Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.
Оценка 4.9

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
физика
7 кл—9 кл
14.02.2018
Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Ленская Е.М.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Парфеново Технологии, приёмы и методы реализации  системно ­ деятельностного подхода  на уроках физики. Ленская Е.М. – учитель физики 2018 год. с.Парфеново Содержание: 1. Введение. 2. Теоретическая база. 3. Модели творческих уроков. 4. Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами. 5. Приемы обучения. 6. Литература. Введение  С   совершенствованием   индустрии   человек   оказался   совсем   в   других   социальных, психологических и экологических условиях. Стали появляться новые виды деятельности и специальности, которые, предполагают определенный уровень образования современного человека. Значительно повышаются требования к его информационной культуре. А, значит, действовать   по   определённому   алгоритму   приходится   всё   реже   и   реже,   а   принимать продуманные нестандартные решения – значительно чаще. Вместе   с   тем,   развитие   внутренних   сил   человека   –   это   не   только   социальный   заказ общества,   но   и   потребность   самого   человека,   осознающего   свою   опосредованность   от объективного мира и желающего реализовать свой внутренний потенциал.  «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» ­ писал Георг Зиммель. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны   образованные,   нравственные   люди,   которые   могут   самостоятельно   принимать решения.   «Системно­деятельностный   подход,   как   раз,   подразумевает   создание   условий,   при которых   деятельность   ученика   направлена   на   становление   его   сознания   и   личности   в целом».   Основными   компонентами   овладения   знаниями   при   таком   подходе   являются: восприятие  информации,  анализ,  запоминание  и  самооценка.  Для реализации  системно­ деятельностного   подхода   в   преподавании   учитель   создает   проблемные   ситуации, обращается   к   обучающимся   с   вопросами,   а   не   с   ответами,   управляет   поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям   информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.                                   Человек   лишь   тогда   стремится   к   знанию,   когда   осознает   его   значимость   в   культуре   и собственной   жизни.   «Физика   мне   не   нужна»,   «Физика   мне   не   интересна»   –   такие высказывания мы нередко слышим от сегодняшних школьников. Содержание науки физики и, значит, физики ­ учебного предмета имеет ряд специфических особенностей, которые могут вызвать переживания учащихся и которые необходимо учитывать с целью создания и укрепления познавательного интереса, развития творческой самостоятельности. В   условиях   перехода   общеобразовательных   школ   к   ФГОС   второго   поколения   перед учителями   ставятся   задачи:   формирование   знаний   в   соответствии   с   новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных учебных действий   (далее   УУД),   обеспечивающих   все   учебные   предметы,   формирование компетенций,   позволяющих   ученикам   действовать   в   новой   обстановке   на   качественно высоком уровне. Теоретическая база Понятие   системно­деятельностного   подхода   было   введено   в   1985   г.   как   особого   рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между   системным   подходом,   который   разрабатывался   в   исследованиях   классиков отечественной   науки   (таких,   как   Б.Г.Ананьев,   Б.Ф.Ломов   и   др.),   и   деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин,   В.В.Давыдов   и   многие   др.).   Системно­деятельностный   подход   является попыткой объединения этих подходов. Особенностью   системно­деятельностного   подхода   является   положение   о   том,   что психологические   функции   и   способности   есть   результат   преобразования   внешней предметной   деятельности   во   внутреннюю   психическую   деятельность   путем последовательных   преобразований.   При   этом   содержание   образования   проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий,   конституирующих   определенную   предметную   область.   В   основе   усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Как указывал В.В.Давыдов,   первичная   форма   существования   теоретического   знания   –   это   способ действия. Системно­деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. На оперционально­технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует   еще   одна   формула:   компетенция   —   деятельность   —   компетентность. Компетенция   как   объективная   характеристика   реальности   должна   пройти   через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает   нам   понять,   что   такое   компетентность.   Это   знание   в   действии.   И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им.  Системно­деятельностный подход к результатам образования, означает, в частности, что изменяется   представление   о   содержании   образования.   Его   состав,   в   соответствии   с принятым   подходом   к   формированию   стандарта   и   конкретизирующей   его   системой нормативных   документов,   определяется   не   только   традиционной   «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации.  Системно­деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:   представить   цели   образования   в   виде   системы   ключевых   задач,   отражающих направления формирования качеств личности;   на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;   выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.  К   числу   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной   программы отнесены:  личностные   результаты  —   готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию, сформированность   мотивации   к   учению   и   познанию,   ценностно­смысловые   установки выпускников   начальной   школы,   отражающие   их   индивидуально­личностные   позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;  метапредметные   результаты  —   освоенные   обучающимися   универсальные   учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);  предметные   результаты  —   освоенный   обучающимися   в   ходе   изучения   учебных предметов   опыт   специфической   для   каждой   предметной   области   деятельности   по получению   нового   знания,   его   преобразованию   и   применению,   а   также   система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.  Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.  Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.  В   результате   изучения   предметов   на   ступени   начального   общего   образования   у выпускников   будут   сформированы   личностные,   регулятивные,   познавательные   и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.  В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.  В   сфере   регулятивных   универсальных   учебных   действий   выпускники   овладеют   всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.  В   сфере   познавательных   универсальных   учебных   действий   выпускники   научатся воспринимать   и   анализировать   сообщения   и   важнейшие   их   компоненты   —   тексты, использовать   знаково­символические   средства,   в   том   числе   овладеют   действием моделирования,   а   также   широким   спектром   логических   действий   и   операций,   включая общие приёмы решения задач.  В   сфере   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   выпускники   приобретут умения   учитывать   позицию   собеседника   (партнёра),   организовывать   и   осуществлять сотрудничество   и   кооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно   воспринимать   и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Системно­деятельностный   подход   обеспечивает   достижение   планируемых   результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.  В   целом   системно­деятельностный   подход   в   обучении   означает,   что   в   этом   процессе ставится   и   решается   основная   задача   образования   —   создание   условий   развития   профессионально гармоничной,   нравственно   совершенной,   социально   активной, компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации   системно­деятельностного   подхода   необходимо   перейти   от   освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни.   Соответственно,   специфические   для   каждого   учебного   предмета   действия   и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными  Системно­деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской   идентичности.   Обучение   должно   быть   организовано   так,   чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно­деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. Дидактические принципы системно­деятельностного подхода: 1) Принцип   деятельности  ­   заключается   в   том,   что   ученик,   получая   знания   не   в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип   непрерывности  –   означает   преемственность   между   всеми   ступенями   и этапами   обучения   на   уровне   технологии,   содержания   и   методик   с   учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип   целостности  –   предполагает   формирование   учащимися   обобщенного   самом   себе, системного   представления   о   мире   (природе,   обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип   минимакса  –   заключается   в   следующем:   школа   должна   предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при   этом   его   усвоение   на   уровне   социально   безопасного   минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип   психологической   комфортности  –   предполагает   снятие   всех стрессообразующих  факторов  учебного  процесса,  создание  в школе  и  на  уроках доброжелательной   атмосферы,   ориентированной   на   реализацию   идей   педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип   вариативности    –   предполагает   формирование   обучающимися способностей   к   систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному   принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном   процессе,   приобретение   обучающимися   собственного   опыта творческой деятельности. Таким  образом, в основе педагогических  приемов и   техник, используемых  на уроке, должны   лежать   следующие   основные   принципы:   принцип   деятельности,   принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества.  Преподавание   физики,   в   силу   особенности   самого   предмета,   представляет   собой благоприятную среду для применения системно­деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. В   новых   условиях   на   первый   план   выходит   личность   ученика,   способность   его   к “самоопределению   и   самореализации”,   к   самостоятельному   принятию   решений   и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.  Можно выделить два пути реализации системно­деятельностного подхода: 1) проведение   целых,   законченных   творческих   уроков,   основным   образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать; 2) введение   в   традиционные   уроки   фрагментов,   посвященных   творческой познавательной   деятельности   учащихся,   то   есть,   возможно,   более   полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.  Модели творческих уроков При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка:  потребности  →  мотив  → операции  →  результат  →  рефлексия.  цель и задача   средства реализации задачи  → →  действие  → Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на  которых ученики заняты деятельностью, творчеством. Урок решения цепочки экспериментальных задач. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, а учащиеся в качестве ответа на него вдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод  формулируется в процессе обсуждения беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:  Вопрос 1  Вопрос 2  → →  ответ­гипотеза  →  эксперимент для проверки гипотезы  →  вывод 1;  ответ­гипотеза  →  эксперимент для проверки гипотезы  →  вывод 2 и т.д.. Завершается процесс и урок общим выводом. Урок данного типа можно использовать при  изучении темы «Равнодействующая сил» в 7 классе. Перед учащимися ставится проблема:  как ведет тело, если на него действуют несколько сил. У ребят возникает вопрос:  а как направлены силы? От направления сил, действующих   на   тело,   зависит   результат.   Учащиеся   выдвигают   гипотезы:   если   силы направлены   в   одну   сторону,   то   равнодействующая   равна   сумме   сил,   если   в противоположные,   по   их   разности,   если   силы   направлены   под   углом   друг   к   другу   – равнодействующая   не   может   быть   равна   нулю.     Проверяют   гипотезы,   делают   выводы. Разрабатывая   сценарий   эксперимента,   проводя   его,   учащиеся   учатся   работать   в   парах, развивается   самостоятельность,   творческие   способности.   Процесс   освоения   материала построен   по   циклу   научного   познания,   в   деятельности   учащихся   присутствуют теоретическая и практическая компоненты. Урок сотрудничества и экспериментов учащихся. Тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод. 3 группа Эксперимент 3 2 группа Эксперимент 2 ТЕМА 1 группа Эксперимент 1 4 группа Эксперимент 4 Так, при изучении темы «Условие плавание тел» группам учащимся выдаются задания по выяснению условий, при которых тело плавает, тонет, всплывает. Каждая группа измеряет вес тела в воздухе, вес тела в воде, силу Архимеда, сравнивает их и делает вывод. Первая группа   делает   вывод   об  условии,   при   котором  тело   тонет,  вторая   ­  плавает,   третья  – всплывает.  В докладах учащиеся описывали кратко методику исследования, и полученные результаты.  Этот вид урока очень похож на урок решения цепочки решения экспериментальных задач, но   применяется   при   более   сложных   лабораторных   работах,   требующих   значительных временных затрат. Урок – диспут. Заранее объявляется тема урока, например в 7 классе «Трение: друг или враг?». Класс делится  на   две   группы:   пессимистов,   которые   высказывают   отрицательные,   негативные идеи по предложенной  теме, и  оптимистов, которые ищут положительные доводы.  В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты.  Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами. Развивающих заданий может быть много. Главная идея для их подбора следующая: задания должны   приглашать   к   размышлению,   наблюдениям,   поиску,   выдвижению   идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. В них непременно должны присутствовать вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким   будет   Ваше   предложение?»,   «Что   предпринять?»,   «Как   объяснить?»,   «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?», «Как улучшить?» и так далее. Для того, чтобы занятия задания не стали в ряд традиционных, полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно­деятельностный подход   к   обучению,   нужно   просить   учеников   составить   план   их   решения   и   после завершения проводить рефлексию. Это означает, что ученик должен ответить минимум на следующие вопросы:   Как я это делал?  В какой последовательности?  Какие знания я применил? Почему именно их?  Как было удачно? Почему?  В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть?  Как можно улучшить работу?  Чем ее можно дополнить? Эти   меры   помогут   ученику   в   процессе   работы   учиться   действовать   осмысленно   и совершать свою деятельность. Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием. Необходимость   таких   задач   вызвана   следующим:   в   жизни,   на   производстве   бывают затруднения в принятии какого­либо решения в связи с тем, что нет полной информации о ситуации. Чтобы готовить школьников к разрешению таких ситуаций можно предлагать им задачи следующего типа.  Что произойдет, если пулька, выпущенная из духового ружья, попадет в куриное яйцо. Ответ   на   вопрос   зависит   от   того,   вареное   яйцо   или   сырое.   Учащиеся   конкретизируют ситуацию и отвечают на каждый вариант вопроса.  На тело действуют две силы 5Н и 7 Н. Чему будет равна равнодействующая? Опять же решение задачи зависит от того, куда направлены силы? Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении. Задачи этого типа учат ставить вопрос о достоверности данных. В жизни таких ситуаций встречается немало, и школьники должны быть подготовлены к встрече с ними. Ошибка может содержаться в условии (недостоверные данные)  длина волны красного цвета   100   мкм,  в   использовании   формулы   –  применение   при   вычислении Ek  2mv 2 формулы кинетической энергии релятивистской частицы.  Задания на поиск и объяснение народных погодных и бытовых примет. Учащимся   нравится   задания,   связанные   с   природой,   народным   бытом   и   народными приметами. Это вызывает интерес, позволяет научить ребят применять законы физики к происходящими вокруг них изменениям. Ребята находят приметы и пытаются их объяснить самостоятельно, делятся на уроках с классом.  Задачи, позволяющие овладеть методом познания. Решая задачи, учащиеся делают открытия (уже известные науке, но они об этом не всегда знают).   Эти   открытия   вызывают   хорошие   эмоциональные   переживания   от   преодоления трудностей, счастье творческой удачи.  Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей. На этот вопрос часто дают утвердительный ответ. Проведя опыт учащиеся делают вывод, что   сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел. Приемы обучения Прием  “Нестандартный вход в урок” Универсальный   прием   ТРИЗ,   направленный   на   включение   учащихся   в   активную мыследеятельность   с   первых   минут   урока.   Учитель   начинает   урок   с   противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Пример 1. Физика. Тема урока «Теплопередача». До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая. Пример 2. Физика. Тема урока «Теплопроводность»                                                       Продемонстрировать опыт и поставить вопрос: Почему мы                                                       не чувствуем тепла? Приём "Ассоциативный ряд"  К   теме   или   конкретному   понятию   урока   нужно   выписать   в   столбик   слова­ассоциации. Выход будет следующим:   если   ряд   получился   сравнительно   правильным   и   достаточным,   дать   задание составить определение, используя записанные слова;   затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;  оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что­либо добавить или стереть. Пример. Физика. Тема урока «Механическая работа и мощность» Работа  – величина,  характеризующая   действие  силы  на тело,  приводящее  к  изменению модуля скорости. Мощность – быстрота выполнения работы. Приём  “Отсроченная отгадка” Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.  Формирует:   умение определять противоречие;   умение находить решение имеющимися ресурсами.  1 вариант приема.  В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой   (ключик   для   понимания)   будет   открыта   на   уроке   при   работе   над   новым материалом.  Пример. Физика. Тема урока «Дисперсия света». Поднялись врата, всему миру красота (радуга). Раскрашенное коромысло через реку повисло (радуга). 2 вариант приема.  Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.  Приём  “Фантастическая добавка” Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.  Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.  Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого­то параметра, который обычно остается неизменным;   рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.  Приём “Необъявленная тема” Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.  Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.  Приём  “Цепочка признаков“ Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.  Формирует:   умение описывать объект через имена и значения признаков;   умение определять по заданным частям модели скрытые части;   умение составлять внутренний план действий.  Приём “Да – нет”. Универсальный   приём   технологии   ТРИЗ:   способен   увлечь   и   маленьких,   и   взрослых; Формирует следующие универсальные учебные действия:   умение связывать разрозненные факты в единую картину;   умение систематизировать уже имеющуюся информацию;   умение слушать и слышать друг друга.  Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".  Пример. Физика. Тема урока «Сообщающиеся сосуды». Слово «фонтан».  Приём  “Я беру тебя с собой» Универсальный   приём   ТРИЗ,   направленный   на   актуализацию   знаний   учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.  Формирует:   умение объединять объекты по общему значению признака;  умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;   умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;   умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.  Педагог   загадывает   признак,   по   которому   собирается   множество   объектов   и   называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто­то из детей не определит, по какому   признаку   собирается   множество.   Можно   использовать   в   качестве   разминки   на уроках. Пример. Топор (металлические предметы) Приём “Шаг за шагом”. Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.  Ученики,   шагая   к   доске,   на   каждый   шаг   называют   термин,   понятие,   явление   и   т.д.   из изученного ранее материала.  Приём  «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы:   «жокеев»   и   «лошадей».   Первые   получают   карточки   с   вопросами,   вторые   –   с правильными   ответами.   Каждый   «жокей»   должен   найти   свою   «лошадь».   Эта   игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.  Механическая работа совершается только когда на тело действует сила и Мощность оно движется Работа / время К простым механизмам относятся Рычаг и его разновидности – блок и Величина, обратная фокусному расстоянию линзы называется ворот; наклонная плоскость и ее разновидности – клин, винт. Оптическая сила линзы Приемники или потребители Электродвигатели, лампы, плитки, электрической энергии электроприборы и пр. 1 Вт ∙ ч Кто поставил опыт по дисперсии света? Кто изобрел телескоп? Закон Ома для участка цепи 3600 Дж Исаак Ньютон Галилео Галилей I=U R Устройство, предназначенное для Ядерный реактор осуществления управляемой ядерной реакции Приём “Игровая цель” Универсальный   приём­игра,   направленный   на   активизацию   мыслительной   деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.  Формирует:   учебные умения;   умение работать в команде;   умение слушать и слышать друг друга.  Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.  Приём  “Корзина идей, понятий, имен” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все,   что   знают   или   думают   ученики   по   обсуждаемой   теме   урока.   На   доске   можно нарисовать  значок корзины,  в которой условно  будет собрано все  то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.  Приём  «До­После» Описание:   прием   из   технологии   развития   критического   мышления.   Он   может   быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.  Формирует:   умение прогнозировать события;   умение соотносить известные и неизвестные факты;   умение выражать свои мысли;   умение сравнивать и делать вывод.  В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.  Часть   "После"   заполняется   в   конце   урока,   когда   изучен   новый   материал,   проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.  Стратегия “Вопросительные слова”.  Универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока.   Необходимо   составить   как   можно   больше   вопросов,   используя   вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Приём  «Согласен – Не согласен»  Универсальный   прием,   способствующий   актуализации   знаний   учащихся   и   активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в   мыслительную   деятельность   и   логично   перейти   к   изучению   темы   урока. Формирует:   умение оценивать ситуацию или факты;   умение анализировать информацию;   умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «­».  Приём «Толстый и тонкий вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.  Стратегия позволяет формировать:   умение формулировать вопросы;   умение соотносить понятия.  Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.  Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.  Приём “Целое­часть. Часть­целое” Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое­часть или часть­целое. Для слова второй пары нужно   из   предложенных   вариантов   указать   тот,   который   соответствует   найденному правилу  Пример.  1. Автомобиль ­ колесо;  2. Ружье ­ а) стрелять б) курок в) оружие  Приём  “Лови ошибку” Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.  Формирует:   умение анализировать информацию;   умение применять знания в нестандартной ситуации;   умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.  Приём «З­Х­У» Стратегия З­Х­У используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.  Формирует:   умение определять уровень собственных знаний;   умение анализировать информацию;   умение   соотносить   новую   информацию   со   своими   установившимися представлениями.  Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.  На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю» Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение   интереса   к   новой   информации.   Полученные   ранее   знания   выводятся   на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний.  После   обсуждения   текста   (фильма   и   т.п.)   учащиеся   заполняют   третью   графу   таблицы «Узнал».  Приём  “Вопрос к тексту”  Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.  Формирует:   умение содержательно формулировать вопросы;   умение оценивать границы своих знаний.  Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.  Приём  "Ромашка" Описание:   "Ромашка"   состоит   из   шести   лепестков,   каждый   из   которых   содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков ­ шесть вопросов.  Приём  "Телеграмма"  Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.  Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Таким   образом,   использование   приёмов   проблемного   обучения,   проектных   методик   и групповых форм работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении школьников. Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках физики позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом. Сегодня   каждый   учитель   может   использовать   системно­деятельностный   метод   в   своей практической   работе,   так   как   все   составляющие   этого   метода   общеизвестны.   Поэтому достаточно   лишь   осмыслить   значимость   каждого   элемента   и   использовать   их   в   работе системно. Применение   технологии   системно­деятельностного   метода   обучения   создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Литература. 1. Концепция   федеральных   государственных   образовательных   стандартов   общего образования (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2009. 2. Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной   школе:   от действий к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова _ М.: Просвещение, 2008. 3.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действий к  мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова,  А.М.Кондакова. 5. Программа формирования и развития универсальных учебных действий для  основного общего образования. – М.: 2008.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики.

Технологии, приёмы и методы реализации  системно - деятельностного подхода  на уроках физики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018