.2015. Тема: «Продукты питания и посуда». Цель: продолжать обогащать словарь детей по русскому языку, ввести в активный словарь названия продуктов питания,  учить отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать у детей бережное отношение к продуктам питания,  заботливость и трудолюбие. Словарная работа: Существительные: хлеб, масло, компот, молоко, мясо, продукты, посуда, тарелка, чайник,  кастрюля.Глаголы: кипит, варится, жарить, разбить. Прилагательные: гороховый, картофельный, полезный, железная,  стеклянная. Оборудование:нарядная кукла, картинки к д/и «Покажи и повтори», цветные карандаши. Этапы деятельности Действия педагога Мотивационно –  побудительный Игровая ситуация: Маша очень любит кашу, давайте  приготовим ей кашу. Организационно ­  поисковый Какие же нужны продукты? Р/У «Будь здоров» Чтобы быть здоровыми, сколько раз в день нам нужно  кушать? Как называется прием пищи утром? (завтрак) Утром завтрак, мы завтракаем, днем у нас... (обед),и  мы... (обедаем), после дневного сна у нас ...(полдник) и  мы (полдничаем), вечером (ужин), мы ...(ужинаем). Педагог просит рассмотреть иллюстрации. Разучивание новых слов по теме: Это хлеб. Это молоко. Это масло. Одним словом ­ это  продукты. Это тарелка. Это кастрюля. Это чайник. Одним словом – это посуда. Слайд «Полезные продукты» Беседа. Физминутка. 1,2,3 Кашу нам горшок вари. Мы внимательными будем­ Ничего не позабудем (идут по кругу). Наливаем молоко. (Выходит «молоко» в центр круга) Деятельность детей Проявляют желание  узнать названия  продуктов. Ответы детей. Рассматривают  иллюстрации. Называют новые слова и выражения. Рассматривают слайд. Встают в хоровод, у  каждого карточка,  проговаривают слова­  продукты, чтобы  приготовить кашу.Мы внимательными будем­ Ничего не позабудем (идут по кругу). Сыплем соль. Мы внимательными будем­ Ничего не позабудем (идут по кругу). Сыплем сахар. Мы внимательными будем­ Ничего не позабудем (идут по кругу). Насыпаем мы крупу. Каша варится пых­пых Для друзей и для родных. Д/игра «Что это? Для чего она нужна?». «Раскрась посуду и назови ее на русском языке». Называют посуду и ее  назначение. «Это кастрюля. В ней  варят суп» Выполняют задание. Рефлексивно ­  корригирующий Дети называют продукты на русском языке. Маша благодарит детей за помощь. Отвечают на вопросы,  прощаются с Машей. Ожидаемый результат: Знать: названия продуктов питания и посуды на русском языке. Иметь: представление о многообразии продуктов питания и их пользе; Представление о назначении посуды. Уметь: делать обобщения на русском языке по существенным признакам; Комментировать движения.