Технологии, используемые в рамках профилактики и решения конфликтов между участниками образовательного процесса.
Прежде чем сказать – посчитай да десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(старинная народная мудрость)
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил.
Существуют разные точки зрения на конфликты.
Вот одна из них: «... конфликты существовали, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни... Картина общества без многочисленных конфликтов кажется чем-то чудовищным, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы...»
А вот другая: «Для любой группы конфликт между двумя или несколькими ее членами - помеха нормальному общению и совместному труду... И возникает необходимость погасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы, во-первых, не шел вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемлял человеческого достоинства обеих сторон...»
В учебном учреждении конфликты неизбежны, так как подростки находятся вместе в течении длительного времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и.т.д. в группе собираются подростки, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу жизни (из разных условий проживания). В училище возможны конфликты не только между обучающимися, но и между педагогами и учащимися.
К нам на обучение приезжают подростки и лица (старше 18 лет) с разных районов и городов Хакасии. Из общего количества 246 уч-ся: 76 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 36 учащихся прибыли из коррекционных школ (из них 6 инвалидов), обучаются лица состоящие на учете за совершение правонарушений и преступлений (имеющие условный срок наказания) и учащиеся, отслужившие в армии. Часть их проживает в общежитии 120 человек, где обучающие общаются, заводят друзей, занимаются в кружках и секциях. При таком «разношорстном» коллективе неизбежны конфликты.
Основными причинами конфликтных взаимоотношений среди учащихся ПУ являются: переживания, обиды, разочарования, комплексы неполноценности, завышенная или заниженная самооценка, неудовлетворённость, пониженная и повышенная самокритичность, различия в мнениях, интересах и ценностях.
В начале учебного года все первокурсники проходят адаптацию к новым условия обучения и проживания в общежитии (проживание и общение в коллективе).
По результатам тестирования первокурсников на начало и на конец года.
60—65% обучающихся, легко привыкают к новым
условиям и заводят друзей. Адаптация у них длится
не более 2х месяцев.
30% адаптируются сложнее. Они либо не
приучены к режиму и пребыванию в коллективе,
либо имеют проблемы с учебной программой.
На привыкание уходит до полугода.
5—6% принято называть «трудными», поскольку они конфликтны, не
подчиняются требованиям педагогов, не усваивают
программу, конфликтуют со сверстниками, состоят на различных видах контроля.
Профилактические мероприятия для предотвращения конфликтных ситуаций среди обучающихся «ПУ-15».
Что делать, чтобы конфликтов было меньше?
В учебном учреждении в течении учебного года проходят различные мероприятия для предупреждения конфликтов. Это: классные часы, тренинги, тестирование, в каждому раздаются буклеты, памятки и правила поведения при конфликтах. Педагогические советы на темы: Толерантность в разрешении конфликтов, разрешение конфликтных ситуаций в системе воспитательной работы в учебной организации как путь к успеху.
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в учебной организации, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого необходимо:
Ø изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
Ø определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
Ø организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
Ø формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу, толерантность;
Как разрешать конфликты, возникающие между детьми?
Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в подростковой среде:
Ø борьба за лидерство;
Ø ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
не подтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»;
Ø психологическая несовместимость;
примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфликт.
Технология – это педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе задачи воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты.
Предлагаю вам выразить свое отношение к проблеме, и написать синквейн («стихотворение», состоящее из пяти строк) по теме «конфликт».
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример Конфликт
Непродолжительный Неприятный
Обижает Нарушает Ссорит
«Учитесь властвовать собой»
Столкновение
Формулируем определение понятия «конфликт».
«Конфликт – столкновение, противоречивая ситуация,
когда одна сторона противостоит другой»
Аннотация
Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической деятельности учителя.
Старинная притча:
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.
«Умение общаться с людьми - это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете"
Дж. Рокфеллер
«Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать»
Б.Тейлор
Правила поведения для конфликтных людей.
v Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
v Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
v Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
v Критикуйте, но не критиканствуйте.
v Чаще улыбайтесь.
v Традиции хороши, но до определенного предела.
v Во всем надо знать меру.
v Сказать правду тоже надо уметь!
v Будьте независимы, но не самокритичны.
v Не превращайте настойчивость в назойливость.
v Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои возможности и не умоляйте способности и возможности других.
v Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
v Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
v Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции.
Специальные правила для предупреждения конфликтов.
Ø Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.
Ø Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
Ø Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место».
Ø Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
Ø Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
|
КОНФЛИКТ и ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО
|
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает: - Чего ж тебе было надобно, Иванушка? - Да, водицы испить. - Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?» Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Поэтому и тема семинаров на этот учебный год очень актуальна - «Конфликты». |
Следуя этим правилам, Вы сможете научиться управлять любой ситуацией, не доводя до конфликтов.
|
|
Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. (Чарльз Ликсон "Конфликт. 7 шагов к миру")
Правила эффективного поведения в конфликте 1. Остановись! Не торопись реагировать! 2. Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию! 3. Откажись от установки: "Победа любой ценой!"
|
Самый сильный тот, у кого есть сила управлять собой. Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
|
Причины конфликтов: Противоречия между интересами, взглядами. 1. Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе. 2. Особенности темперамента, восприятия, убеждений. 3. Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику). Когда ты очень раздражен, разгневан… 1. Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой". 2. Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании. 3. Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.