Письменная
экзаменационная работа
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………...2
2. Устройство АЗС………………………………………………………………...3
3. Производственные операции АЗС…………………………………………...10
4. Технология заправки автомобилей………………………………………..…15
5. Охрана труда и техника безопасности………………………………………19
6. Заключение…………………………………………………………………….22
7. Список литературы……………………………………………………………23
Введение
Автомобильная заправочная станция (АЗС) — комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств.
Наиболее распространены АЗС, заправляющие автотранспорт традиционными сортами углеводородного топлива — бензином и дизельным топливом (бензозаправочные станции).
Менее распространёнными являются Автомобильная Газонаполнительная Компрессорная Станция (АГНКС) — заправка сжатым природным газом (CNG) и Автомобильная Газозаправочная Станция (АГЗС) — заправка сжиженным нефтяным газом (LPG). Есть также несколько типов водородной заправочной станции.
Автозаправочные станции (АЗС), являющиеся важнейшим звеном системы нефтепродуктообеспечения, представляют собой сложные инженерные сооружения, оборудованные комплексом автоматизированных систем обеспечения технологического процесса приема, хранения топлив и заправки автотранспортной техники. Эффективность и безопасность работы АЗС во многом зависит от уровня подготовки операторов — основного обслуживающего персонала.
Автозаправочные станции являются объектами повышенной пожарной и экологической опасности.
На современных автозаправочных станциях зачастую сервис не ограничивается продажей топлива. Часто на таких станциях имеется небольшой магазин, реже — закусочная, а также банкомат, мойка и т. п.
Стационарные АЗС оснащаются системами освещения и молниезащиты.
По расположению различают дорожные и городские АЗС. К городским АЗС предъявляют более строгие требования по безопасности, в частности допускаемые расстояния до жилых домов, школ, больниц, общественных зданий строго регламентированы. очный станция газ
Устройство АЗС
Планировочные схемы АЗС
При проектировании АЗС требования самого заказчика, как правило, сводятся к следующим пунктам:
· изготовление сооружений из сборных, легких элементов, дающих возможность сборки в короткие сроки и исключающих необходимость частой окраски наружных стен;
· наличие готовой рекламы, встроенной мебели;
· возможность получения сборного технологического оборудования, т.е. подземных резервуаров в сборе с арматурой, замерной аппаратурой, с использованием герметизации топливораздаточных колонок с автоматикой и готовых бетонных плит для укладки на территории АЗС;
· обеспечение максимальной пропускной способности на АЗС путем возможной вариации в размещении технологического оборудования, создающей направленные потоки автомашин за необходимой маркой топлива и обеспечивающей максимальный обзор рабочей зоны территории АЗС из помещения заправщика;
· максимальное использование автоматики в управлении заправкой автомашин;
· простота обслуживания оборудования, сооружений и территории АЗС.
Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:
o возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двусторонним расположением топливных баков;
o независимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;
o минимальную протяженность коммуникаций топлива;
o оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;
o достаточную зону для машин, ожидающих заправку;
o возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором должна определяться нормами.
Для строительства АЗС должен быть отведен участок с учетом существующей застройки и генерального плана реконструкции данного района. Размеры участка определяются пропускной способностью АЗС условиями ее работы, типами заправляемых машин, а также расположением въезда и выезда с территории АЗС на основную дорогу.
На территории АЗС размещаются здание станции, островки с заправочным оборудованием, островки над резервуарами.
Если снабжение АЗС теплом в зимнее время для отопления и технологических целей проектируется от собственной котельной на дизельном топливе, то на территории станции предусматривается специальный резервуар. На станциях, выполняющих отдельные операции технического обслуживания автомобилей, строятся специальные помещения или открытые площадки.
Практика проектирования и исследований условий работы современных АЗС показывает, что наиболее приемлемы три схемы расположения колонок: диагональная, параллельная и перпендикулярная. Названия схем определяют расположение по ним островков с колонками в одну линию по диагонали к автомагистрали, параллельно или перпендикулярно к ней.
Ориентировочно можно считать, что общая площадь АЗС, соответственно, на 500 заправок должна составлять не менее 1500 м2, на 750 – 3000 м2, на 1000 – 4000 м2.
При определении числа топливо- и маслораздаточных колонок принимается пропускная способность каждой колонки 15 автомобилей в час при коэффициенте использования колонок 0,6. Иногда число топливораздаточных колонок на АЗС увеличивается сверх расчетных ддя более удобных условий заправки, например для одновременной заправки автомобиля с двумя баками, расположенными с обеих его сторон.
Для определения емкости резервуаров для топлив и масел средняя величина заправки автомобиля принимается 50 л топлива и 2 л масла.
Ёмкость резервуаров для хранения топлив и масел определяется исходя из трёх - пятидневного запаса. Запас рассчитывается в зависимости от количества сортов топлив и масел, которыми обеспечивается АЗС, а также от условий и дальности доставки нефтепродуктов от нефтебазы.
На АЗС предусматривается хранение и отпуск двух-четырех сортов бензина, одного сорта дизельного топлива, и одного- двух сортов масел.
По опыту существующих АЗС общая ёмкость резервуаров распределяется примерно следующим образом: под бензин - 70-80% ёмкости, под дизельное топливо 15 -25% и 5-8% под масло.
Расположение оборудования и сооружений АЗС должно быть удобным для работы обслуживающего персонала и водителей заправляемых машин, а также должно обеспечивать минимальную протяженность трубопроводов для топлив и масел по территории станции.
Расположение колонок должно допускать возможность двухсторонней заправки и удобного подъезда автомобилей к колонкам и выезд их после заправки с территории АЗС .
При расстановке колонок на территории АЗС необходимо иметь в виду, что легковые и грузовые автомобили и автобусы заправляются с левой стороны, автомобили с дизельными двигателями - с правой, а заправка машин с двумя баками производится с двух сторон.
Всё заправочное оборудование устанавливается на островках, высота которых 200+300 мм от проезжей части. Ширина островков должна быть не менее 1,2+1,0 м.
Наилучшим расположением заправочного оборудования на истории АЗС следует считать такое, при котором островки с колонками расположены между путями въезда и выезда автомобилей, а продольная ось островка параллельна направлению движения автомобилей.
Расстояние между топливораздаточными колонками на островке обычно принимают 10÷12 м (из расчёта грузового автомобиля). Длина островка для двух топливораздаточных колонок около 14 м. Между двумя топливораздаточными колонками не островке можно разместить масло- и воздухо-, водораздаточные колонки.
Радиусы закруглений проездов по территории АЗС, измеряемых по осям проездов, для легковых автомобилей должны быть не менее 6,5 м, а для грузовых - не менее 14 м.
Для сокращения обслуживающего персонала и увеличения пропускной способности станции целесообразно применять заправочное оборудование с дистанционным управлением из центрального пункта использовать самообслуживание.
При дистанционном управлении работой колонок из центрального пункта необходимо предусматривать звуковую или световую сигнализацию между оператором и водителем, находящимся на месте заправки.
Схема стационарной АЗС
Рассмотрим схему стационарной АЗС, имеющей подземное размещение резервуара, снабженной огневыми предохранителями.
Резервуар 2 полностью заглублен в землю так, что его наивысший уровень находится на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности земли. Крепится резервуар к бетонному основанию (фундаменту) 1 с помощью металлических хомутов 15. При отсутствии грунтовых вод в месте размещения резервуара возможна его установка без фундамента, прямо на песчаную подушку. В крышке горловины резервуара размещены: приемная 7, всасывающая 11, мерная 9 и воздушная 5 трубы. Приемная труба 7 своим наружным концом выведена в приемный люк 3 и сообщается с ним через топливный фильтр 6. Внутренний конец приемной трубы расположен ниже обратного клапана 14 всасывающей трубы 11 в так называемом «мертвом» остатке бензина, который создает гидравлический затвор. Он предохраняет поступление воздуха в резервуар при его заполнении и служит одновременно для огневой защиты.
Топливный фильтр 6 снабжен также сетчатым фильтром, находящимся во впускном патрубке, выполняющем роль огневого предохранителя. Угловые огневые предохранители 8 и 10 установлены в воздушной 5 и всасывающей 11 трубах. Кроме того, конец воздушной трубы, выведенный в атмосферу, также имеет огневой предохранитель 4 (гаситель пламени).
Внутри мерной трубы 9 расположен щуп с нанесенными делениями, которые в объемных единицах указывают степень наполнения резервуара. В современных АЗС процесс контроля уровня топлива и его учет выполняется при помощи автоматических устройств.
Одним из них является переносной электронный уровнемер «Hermetic», который предназначен для учета нефтепродуктов в резервуарах. Уровнемер «Hermetic», называемый еще погружной рулеткой, обеспечивает одновременное измерение уровня жидких сред и температуры. Весит прибор около 4 кг и имеет точность измерения уровня ±2 мм, питается от батареи напряжением в 9 вольт.
Всасывающая труба 11 наружным концом соединена с раздаточной колонкой 12. В целях предохранения всего оборудования АЗС от разряда статического электричества резервуар 2 для топлива имеет заземляющее устройство 16. Огневые предохранители, устанавливаемые в трубопроводах оборудования станции, представляют из себя так называемую латунную сетку, имеющую от 144 до 220 ячеек на 1 см2. Ее помещают между фланцами защищаемой трубы в два слоя с зазором 3 – 5 мм.
Принципиальная технологическая схема АЗС
Принципиальная технологическая схема типовой традиционной АЗС приведена на рисунке слева.
Технологические схемы АЗС с горизонтальным и вертикальным расположением резервуаров приведены на рисунке справа.
Монтажные параметры оборудования представлены в таблице.
Монтажные размеры оборудования АЗС
Параметр |
Значение параметра |
Расстояние от конца приемного клапана до дна резервуара а, мм |
150 |
Расстояние от дна сливной трубы до дна резервуара a1, мм |
100 |
Заглубление резервуара (крышки горловины), не более h, мм |
1200 |
Заглубление технологических трубопроводов, не менее b, мм |
200 |
Расстояние от колонки до резервуара с топливом, не более L, мм |
30000 |
Расстояние от поверхности земли до «дыхательного» клапана резервуара, не менее h1, мм |
2500 |
Давление открытия дыхательного клапана, МПа |
0,01 – 0,025 |
Минимальный уклон технологических трубопроводов к резервуарам (% от длины): |
|
- сливного |
0,5 |
- всасывающего |
0,2 |
- вентиляционного |
0,2 |
Технические характеристики АЗС
Строительство АЗС может вестись как по типовым проектам, так и по индивидуальным.
Технические характеристики типовых автозаправочных станций
Типы автозаправочных станций |
Количество заправок в сутки |
|
250...500 |
500...1000 |
|
Типовые АЗС (без пунктов технического обслуживания автомобилей) |
||
Площадь земельного участка, га |
0,35...0,4 |
0,4...0,5 |
Количество заправочных постов, шт. |
||
- топливо |
5...6 |
8...10 |
- масло |
4 |
4 |
Количество резервуаров |
||
– для топлива (по 25 м3) |
5...6 |
8...10 |
- для масла (5 м3) |
4 |
4 |
Номера типовых проектов |
503...204 |
503...202 |
Типовые автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей |
||
Площадь земельного участка, га |
0,4...0,45 |
0,47...0,55 |
Количество заправочных постов, шт. |
||
- топливо |
3...8 |
10...12 |
- масло |
4 |
4 |
Количество резервуаров |
||
– для топлива (по 25 м3) |
3...8 |
10...12 |
- для масла (5 м3) |
4 |
4 |
- для отработанных масел (5 м3) |
1 |
1 |
Потребляемая электрическая мощность, кВт |
||
– освещение |
2...7,4 |
6,6...7,4 |
- силовая |
3,9...19 |
20...21 |
- отопление |
7,3...25 |
25 |
- нагрев воды |
12 |
12 |
Номера типовых проектов |
3793 |
3795 |
Контейнерные автозаправочные станции (КАЗС) |
||
Площадь земельного участка, га |
0,06...0,13 |
0,12...0,21 |
Количество заправочных постов, шт. |
2...4 |
4...8 |
Количество резервуаров |
||
– для топлива (по 9 м3) |
2 |
4 |
- для масла |
- |
- |
- для отработанных масел |
- |
- |
Потребляемая электрическая мощность, кВт |
||
– освещение |
3,8 |
4,2 |
- силовая |
4,0 |
5,8 |
- отопление |
9,0 |
9,0 |
- нагрев воды |
- |
- |
Номера типовых проектов |
«Типовые решения КАЗС на магистралях и в населенных пунктах» |
Производственные операции АЗС
Проверка соответствия качества и количества нефтепродукта
Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным или, в редких случаях, железнодорожным и трубопроводным транспортом.
Заказ на получение АЗС нефтепродуктов передается на предприятие по обеспечению нефтепродуктами через диспетчерскую службу компании (фирмы).
Нефтепродукты, поступающие на АЗС в автомобильных цистернах, принимаются по товаротранспортной накладной (выписываемой в четырех экземплярах), в которой указывается: номер автоцистерны, количество нефтепродукта, наименование и сорт в соответствии с государственным стандартом. На каждую партию нефтепродукта водитель обязан сдать получателю также паспорт (сертификат) качества, в котором указываются государственный стандарт или технические условия на сдаваемый нефтепродукт и все показатели качества, предусмотренные этим стандартом с обязательным штампом, заверенным подписью ответственного лица.
Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.
Перед сливом нефтепродукта в резервуар оператор отбирает пробу из отстойника автоцистерны на наличие воды и механических примесей в нефтепродукте. Проба берется в стеклянную тару, к которой прикрепляется табличка с указанием номера АЗС, марки нефтепродукта, номера товарно-транспортной накладной, номера автоцистерны, ФИО водителя и оператора, даты, плотности и температуры нефтепродукта, номера резервуара. Проба хранится на АЗС до следующего слива нефтепродукта в данный резервуар.
Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне, а также определения количества подтоварной воды.
В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб.
В автомобильной цистерне, не имеющей посантиметровой градуировочной таблицы, уровень нефтепродукта не замеряется, а объем определяется по паспорту цистерны и полноте ее заполнения. В этом случае оператор поднимается на цистерну и проверяет количество нефтепродукта. Цистерна должна быть заполнена по планку (на горловине цистерны приваривается планка, указывающая уровень наполнения цистерны). При отклонении уровня бензина в автоцистерне от планки (контрольной риски), например, из-за колебания температуры нефтепродукта в пути измерение объема нефтепродукта в пределах горловины цистерны следует определять с учетом коэффициентов объемного расширения. При отсутствии расхождения между количеством нефтепродуктов, указанным в товарно-транспортной накладной и определенным в результате измерений в транспортных средствах или узлами учета при приемке, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три возвращаются водителю, доставившему нефтепродукт.
При выявлении несоответствия поступивших на АЗС нефтепродуктов товарно-транспортной накладной по количеству или качеству, составляется акт о недостаче установленной формы в трех экземплярах. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
Слив автоцистерн
Правилами защиты от статического электричества предусматривается заземление автоцистерны перед сливом из нее нефтепродуктов. Из-за опасности искрообразования, при подсоединении «заряженной» автоцистерны к заземляющему устройству заземление необходимо выполнять вне взрывоопасной зоны медным проводом, причем его сначала необходимо присоединить к автоцистерне, а затем к специальному выводу заземляющего контура АЗС с помощью болтового зажима.
Автоцистерна устанавливается по ходу движения автотранспорта, и для нее должен быть обеспечен свободной выезд на случай аварийной ситуации.
При сливе нефтепродукта самотеком или насосом АЗС двигатель автоцистерны должен быть выключен, автотранспортное средство поставлено на тормоз, водитель не должен находиться в кабине автомобиля.
Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстоянии менее 8 м от сливных муфт резервуаров.
Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.
В процессе приема нефтепродуктов, оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродукта.
Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.
Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС, который должен следить за герметичностью сливного устройства. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.
Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:
· неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
· отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
· неправильное оформление товарных и отгрузочно-транспортных документов;
· недостача нефтепродуктов;
· содержание воды в нефтепродуктах;
· присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.
Отпуск нефтепродукта из резервуара, в который сливается нефтепродукт, прекращается до окончания слива.
Производственные операции на ПАЗС (передвижной АЗС)
Перед началом отпуска нефтепродуктов водителю-оператору следует:
Во время отпуска нефтепродуктов водитель-оператор ПАЗС обеспечивает сам и требует от водителей заправляемых автотранспортных средств выполнения правил при заправке.
В начале и в середине рабочей смены водитель-оператор проверяет погрешность топливораздаточной колонки образцовым мерником. По результатам 2-х проверок определяется среднее арифметическое значение погрешности. Определение отпущенного количества нефтепродукта осуществляется в соответствии с действующим документом по учету нефтепродуктов.
Операции по окончании слива
По окончании слива нефтепродукта водитель автоцистерны совместно с оператором АЗС через верхний смотровой люк убеждаются в том, что нефтепродукт из автоцистерны слит полностью.
После окончания приема нефтепродукта выключается перекачивающий насос (если слив осуществляется не самотеком), закрываются запорные вентили автоцистерны и перекачивающего устройства, сливной рукав автоцистерны отсоединяется от перекачивающего устройства, остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны сливаются в ведро, закрываются крышкой муфта сливного устройства резервуара и колодец, заземляющее устройство отключается от автоцистерны.
Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровня подтоварной воды в резервуаре АЗС.
По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.
На сданный по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывают товарный оператор, оператор АЗС и представитель администрации предприятия. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию и является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально-ответственных лиц предприятия, а второй остается у оператора АЗС и прилагается к сменному отчету.
Приемка расфасованных нефтепродуктов
Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.
При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.
Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.
Приемка отработанных масел
Отработанные масла принимаются от индивидуальных владельцев транспортных средств дежурным оператором.
Учет принятых отработанных нефтепродуктов ведется в специальных журналах.
Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные, все прочие нефтепродукты — как смешанные.
АЗС, которые принимают отработанные нефтепродукты, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.
Технология заправки автомобилей
Заправка автомобилей и других транспортных средств производится через топливо-, масло- и смесераздаточные колонки.
Отпуск нефтепродуктов производят операторы АЗС по талонам фирмы, за наличные деньги или по безналичной форме расчетов с помощью кредитных карточек. При этом они руководствуются инструкциями о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, о порядке отпуска и оплаты нефтепродуктов по кредитным картам.
Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:
Поверка топливораздаточных колонок проводится в соответствии с существующими нормативными документами. Колонки, не удовлетворяющие требованиям указанных нормативных документов, к эксплуатации не допускаются.
О результатах государственной поверки делают запись в формуляре колонки и журнале учета ремонта оборудования.
Весь автотранспорт заправляется нефтепродуктами в порядке очереди, за исключением автомобилей специального назначения (пожарной охраны, милиции, скорой помощи, хлебные и молочные, инкассаторные, снегоуборочные, связи, автомобили, занятые междугородными перевозками грузов, рейсовые маршрутные автобусы), а также индивидуальных автомобилей инвалидов труда, участников войны. Автомобили, перевозящие скоропортящиеся продукты, заправляются вне очереди без ограничения.
Отпуск нефтепродуктов экипажам автотранспортных средств (грузовых и автобусов) иностранных владельцев производится по сервисным книжкам, а владельцам индивидуального транспорта также и за наличный расчет.
Разрешается отпуск нефтепродуктов по отдельно заполненным комплектам квитанций сервисных книжек, предъявленных без сервисной книжки. В этом случае отпуску подлежат только те сорта нефтепродуктов и в том количестве, которые указаны в квитанциях.
Все квитанции, полученные АЗС, представляются в конце смены вместе со сменным отчетом предприятию, которому подчиняется АЗС.
Отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару запрещается.
Расчет за отпущенный нефтепродукт должен осуществляться через кассовый аппарат с выдачей чека, в котором указывается стоимость и количество нефтепродукта.
Используемые кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции.
При заступлении на смену и передаче смены операторы совместно снимают показания указателей суммарного счетчика всех топливо-маслораздаточных колонок АЗС и на основании этих показаний определяют объем нефтепродуктов, реализованных потребителям за смену (делается соответствующая запись в сменном отчете):
Противопожарные требования
При эксплуатации АЗС полное опорожнение резервуаров с бензином не допускается (то есть необходимо, чтобы в резервуаре находилось не менее 5% от номинального уровня наполнения резервуара бензином), за исключением случаев, когда опорожнение производится для очистки резервуаров, проверки состояния их внутренних стенок, выполнения ремонтных работ, изменения вида хранения топлива и т.д.
При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:
На АЗС запрещается:
Автомобили, ожидающие очереди для заправки, должны находиться на специальной площадке подпора, обозначенной указательным знаком и расположенной при въезде на территорию заправочных островков АЗС, вне зоны расположения топливных резервуаров и колонок.
5. Охрана труда и техника безопасности.
Оператор автозаправочной станции, вынужденный по долгу службы работать с горючими веществами, должен строго соблюдать правила охраны труда, а также техники безопасности.
Прежде всего, ему необходимо надеть спецодежду. На этом же этапе проверяется работоспособность технологического оборудования и средств пожаротушения.
Перед тем, как приступить к осуществлению слива нефтепродуктов в специальные резервуары АЗС, следует освободить выезд для автомобилей (на случай возникновения аварийной ситуации).
Резервуар с горючими веществами, а также все трубопроводы, запорная арматура, автоцистерна и т.д. должны быть полностью исправными.
Не дозволяется осуществление заправки автомашин, пока не будет завершен слив в резервуар нефтепродуктов, содержащихся в цистерне. Причем данный процесс (осуществляемый как в подземные, так и в наземные резервуары) должен производится исключительно по герметизированным каналам.
А для очистки вод, используемых в производственных целях, чаще всего задействуется ливневка с очистными Векса. Благодаря им отработанная влага освобождается от посторонних смесей и нефтепродуктов.
В процессе осуществления заправки автотранспорта также необходимо соблюдать ряд следующих предписаний:
- минимальное расстояние между машиной, обслуживаемой оператором и той, которая следует за ней, должно равняться 3 м. Остальные авто должны располагаться в метре друг от друга;
- процесс наполнения бензобака осуществляется при водителе и с условием, что двигатель будет полностью заглушен (последнее правило можно нарушать лишь при низкой температуре воздуха);
- все пролитые нефтепродукты тщательно протираются или засыпаются песком. Ткань, используемая для обтирки, хранится в закрытых металлических ящиках вплоть до вывоза в отведенные для нее места;
Если требуется осуществить заправку машин, используемых для перевозки взрывоопасных или же горючих грузов, необходимо использовать для этой цели специальную площадку. Обычно такие участки располагаются минимум в 25 м от АЗС.
Только при соблюдении этих правил можно гарантировать себе и своим клиентам полную безопасность.
Факторы, влияющие на здоровье работников в процессе их трудовой деятельности можно условно разделить на две группы: Вредные производственные факторы:
- Вредные пары, газы, пыль;
- Неблагоприятные метеорологические условия;
- Освещение, шум, вибрация;
- Ионизирующее излучение и т.д.
Длительное воздействие того или иного вредного фактора может привести к заболеваниям.
Профессиональное заболевание - стойкая потеря трудоспособности, наступившая в результате трудовой деятельности.
Опасные производственные факторы:
- Движущиеся машины и механизмы;
- Повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- Работа на высоте (более 1,3м).
Воздействие того или иного опасного фактора может привести к травме.
Травма - это результат внезапного воздействия какого-либо фактора, приведший к нарушению целостности тканей или функциональных процессов.
К травмам могут привести и вредные факторы. Например, высокое содержание паров нефтепродуктов может вызвать мгновенную потерю сознания и возможную травму. Каждый случай травматизма на производстве должен быть расследован специально созданной комиссией с оформлением акта по форме H1.
Меры борьбы с вредными воздействиями:
- Обеспечение спецодеждой;
- Периодические медицинские осмотры;
- Обеспечение аптечкой;
- Обеспечение спецпитанием.
При несчастном случае оператор обязан:
- немедленно сообщить о несчастном случае администрации;
- принять меры по оказанию первой помощи пострадавшим, при необходимости вызвать скорую помощь;
- по возможности, если это не угрожает жизни людей, оставить обстановку, где произошёл несчастный случай, без изменения.
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности
Назначение инструктажа - ознакомление работающих с условиями работы, обязанностями при выполнении работы и действиями при аварийных ситуациях.
Виды инструктажа:
- Вводный - проводит инженер по технике безопасности при приеме на работу;
- Первичный - проводит непосредственный руководитель работника на рабочем месте;
- Повторный - проводится каждые шесть месяцев с росписью в журнале;
- Внеплановый - проводит непосредственный руководитель работника после какой-либо аварии или несчастного случая; при изменении технологического процесса и т.д.
- Специальный - проводится при выполнении работ по наряду-допуску; при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями.
Заключение
Автозаправочные станции предназначены для снабжения топливом и смазочными маслами автомобильного транспорта (легкового, грузового и специального), мотоциклов, мотороллеров, мопедов и других машин, а также для розничной продажи нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару. На АЗС можно производить заправку транспорта топливной смесью.
Автозаправочные станции могут быть также оборудованы приспособлениями для подкачки шин автомобилей и заливки воды в радиатор, иметь посты мойки и смазки автотранспорта, устройства для слива и сбора отработанных масел.
Автозаправочные станции располагаются в населенных пунктах, на магистралях шоссейных дорог и в крупных автомобильных парках. По объему обслуживания транспорта станции строят на 500, 750 и 1000 заправок в сутки. Разработан проект и малогабаритной АЗС на 250 заправок в сутки. Режим работы станции: 365 дней в году, как правило, при трехсменной работе. Нефтепродукты на АЗС обычно завозят автомобильным транспортом.
Технологическое оборудование АЗС включает оборудованные подземные резервуары, раздаточные колонки и трубопроводы. В населенном пункте общий объем подземных резервуаров не должен превышать 250 м3.
Подземный резервуар оборудуется сливным трубопроводом, один конец которого соединен со сливным фильтром, а другой опущен в резервуар на 100—120 мм ниже всасывающего клапана (на уровне «мертвого» остатка). Этим создается гидравлический затвор, предотвращающий проскакивание искры или пламени в резервуар во время сливных операций.
Список литературы
1. Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 944 с.
2. Коршак А.А, Коробков Г.Е., Муфтахов Е.М. Нефтебазы и АЗС: Учеб. Пособие. Изд.- Уфа: Изд – во ДизайнПолиграфСервис,2006.-С.273-312.
3. Коршак А.А, Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. Проектирование, сооружение, эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ: Учеб. пособие 2-е изд.-Уфа:Изд-во УГНТУ, 2000.-С.239-245.
4. СНиП 1.02.07 -87. Инженерные изыскания для стротельства АЗС – М. Стройиздат, 1999.
5. Шаммазов А.М. История нефтегазового дела России / А.М. Шаммазов. – М.: Химия,2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.