Статья о сущности личностно-ориентированного образования, принципах, особенностях проектирования личностно-ориентированного урока.
Во-первых, личнос¬тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.
Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро-вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.
В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
Изумление человеком – вот что должно быть
красной нитью всего школьного воспитания.
В. А. Сухомлинский.
В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и
индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально
одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей
представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств,
становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует
в человеке социально типичное. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и
проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира,
уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой.
Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом
благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие
только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного
интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование
невозможно без обращения к личности.
Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно ориентированного обучения. Это
образно можно представить формулой:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
«Личностноориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность
ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием образования.» (Якиманская И.С. Разработка технологии личностно
ориентированного обучения. Директор школы. – 2003. №6)
Сущность личностноориентированного образования
Личностноориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической
деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов
действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации
личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Вопервых, личностноориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и
интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных
институтов.
Вовторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро
вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных
качеств.
Втретьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в
учебновоспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектносубъектных отношений между
педагогами и их воспитанниками. Существуют и другие различия между личностноориентированным
подходом и прежними методологическими ориентациями. Наиболее полно они отражены в таблицеПрофессор Е.Н.Степанов выделяет следующие компоненты, из которых складывается личностно
ориентированный подход в образовании.
С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.
Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий
являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение
их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение
рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности.
Вторая составляющая— исходные положения и основные правила построения процесса обучения и
воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или
руководителя образовательного учреждения.
Принципы личностно – ориентированного подхода:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации
своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно
побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально
приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности
личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не
только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их
дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой,
обрести(постичь) свой образ.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально
обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и
отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе,
способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер
взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.
4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности,
самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и
воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели,
содержания, форм и способов организации учебновоспитательного процесса и жизнедеятельности в
классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность
позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной
группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей
личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию
позитивной Яконцепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы
по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по
направленности и авторитарного по характеру учебновоспитательного процесса, присущего педагогике
насильственного формирования личности ребенка.
Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно
ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, поддержка его
устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишнейтребовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация
детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
И, наконец, третий компонент личностноориентированного подхода — это технологическая
составляющая,которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы
педагогической деятельности. Технологический арсенал личностноориентированного подхода, по
мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким
требованиям, как диалогичность; деятельностнотворческий характер; направленность на поддержку
индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы
для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения
В заключение подчеркну основные особенности проектирования личностноориентированного урока:
конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели,
места и времени его использования на уроке;
продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
проведение наблюдений за школьниками;
предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и
инициативы;
поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу
ответов товарищей (рецензированию ответа);
стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке
к уроку;
использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;
применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.