ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1. РУССКИЙ ЯЗЫК
11 класс. 2019/2020 учебный год
ВАРИАНТ 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Оцгромное количество углекислого газа, выбрасываемого автомобилями и промышленными предприятиями, превращает атмосферу в подобие парника, который задерживает значительную часть солнечного тепла, ______ вызывает на Земле постепенное повышение температуры, чреватое глобальным потеплением. (2) Парниковый эффект усиливают попадающие в атмосферу хлористо-углеродные соединения, которые входят в состав аэрозолей и охлаждающих смесей. (3) Эти газы разрушают также озоновый слой атмосферы, который защищает Землю от солнечной радиации, губительно действующей на все живые организмы.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Отходы промышленности и транспорта вызывают парниковый эффект и разрушительно сказываются на озоновом слое атмосферы, что губительно действует на все живые организмы.
2) Хлористо-водородные соединения, входящие в состав аэрозолей и охлаждающих смесей, попадая в атмосферу, усиливают парниковый эффект.
3) Глобальное потепление на Земле возможно наступит через некоторое время.
4) Углекислый газ, выбрасываемый автомобилями и промышленными предприятиями, превращает атмосферу в подобие парника и разрушает озоновый слой атмосферы, что опасно для живых организмов.
5) Парниковый эффект, ведущий к глобальному потеплению на Земле, вызван попаданием в атмосферу углекислого газа, выбрасываемого автомобилями и промышленными предприятиями.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЧАСТЬ, -и, ж.
1) Предмет, являющийся составным элементом какого-н. целого организма, механизма. Часть машины.
2) Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. Часть яблока.
3) Отдел, подраздел произведения. Роман в трёх частях.
4) Отдел какого-н. учреждения, отдельная отрасль управления. Санитарная часть.
5) разг. Область какой-н. деятельности. Работает по финансовой части.
6) разг. Пай, доля. Быть в части с кем-нибудь.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
начАвший дОсуха кОнусов нарвАла обострИть
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Страх, без сомнения, часто преувеличивает ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ опасность и подрывает силы человека.
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ способность населения может стимулировать уровень потребления.
Капитан посмотрел на солдата ЛЕДОВЫМ взглядом и, не произнеся ни слова, пошёл в сторону штаба.
Мудрый человек, стремясь выбраться из БЕДСТВЕННОГО положения, не может и не должен поступаться своим человеческим достоинством.
Читая тексты ПРОСВЕЩЁННЫХ педагогов конца XIX столетия, мы можем видеть, что уже тогда они восставали против шаблонных методов воспитания.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Творчество Владимира Сергеевича Соловьёва- заметная черта в развитии русской духовной культуры, одна из вершин русского идеализма.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ГЕРБЫ государств у новых ОГЛОБЕЛЬ обычаи ТАДЖИКОВ
быстрее ЕЁ ПРИЛИПНУВШИЙСЯ к дереву
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А)ошибка в построении предложения с однородными членами |
1) И тут Минин, взяв у Пожарского несколько сотен всадников, ударил по неприятелю с тыла. |
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
2) В ХVI веке в Италии возник новый вид мозаики, получившая название флорентийской. |
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
3) Попадая в организм человека или животного, бактериями вызываются опасные заболевания. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
4) В комедии «Свои люди сочтёмся», опубликованной в 1849 году, поставлена острая социально-экономическая проблема |
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
5) Пётр I не только реорганизовал армию, а также перестроил на военный лад промышленность страны. |
6) В послевоенных произведениях «Корабельной чаще» и «Кладовой солнца» М.М. Пришвин размышляет о судьбе Родины. |
|
7) Премьера «Грозы» на театральных подмостках прошла с громадным успехом, в том числе благодаря удачно подобранного актёрского состава. |
|
8) По прошествии недели после ссоры мы вновь встретились, чтобы серьёзно поговорить |
|
9) В структуру клеток входят оболочка, называемая клеточной мембраной, цитоплазма и ядро. |
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1) Самоорганизация человечества есть борьба с его внутренней стихийностью, биологической и социальною, и в ней, безусловно, необходимы орудия организации. (2) С великим трудом и великими жертвами человечество вырабатывало их.
(3) Первым таким орудием явилось слово. (4) Посредством слова организуется всякое сознательное сотрудничество людей. (5) Призыв к работе, в виде просьбы или приказания объединяющий сотрудников; распределение между ними ролей в труде; указание последовательности и связи их действий, ободрение к работе, концентрирующее их силы; предостережение там, где начинается несогласованность; остановка работы, перегруппировка, перемена направления усилий - всё это выполняется в словесной форме. (6) Гигантские коллективы создаются силою слова, гигантские коллективы управляются ею.
(7) Другое орудие, более сложное и тонкое, - это идея. (8) Идея всегда является организационной схемой, выступает ли в виде технического правила, или научного знания, или художественной концепции, выражена ли словами, или иными знаками, или образами искусства. (9) Идея техническая прямо и очевидно координирует трудовые усилия людей. (10) Научная идея делает то же самое лишь более косвенно и в более широком масштабе, как орудие высшего порядка, чему яркая иллюстрация- научная техника нашей эпохи. (11) Идея художественная служит живым средством сплочения коллектива в единстве восприятия, чувства, настроения, воспитывает человека для жизни в обществе, подготовляя организационные элементы коллектива, вводя их в его внутренний строй. (12) Древнее мышление смутно сознавало организационную роль идей, видя в них руководящие указания свыше; новейшее в большинстве случаев утратило и это сознание.
(13) Третье орудие - социальные нормы. (14) Все они - обычай, право, мораль, приличия - устанавливают и оформляют отношения людей в коллективе, закрепляют их связи. (15) И эти нормы конкретное сознание патриархальных времён понимало, как заветы предков или повеления богов, фетишизированных родоначальников, устраивающих коллективную жизнь. (16) А новейшее отвлечённое мышление, не проникая в социально-организационную природу этих норм, искало их основ в душевных переживаниях отдельной личности.
(17) Откуда же человечество берёт такие орудия, как речь, идеи, нормы? (18) Не из внешней природы, как орудия материальные, а из своей собственной, - из своих активностей и переживаний, из своего опыта. (19) Всё это - продукты организации опыта, выполняемой человечеством в ходе тысячелетий.
(20) Слово - не пустой звук, а социальный кристалл представлений и стремлений, передаваемых в коллективе от человека к человеку; и таковы же другие, более сложные формы идеологии.
(По А. Богданову)
Богданов Александр Александрович (1873—1928) - русский учёный, врач, писатель.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) С помощью слова создаются и управляются гигантские коллективы.
2) Идея является одним из орудий самоорганизации человечества.
3) В древности люди не осознавали организационную роль идеи и слова.
4) С помощью социальных норм устанавливаются и закрепляются связи в коллективах.
5) Такие орудия самоорганизации общества как слово, идея, нормы взяты человечеством из внешней природы.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 содержатся элементы описания.
2) Предложения 4-5 раскрывают смысл того, о чём говорится в предложении 3.
3)В предложениях 7-8 представлено рассуждение.
4)Предложения 16 указывает причину того, о чём говорится в предложении 15.
5) В предложениях 17-18 представлено повествование.
24. Из предложений 7-8 выпишите книжное слово, имеющее значение «система взглядов на что-нибудь, основная мысль чего-нибудь».
25. Среди предложений 13-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(ы) с предыдущим с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«В приведённом фрагменте текста автор использует фигуру речи-(А)___( в предложении 6) и средство выразительности синтаксиса- (Б) __(в предложениях 8, 11), что придаёт тексту некоторую напряжённость. Чтобы заставить задуматься читателя над поднятой проблемой, заинтересовать его, А.А.Богданов применяет приём-(В)__(в предложениях 17-18) и приводит троп - (Г)__ («социальный кристалл представлений» в предложении 20). Яркий язык текста позволяет правильно понять изложенные в нём мысли».
Список терминов:
1) олицетворение
2) противопоставление
3) эпитеты
4) сравнение
5) ряды однородных членов изложения
6) метафора
7) оксюморон
8) лексический повтор
9) ответно-вопросная форма
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Объём сочинения - не менее 150 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 2.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Долгое время считалось, что речевой слух и слух музыкальный родственны, причём многие и сейчас так думают. (2)Но однажды под наблюдением учёных оказался один известный композитор, который после болезни не мог различать звуки речи: [д] и [т], <…>, для него звучали одинаково, однако в те же годы он сочинил лучшую из своих симфоний. (3)Значит, музыкальный слух и речевой слух имеют разную психологическую организацию.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Один известный композитор, который после болезни не мог различать
звуки речи, в те же годы сочинил несколько не самых удачных симфоний, тем самым доказав, что глухота становится препятствием для сочинения музыкальных произведений.
2) Музыкальный слух и речевой слух имеют разную психологическую организацию, что следует из наблюдений учёных за композитором, разучившимся различать отдельные звуки речи, но при этом сочинявшим великолепные симфонии.
3) Для овладения языком нужно умение различать звуки речи, или, как говорят специалисты, хороший речевой слух, который, как правило, связан с музыкальным слухом, поэтому для овладения иностранным языком нужно развивать музыкальный слух.
4) Экспериментально доказано, что речевой слух, то есть умение различать звуки речи, и музыкальный слух неродственны: разучившись различать на слух ноты, человек перестаёт отличать один звук речи от другого.
5) Разную психологическую организацию речевого слуха и слуха музыкального доказывает, в частности, наблюдение учёных за композитором, разучившимся различать некоторые звуки речи, но продолжившим сочинять музыкальные произведения.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОРГАНИЗАЦИЯ, -и, ж.
1) Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда.
2) Подготовка чего-л. Участвовать в организации вечера.
3) Физическое или психическое строение чего-либо. Слабая, болезненная о. Крепкая, сильная о. Умственная, душевная о. Человек тонкой, чувственной организации.
4) Организованность, планомерное, продуманное устройство. Чёткая о.
производства. Не хватает дисциплины и организации.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кровотОчащий добралА накренИтся вернА прибЫв
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Технология ВЫРАЩИВАНИЯ клубники имеет свои особенности.
Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.
Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ
берёзки.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Главную суть своей книги учёный изложил на научной конференции.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
модных САПОГОВ около ШЕСТИСОТ рублей нет ТУФЕЛЬ
ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими уважаемые ПРОФЕССОРА
8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
1 В марте те, кто достиг 18 лет, участвовали в выборах Президента Российской Федерации. |
|
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
2) Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор книги «Словаря современного русского языка». |
|
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
3) Токарь выточил деталь согласно нарисованного чертежа. |
|
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
4) Посмотрев фильм известного режиссёра, он очень понравился всем членам жюри. |
|
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
5) Нефтяные загрязнения являются угрозой нефти. |
|
6) М. Горький мудро заметил, что человек за всё в своей жизни платит сам. |
|
|
7) Когда комья снега временами срывались с высоких сосен, они нарушат тишину. |
|
|
8) Свернувшись на старом кресле и вздрагивая во сне, кот проспал весь день. |
|
|
9) Делегатов, собравшимся на съезде работников киноискусства, приветствовал министр культуры. |
|
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1) Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», причислил и пейзажную
живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. (2)Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нём отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание её красоты. (3) Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.
(4) Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, «лучше, добрее и здоровее». (5) А разве не в этом состоит главная цель искусства?
(6) Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. (7) Можно ли представить себе художников более разных в своём «личном отношении» к природе, понимании её красоты?
(8) «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, - писал Крамской. - (9) Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом, и только знает. (10) Но у него нет тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе...»
(11) Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. (12) Его огромные полотна были как
бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью.
(13) В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться безупречной верности, с какой он изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат
камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна
солнечного света на округлых стволах и зелёной траве-мураве... (14) Но в этом неторопливом и ясном повествовании не хватало того, что Крамской образно называл «стрункой, которая могла бы обращаться в песню».
(15)Шишкин был, если можно так выразиться, трудолюбивым прозаиком русского пейзажа. (16) Васильев стал первым его поэтом. (17) И это благотворное поэтическое начало не заглохло. (18) Первая, несмелая ещё песня была подхвачена другими, новыми голосами. (Л.Н. Волынский*)
* Леонид Наумович Волынский (1912-1969) - советский художник и писатель.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле.
2. Художник Иван Николаевич Крамской считал, что в картинах Фёдора Александровича Васильева не хватает «душевных нервов».
3. Художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картины «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дубовая роща» и многие другие.
4. Картины Шишкина подкупали современников исключительным знанием природы.
5. Шишкина можно назвать поэтом русского пейзажа.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложениям 1 и 2
2. В предложении 10 содержится опровержение того, о чём говорится в
предложении 9.
3. Предложение 12 конкретизирует содержание предложения 11.
4. Предложение 13 включает в себя описание.
5. Предложение 18 заключает в себе вывод из содержания предложений 15 -17.
24. Из предложений 11-12 выпишите синонимы (синонимическую пару).
25. Среди предложений 13-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения и однокоренных слов. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Л.Н. Волынский передаёт в тексте различные мнения о пейзажной живописи. Критическое отношение Л.Н. Толстого к «искусству ради искусства» позволяют выразить использованные автором тропы (А) ___(предложение 1). Л.Н. Толстой причислил к «искусству ради искусства» и пейзажную живопись, ему возразил художник И.Е. Репин. Привлечь внимание читателей к поднимаемым в тексте проблемам помогает синтаксическое средство (Б) ___ (предложения 5, 7). Для изложения позиции художника И.Н. Крамского используется приём (В) ___ (предложения 8-10, 14). Сравнивая художников И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева, автор употребляет такой приём, как (Г) ___ (предложения 15-16)».
Список терминов:
1) разговорная лексика
2) эпитеты
3) сравнительный оборот
4) анафора
5) антитеза
6) вставная конструкция
7) риторическое обращение
8) риторический вопрос
9) цитирование
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Объём сочинения - не менее 150 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.