Технологии консультативной практики средствами арттерапии (Сказкотерапия) 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
Оценка 5

Технологии консультативной практики средствами арттерапии (Сказкотерапия) 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми

Оценка 5
docx
27.02.2021
Технологии консультативной практики средствами арттерапии (Сказкотерапия) 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
Сказкотерапия.docx

 

 

Технологии консультативной практики средствами арттерапии

(Сказкотерапия)

1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми

 

 

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие .

 

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

 

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне .

 

В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур .

 

 

Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

 

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

 

 Жанры, используемые в сказкотерапии

 

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

 

Как пишет Вачков И.В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

 

 

 Функции сказок

 

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок .

 

  1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

 

  2.  Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

 

·       о жизненно важных явлениях;

 

·      о жизненных ценностях;

 

·      о постановке целей;

 

·      о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

 

  3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:

 

·         как устроен этот мир, кто его создал;

 

·         что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

 

·         какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

 

·         какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

 

·         какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

 

·         как приобретать и ценить дружбу и любовь;

 

·         какими ценностями руководствоваться в жизни;

 

·         как строить отношения с родителями и детьми;

 

·         как прощать.

 

Типологии  сказок

 

1.Художественные сказки

 

 Художественные сказки. Сказкотерапия. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

 

2.Народные сказки

 

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

 

Сюжеты сказок

 

     Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

 

     Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"

 

     Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.

 

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

 

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

 

     Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека .

 

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

 

3.Авторские художественные сказки

 

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

 

4.Дидактические сказки

 

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

 

5.Психокоррекционные сказки

 

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

 

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

 

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

 

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

 

     Жили-были.

 

Начало сказки, встреча с ее героями.

 

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

 

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

 

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

 

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

 

     И вдруг однажды…

 

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

 

     Из-за этого…

 

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

 

     Кульминация.

 

Герои сказки справляются с трудностями.

 

     Развязка.

 

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

 

     Мораль сказки…

 

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

 

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.   психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

 

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

 

       1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

  2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.

 4. Поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

 5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

 

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

 

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

 

6.Психотерапевтические сказки

 

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

 

 

 Особенности сказкотерапии с детьми

 

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

 

От психолога требуется выполнение следующих условий:

 

·       При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

 

·       Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

 

·        Нельзя допускать затянувшихся пауз.

 

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

 

·     Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

 

·     Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

 

·    Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

 

 Однако, как пишет Чех Е.В., сказки должны подходить ребенку по возрасту.

 

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

 

Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

 

 

Принципы сказкотерапии

Основное отличие сказкотерапии о других методов заключается в том, что психологическое воздействие происходит на ЦЕННОСТНОМ УРОВНЕ. Что бы мы ни обсуждали с человеком, мы ведем разговор о базовых жизненных ценностях. Мы говорим о Сотрудничестве, Истине, Любви, Вере, Достоинстве, Покое, Энтузиазме, Доброте и многом другом. Если говорить с человеком об этих важнейших вещах вне сказочного контекста, это будет выглядеть слишком дидактично. Все и так знают, «что такое хорошо, и что такое плохо». Сказочные истории, легенды, мифы, притчи «упаковывают» духовную информацию о ценностях в увлекательные сюжеты. Поэтому зерна «разумного, доброго, вечного» беспрепятственно доходят до души. Но только от человека зависит, даст он им возможность прорасти, или нет. Сказки предупреждают о последствиях разрушительных поступков, но не навязывают жизненных программ.

Поэтому первый принцип сказкотерапии; – донести до сознания ребенка, подростка, взрослого информацию о базовых жизненных ценностях. Причем, сделать это не дидактично и увлекательно.

Второй принцип – принцип Жизненной Силы. Для положительных изменений нужна Жизненная Сила. Многие люди самостоятельно меняют свою жизнь – им хватает силы. Люди, которые обращаются за советом к психологу, как правило, испытывают нехватку жизненной силы. Это выражается в элементарном незнании основных психологических законов общения, недостаточном принятии себя и близких. Возникает ощущение, будто их собственный источник Жизненной Силы завален камнями. Эти камни – сомнения, разочарования, «программы не успешности», жизненный впечатления травматического характера.

На основании второго принципа сказкотерапевт делает все возможное, чтобы его клиент накопил, восстановил, познал собственную Жизненную Силу. Сказки, которые сочиняет или подбирает сказкотерапевт, обязательно укрепляют веру клиента в собственные силы и несут позитивную жизненную программу.

Третий принцип – принцип многогранности. Сказкотерапевт воспринимает любую жизненную ситуацию и сказочную историю как кристалл со множеством граней, или пирог со множеством слоев. «Проблемное видение» ситуации возникает тогда, когда рассматривается лишь одна или две ее грани. В то время, когда их значительно больше. На основании третьего принципа сказкотерапевт старается изменить отношение человека к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней.

Четвертый принцип – связь между реальностями. Сказкотерапевт балансирует между реальностями – социальной и тонкой. Ресурсы тонкой, психической реальности перемещает в социальный контекст и вплетает в жизненную практику клиента. В этом заключается мастерство сказкотерапевта.

 

Возможности сказкотерапии

1.  Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою про­блему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так боль­но). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки все­гда хорошо кончаются.

2.  Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого не­удачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, лю­бой психотерапевтический подход сам по себе не идеален, поэто­му я попытаюсь предложить и некоторые, на мой взгляд, не психотравмирующие способы работы со сказками. Описываются также некоторые игры, органично включающиеся в работу со сказками.

 

3.  у сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д.

 

4. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития)

 

Ограничения сказкотерапии:

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практико-ориентированная часть работы

СКАЗКА ОБ АГРЕССИИ

МАЛЬЧИК-ЧУДОВИЩЕ

Жил-был мальчик. Звали его Георгием в честь знаменитого героя. В ка­ком королевстве он жил, он просил меня не рассказывать, так как он и сейчас там живет после своих странствий. Пока Георгий был мальчиком, все было как обычно: он играл, шалил, возился с друзьями, родителей иногда слушался, ино­гда нет; иногда он был веселым, иногда грустным, учиться не очень-то любил, но любил придумывать всякие необыкновенные истории и мечтал, как и Святой Георгий, победить когда-нибудь злого дракона или другое чудовище. Но когда он подрос, он сам неожиданно для себя стал превращаться в злого дракона или другое чудовище. Да, мальчик Георгий исчезал, а на его месте появлялось зло­вредное существо, которое хотело драться, шуметь, обижать всех, особенно ро­дителей, разбивать и расшвыривать все, что попадалось ему на дороге. При этом чудовище чувствовало себя обиженным на весь свет. И только тогда, когда оно, вдоволь поиздевавшись над всеми, уходило, возвращался удивленный и испуган­ный мальчик Георгий. Первое время, чувствуя приближение чудовища, Георгий старался убежать подальше, туда, где его никто не знал. Каждый раз, когда чудо­вище исчезало, мальчик надеялся, что он навсегда освободился, хотелось забыть о поведении чудовища, даже не верилось, что можно быть таким. Но однажды злой дракон сломал несколько деревьев на соседней улице, с невероятной силой разнес красивую беседку, а на сломанной скамейке расписался со всех сторон: «Пятиглавый дракон ОРГ». Теперь Георгий уже не надеялся, что чудовище исчез­нет. Он решил посоветоваться со своим отцом. Стыдясь и огорчаясь, он поведал отцу о своих превращениях. Но отец неожиданно сказал:

 Я все собирался предупредить тебя об этом, Георгий, но надеялся, что это тебя не коснется. Из уроков истории ты знаешь, что не только Святой Геор­гий, но и другие рыцари сражались в нашем королевстве с драконами и чудо­вищами. И иногда им случалось проиграть решающий бой. Некоторые из них погибали, а некоторые соглашались... соглашались - как бы тебе сказать, ведь об этом в учебниках истории не написано - повиноваться драконам и помогать им. И, быть может, поэтому в нашем королевстве часто случаются такие пре­вращения.

 Что же мне делать? - спросил Георгий. - Я не хочу быть драконом!

 Многие из наших юношей пытались бороться с этими превращениями. Например, мой старший брат.

 Дядя Александр?

 Да. Он заявил, что убьет своего дракона, как только тот покажется ему на глаза.

 Я никогда бы не подумал, что он способен на такое. Он мне всегда казал­ся таким угрюмым и скучным человеком. Он всегда такой «правильный», ты только не обижайся, папа.

 Это действительно так. Он стал скучным и «правильным», когда убил в се­бе дракона.

 А ты, папа? Тебе тоже угрожали превращения?  .

 Да, Георгий, - сказал отец, опустив глаза.

 И как ты победил?

 Я запер на замок свое чудовище. Иногда оно ворочается и рычит, но я стараюсь, чтобы никто об этом не догадывался.

«Бедный папа!» - подумал Георгий.

 А как поступить мне? Я думаю, ты мне что-нибудь посоветуешь, у тебя есть опыт...

 Нет, Георгий, я не вправе давать тебе советы, ведь я не очень-то преус­пел в борьбе со своим чудовищем. Но ты уже не мальчик. Я слышал, что на све­те есть мудрецы...

 Папа, а что, если не бороться, может быть, дракону надоест приходить?

 Я знаю о таких случаях, мой мальчик. Дракону, если с ним не борются, незачем и уходить. И тогда в мире становится одним драконом больше.

 Папа, помоги мне собраться. Я отправлюсь искать мудреца, чтобы он подсказал мне, как победить дракона Орга.

«Может, мне удастся найти мудреца, который и отцу поможет бороться с дра­коном», - мечтал Георгий.

Георгий простился со своими родителями и отправился на поиски мудреца. Долго ли, коротко ли он странствовал, не одно превращение он испытал за это время, у каждого встречного спрашивал, не мудрец ли он, и вот однажды услы­шал слова сильного, крепкого молодого человека, приглашавшего в «Школу тайной мудрости».

 Если хочешь научиться мудрости, приходи в мою школу.

 Я хочу научиться побеждать чудовищ, - сказал Георгий.

 А зачем их побеждать?

 Я не хочу быть чудовищем, я хочу быть собой.

 Поучись в моей школе, и ты поймешь, что и ты, и чудовище - всего лишь цепь перерождений, твоя задача выйти из этой цепи. Ты хочешь победить чудо­вище, оно хочет победить тебя, это одна видимость. Неважно, кем ты себе ка­жешься, стремись к тайной истине.

-  А откуда ты знаешь, что твоя тайная истина не одна видимость?

И Георгий пошел дальше. Следующий - безбородый мудрец средних лет -сказал:

 Твои чудовища - это тени тех неприятностей, которые случаются с тобой в жизни. Это - твои тайные желания, в которых ты не признаешься себе.

 Ты хочешь сказать, что у меня есть тайные желания все ломать, крушить, обижать людей?

 Да, поэтому ты превращаешься в чудовище.

 И что же мне делать?

 Прежде всего, понять, почему это происходит, потом ты сможешь ре­шать, что ты позволишь себе, а что нет.

 Я согласен с тобой, мудрец, но не до конца. Мне, например, хотелось, чтобы мое имя знали все, но я не разрешал себе пачкать скамейки. Дракон раз­решает себе все. Но некоторые его поступки я не могу объяснить себе таким образом.

И Георгий пошел дальше. Он брел по лесу, раздумывая над словами второ­го мудреца. И почти наткнулся на одинокую хижину.

 Кто здесь живет? - спросил мальчик.

Никто не отозвался. Георгий заглянул в хижину. Она была почти пустой: же­сткое ложе, маленький очаг, дрова и изображение святого Георгия на стене. Ге­оргий решил дождаться хозяина. Хозяин долго не появлялся.

В какой-то момент юноше показалось, что он снова превращается в Орга. Огромным усилием воли он заставил чудовище сломать не хижину, а несколько сухих деревьев в лесу. А на следующее утро Георгий принес из лесу эти дере­вья и нарубил дров, чтобы помочь хозяину. Наконец появился хозяин. Это был немолодой человек, его борода была почти седой. Держался он прямо и чем-то напоминал юноше Святого Георгия. Мудрец ласково улыбнулся гостю.

 Ты хочешь о чем-то спросить меня?

 Почему ты живешь один - ты не любишь людей?

 Я люблю людей и рад помочь каждому гостю. И тебе я помогу. Я знаю, что ты не хочешь превращаться в чудовище.

 Да, но я слышал, что убивать свое чудовище опасно, можно убить и что-то важное в себе. Как победить этого дракона?

 Чтобы победить его, ты должен одержать пять побед, тогда дракон окон­чательно уйдет из твоей жизни. Но это должны быть добрые победы. Если же в одной из схваток победит дракон, то придется начать все сначала. Но не уны­вай, ты уже одержал четыре добрые победы, пока странствовал.

 Какие?

 Твоя первая победа в том, что ты решил бороться с чудовищем. Вторая победа пришла к тебе, когда ты не смирился с тем, что дракон - одна види­мость.

 А третья?

 Третья победа в том, что ты согласился увидеть в себе что-то злое, на что опирался дракон. А четвертую ты совершил здесь, в этой хижине.

 Но ведь я был чудовищем, - стыдливо сознался юноша.

 Скорее ты, Георгий, заставил его потрудиться. Но будь осторожен, его трудно удержать от зла. Даже сейчас, когда ты уже почти победил. Если тебе придется трудно, попроси помощи у святого Георгия.

 Спасибо тебе, мудрец. Скажи мне еще, как отличить добрую победу от недоброй?

 Это такая победа, за которую не будет стыдно, когда борьба окончится. Она не оставляет после себя сердечной горечи. Иди, я верю в тебя. И помни: если будет неудача - не унывай, начни сначала.

Простившись с мудрецом, Георгий решил вернуться в свой город, не зная, скоро ли представится случай для следующей схватки. Когда он подходил к сво­ей улице, он услышал шум и пошел взглянуть, что случилось.

Несколько молодых дракончиков резвились. Они сломали забор и выломан­ными досками играли, перебрасывая друг другу визжащего щенка. Георгий ки­нулся на выручку. Дракончики накинулись на него. «Мне ничего не стоит сейчас самому превратиться в Орга, - думал Георгий. - Тогда я смогу обуздать этих хулиганов. Они поймут, что на силу всегда найдется сила побольше. И испра­вятся. Это будет добрая победа? Нет, навряд ли добрая».

Дракончики резвились. «Слабо с нами справиться. Слабак! Слабак!» - зву­чало в ушах юноши.

 Может быть, позвать на помощь? (Дракон Орг все решительнее шевелил­ся в Георгии.)

 Я им покажу!

-  Святой Георгий, помоги мне одержать добрую победу - не превращать­ся в чудовище! Лучше быть слабым, чем жестоким!

Георгий очнулся оттого, что щенок лизал его в лицо и тихонько скулил. Юно­ша с трудом встал на ноги, наклонился и погладил щенка по голове.

 Пойдем домой, - сказал он. - Спасибо тебе!

 

Мальчик-чудовище

Сказка обращена к современным подросткам и говорит о том, что источник агрессии находится в самом человеке. Подростковый возраст у юношей и у девушек — это не только трудные вопросы, но и чудовищные поступки, которые зачастую удивляют их самих. Поиск своего пути и своих отношений с чудовищем, поиск автори­тета — тема сказки. Естественно, злое начало в человеке не исчер­пывается с «трудным возрастом». Понимание источника зла в се­бе — это уже способ борьбы. Поэтому некоторые «мудрецы» говорят на языке известных мифов. Проблема может быть поставлена так же, как проблема доверия к чужому опыту и учению. Как человек должен принять важное для себя решение, до какой степени можно доверять мудрецам — эти вопросы решает для себя юный Георгий.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Сталкивались ли вы с чудовищами в себе?В других людях?

Знаете ли вы, как вы относитесь к своему чудовищу?

Согласны ли вы, что лучше быть слабым, чем жестоким ?

С кем из мудрецов вы готовы согласиться ?

Что считать «доброй победой» (Если можете, приведите примеры).

Можно ли считать победу Георгия окончательной? А победы его отца и дяди ?

Почему дракона зовут Орг?

Как человек должен принимать важное для себя решение ? До ка­кой степени можно пользоваться чужим опытом?

Как определить, кто из мудрецов дает действительно полезный совет ?

Рисунок к сказке, изображая юношу, убегающего от своей те­ни, заставляет вспомнить строки Леонида Мартынова:

Вот Человек — пойди его пойми — Он на своей сияющей Звезде С ужаснейшими борется зверьми, Которых сам насотворил везде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.   Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

3.    Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

4.  Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.

5. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

 

 


 

Технологии консультативной практики средствами арттерапии (Сказкотерапия) 1

Технологии консультативной практики средствами арттерапии (Сказкотерапия) 1

Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений

Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений

Типологии сказок 1.Художественные сказки

Типологии сказок 1.Художественные сказки

Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений

Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений

Дидактические сказки В форме дидактических сказок подаются учебные задания

Дидактические сказки В форме дидактических сказок подаются учебные задания

Из-за этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки

Из-за этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух

Поэтому первый принцип сказкотерапии ; – донести до сознания ребенка, подростка, взрослого информацию о базовых жизненных ценностях

Поэтому первый принцип сказкотерапии ; – донести до сознания ребенка, подростка, взрослого информацию о базовых жизненных ценностях

Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии

Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии

Практико-ориентированная часть работы

Практико-ориентированная часть работы

Я запер на замок свое чудовище

Я запер на замок свое чудовище

Никто не отозвался. Георгий заглянул в хижину

Никто не отозвался. Георгий заглянул в хижину

Святой Георгий, помоги мне одержать добрую победу - не превращать­ся в чудовище!

Святой Георгий, помоги мне одержать добрую победу - не превращать­ся в чудовище!

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021