Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 06.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья о сущности личностно-ориентированного образования, принципах, особенностях проектирования личностно-ориентированного урока. Во-первых, личнос¬тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро-вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
Иконка файла материала личностно ориентировынные технологии.docx
Изумление человеком – вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания. В. А. Сухомлинский.  В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и  индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально  одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей  представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств,  становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует  в человеке социально типичное. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и  проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира,  уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой.  Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом  благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие  только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного  интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование  невозможно без обращения к личности. Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно  ориентированного обучения. Это  образно можно представить формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».    «Личностно­ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность  ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем  согласовывается с содержанием образования.»  (Якиманская  И.С. Разработка технологии личностно­ ориентированного обучения. Директор школы. – 2003. ­ №6) Сущность личностно­ориентированного образования           Личностно­ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической  деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов  действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации  личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.          Во­первых, личностно­ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и  интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных  институтов.          Во­вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро­ вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных  качеств.           В­третьих, применение этого подхода предполагает  перераспределение субъектных полномочий в  учебно­воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно­субъектных  отношений между педагогами и их воспитанниками. Существуют и другие различия между личностно­ориентированным  подходом и прежними методологическими ориентациями. Наиболее полно они отражены в таблицеПрофессор Е.Н.Степанов выделяет  следующие компоненты, из которых складывается личностно ­  ориентированный подход в образовании.    С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.        Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий  являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение  их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение  рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. Вторая составляющая— исходные положения и основные правила построения процесса обучения и  воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или  руководителя образовательного учреждения.  Принципы личностно – ориентированного  подхода: 1.                     Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации  своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно  побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально  приобретенных возможностей. 2.                     Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности  личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не  только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их  дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой,  обрести(постичь) свой образ. 3.                     Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и  отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе,  способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер  взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей. 4.                     Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности,  самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и  воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели,  содержания, форм и способов организации учебно­воспитательного процесса и жизнедеятельности в  классе и школе. 5.                     Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность  позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной  группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей  личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию  позитивной Я­концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы  по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». 6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно­воспитательного процесса, присущего педагогике  насильственного формирования личности ребенка.                 Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно­ ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка,  поддержка его  устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишнейтребовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация  детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.            И, наконец, третий компонент личностно­ориентированного подхода — это технологическая  составляющая,которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы  педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно­ориентированного подхода, по  мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким  требованиям, как диалогичность; деятельностно­творческий характер; направленность на поддержку  индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы  для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения      В заключение подчеркну основные особенности  проектирования личностно­ориентированного урока:       конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели,  места и времени его использования на уроке; продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников; проведение наблюдений за школьниками; предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и  инициативы; поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу  ответов товарищей (рецензированию ответа); стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника; привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке  к уроку; использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика; применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний; продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.             