|
Конспект урока по Труду (технологии) |
Класс |
5 урок 1-2 |
Тема Технологии вокруг нас. Мир труда и профессий Практическая работа :Анализ технологических операций.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: мотивировать обучающихся к изучению предмета и сформировать убежденность в его высокой практической значимости.
Задачи:
1. образовательные - познакомиться с понятиями «технология», «труд человека», «средства труда», «предмет труда» и сформировать способность к их практическому применению; изучить пирамиду потребностей современного человека; изучить свойства вещей (изделий);
2. развивающие - развитие логического мышления, речи, наблюдательности, смекалки;
3. воспитательные- воспитание взаимоуважения, целеустремленности, самостоятельности; создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: - знать термины «технология», «предмет труда», «средства труда», «потребности», «техносфера», «труд», «вещь» и понимать связь между ними; уметь выстраивать последовательность действий для достижения определенного результата, различать виды технологий, называть и характеризовать потребности человека.
2. Личностные: осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий, видеть практическую важность изучаемого материала в жизни человека, для познания окружающего мира, уважать труд людей.
3. Метапредметные:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; извлекать информацию из различных источников (схема, текст, инфографика, фотография) и преобразовывать ее из одной формы (изображение) в другую (текст); формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, к осознанию уровня и качества усвоения результата.
учить строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения.
формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению учебного материала; формировать навыки самоанализа и самоконтроля, взаимоконтроля.
Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: подготовка учащихся к работе, активизация внимания для быстрого включения в деятельность.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель выводит на интерактивную доску задание.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое технологии и каково их значение в нашей жизни.
Что необходимо в жизни человеку? Сформулируйте одним словом данное
предложение: «Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности»
3.Актуализация знаний
Распределите слова в три столбика и дайте название каждому столбику:
Компьютер, творчество, любовь, куртка, коньки, творчество, книга, дружба,
общение кинотеатр, фрукты, уважение, музыка…
4.Первичное усвоение новых знаний.
Вводный инструктаж - правила безопасности и гигиены.
Знакомство-Снежный ком
Дети должны называть свои имена в таком порядке: первый ученик говорит, как его зовут, второй ученик повторяет имя первого и добавляет свое, третий — повторяет предыдущие два имя и называет свое и т.д.
Калейдоскоп имен
Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Дети, чье имя начинается с озвученной буквы, должны встать и представиться.
Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.
Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.
В ходе этого процесса получается продукт труда.
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.
Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.
Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.
Классификация технологий
Материальные
- Производственные:
промышленные и
сельского хозяйства;
- Технологии в сфере
быта
Нематериальные
- Информационные
- Интеллектуальные
- Социальные
Нематериальные технологии-Информационные-Передача информации посредством
цифровых технологий на практически безграничные расстояния.
Нематериальные технологии-Интеллектуальные-Наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач
Нематериальные технологии Другие
• Транспортные• Военные• Инновационные• Банковские• Телекоммуникационные
• Высокие технологии:Полупроводниковые технологии: микро — и наноэлектроника, квантовая и оптическая электроника, радиоэлектроника, программное обеспечение
вычислительной техники, искусственный интеллект, беспроводные технологии.
Робототехника и электромеханика: микро - и нано-электромеханические системы (MEMS/NEMS)
Выводы:
• Человеческие потребности как источник развития технологий. Технологии призваны решать осознанные человеком проблемы, т.е. удовлетворять его потребности.Технологии развиваются на протяжении всей истории человечества.Технологическое развитие имеет основной признак – колесо.
Технологии можно разделить на материальные и нематериальные.Необходимо учиться правильно использовать новые технологии и соблюдать меры предосторожности для сохранения здоровья.
45. Первичная проверка понимания
Ученики комментируют и делают выводы. Отмечают, что труд человека направлен на различные предметы труда, средства труда могут быть очень разнообразными в зависимости от сферы деятельности. Поэтому и технологии, окружающие нас очень многообразны и с развитием цивилизации становятся все более сложными.
6. Первичное закрепление (диагностика, самодиагностика).
Проверка приобретенных знаний. (Самостоятельная работа)
Учитель: самостоятельно выполняем задание в тетради. Заполните, пожалуйста, таблицу, указав последовательность действий, используемые предметы и средства труда для уборки комнаты.
Расскажи обо мне
Школьников разделяют на пары и дают 3-5 минут для общения. Дети должны рассказать друг другу о себе и используемые предметы и средства труда для выполнения домашних заданий. На основе этого разговора каждый составляет короткий рассказ — презентацию о своем товарище.
Применение знаний в том числе в новых ситуациях.
Учитель: Вашему вниманию предлагается следующее задание. Для его выполнения нужна внимательность и наблюдательность. Кто пойдет к доске и попробует сравнить два вида технологий, используя анализ предложенных фотографий?
Ученики слушают ответ товарища. При необходимости поправляют его и дополняют.
Учитель: проверим, хорошо ли вы разбираетесь в видах технологий.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Запишите последовательность действий для одной из простейших технологий:
- Уборка комнаты подростка;
- Мытье посуды вручную;
- Посещение продуктового магазина;
- Подготовка грядки на садовом участке к посадке.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия)
1. Как вы считаете, мы понимаем теперь, что такое технологии? 2. Какое значение они имеют в современном мире? Подумайте и выскажете свое мнение по сегодняшнему уроку.
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я научился….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.