Комплекс технологических карт для преподавания русского языка в средней группе. Дошкольный возраст- важный сенситивный период для освоения и познания языка, время активного развития словаря. Обучение русскому языку детей казахов в дошкольный период обеспечивает прочность усвоения знаний в период школьного обучения.
У дошкольников основной вид деятельности – это игра. Методика по обучению русскому языку предусматривает проведение таких игр, как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.
Итак, важен учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Однако нельзя забывать такой из основных принципов, как уважение личности ребёнка. Если ребёнок при общении с педагогом почувствует себя личностью, что его уважают, что с ним считаются, то, конечно, он будет стараться проявить себя, будет активным и коммуникабельным.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.Текенова»
Технологические карты для обучения русскому языку в
дошкольных заведениях
(Средняя группа)Составитель: Видергольд А.С.
Технологическая карта № 1 Дата: 02.09.15.
Группа: Средняя.
Образовательная область: Коммуникация
Организованная учебная деятельность: русский язык
Тема: «Наша РодинаКазахстан. Мой родной город».
Цель: формировать у детей первоначальные представления о родном городе и Родине Республике Казахстан. Учить
называть на русском языке символы Казахстана, узнавать и называть достопримечательности родного города и столицы.
Воспитывать уважение к госсимволам и любовь к родному городу.
Словарная работа. Существительные: город, страна, республика, Родина, герб, гимн, флаг; глаголы: жить, любить;
прилагательные: дорогая, любимая, большая, родная.
Оборудование: карта Казахстана, фотографии родного города, Астаны, иллюстрации о Казахстане, госсимволы.
Этапы деятельности Действия воспитателя
Мотивационно
побудительный
Педагог предлагает детям выполнить музыкальную
психогимнастику "Доброе утро».
Деятельность детей
Держатся за руки,
передают друг другу
тепло рук и добрые
пожелания.
Организационно
поисковый
Педагог ведет беседу на родном языке: В какой стране мы
живем? На каком языке мы говорим? Кто является
Президентом нашей республики.
Дети слушают педагога и
отвечают на вопросы.
Рассказ педагога о Родине:
– Ребята мы живем в республике Казахстан. (показывается
карта) Республика Казахстан наша Родина. Здесь мы
родились и живем. Наша Родина большая и красивая.
а) рассматривание символов, обучение новым словам и
выражениям.
Каждая страна имеет свою символику: это флаг, герб и
гимн. Посмотрите внимательно на наши символы.
Д/игра «Назови правильно».
б) рассматривание иллюстраций и беседа об Астане.
Столица нашей Родины Астана
в) рассматривание иллюстраций и беседа о родном городе.
Наш родной город Уральск. Он очень старый и красивый.
Здесь очень много красивых зданий, памятников культуры и
т. д.
Посмотрите на фотографии нашего города.
Физминутка
Я иду, и ты идешь – раз, два, три.
Я пою, и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем, и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем – раз, два, три.
Д/игра: «Кто быстрее?»
Игра проводится с помощью мяча.
Педагог бросает мяч ребенку и называет слово на родном
Рассматривают
иллюстрации, отвечают
на вопросы.
Дети запоминают
символы, а затем
правильно называют.
Рассматривают
иллюстрации, отвечают
на вопросы.
Рассматривают
фотографии города
Уральск.языке, ребёнок – на русском.
Например: Отан – Родина, Ту – Флаг и т.д.
Педагог подводит итог, читая детям стихотворение:
Казахстан – земля родная,
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная
Это Родина моя!
Рефлексивно –
корригирующий
Что такое Родина?
Какие символы есть у нас?
Как называется наша столица?
Как называется наш родной город?
Дети выполняют
движения и повторяют
слова.
Дети хором повторяют за
педагогом.
Рассказывают о своих
впечатлениях.
Ожидаемый результат:
Знать: названия страны, родного города, государственных символов на русском языке.
Иметь: первоначальные представления о родной странеРеспублике Казахстан.
Уметь: отвечать на вопросы на русском языке.
Технологическая карта №2 Дата: 16.09.15.
Группа: средняя.
Образовательная область: Коммуникации.
Раздел: Русский язык.Тема: «Игрушки. Кто работает в детском саду».
Цель: учить называть игрушки и работников детского сада на русском языке, использовать в речи подходящие по смыслу
глаголы и прилагательные, формировать понятие об обобщающих словах. Воспитывать уважение к труду работников детского
сада, бережное отношение к игрушкам.
Словарная работа: Существительные: воспитатель, помощник воспитателя, повар, врач, дворник, игрушки. Глаголы: играть,
убирать, класть; прилагательные: резиновая, пластмассовая, железная, большая, маленькая.
Оборудование: матрешка Маша, игрушки по теме занятия; предметные и сюжетные картинки.
Этапы деятельности
Мотивационно
побудительный
Действия педагога
Игротренинг «В Казахстане мы живем»
Деятельность детей
Выполняют движения в
соответствии с текстом
Организационно
поисковый
Речевое упражнение «Скажи правильно»
закрепление названий госсимволов.
Знакомство с названиями игрушек.
Педагог ведет беседу:
Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла
кукла Алина. И она привела своих друзей.
Посмотрите, какие они красивые! Поздоровайтесь с
ними.
Кукла Алина, мишка, зайчик приехали на машине и
еще они любят играть с мячом.
(педагог дает перевод названиям игрушек)
Р/у «Наши игрушки»
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
Ребята, игрушки любят, когда с ними играют.
Р/у «Расскажи о своей игрушке»
А теперь расскажите, как вы играете дома.
Педагог, внимательно выслушав детей, показывает
картинки, где изображены игрушки разной величины.
Посмотрите, игрушки бывают разных цветов и
размеров, мы должны правильно назвать их по
величине, например: Это кукла. Это кукла большая, а
это маленькая. Это мяч. Мяч красного цвета. Этот
мяч маленький и т.д.
Д/игра: «Какой игрушки не стало?»
Называют госсимволы
на русском языке.
Проговаривают новые
слова за педагогом,
хором и по
отдельности.
Дети приветствуют их.
Повторяют текст с
показом игрушек.
Дети рассказывают о
своих игрушках.
Рассказывают.
Внимательно слушают
педагога и повторяют за
ним.
Играют в игру.
Запоминают и отвечают
на вопросы педагога
словосочетанием.
Выполняют ф/м.
Беседа «Кто работает в детском саду» знакомство
с названиями должностей работников д/сада.
Отгадывают загадки.
Физминутка
Раз согнутся, разогнуться
Два – нагнуться, потянутся
Три – ладоши три хлопка
На четыре руки шире
Пять, шесть – тихо сестьСемь, восемь – лень отбросим.
«Угадай?» описательные загадки о работниках
детского сада.
Рефлексивно
корригирующий
Ожидаемый результат:
Игровое упражнение «Расскажем, чему научились».
Анализируют свою
работу на занятии.
Знать: названия должностей работников д/с и игрушек на русском языке.
Иметь: представление о труде работников детского сада.
Уметь: отвечать на вопросы на русском языке,
Технологическая карта №3
Группа: средняя. Дата:30.09.16
Образовательная область: Коммуникация
Организованная учебная деятельность: русский язык
Тема: «Осень. Овощи»
Цель: познакомить детей с названиями овощей, расширять словарь по теме «овощи и фрукты». Совершенствовать
диалогическую речь, зрительное восприятие, внимание и мышление. Воспитывать бережное отношение и любовь к
окружающей среде.
Оборудование: корзина, муляжи овощей и фруктов, игрушка зайчик, мешочек, раздаточный материал: раскраски и цветные
карандаши.
Этапы
деятельности
Мотивационно
побудительный
Организационно
поисковый
Действия воспитателя
Педагог предлагает детям выполнить речевую гимнастику:
Цы – цы – цы – мы ели огурцы.
Ла лала– созрела красная свекла.
Ша –ша –ша – наша груша хороша.
Вававав саду созрела слива.
Ан – анан очень вкусный банан.
Педагог обращает внимание детей на игрушку.
Ребята, сегодня к нам пришел зайчик.
Нужно поздороваться с ним. Зайчик пришел не с пустыми
руками, он принес нам полную корзину овощей и фруктов.
Давайте посмотрим и назовем, что он нам принес. Педагог
выкладывает на стол овощи и фрукты.
А теперь зайчик хочет, что вы вместе с ним повторили и
запомнили названия овощей и фруктов на русском языке.
Яблоко, груша, апельсин, банан, лимон это фрукты.
Деятельность детей
Дети выполняют
звуковые упражнения.
Дети здороваются с
зайчиком.
Дети внимательно
слушают зайчика иОгурцы, помидор, лук, морковь, свекла – это овощи.
Фрукты растут в саду, а овощи растут в огороде.
А теперь зайчик хочет с вами поиграть.
Д/игра: «Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение правильно называть овощи и
фрукты на ощупь и знать название.
Физминутка
Убираем огород
Много там чего растет
И капуста, и морковь, и веселенький горох.
Тыква, ягодка, картошка.
Соберем все понемножку.
Педагог: Молодцы, ребята. А теперь поможем зайчику
собрать овощи в одну корзину, а фрукты в другую.
Д/игра: «Собери овощи и фрукты»
Цель: Закрепить названия овощей и фруктов. Формировать
умение различать овощи и фрукты.
Работа с раздаточным материалом :
У вас на столах листы с разными картинками.
1) Раскрасьте овощи на этой картинке.
2)Какие овощи вы нашли, какого они цвета?
Назовем их.
Рефлексивно –
корригирующий
Педагог подводит итог:
Какие фрукты мы знаем?
Где растут фрукты?
А какие овощи растут в огороде?
Ожидаемый результат:
Знать: названия овощей и фруктов на русском языке.
Иметь: представление, где растут овощи и фрукты.
Уметь: различать овощи и фрукты.
повторяют слова.
Дети играют в игру.
Дети выполняют
движения и повторяют
слова.
Дети играют в игру.
Работают с раздаточным
материалом.
У детей вызван интерес в
изучении языка.Технологическая карта №4
Группа: средняя Дата: 07.10.14.
Образовательная область: Коммуникация
Организованная учебная деятельность: русский язык
Тема: «Фрукты»
Цель: Познакомить детей с названиями фруктов, научить связывать существительные с прилагательными, отвечать на вопрос
«Что это?», «Какой?», формировать умения называть цвета. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде.
Словарная работа. Существительные: фрукты, сад, яблоко, груша, виноград, лимон.
Прилагательные: красное, желтое, зеленое.
Оборудование: корзина с фруктами (муляжи), картинки дерева, фруктов и овощей.
Этапы деятельности Действия воспитателя
Мотивационно
побудительный
Педагог предлагает детям выполнить речевую гимнастику:
Ша –ша –ша – наша груша хороша.
Ко –ко –ко – Яна съела яблоко.
Ва вава в саду созрела слива.
Ад – ад –ад – у нас в саду виноград.
Ин — ин ин очень кислый апельсин.
Деятельность детей
Дети выполняют
звуковые упражнения.
Организационно
поисковый
Педагог ведет беседу на родном языке:
Наступила осень. Пришло время собирать урожай. В огороде
созрели овощи, а в саду — фрукты.
А какие фрукты мы знаем?
Посмотрите на картинки. Что это? Это яблоко. Яблоко какое?
Красное. Это груша. Груша зеленая. Это апельсин. Апельсин
— оранжевый. Фрукты сладкие и полезные.
Р/у «Назови фрукты в корзине»
Яблоко, груша, апельсин, банан, лимон, мандарин — это
фрукты. Фрукты растут в саду на деревьях.
Р/у «Что лишнее?»
Д игра «Исправьте ошибку».
Цель: уметь определять, что именно растет на дереве.
Физминутка.
Дети слушают
педагога.
Дети называют
фрукты.
Дети повторяют слова
за педагогом.
Определяют, что
лишнее.Вот так яблоко!(Встали)
Оно (Руки в стороны)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)
Руку протяните, (Протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (Руки вверх)
Дети играют в игру.
Д/игра «Чего не стало?»
Цель: развивать внимание и память. Научить называть фрукт,
которого не стало.
Дети выполняют
движения и повторяют
слова.
Рефлексивно –
корригирующий
Педагог подводит итог:
Когда мы собираем урожай?
Где растут фрукты?
Какие фрукты мы знаем? (похвалить детей за старание.)
Дети играют в игру.
Отвечают на вопросы,
делают выводы.
Ожидаемый результат:
Знать: названия фруктов на русском языке.
Иметь: представление, где растут фрукты.
Уметь: различать овощи и фрукты.Технологическая карта №5
Группа: средняя Дата: 21.11.14.
Образовательная область: Коммуникация
Организованная учебная деятельность: русский язык
Тема: «Моя семья»
Цель: Учить называть на русском языке членов семьи, использовать в речи обобщающее слово « семья» и притяжательные
прилагательные, формировать умения составлять предложения по картине.
Оборудование: сюжетная картина «Семья», мяч, материал к п/г, предметные картинки.
Словарная работа. Существительные: семья, папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра. Глаголы: помогать, любить,
ухаживать. Прилагательные: родная, любимая, дружная, крепкая.
Этапы деятельности Действия воспитателя
Деятельность детей
Мотивационно
побудительный
Организационно
поисковый
Дети слушают
стихотворение.
Педагог предлагает детям послушать стихотворение:
У меня семья большая:
Папа, мама, брат, сестра.
А еще есть добрые
Бабушка и дедушка.
Вместе дружно мы живем,
Песни весело поем.
Ребята, о ком рассказывается в стихотворении?
Педагог обращает внимание детей на картину «Моя семья».
Ребята, это семья Айгерим. Сегодня она пришла к нам
гости и хочет познакомить вас со своей семьей.
Посмотрите, какая большая у неё семья. У нее есть папа,
мама, дедушка, бабушка, брат и сестра.( Педагог дает
перевод на родном языке).
Ребята, значит, папа, мама, дедушка, бабушка, брат и
сестра — это семья.
Чем занята семья Айгерим?
Что они делают?
А теперь кто мне расскажет про свою семью?
С кем вы живете?
Как зовут вашего папу? А маму как зовут? Вы их
уважаете?
Как вы им помогаете?
Д/игра « Расскажи»
П/г « Моя семья»
О членах семьи.
Внимательно слушают
педагога.
Называют членов семьи
(хором, индивидуально)
Отвечают на вопросы.
Играют в игру.
Выполняют п/г.
Словесная игра «Наоборот».(играют с мячом)
Педагог называет слова на казахском языке, дети говорят
эти же слова на русском языке (закрепление пройденных
тем)
Называют перевод слов,
названных педагогом на
каз. языке.
Д/игра: «Назови ласково»
Цель: Образовывать существительные в уменьшительно
ласкательной форме.
Мама – мамочка
Папа – папочка
Дети играют в игру.Бабушка – бабуля
Дедушка – дедуля и т.д.
Физминутка
Я иду, и ты идешь – раз, два, три.
Я пою, и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем, и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем – раз, два, три.
Д/игра: « Кому что?»
(Мамепосуда, бусы, платье )
(Папе инструменты, машина, костюм)
Рефлексивно –
корригирующий
Кто приходил к нам в гости?
Какая у нее семья?
Кто относится к членам семьи?
Как нужно жить в семье?
Ожидаемый результат:
Дети выполняют
движения и повторяют
слова.
Отвечают на вопросы,
делают выводы.
Знать: названия членов семьи на русском языке.
Иметь: представление об уважении к старшим, об отношениях между взрослыми и детьми.
Уметь: рассказывать о своей семье на русском языке, отвечать на вопросы по картине.
Технологическая карта № 6
Группа: средняя. Дата: 20.11.14.
Образовательная область: Коммуникация
Организованная учебная деятельность: русский язык.
Тема: " Части тела. Культурно – гигиенические навыки».
Цель: Учить детей отвечать на вопросы полным предложением, обогащать словарный запас словами, обозначающими части
тела и культурно гигиенические навыки. Воспитывать культурно – гигиенические навыки.
Словарная работа: Существительные: голова, лицо, уши, глаза, нос, рот, туловище, руки, ноги, мыло, полотенце,
расческа.Глаголы: смотреть, бегать, мыть. Прилагательные: чистый, грязный.
Оборудование: чемодан с натуральными предметами туалета, сюжетные картинки, предметные картинки.
Этапы деятельности
Мотивационно
побудительный
Действия педагога
Психогимнастика «Моя семья».
Деятельность детей
Выполняют движения,
комментируя на русском
языке.Организационно
побудительный
«Угадай, о ком я говорю?» описательные загадки.
Педагог просит внимательно посмотреть на куклу.
На кого она похожа?
Правильно, она похожа на человека. И у нее такие
же части тела.
Педагог показывает, где находится ее голова, глаза,
нос, уши, лицо, туловище, руки, ноги.
Узнают и называют
членов семьи на русском
языке.
На человека.
Показ слайда «Части тела» и составление
предложений по ним.
Для чего нам нужны глаза?
Для чего нужны уши?
Что мы делаем носом?
Для чего нам нужны руки?
А ноги для чего?
Д/игра: «Назови правильно»
Педагог называет части тела, а дети показывают на
себе (голова, нос, глаза, уши, руки и ноги).
Физминутка
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа о правилах гигиены.
Рефлексивно
корригирующий
Какие новые слова мы научились говорить?
Что нужно делать, чтобы быть чистым и опрятным?
Какие предметы нужны для этого?
Запоминают и повторяют
по образцу педагога.
Составляют предложения.
Играют в игру.
Выполняютф/м
Рассматривают картинки
и отвечают на вопросы,
правильно употребляя
глаголы.
Повторяют слова и фразы
новой темы.
Отвечают на вопросы.
Ожидаемый результат:
Знать: Названия частей тела куклы на русском языке.
Иметь: предсавление о важности соблюдения кульурно –гигиенических правил.
Уметь: четко и ясно произносить русские слова и фразы, правильно употреблять глаголы.Технологическая карта № 7
Группа: средняя. Дата: 04.12.14.
Образовательная область: Коммуникация
Организованная учебная деятельность: русский язык.
Тема: «Зима»
Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и
фразы по теме «Зима», внимательно слушать текст рассказа и отвечать на вопросы по его содержанию, упражнять в подборе
прилагательных к слову «Зима».
Словарная работа: Зима, снег, снеговик, лед, мороз, лепят, падает, катаются, холодная.
Оборудование: иллюстрации о зиме, сюжетные картинки, цветные карандаши.
Этапы деятельности
Мотивационно
побудительный
Организационно
побудительный
Действия педагога
Р/ у «Для чего...» повторение названий частей тела
человека.
Сюрпризный момент:
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Из чего делают снеговика?
А когда бывает снег?
Значит, скоро наступит зима и станет очень холодно.
Ребята, снеговик хочет научить вас рассказывать о зиме,
потому что он очень любит зиму.
Вступительная беседа о зиме (по иллюстрации) с
проговариванием слов и выражений по теме:
Какое время года изображено на картинке?
Что делают дети зимой?
Деятельность детей
Слушают и дают
правильный ответ.
Снеговик.
Из снега.
Зимой.
Слушают,
рассматриваютКто вылепил снеговика?
Какой бывает зимой снег?
иллюстрации и
отвечают на вопросы.
Педагог дает пояснение, если дети затрудняются
отвечать.
На земле лежит белый снег. Дети одеты тепло,
потому что зимой холодно. Они играют на снегу,
катаются с горки на санках. Из снега дети вылепили
снеговика.
Словесная игра «Наоборот».
Педагог называет слова на каз. языке, дети говорят эти
же слова на русском языке (игра проводится с мячом).
Физминутка «Танец снеговика»
Д/игра: «Расскажи»
Составить описательный рассказ по образцу с помощью
педагога.
Это зима. Зимой идет снег. Зимой погода бывает
холодная, морозная. Люди одеваются тепло. Зимой дети
катаются на санках и лепят снеговика.
Задание « Нарисуй снеговика».
Д/игра «Да – нет»
Зимой мы купаемся в речке?
Одеваемся тепло?
Катаемся на санках, лепим снеговика?
Зимой мы одеваем шорты, панамку, сандалии?
Зимой растут цветы и деревья?
Играют в игру.
Выполняют ф/м
Составляют краткий
описательный рассказ.
Выполняют задание на
листочках.
Играют в игру.
Делают правильный
выбор.
Рефлексивно
корригирующий
Ожидаемый результат:
Знать:название времени года на русском языке.
Иметь: представление о зимних забавах детей.
Уметь: четко и ясно произносить русские слова и фразы, правильно употреблять глаголы и прилагательные.Технологическая карта № 8
Группа: средняя. Дата: 18.12.14.
Образовательная область: Коммуникация
Организованная учебная деятельность: русский язык.
Тема: «Одежда. Обувь»
Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и
фразы по теме, правильно употреблять обобщающие слова. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам.
Словарная работа. Существительные: платье, плащ, кроссовки, куртка, рубашка, тапочки, шарф, шапка. Глаголы: одеть,
надеть, носить. Прилагательные: теплый, желтый, красный.
Оборудование: Демонстрационный материал: дидактическая кукла с чемоданом (пальто, брюки, свитер, шуба, шапка,
рубашка, сапоги, ботинки); раздаточный: карточки для игры, цветные карандаши.
Этапы деятельности
Действия педагога
Мотивационно
побудительный
Педагог предлагает детям выполнить
психогимнастику "Доброе утро».
Организационно
побудительный
Ребята, какое сейчас время года?
Как мы одеваемся зимой?
Что мы одеваем на голову?
Что одеваем на тело и ноги?
А что мы одеваем на руки?
Ребята, к нам в гости пришла кукла Настя.
Посмотрите, какой у нее красивый чемодан.
Она хочет, чтобы вы помогли ей выбрать одежду и
обувь для прогулки зимой.
Вы хотите ей помочь?
Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации
одежды и обуви и разучить новые слова и фразы.
Р/У «Что на что наденем?»
Шапку оденем на голову.
Куртку оденем на тело.
Сапоги оденем на ноги.
Варежки оденем на ручки.
Деятельность детей
Держатся за руки,
передают друг другу
тепло рук и добрые
пожелания.
Зима.
Тепло.
Ответы детей.
Выбирают подходящую
одежду и обувь.
Повторяют за
педагогом: хором, затем
индивидуально.
Учатся правильно
использовать
предлог на.Р/У «Скажи правильно»
Пальто, платье, юбка, брюки, рубашка, свитер, шуба,
куртка это одежда.(киім)
А сапоги, ботинки, туфли, кроссовки это обувь.
(аяқ киім).
Физминутка.
Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
(М.Яснов).
Д/И «Скажите, чья? Чьё? Чей? Чьи?
Чьё пальто?
Чей сапог?
Чья рубашка?
Чьё платье?
Рефлексивно
корригирующий
«Что лишнее? Раскрась»
Как мы помогли кукле Насте?
Какую одежду и обувь помогали выбрать?
Называют рисунки
одежды и обуви
обобщающим словом.
Выполняют движения
по тексту
Отвечают, правильно
используя
притяжательные
местоимения.
Выполняют задание.
Ответы детей.
Ожидаемый результат:
Знать: названия одежды и обуви на русском языке.
Иметь:
навыки правильного употребления предлога на;
навыки употребления местоимений мой, моя, моё.
Уметь: самостоятельно употреблять в речи обобщающие понятия «одежда», « обувь».Технологическая карта № 9
Группа: средняя. Дата: 08. 01.2015.
Образовательная область: Коммуникация
Организованная учебная деятельность: русский язык.
Тема: «Домашние животные».
Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и
фразы по новой теме, правильно использовать обобщающие слова. Воспитывать наблюдательность, любознательность,
трудолюбие и бережное отношение к домашним животным.
Словарная работа: Существительные: кошка, собака, лошадь, корова, овца. Глаголы: мяукает, мычит, лает, лакает,
сторожит. Прилагательные: пушистая, быстрая, добрая, злая.
Оборудование: картинки домашних животных.
Этапы деятельности
Действия педагога
Деятельность детей
Мотивационно
побудительный
Организационно
побудительный
Ребята, что вы видите на картинке?
Деревню. Дом и двор.
Посмотрите, какой большой двор. Хотите узнать,
кто там живет?
Рассматривают картинки
деревни.
Педагог ведет беседу по цветной иллюстрации.
Это корова, это овца, а этолошадь. Они живут на
скотном дворе. За ними ухаживает человек. Кошка
живет в доме у человека. Собака живет в будке.
Поэтому их называют домашними животными.
(Педагог дает перевод на родном языке.)
Беседа о пользе домашних животных.
Корова дает молоко.
Овца дает шерсть.
Лошадь возит дрова.
Собака сторожит дом.
Кошка ловит мышей.
Р/у «Скажи правильно»
Дети внимательно
слушают педагога,
принимают активное
участие в беседе.
Внимательно слушают и
Повторяют за педагогом.
Называют обобщающее
слово.
Д /игра: «Назови, кого не стало?»
Играют в игру.
Дидактическая игра «Угадай, кто это?»
Дети подражают голосам
животных, угадывают,
какое это животное.
Физминутка.
Во дворе щенок играл,Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот»
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Дидактическая игра «Расскажи о животном»
Составление рассказа по картине о любимом
домашнем животном.
Рефлексивно
корригирующий
Заключительная беседа о том, какие животные есть у
них дома, кто и как ухаживает за ними, каких
животных они любят.
Выполняют движения в
соответствии с текстом.
Описывают по плану:
название, внешний вид,
чем питается, где живет,
как голос подает,
какую пользу приносит.
«Это кошка. У нее есть
голова, туловище, лапки и
хвостик. Кошка любит
молоко. Кошка мяукает.
Она ловит мышей.
Высказывают свое
мнение, рассказывают.
Ожидаемый результат:
Знать: названия домашних животных на русском языке,
О пользе домашних животных.
Иметь: обобщенное представление о взаимосвязи и зависимости животных от человека.
Уметь: узнавать и называть домашних животных на картинках, иллюстрациях, составлять простые предложения.
Технологическая карта № 10
Группа: средняя.
Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 22.01.2015.Раздел: «Русский язык»
Тема: «Дикие животные».
Цель: продолжать работу по активизации словаря, ввести в словарь детей слова и выражения на русском языке,
обозначающие диких животных, отвечать на вопросы, используя подходящие по смыслу существительные, глаголы,
прилагательные, образовывать существительные в единственном и множественном числе. Воспитывать бережное отношение к
животным, трудолюбие.
Словарная работа.Существительные: Волк, лиса, заяц, белка, медведь, ёж. Глаголы: живет, питается, прыгает,
спит.Прилагательные: злой, голодный, рыжая, колючий, шустрая.
Оборудование: картинки диких и домашних животных, иллюстрации по теме.
Этапы деятельности
Действия педагога
Мотивационно
побудительный
Организационно
побудительный
С/игра «Наоборот»
Педагог называет слова на каз.языке (по пройденным
темам).
Педагог просит рассмотреть иллюстрации диких
животных и разучить новые слова и фразы.
Медведь, лиса, заяц, белка, ёж это дикие животные,
потому что они живут в лесу.
Ф/г «Расскажи чистоговорку».
Сусусу мы видели лису.
Сасаса убежала в лес лиса.
СыСысы –хвост пушистый у лисы.
Деятельность детей
Называют перевод слов.
Рассматривают
иллюстрации и
проговаривают новые
слова и выражения.
Повторяют за
педагогом.
Р/у «Скажи правильно»
(злой волк, рыжая лиса, шустрая белка…)
Р/у «Кто лишний?»
Находят нужное слово.
Называют лишнее и
дают объяснение.
Р/у « У кого кто?»:
У волчицы
У медведя
У лисы
Физминутка
Мишка.
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками)
Улыбайся и садись.
Д/игра «Один много»
Рефлексивно
корригирующий
Д/Игра «Кто, где живет?»
Какие животные живут в лесу? Назовите.
Почему их называют дикими животными?
Ожидаемый результат:
Волчонок.
Медвежонок.
Лисенок.
Выполняют ф/м.
Называют множ.число
сущ.
.
Играют в игру.
Ответы детей.Знать: названия диких животных на русском языке.
Иметь: навыки подбора глаголов и прилагательных.
Уметь: образовывать множ.число существительных; повторять чистоговорку.
Технологическая карта № 11
Группа: средняя.
Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 05.02.2015.
Тема: «Домашние птицы».
Цель: продолжать обогащать словарь детей согласно лексической теме учить называть домашних птиц на русском языке,
отвечать на вопросы, образовывать существительные в единственном и множественном числе. Закреплять пройденный
лексический материал. Воспитывать заботливое отношение к птицам.Словарная работа.Существительные: гусь, утка, индюк, петух, курица,цыпленок. Глаголы: кудахчет, гогочет,кукарекает,
крякает. Прилагательные: большой, маленький, пушистый.
Оборудование: картины из серии «Птицы», птичий двор из игрушек, картинки и иллюстрации по теме.
Этапы деятельности
Действия педагога
Мотивационно
побудительный
Организационно
побудительный
Р/у «Скажи одним словом» (по пройденным темам)
Психогимнастика «На птичьем дворе»
Мы отправимся на птичий двор и посмотрим, какие
птицы там живут.
Наши уточки с утра
Крякрякря! Крякрякря!
Наши гуси у пруда –
Гагага! Гагага!
Наши курочки в окно –
Кококо! Кококо!
А как Петяпетушок
Рано рано поутру
Нам споёт: кукареку!
Кто крякает?
Кто гогочет?
Кто кудахчет?
Кто кукарекает?
Утка, гусь, петух, курица, индюк – это домашние
птицы.За ними ухаживает человек, потому что они
приносят ему пользу.
Д/игра: «Угадай, кого не стало?»
Р/у «У кого кто?»
У курицы
У гуся –
У утки –
У индюка
Физминутка
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют.
Птички крошки собирают,
Птички зернышко клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели,
И на место сели.
Д/игра «Кто лишний?»
Д/игра «Один –много»
Гусьгуси, уткаутки, курица –курицы, петух петухи,
цыпленок – цыплята, утенок –утята, гусенок – гусята.
Деятельность детей
Называют обобщающие
слова.
Дети слушают и
подражают голосам
названных птиц.
Утка.
Гусь.
Курица.
Петух.
Играют в игру.
Цыпленок..
Гусенок.
Утенок.
Индюшонок.
Выполняют ф/м
Играют в игру.
Рефлексивно
корригирующий
Назовите на русском языке домашних птиц.
Почему их называют домашними?
Какую пользу они приносят человеку?
Отвечают на вопросы
педагога.Ожидаемый результат:
Знать: названия домашних птиц на русском языке.
Иметь: навыки подбора глаголов и прилагательных..
Уметь: подражать голосам домашних птиц, образовывать множ. число существительных, слушать и отвечать на вопросы.
Технологическая карта № 12
Группа: средняя.
Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 19.02.2015.
Тема: «Дикие птицы».
Цель: продолжать обогащать словарь детей согласно лексической теме учить называть диких птиц на русском языке,
отвечать на вопросы, образовывать существительные в единственном и множественном числах, правильно использовать
обобщающие слова. Закреплять пройденный лексический материал. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Словарная работа.Существительные: ворона,воробей, сорока, голубь. Глаголы: каркает, стрекочет, чирикает,
летает.Прилагательные: большой, маленький, серый, белый, черный.
Оборудование: картины из серии «Птицы», птичий двор из игрушек, картинки и иллюстрации по теме.
Этапы деятельности
Действия педагога
Мотивационно –
Психогимнастика «Птичий гомон»
Деятельность
детей
Повторяют запедагогом.
Рассматривают
иллюстрации и
проговаривают
новые слова и
выражения.
Называют
прилагательные и
глаголы.
Определяют и
называют, которая
спрятана.
Называют лишнее и
дают объяснение.
Выполняют ф/м
Подбирают
существительные.
Находят и называют.
побудительный
Организационно
поисковый
Чик –чирик, чик –чирик,
Воробей чирикает.
Кар –кар – кар
Каркает ворона.
Вррврррворкует голубь.
Чкчк –чк –стрекочет сорока.
Педагог предлагает рассмотреть картинки с
изображениями диких птиц и разучить новые слова и
фразы.
Это ворона. Это сорока. Это голубь. Это воробей.
Голубь и воробей собирают крошки. Это дикие птицы,
потому что они умеют летать, живут самостоятельно,
пищу добывают сами, сами строят себе жилище.
Р/у «Какой?» и «Что делает?»
Ворона черная. Ворона каркает.
Голубь белый. Голубь большой. Голубь воркует.
Воробей серый.Воробей чирикает.
Сорока белобокая. Сорока стрекочет.
Р/у «Какой птички не стало?»
Д/игра: «Назови лишнюю птицу»
Физминутка
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют.
Птички крошки собирают,
Птички зернышко клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели,
И на место сели.
Д/игра «Большой – маленький»
Рефлексивно
корригирующий
Подведение итогов.
Д/игра: «Наведи порядок»
Посмотрите, ребята, сколько на этой полянке птиц
отдыхает? Они все перемешались, помогите мне
определить, какие из них домашние, а какие дикие.
Ожидаемый результат:
Знать: названия домашних и диких птиц на русском языке.
Иметь: навыки подбора глаголов и прилагательных.
Уметь: подражать голосам диких птиц, передавать их повадки с помощью мимики.Технологическая карта № 13
Группа: средняя.
Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 05.03.2015.
Тема: «Весна. Женский праздник».
Цель: продолжать обогащать словарь детей лексическим материалом по теме, учить составлятькороткий рассказ на русском
языке по картине. Формировать умения рассказывать о весне, воспитывать уважение к женщине( матери, бабушке, педагогам),
бережное отношение к природе.
Словарная работа: Существительные:весна, женский праздник, подарок.. Глаголы:наступила, зеленеет, петь, дарить,
приготовить, поздравлять.. Прилагательные: добрая, любимая, уважаемая, весенняя, веселый.
Оборудование: нарядная кукла, компьютерная игра « Когда это бывает?»
Этапы деятельности
Действия педагога
Мотивационно –
побудительный
Организационно
поисковый
Игровая ситуация: вместе с Машей приходит очень
нарядная кукла и педагог спрашивает у нее:
Настенька, почему ты нарядная?
Потому что скоро женский праздник.
Маша просит учителя познакомить детей с новыми
словами о весне и женском празднике.
Педагог ведет беседу о весне.
Ребята, вот и наступила весна. Скоро на улице станет
теплее. Солнышко будет греть сильнее, снег растает,
Деятельность
детей
Дети проявляют
желание узнать новые
слова.
Внимательно
слушают.побегут ручьи.
8 марта отмечают Женский праздник – праздник мам.
В этот день мы поздравляем своих мам, бабушек,
сестер с праздником и дарим им подарки, цветы.
Для нас мама – это самый дорогой человек.
Расскажите, как вы ее любите и какая она.
Р/у «Какая?»
Чтение стихотворения и заучивание наизусть.
Маму крепко поцелую,
Обниму ее, родную
Очень я люблю ее,
Мама – солнышко мое!
Игра «Что подарим маме?»
Физминутка
«Весну аукаем»
Д/игра «Когда это бывает?» описательные загадки.
Педагог называет приметы весны и спрашивает: «Тает
снег. Когда это бывает?»
Рефлексивно
корригирующий
Что меняется в природе весной?
Какой праздник мы отмечаем 8 Марта?
Ожидаемый результат:
Подбирают
прилагательные к
слову «мама»
Повторяют за
педагогом, учат
наизусть.
Играют в игру.
Узнают и называют.
Отвечают на вопросы.
Знать: название женского праздника на русском языке.
Иметь: представление об изменениях в природе весной и особенностях Женского праздника.
Уметь: переключать внимание с одного вида деятельности на другой, составлять короткий рассказ по иллюстрации.Технологическая карта № 14
Группа: средняя.
Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 19.03.2015.
Тема: «Наурыз».
Цель: продолжать обогащать словарь детей лексическим материалом по теме, учить рассматривать иллюстрации, слушать
текст и отвечать на вопросы полным предложением. Формировать правильные представления о Наурыз мейрамы, воспиывать
уважение к народным праздникам и традициям, бережное отношение к природе.
Словарная работа: Существительные: праздник, Наурыз мейрамы, тюльпан, подарок. Глаголы: наступила, зеленеет, петь,
дарить, приготовить, поздравлять. Прилагательные: вкусный, уважаемый, веселый.
Оборудование: нарядная кукла, иллюстрации по теме, цветок тюльпан, цветные карандаши.
Этапы деятельности
Действия педагога
Мотивационно –
побудительный
Игровая ситуация: Маша приносит тюльпан и
спрашивает у детей:
Ребята, вы знаете, что это за цветок?
А когда появляются тюльпаны?
Какое сейчас время года?
Как изменилась природа?
Сегодня мы поговорим с вами о празднике Наурыз.
Организационно
поисковый
Р/у «Какая?»
Весна (какая?) теплая.
Весна (какая?) нарядная.
Педагог просит детей рассмотреть иллюстрации.
Что вы видите на картинках?
Как одеты люди?
Какое у них настроение?
Какой это праздник?
Деятельность
детей
Тюльпан.
Весной, когда станет
теплее.
Весна.
Отвечают на вопросы.
Подбирают
прилагательные к слову
«весна».
Рассматривают
иллюстрации.
Отвечают на вопросы.
Внимательно слушаютПедагог читает текст и задает вопросы по нему.
Когда празднуют Наурыз мейрамы?
Как готовятся к празднику?
Какие угощения подают на дастархан?
Какая музыка звучит?
Что делают люди в этот день?
Беседа о национальных блюдах.
У каждого народа есть свои национальные блюда. У
казахского народа – это бесбармак, казы, шужик,
баурсаки, курт, иримшик, коже, кумыс и шубат.
Физминутка «Встречаем Наурыз»
В комнате все приберем,
И ковер почистим.
В гости к бабушке пойдем
Ей споем и спляшем.
«Ответь на вопросы Маши»
Какие цветы появляются весной самыми первыми?
Ромашки
Розы
Подснежники.
А сейчас раскрасим каждый свой подснежник.
Рефлексивно
корригирующий
Когда празднуется Наурыз мейрамы?
Как мы его встречаем?
Какие изменения происходят весной в природе?
Ожидаемый результат:
педагога.
Весной, 22 марта.
Ответы детей.
Рассматривают,
запоминают, повторяют.
Выполняют ф/м
Подснежники.
Выполняют задание.
Рассуждают и отвечают
на вопросы педагога.
Знать: название праздника на русском языке.
Иметь: представление о Наурыз мейрамы и изменениях в природе весной.
Уметь: переключать внимание с одного вида деятельности на другой, Слушать текст и отвечать на вопросы по его
содержанию.Технологическая карта № 15
Группа: средняя
Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 02.04.2015.
Тема: «Комнатная мебель».
Цель: продолжать обогащать словарь детей – учить называть мебель на русском языке, отвечать на вопросы полным
предложением, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.Закреплять пройденный лексический
материал. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к предметам быта.
Словарная работа: Существительные: стол, стул, кровать, диван, мебель. Глаголы: лежать, сидеть,
ставить.Прилагательные: круглый, большой, высокий, низкий.
Оборудование: картинки из серии «Мебель», картинки к д/и «Куда что положить?»
Этапы деятельности
Действия педагога
Мотивационно –
побудительный
Организационно
поисковый
Ребята, сегодня у Нюши новоселье, и она просит вас
помочь ей выбрать для ее дома необходимую мебель,
а потом она научит вас правильно называть ее на
русском языке.
Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации и
проговаривает названия мебели.
Это стол. Это стул. Это кровать. Это диван. Это
шкаф. Все эти предметы быта одним словом, мы
называем мебелью.
А теперь поможем Нюше расставить мебель в ее
комнате.
Д/игра «Подбери признак»:
Стул какой?
Стол...
Кровать...
Диван...
Деятельность
детей
ПРоявляют желание
помочь кукле.
Называют новые слова и
выражения.
Расставляют картинки
мебели.
Отвечают: большой,
высокий, круглый,
низкий, широкая,
маленькая, красивый,
мягкий, удобный.
Д/игра «Чего не стало?»
Играют в игру.
Физминутка.
Мы купили в магазине
Стол, диван, комод, буфет,
Две кровати, этажерку
И зеленый табурет.
Выполняют ф/мНам еще нужна тахта и гладильная доска.
Д/игра «Куда что положить?»
Книгу положу на полку.
Подушку положу на кровать.
Лампу поставлю на стол.
Работают с карточками,
называют предмет,
соединяют линией
предмет и
соответствующую ему
мебель, составляют
предложения
Выполняют задание.
«Помоги Нюше раскрасить стол»
Рефлексивно
корригирующий
Какие новые слова мы научились говорить?
Нюша благодарит вас за помощь.
Отвечают на вопросы и
прощаются с Нюшей.
Ожидаемый результат:
Знать: названия предметов мебели на русском языке.
Иметь: навыки согласования числительных с существительными.
навыки работы с карточками.
Уметь: правильно употреблять обобщающие слова и предлоги.
подбирать прилагательные, правильно отвечать на вопрос «Где?», составлять простые предложения.Технологическая карта № 16
Группа: средняя.
Образовательная область: «Коммуникации». Дата: 16. 04.2015.
Тема: «Продукты питания и посуда».
Цель: продолжать обогащать словарь детей по русскому языку, ввести в активный словарь названия продуктов питания,
учить отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать у детей бережное отношение к продуктам питания,
заботливость и трудолюбие.
Словарная работа: Существительные: хлеб, масло, компот, молоко, мясо, продукты, посуда, тарелка, чайник,
кастрюля.Глаголы: кипит, варится, жарить, разбить. Прилагательные: гороховый, картофельный, полезный, железная,
стеклянная.
Оборудование:нарядная кукла, картинки к д/и «Покажи и повтори», цветные карандаши.
Этапы деятельности Действия педагога
Мотивационно –
побудительный
Игровая ситуация: Маша очень любит кашу, давайте
приготовим ей кашу.
Организационно
поисковый
Какие же нужны продукты?
Р/У «Будь здоров»
Чтобы быть здоровыми, сколько раз в день нам нужно
кушать?
Как называется прием пищи утром? (завтрак)
Утром завтрак, мы завтракаем, днем у нас... (обед),и
мы... (обедаем), после дневного сна у нас ...(полдник) и
мы (полдничаем), вечером (ужин), мы ...(ужинаем).
Педагог просит рассмотреть иллюстрации.
Разучивание новых слов по теме:
Это хлеб. Это молоко. Это масло. Одним словом это
продукты.
Это тарелка. Это кастрюля. Это чайник. Одним словом –
это посуда.
Слайд «Полезные продукты»
Беседа.
Физминутка.
1,2,3 Кашу нам горшок вари.
Мы внимательными будем
Ничего не позабудем (идут по кругу).
Наливаем молоко.
(Выходит «молоко» в центр круга)
Деятельность
детей
Проявляют желание
узнать названия
продуктов.
Ответы детей.
Рассматривают
иллюстрации.
Называют новые слова и
выражения.
Рассматривают слайд.
Встают в хоровод, у
каждого карточка,
проговаривают слова
продукты, чтобы
приготовить кашу.Мы внимательными будем
Ничего не позабудем (идут по кругу).
Сыплем соль.
Мы внимательными будем
Ничего не позабудем (идут по кругу).
Сыплем сахар.
Мы внимательными будем
Ничего не позабудем (идут по кругу).
Насыпаем мы крупу.
Каша варится пыхпых
Для друзей и для родных.
Д/игра «Что это? Для чего она нужна?».
«Раскрась посуду и назови ее на русском языке».
Называют посуду и ее
назначение.
«Это кастрюля. В ней
варят суп»
Выполняют задание.
Рефлексивно
корригирующий
Дети называют продукты на русском языке.
Маша благодарит детей за помощь.
Отвечают на вопросы,
прощаются с Машей.
Ожидаемый результат:
Знать: названия продуктов питания и посуды на русском языке.
Иметь: представление о многообразии продуктов питания и их пользе;
Представление о назначении посуды.
Уметь: делать обобщения на русском языке по существенным признакам;
Комментировать движения.