ШКОЛА РОССИИ
Е. А.
Лутцева Т. П. Зуева
удк 373.167.1:62 ББК 30.65172
J186
Серия «Школа России» основана в 2001 году
На учебник получены положительные экспертные заключения по результатам научной (заключение РАН № 10106-5215/83 от 12.10.2012 г.), педагогической (заключения РАО № 128 от 29.01.2014 г., № 332 от 05.02.15 г.) и общественной (заключения РКС N2 106 от 07.02.2014 г., .N2 1002 от 01.04.15 г.) экспертиз.
Учебник входит в систему «Школа России»
Лутцева Е. А.
Л86 Технология. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 127 с. : ил. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-046539-7.
Учебник написан на основе рабочей программы по технологии авторов Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Его содержание и методический аппарат реализуют современные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в начальной школе.
Учебник помогает воспитывать уважение к труду, мастерам и результатам их труда, качественно и последовательно формировать элементарные технико-технологические знания и умения, развивает основы творческой деятельности. удк 373.167.1:62 ББК 30.6я72
ISBN 978-5-09-0465394 Издательство «Просвещение», 2014 С) Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2014
Все права защищены
Дорогой друг!
В этом учебном году ты продолжишь своё знакомство с миром, созданным руками людей-тружеников. Вместе с одноклассниками ты будешь выполнять интересные проектные задания, путешествуя по творческим студиям так современные творческие люди называют свои мастерские. Проекты будут как групповыми, так и индивидуальными.
Помни, что всё начинается с замысла. Сначала рождается идея что нужно и для чего. Потом решается, как это можно сделать, после чего выполняется работа. Обязательно надо обсуждать результаты, успехи и трудности, которые удалось преодолеть.
Ты будешь думать, искать нужную информацию, обсуждать свои идеи с одноклассниками и взрослыми, учиться делать свои творения красивыми, прочными и удобными в использовании. Ты продолжишь осваивать умение учиться, потому что человек учится всю свою жизнь.
Помни: получается не у того, кто только мечтает, а у того, кто стремится реализовать свою мечту ищет, пробует, ошибается, опять ищет и пробует, пока не достигнет нужного результата.
Старайся, не бойся ошибиться, спорь. Смело иди к своей цели!
Успеха тебе!
о |
запомни! |
а |
сделай открытие, проведи исследование
— работа в группе |
|
работай самостоятельно |
|
смотри словарик мастера, приложения |
|
— работа с рабочей тетрадью |
Условные
обозначения:
|
|
|
|
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
Задание 1 . Перерисуй на клетчатую бумагу схему
кроссворда. Впиши ответы.
По горизонтали:
1 . Устройство чего-либо.
2. Телефон-компьютер.
З. Инструмент для вычерчивания окружностей.
![]() |
5.0рудие для работы.
6.
Продавливание углублений на месте будущего сгибания.
7. Приспособление для разметки деталей из ткани.
8. Место соединения деталей из ткани.
9. Название одного из твоих учебников.
10. Материал для изготовления швейных изделий.
11. Общее название различных машин и механизмов.
По вертикали:
1 . Вещество, способное соединять материалы.
2. Последовательный ряд стежков.
З. Устройство, позволяющее найти любую информацию.
4. Отрезок от центра окружности до любой её точки.
5. Продукт прядильного производства.
6. Часть конструкции самолёта.
7. Приспособление для разметки деталей.
8. Чертёжный инструмент.
9. Всемирная компьютерная сеть.
10.
![]() |
![]() |
1 1. Природный материал, пластичный при увлажнении.
Задание 2. Перерисуй на клетчатую бумагу схему кроссворда. Расставь по клеткам данные ниже слова. Ориентируйся на буквы-подсказки.
Если есть незнакомые слова, найди их в Словарике или в темах учебника.
Разметка, материал, декупаж, упругость, поролон, дизайнер, оборка, линейка, декор, пенопласт.
формацией?
![]() |
4.
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
5. Вернись на начальную страницу Яндекс (или Рамблер). для этого в левом верхнем углу монитора найди знак е и нажми на него.
Попробуй ввести другие слова.
6. Выбери нужную информацию. Включи принтер. Нажми левую кнопку мыши на знак печати. Распечатай информацию.
![]() |
1
. Включи компьютер.
Найди на рабочем столе текстовую программу Microsoft Word.
Нажми два раза левую кнопку мыши. Раскроется окно нового документа.
2
Напиши несколько слов. Когда тебе понадобится написать слово с
заглавной буквы, надо будет нажать на кла-
![]() |
З. Под руководством учителя подведи курсор мышки к любому слову, нажми на нём два раза левой кнопкой мыши. Слово выделится. Пользуясь командами на верхней панели, попробуй изменить размер букв. Сделай выделения: полужирный (Ж), курсив (К), подчёркнутый (У).
Я люблю свой класс, а ты?
1 . Найди в меню на верхней панели слово «Вставка», нажми на него, затем найди слово «Таблица» и нажми на него. Передвигая мышь, выдели три клетки вправо и три клетки вниз. Нажми левую кнопку мыши. У тебя на листе появится таблица.
![]() |
В нижних клетках впиши по два своих примера этих частей речи.
|
|
З. Чтобы изменить размер клетки, поставь
курсор на разделительную вертикальную линию так,
чтобы появился значок НА, нажми на левую кнопку и, удерживая её, передвигай
разделительную вертикальную линию влево или вправо. Отпусти кнопку.
Существительное |
Прилагательное |
Глагол |
компьютер |
|
пе чатаТЬ |
текст |
текстовой |
создавать |
![]() |
![]() |
З. На верхней рабочей панели найди «Создать слайд»,
подведи курсор и нажми один раз левую кнопку мыши. Выбери вид слайда (1) «Заголовок и объект». Введи необходимый текст в рамке заголовка. Ниже во второй рамке найди «Вставить рисунок из файла», нажми и в появившемся окне найди нужный тебе рисунок.
4.
Выбери шаблон оформления («Стиль фона»). для этого найди и
нажми на «Дизайн». Справа найди «Стиль фона». Там можно выбрать разные варианты
оформления в меню «Формат фона». Попробуй также выбрать другие темы. Остановись
на том варианте оформления, который
тебе больше понравился.
5.
Потренируйся в создании ещё нескольких слайдов.
Используй это умение в выполнении проектов.
создать мации.
|
Приготовь лист бумаги. 1 . Подбери для каждого значение. Выпиши пары:
2. Что помогает Напиши не меньше мации. З. Сколько максимально компьютером, чтобы не 4. Что можно делать Microsoft Word? Запиши 5. Подумай, почему тиной. Какие основные Запиши не менее четырёх. Обсуди результаты ошибки? Если есть, обязательно всё получится. помощником в дальнейшей |
Выполни задания. устройства компьютера его наномер и буква.
|
||||||||||||||||||
![]() |
• как можно интересно рассказать о своём классе; • нужна ли классу эмблема и как её изготовить; как сохранить свои творческие работы, изделия и другие виды достижений. Ты научишься: • продумывать выполнение этапов технологического и информационного проектов, используя памятку 4; • выбирать и выполнять роль в групповом проекте (участники проектной группы: сборщики информации, художники, конструкторы, технологи); оценивать качество выполненных изделий (памятка З). |
![]() |
Выполняем проектное задание
Разбейтесь на группы по 4—5 человек.
Творческий процесс: решите, как будет выглядеть ваша презентация. Презентация может содержать личные страницы одноклассников и разные разделы-рубрики, например «Добрые дела», «Наши именинники», «Спортивные достижения». Придумайте общее название. Можно придумать другие рубрики.
Технологический процесс: обдумайте сначала выбранную рубрику или страницу, составьте план работы, изготовьте рубрику (страницу), затем объедините изготовленные в группах рубрики с помощью учителя в одну презентацию. Подсказка. Возможные варианты оформления страниц.
|
НАШ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Нава Марина Сергеевна — самая пучыай |
|
|
Наши именинники |
||||||||||
|
Зима |
|
||||||||||||
Валера |
1.12 |
|||||||||||||
Маша |
4.12 |
|||||||||||||
Миша |
31.12 |
|||||||||||||
|
||||||||||||||
|
- Весна |
|
Ира |
3.06 |
||||||||||
Ваня |
4.03 |
Семён |
15.06 |
|||||||||||
Серёжа, |
17.03 |
Варя |
12.07 |
|||||||||||
Марина |
27.05 |
Алиса |
11,08 |
стал победителем
1 . Какими способами можно крепить листы с информацией на настенном панно, чтобы их можно было заменять на новые?
2. Какими способами можно соединить листы альбома, чтобы была возможность добавлять новые листы?
![]() |
![]() |
Разбейтесь на группы по 4—5 человек.
5 6
особенности у каждой из папок?
![]() |
![]() |
Приготовь лист писчей бумаги. Выполни задания.
![]() |
|||
![]() |
ты узнаешь: . что такое реклама; занимается дизайнер; сделать свои изделия привлекательными, особенными. Ты научишься: • продумывать этапы выполнения технологического и информационного проектов, используя памятку 4; • выбирать и выполнять роль в групповом проекте. Участники проектной группы: дизайнер, технолог (можно быть дизайнером и технологом в одном лице); • оценивать качество выполненной работы (памятка З). |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Как можно оформить и использовать разные упаковки? Что можно упаковать в эти коробки?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
пирамиды?
2-й способ — с помощью циркуля
Важно! Следи, чтобы радиусы были одинаковыми.
Поупражняйся в построении куля. Подбери подходящие размеры рамиду и проверь точность разметки.
Изготовление коробочки
Рассмотри варианты
коробочек и их свою коробочку.
Обсудите результаты работы
Можно ли с помощью циркуля при ки менять высоту пирамиды? Если да, то
1. Найди изображение
развёртки данной пирамиды. За
пиши её номер. Из каких развёрток
невозможно изготовить
пирамиду? Запиши их номера.
![]() |
![]() |
Обсуди ответы с одноклассниками. Объясни
свою точку
зрения. Прислушайся к мнениям других.
![]() |
![]() |
Чем отличается внутреннее убранство крестьянской избы от обстановки интерьеров на с. 42?
![]() |
Полезная информация
Все предметы домашнего быта крестьяне изготавливали сами. Женщины шили одежду, мужчины строили избы, делали посуду, мебель, телеги, сани и другие домашние предметы и приспособления. Главным материалом была древесина.
Что ты знаешь о строительных и бытовых традициях своего края?
Выполняем проектное задание
Творческий процесс: выберите способ выполнения О материал для декупажа, продумайте композицию.
Технологический
процесс: продумайте способы выполнения каждого этапа изготовления изделия
(памятка 2). О
Используй гуашь с
клеем ПВА или акриловые краски для декорирования изделия ки. Краску наноси
поролоновым ровного слоя.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рассмотри, потрогай руками образцы
полимеров. Определи возможные свойства трёх указанных полимеров.
Подбери к каждому материалу набор его свойств. о
1. Поролон 2. Пенопласт З. Полиэтилен 4. Пластик
А) Лёгкий, пористый, режется ножом, хрупкий, водоотталкивающий.
Б) Лёгкий, прочный, тонкий, легко режется ножницами, может быть прозрачным, цветным, водонепроницаемый.
В) Лёгкий, плотный, может быть цветным, прозрачным и непрозрачным, упругий, режется ножом и ножницами.
Г) Лёгкий, пористый, легко режется ножом и ножницами, эластичный, упругий, впитывает воду.
2. Определи технологические свойства полимеров. Проверь практически.
1) Как можно выполнить разметку деталей на поролоне, пенопласте, полиэтилене, пластике, по шаблону, на глаз, по линейке (угольнику), циркулем?
2) Чем можно разметить пенопласт и полиэтилен наиболее точно и аккуратно: карандашом, фломастером, шариковой ручкой, мелом?
З) Какими способами можно выделить размеченные детали из пенопласта: отщипнуть, отрезать, вырвать?
4) Какими способами можно соединить детали из пенопласта и полиэтилена: клеем ПВА, сшиванием, щелевым соединением, скрепками, скобками степлера?
Вспомни правила безопасной работы канцелярским ножом.
Проверь себя по памятке 8. Научись выполнять техноло- о гические приёмы обработки пенопласта, поролона, полиэтилена.
![]() |
Приготовь лист бумаги, ручку, кусок пластиковой бутылки. Выполни задания.
1 . Используй кусок полиэтиленовой плёнки.
Продумай и запиши возможные способы разметки
деталей, инструменты для разметки на пластике.
2. Тебе нужно сделать подарок детям,
родным или ветеранам. У тебя имеются следующие материалы:
кружева, вата, цветная бумага, картон,
клей, пластик, семена растений, краски, пластилин,
тесьма, блёстки, ткань.
![]() |
![]() |
Искусственные цветы
Рамка для фотографии
З. Укажи, какой из перечисленных
материалов имеет все названные свойства: эластичный, упругий, мягкий, пористый,
непрозрачный,
впитывает воду.
А) Ткань |
Г) Пенопласт |
Б) Пластилин |
Д) Поролон |
В) Проволока |
Е) Пластик |
Обсуди ответы с одноклассниками. Есть ли у тебя ошибки? Если да, исправь их. Попробуй придумать и выполнить похожее задание. Проверь правильность решения вместе с одноклассниками.
![]() |
![]() |
Полезная информация
Разные
страны имеют свои новогодние традиции. В Рос
сии принято подарки
класть под ёлку. В некоторых странах
Европы дети утром находят подарки в
вязаном чулке, при-
креплённом к камину. Главный новогодний
гость в России
дед Мороз, у финнов Йоулупукки, во Франции
Пер
Ноэль, в Италии Баббо Натале, в
Соединённых Штатах
Америки — Санта-Клаус.
Выполняем проектное задание
Разбейтесь на группы по 4—5 человек.
Творческий
процесс: рассмотрите части конструкции подвесок, научитесь строить данную
развёртку части под
вески, обсудите с одноклассниками варианты
изготовления
каждой части подвески, придумайте свои
варианты оформления подвески, подберите материалы, используйте законы
композиции.
![]() |
![]() |
Варианты разметки развёрток пирамиды с помощью циркуля
D
![]() |
Трубочки для коктейля изготавливают из
полимерных материалов. Какие требования предъявляются к этим издели
ям?
Можно ли изготовить трубочки из других материалов?
Трубочки для коктейля можно использовать
для изготов
ления новогодних игрушек.
рисунки, выполни упражнения.
![]() |
Приготовь лист клетчатой бумаги, ручку, карандаш.
1. Проверь свою внимательность и сообразительность. Найди и запиши ошибки в рисунках.
1
О 2. Рассмотри конструкцию коробочки-шкатулки. На листе
![]() |
![]() |
![]() |
З. Выпиши из указанного перечня операций
способы обработки, подходящие для полиэтиленовой
плёнки.
1) Разметка по шаблону, на глаз, по линейке и
угольнику, циркулем.
2)
Выделение деталей из заготовки отрыванием, вы-
резанием.
З)
Формообразование сгибанием.
4) Сборка склеиванием, сшиванием, щелевым соединением, проволокой (степлер).
Обсудите ответы с
одноклассниками. Есть ли у тебя ОШИб
ки? Если да, исправь их. Попробуй
придумать и выполнить похожее задание. Проверь правильность решения вместе с
друзьями.
![]() |
Выполняем проектное задание
Разбейтесь на группы. Выберите тему (или придумайте свою):
1. Древняя Русь.
2. Древний Китай.
З. Древняя Средняя Азия.
4. Современные страны.
Творческий
процесс: ответьте на вопросы, приведённые ниже. Подготовьте
сообщение и наглядный материал (ри
сучки, образцы). Красиво оформите своё
сообщение.
Обсудите:
Какие страны являются родиной натуральных тканей? (Для тем 1—3.)
Какие добавки в натуральные ткани в большей мере используются
сейчас? (Для темы 4.)
Как выглядела традиционная одежда народа, населяюще-
го
выбранную вами страну?
Из чего изготавливают ткань выбранной вами страны?
К какой
группе относится выбранная вами ткань: нату
рального или
искусственного происхождения?
Ткани
Натурального происхождения |
|||
Лён |
Хлопчатобумажная |
Шерсть |
|
Искусственного происхождения |
|||
Искусственные |
Синтетические |
||
Вискоза, ацетат |
Полиэстер, капрон, нейлон, ПА и другие |
||
1.
Почему модельеры не отказываются от натуральных тканей, хотя
синтетические ткани могут быть более краси-
выми? (Ответ тебе
подскажут свойства тканей.)
2. Какие текстильные материалы используют для отделки одежды? Есть ли на твоей одежде (в классе, дома) такая отделка?
Полезная информация
В
далёкие времена вся одежда, и женская, и мужская, называлась платьем. Разные
эпохи имели свои фасоны платьев.
По платью можно было определить, к какому сословию относится человек (бедный, богатый), его достаток. Но праздничные платья всё равно у всех были красивыми, нарядными.
Подумаем, обсудим
![]() |
Древняя Греция Европа. век
1 . Правильно ли для достоверного исторического костюма использовать синтетические ткани?
2. Какими способами (художественными техниками) можно изготовить исторический фон и рамку к нему? (Загляни на с. 82—83.)
Полезная информация
В России
проживают люди разных национальностей.
В прежние времена люди подчёркивали национальную принадлежность особенностями одежды.
Рассмотри одежду людей разных национальностей: мордва (1), калмыки (2), ненцы (З), кабардинцы (4). Какие у одежды особенности? Чем она похожа? Чем различается?
национальной одежде своего края?
Полезная информация
Для наших предков большое значение имели головные уборы, главным образом для женщин: головной убор мог
о них многое рассказать, например замужем женщина или нет, в какой губернии (крае) проживает.
Подумаем, обсудим
Рассмотри рисунки. Что ты можешь сказать об этих женщинах?
Кокошник старинный русский головной убор в виде гребня.
Рассмотри
кокошники разных губерний. Чем они разли- с чаются? пап
Владимирская Костромская Московская губерния губерния губерния
Кйчка старинный русский головной убор замужней женщины (1). В разных местностях женщины носили разные кички. Интересна рогатая кичка (2). Рога коровы знак плодородия, достатка.
![]() |
Выполняем проектное задание
Разбейтесь на группы по 4—5 человек. Выберите национальную одежду одного из народов России.
Творческий процесс: соберите информацию (энциклопедии, Интернет) об этом народе, обсудите конструктивные особенности женского и мужского костюмов, головных уборов, подберите материалы и инструменты, используйте заКОНЫ композиции.
![]() |
Обсудите результаты работы по памятке З.
Синтетические ткани
Вспомним, обсудим
Какие ткани называют натуральными? Почему?
О каких видах тканей можно сказать «рубашка в поле выросла»?
Какие животные дают человеку сырьё для шерстяных ниток, пряжи и тканей?
Из чего изготавливают синтетические нитки и ткани?
Полезная информация
Нефть уникальный дар природы. Нефтяники добывают её из недр Земли (1). Химики перерабатывают нефть на нефтеперерабатывающих заводах (2). Там из неё получают не только бензин, но и другие нефтепродукты, без которых наша современная жизнь была бы невозможна (З). Найди информацию об этом.
Из нефтепродуктов изготавливают и разнообразные синтетические ткани.
![]() |
![]() |
![]() |
Разбейтесь на группы студии модных ателье.
Творческий процесс: соберите информацию о форменной одежде, о требованиях к ней, обсудите конструктивные особенности формы для девочек и формы для мальчиков, выполните эскизы, подберите материалы, используйте законы композиции. Решите, в каком виде будете представлять свой вариант формы.
![]() |
1. Что обеспечит выполнение требований к прочности, удобству и красоте школьной формы?
2. Какие ткани ные, синтетические
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Основные приёмы вышивки лентами
Творческий процесс: продумай сюжет и конструкцию, о
Технологический процесс: продумай способы выполне-
1 2
1. Какую иглу лучше всего использовать для вышивки
2. Как можно разметить рисунок
З. Подумай, надо ли делать
![]() |
• как можно изготовить необычную открытку (по форме, конструкции, оформлению);
• кто может порадоваться твоей открытке или открытке от всего класса.
Ты научишься:
• продумывать выполнение этапов технологического проекта, используя памятку 2;
• выбирать и выполнять роль в групповом проекте (участники проектной группы: художник-дизайнер, конструктор, технолог, изготовитель деталей изделий);
• оценивать качество выполненной работы (памятка З).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Реши, как будешь работать — один или в группе.
Творческий процесс: продумай внешний крытки и её конструкцию, проанализируй усовершенствовании, необходимость ствования конструкции и технологического ри материалы, используй законы композиции.
Технологический процесс: продумай ния каждого этапа изготовления изделия, готовь изделие.
О
1. Как рассчитать радиус отверстия, ходила обрезанная крышка?
2. Какие художественные техники оформления открытки?
![]() |
Приготовь лист бумаги и ручку. Выполни задания.
1 . Подбери к папке для бумаг её развёртку. Запиши её номер. Проверь решение с помощью листа бумаги.
![]() |
![]() |
![]() |
З. Рассмотри строчку. Выбери и запиши её название.
1) строчка петлеобразного стежка
2) строчка косого стежка
3) строчка петельного стежка
![]() |
Полезная информация
![]() |
![]() |
Выполняем проектное задание
Выбери изделие или придумай свой образ. Реши, как тебе лучше работать — одному или в группе.
Творческий процесс: продумай образ игрушки, обрати внимание на особенности конструкции изделия, проанализируй потребность в её усовершенствовании, рассмотри варианты усовершенствования технологического процесса, выбери материалы, используй законы композиции.
Технологический процесс: продумай способы выполнения каждого этапа изготовления изделия, составь план, изготовь изделие.
о
Проверь игрушку в действии.
1 . Подумай, какое соединение в игрушках должно подвижным, а какое неподвижным.
2. Какую операцию лучше сделать или соединение деталей?
Полезная информация Лошадка-качалка является выдающимся творением в истории детских игрушек.
Многие историки утверждают, что она появилась ещё в Древней Греции. В Средние века лошадку-качалку использовали не только для развлечения детей, но и как тренажёр, на котором практиковались и совершенствовались в верховой езде будущие воины.
Подумаем, обсудим
Рассмотри варианты игрушек. Какие из этих игрушек изготавливались вами на уроках технологии?
![]() |
Вспомни конструкцию гофрокартона. Подумай, что обеспечивает гофрокартону прочность. Что обеспечивает прочность конструкциям игрушек из гофрокартона?
![]() |
![]() |
![]() |
Выполняем проектное задание
Выбери вариант (сделать думай свой. Реши, как тельно или в группе.
Творческий процесс: цию, проанализируй потребность
рассмотри варианты усовершенствования процесса, выбери материал,
Технологический процесс:
ния каждого
этапа готовь изделие.
Проверь игрушку в
Обсуди с одноклассниками нового вы узнали, чему
1. Как определить место
2. Как надо
![]() |
![]() |
![]() |
Задание 4. Найди на этой развёртке донышко коробочки и обведи его цветным карандашом. Перенеси изображение на лист бумаги. Отметь штриховкой места, на которые нужно нанести клей, чтобы склеить коробочку. На чертеже коробочки проставь размеры:
• длина донышка 50
• ширина
ДОНЫШКа 40
• высота бортика 20
• общая
длина
• общая
ширина
![]() |
![]() |
![]() |
Если больше половины заданий выполнены тобой самостоятельно, то это хорошо. Если тобой сделаны все задания, ты можешь в будущем стать хорошим конструктором, технологом, мастером на все руки.
Памятка 1 образца
его назначение.
особенности изделия (форма вид соединения подвижное или
изготовлено изделие? Есть ли цвета, колорита?
другие материалы? Почему?
детали (разметить и отделить
придать форму? Если да, то как? можно собрать изделие?
дополнительная отделка? Какая? Как её
дизайн-анализ 1 . Название изделия и 2. Каковы конструктивные деталей, их количество, неподвижное)? З. Из каких материалов особенности в подборе 4. Можно ли использовать 5. Как можно изготовить от заготовки)? 6. Нужно ли деталям 7. Какими способами 8. Требуется ли выполнить? Технологические операции 1 . Разметка изделия 2. Выделение деталей З. Формообразование сгибание, изгибание, 4. Сборка изделия винтами с гайками). 5. Отделка изделия вание и др.). Оценка 1 . Каково общее 2. Удачно ли подобраны фактура? З. Насколько прочна и ция изделия? 4. Точно ли изготовлены 5. Аккуратно ли выполнена б. Интересно ли оформлено 7. С какими конструкторскими блемами столкнулись? |
|
|
![]() |
![]() |
деталей изделия (складывание, скручивание и др.).
(склеивание, сшивание, на проволоку, (аппликация, раскрашивание, выши-
Памятка З выполненной работы от изделия?
материалы, их цветосочетание, удобна в использовании конструк-
отдельные детали? сборка изделия? изделие?
и технологическими проУдачно ли они были решены?
4
Как работать над проектом
1. Разработка проекта
Для чего делаем проект?
1.Сделать подарок.
2.Подготовиться к празднику. З. Выступить с сообщением.
4. Что-то другое. Что будем делать?
1. Обсуждаем и выбираем изделие или тему сообщения.
2.
Определяем конструкцию изделия или форму подачи информации.
З. Делаем зарисовки, схемы, эскизы изделия.
4. Выбираем лучший вариант.
Как делать?
1. Подбираем материалы или решаем, где искать информадию.
2.
![]() |
З. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
4. Подбираем инструменты.
2. Выполнение проекта Воплощаем замысел
1. Распределяем роли или обязанности.
2.
Изготавливаем изделие или ищем и оформляем информацию.
З. Вносим дополнения, исправления
(в конструкцию, фор- му, технологию или содержание и
оформление).
З. Защита проекта Что делали и как?
1. Что решили делать и для чего.
2. Как рождался образ объекта или тема сообщения.
З. Какие проблемы возникали.
4. Как решались проблемы.
5. Что получилось.
![]() |
Строчка косого стежка
8 канцелярским ножом инструмент.
с закрытым лезвием. неисправным ножом.
дощечку, чтобы не повредить вверх.
Памятка 9 за компьютером
осанка была правильной.
Правила работы Нож острый режущий 1 . Нож хранят и передают 2. Не работай тупым и З. При работе подкладывай поверхность стола. 4. Не держи нож лезвием Правила 1. Сиди так, чтобы твоя 2. Работай в освещённом за компьютером в темноте! З. При слабом зрении ках. 4. Расстояние
от глаз Гимнастика 1-й вариант. Нужно а затем быстро посмотреть 10 раз подряд. Затем 20—30 секунд. 2-й вариант. Резко влево, вниз и вправо. чего закрыть глаза и дать |
|
|
![]() |
экрана должно быть 50—75 см. не более 15 минут, делай переглаз.
встать у окна, посмотреть вдаль, на кончик своего носа. И так нужно быстро поморгать в течение
посмотреть сначала вверх, затем
Повторить процедуру 10 раз, после им отдохнуть.
Оценка результатов работы, выполненной на компьютере
1 . Каково общее впечатление от выполненной работы?
2. Грамотно ли составлены тексты?
З. Удачно ли подобраны рисунки, фотографии?
4. Как выполнена общая композиция слайдов?
5.
![]() |
Памятка 1 1
Контрастные цвета
Средства художественной выразительности: композиция
симметрия
фактура
• ритм светотень
цвет
тон
форма
(
Аксессуары (в одежде) предметы, которые придают костюму законченность (сумка, галстук, перчатки и др.).
Аудио звуковой.
Биговка получение углублённых бороздок (бигов) на листе в месте будущего сгиба на изделиях из картона или толстой бумаги (например, книжных обложках).
Видео зрительный.
Выкраивание деталей вырезание деталей из ткани по намеченным контурам.
Гибкость способность материала изгибаться, гнуться и сохранять изогнутую форму.
Глянец блеск поверхности. Ровная, блестящая ГЛЯНцевая.
Двигатель механизм, при помощи которого работает машина.
Декоратор специалист по украшению зданий, помещений.
Деталь изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций.
Деформация (искажение) изменение формы или размеров предмета под воздействием внешних сил: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб.
Диаметр отрезок, проходящий через центр и соединяющий противоположные точки окружности.
Дизайн проектирование предметов, форма которых соответствует их назначению, удобна для человека, а ещё и красива.
Дизайнер специалист, который, создавая предметы, одновременно работает как инженер, экономист, социолог, художник. Дизайнер в процессе работы решает проблему по улучшению качества предмета. Поэтому изделия, разработанные дизайнером, неповторимы, индивидуальны.
Заготовка материал или деталь, из которой в дальнеЙшеЙ обработке получаются изделия.
Изделие предмет или совокупность предметов, изготовленных из материалов, продуктов (изделия могут быть разборные и неразборные).
Инструмент орудие для работы (может быть ручной, чертёжный, станочный, механизированный).
Интернет всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.
Интерьер художественно оформленное внутреннее помещение в здании.
Информация 1) сведения, собранные для их хранения, переработки и передачи; 2) сведения о чём-либо.
Кичка старинный головной убор замужней женщины.
Клавиатура приспособление с клавишами для ввода данных в компьютер, работы с ними, управления выполнением операций.
Кокошник старинный русский головной убор в виде гребня.
Коллаж художественная техника, при которой на какую-либо основу наклеиваются детали из разных материалов (бумага, ткань, природные материалы, кусочки стекла, камешки и другие).
Колорит (цветовое сочетание) гармоничное сочетание различных цветов в композиции. Он помогает передать настроение композиции: спокойное, радостное, тревожное, грустное и другие. Колорит бывает тёплым и холодным, тёмным и светлым.
Композиция строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Компьютер устройство для автоматической обработки информации посредством выполнения заданной, чётко определённой последовательности операций.
Конструкция схема устройства и работы машины, сооружения или узла, а также сами машины, сооружения, узлы и их детали.
Контраст противопоставление, выделение различных
свойств предмета.
Лекало образец (приспособление), по которому размечают деталь швейного изделия.
Макет уменьшенная копия окружающей действительности, повторяющая только внешний вид.
Маркетинг продвижение товара на рынке.
Маркетолог работник фирмы, изучающий спрос на производимый товар, рынки сбыта, дающий рекомендации о возможностях продажи этого товара.
Машина механизм, выполняющий полезную работу.
Модель — уменьшенная копия машины (любой), не только повторяющая внешний вид, но и показывающая её принцип работы.
Модельер — дизайнер одежды. Дизайн одежды включает её моделирование и конструирование.
Многогранник поверхность, составленная из многоугольников в объёмное тело.
Монитор (дисплей) часть компьютера, устройство для чтения и работы с информацией, имеющее экран.
![]() |
Окружность замкнутая кривая линия, все точки которой равноудалены от её центра.
Органы чувств (глаза, уши, язык, кожа, нос) специализированные органы организма, которые позволяют воспринимать информацию от окружающего мира.
Орнамент узор из повторяющихся элементов. Орнамент может размещаться в полосе, квадрате, круге или быть бесконечным.
Основа долевое направление ткани.
Пенопласт пористая пластмасса.
Передача механизм, служащий для передачи движения, как правило, с преобразованием скорости и соответственным изменением вращающего момента.
Пластичность свойство твёрдых тел необратимо деформироваться под действием механических нагрузок.
Пластмасса синтетический материал, полученный химическим способом из нефти. Основа пластмассы полимеры (продукт нефтепереработки). Плотность свойство материала, воспринимаемое на ощупь как сбитость, сжатость, без просветов и щелей, в отличие от рыхлости. Полиэтилен, пластмасса материалы, полученные химическим способом из нефти. Поролон пластичный пористый материал. Презентация общественное представление чего-либо. Принтер устройство для вывода информации на печаты Программа (компьютерная программа) последовательность команд, выполняемых компьютером для достижения определённой цели. Сервисные программы операционной сети, текстовая программа, программа загрузки компьютера, программа работы с электронной почтой и др. Процессор (системный блок персонального компьютера) устройство, в котором сохраняются все программы, с которыми можно работать. Прочность свойство материала не разрушаться (определяется в сравнении). Радиус расстояние от центра до любой точки окружности. Разметка (технологическая операция) заготовку контуров деталей для дальнейшего их выделения или точек для шитья и вышивания. Реклама информация, направленная на привлечение внимания к предмету и поддержание к нему интереса. Ритм чередование элементов композиции в определённой последовательности. Ритм может быть задан линиями, цветом, предметами. Рицовка надрезание детали из картона или плотной бумаги по линии сгиба на половину толщины материала. Сгиб место, по которому что-либо согнуто или сгибается. |
Сгибание придание чему-либо дугообразной, изогнутой формы.
СО НОМ (СО-диск, ТЈО-диск) (сидиром, компактдиск, дивиди-диск) гибкий магнитный диск для хранения информации.
Симметрия конструкция изделия, которая осью симметрии делится на одинаковые части (левые и правые или верхние и нижние).
Сканер устройство для копирования и переноса в компьютер различных изображений.
Складывание 1) сложение чего-либо в известном порядке (например, стопка книг); 2) сложение в результате перегибания, сгибания для придания формы (например, техника «оригами»).
Смесовая ткань ткань, изготовленная с применением передовых технологий, обеспечивающих долгий срок службы и высокое качество изделия.
Смётывание деталей швейного изделия временное ниточное соединение двух и более деталей (обычно используется прямая строчка).
Содержание внутреннее устройство (конструкция).
Средства художественной выразительности светотень, композиция, цвет, форма, ритм, фактура и другие.
Стежок отдельная часть шва расстояние между двумя проколами материала иглой.
Строчка последовательный ряд стежков.
Техника машины и механизмы, созданные человеком для помощи в выполнении сложных, тяжёлых работ.
Технология последовательность операций и приёмов по преобразованию сырья (материалов), энергии и информадии в конечный продукт, имеющий личностную или общественную значимость.
Транспорт машины и механизмы, служащие для перевозки людей и грузов на дальние расстояния.
Упаковка предмет или оболочка для хранения и перемещения товара.
Упругость свойство предметов восстанавливать свою форму и объём после прекращения действия внешних сил (например, сжатие). Уток поперечные нити ткани. форма внешнее проявление изделия. Единство формы и содержания важнейший закон художественного конструирования. Форма и содержание взаимодополняют друг друга. Функциональные возможности как работает, действует что-либо (устройство, машина и другие объекты). Чертёж изображение предметов и их деталей, повторяющее их форму, с указанием их размеров, соблюдением требований к линиям чертежа, достаточное для их изготовления и контроля. Выполняется с помощью чертёжных инструментов. Чертёжные (контрольно-измерительные) инструменты инструменты, с помощью которых выполняются чертежи, разметка и контроль точности изготовления детали (изделия). Шаблон приспособление для разметки одной или нескольких одинаковых деталей. Шов место соединения деталей. Эластичность способность материала растягиваться (гнуться) и возвращаться к первоначальной форме. Эмблема условный знак, изображение, характеризуюидее какое-нибудь событие. Эскиз чертёж, выполненный от руки, обычно предназначен для разового использования. |
Информационный центр
Вспомним, обсудим'
Информация. Интернет10
Создание текста на компьютере. 14
Создание презентаций. Программа PowerPoint. 18
Проект «Дружный класс»
Презентация класса.... .. 22
Эмблема класса................. ..24
Папка «Мои достижения»... ... 26
Студия «Реклама»
Реклама .. зо
Упаковка для мелочей32 Коробочка
для подарка
36
![]() |
Студия «Декор интерьера»
Интерьеры разных времён42
Художественая техника «декупаж». 44
Плетёные салфетки. 46
Цветы из креповой бумаги48
Сувениры на ПРОВОЛОЧНЫХ кольцах. 50
Изделия из полимеров .. 52
Новогодняя студия
Новогодние традиции .. 58
Игрушки из трубочек для коктейля........... 62
Игрушки из зубочисток............... 64
Студия «Мода»
История одежды и текстильных материалов .68
Исторический костюм .. 70 Одежда народов
России .
... 72 Синтетические ткани .
.
76
Твоя школьная форма. 80
Объёмные рамки 82
Аксессуары одежды .... ... . 84
ВЫШИВКа лентами . 86
Студия «Подарки»
Плетёная открытка... ... 90
День защитника Отечества 92
Открытка с лабиринтом 94
Весенние цветы . 96
Студия «Игрушки»
История игрушек . 100
Игрушка-попрыгушка . 102
Качающиеся игрушки 104
Подвижная игрушка Щелкунчик 106
Игрушка с рычажным механизмом . 108
Подготовка портфолио 110
Приложения
Памятка 1. Дизайн-анализ образца 114
Памятка 2. Технологические операции и способы их выполнения . 1 14 Памятка З. Оценка выполненной работы 1 14 Памятка 4. Как работать над проектом 115 Памятка 5. Строчка прямого стежка и её варианты . ... 1 16 Памятка 6. Строчка петельного стежка и её варианты . 1 16 Памятка 7. Строчка косого стежка и её варианты....... 117 Памятка 8. Правила работы канцелярским ножом 118
Памятка 9. Правила работы за компьютером.
Гимнастика для глаз 118 Памятка 10. Оценка результатов работы, выполненной на компьютере . 1 19 Памятка 1 1. Контрастные цвета . 1 19
Словарик Мастера.. 120
У ч е б н о е и з д а н и е
Серия «Школа России»
Лутцева Елена Андреевна Зуева Татьяна Петровна
4 класс
Учебник для общеобразовательных организаций
Центр технологического образования
Редакция технологического образования для школ
Заведующий редакцией Ю. Е. Акимова Редактор Д. А. Хроленко
Художественный редактор Л. П. Рочева
Художники О. В. Попович, О. П. Пономаренко Дизайн обложки Т. Н. Распоповой
Компьютерная вёрстка А. Н. Айрапетова Технический редактор С. Н. Терехова
Корректор И. Н. Панкова
Ответственный за выпуск Т. С. Милованова
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 19.07.16.
Формат 1081/16. Бумага офсетная. Гарнитура PragmaticaC.
Печать офсетная. Уч.-изд. л. 9, 18. Доп. тираж 8000 экз. Заказ № 49609.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано по заказу АО
«ПолиграфТрейд» в филиале «Смоленский полиграфический комбинат» ОАО «Издательство «Высшая школа».
214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
тел.: +7 (4812) 31-11-96. Факс: +7 (4812) 31-31-70.
E-mail: spk@smolpk.ru http://www.smolpk.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.