Технология адаптативного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории
Оценка 4.9

Технология адаптативного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
преподавание
5 кл—11 кл +1
29.11.2022
Технология адаптативного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории
адапт.docx

«Технология адаптативного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории»

 

Цель работы: 

·        изучение, анализ и адаптация новой педагогический технологии в процесс обучения;

·        совершенствование  структуры урока и навыков самостоятельной работы обучающихся, используя АСО.

 

Задачи:

1.     обеспечить достижение базового уровня знаний, умений, навыков и дифференцированного продвижения обучающихся;

2.     обеспечить высокий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации);

3.     создать условия для максимальной активности, раскованности мышления;

4.     обеспечить высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющейся в ориентации на выявление существенного в явлениях, в использовании обобщающих схем, анализа явлений;

5.     создать условия для преодоления неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;

6.     создать условия для деятельности обучающихся по самостоятельному применению знаний в новых ситуациях.

 

Актуализация проблемы

 

В научной и общественной публицистике в последние годы активно обсуждаются вопросы вхождения в единое образовательное  пространство. Поэтому в современных условиях реформирования  российской  системы  образования  возникает  сложнейшая  проблема  соответствия  российского специального образования европейским  стандартам. Это, в свою очередь,  требует всестороннего  научного  обеспечения. 

 

В современных условиях внедрения ФГОСов, в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение должно быть личностно-ориентированным, учитывающим  способности, потребности, особенности обучающегося, развивающим, мотивированным и т.д.

 

Основополагающими  принципами  создания  образовательной среды являются:

·        создание современных образовательных технологий, отражающих  реальные потребности обучающихся;

·        создание  адаптивной, развивающей, дистанционной, модульной и коммуникативной форм обучения;

·        создание информационной коммуникативной среды;

·        создание организационно-педагогического сопровождения обучающихся;

·        развитие социокультурных отношений.

 

Кроме того, придется менять отношение обучающихся к процессу получения и усвоения знаний, мотивировать их на успешную деятельность.

 

Каковы же причины массовой неуспешности обучающихся? Это, прежде всего:

·        недостаточная  подготовка  выпускников  общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, которые не могут конкурировать со своими сверстниками;

·        психологические барьеры, возникающие в результате дифференциации уровней подготовки;

·        отсутствие  навыков самостоятельной работы в получении образования (самообразования).

 

Сочетание педагогических технологий, реализация которых в практике работы учителя обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды ученика, называется адаптивной технологией обучения. Она была разработана А.С. Границкой, профессором Института иностранных языков им. Мориса Тореза. Также в работе использованы исследования И.Э. Унт, доктора педагогических наук, профессора НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространенной системы индивидуализации учебных заданий, и В.Д. Шадрикова, действительного члена РАО, доктора психологии, профессора, руководителя массового эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса.

 

Технология адаптивного обучения является разновидностью технологии разноуровневого обучения.

 

Эту технологию использовала Мария Монтессори в своих «Домах ребенка». Это помогало детям не только развиваться индивидуально, но и учиться сосуществовать вместе в социуме.

 

После изучения способностей обучающихся в учебной ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, были выделены следующие категории обучающихся:

·        малоспособные студенты (даже при наличии большого количества времени не смогли справиться с заданием);

·        талантливые студенты (по силам почти все);

·        студенты, составляющие большинство, чьи способности зависят от количества учебного времени

 

Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Среди них автор технологии выделяет следующие:

·        при опросе отдельных обучающихся остальные в работу почти не включены;

·        при проверке тетрадей – большая трата времени, а обучающегося интересует оценка;

·        безделье обучающихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;

·        регулярная самостоятельная работа не проводится;

·        низкая контролируемость результатов деятельности обучающихся;

·        плохая обратная связь;

·        контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;

·        нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся во время урока;

·        дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;

·        эффективность индивидуальной работы сводится на нет;

·        психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всей учебной группой, ставить в сложное положение обучающегося, вызывающее падение веры в собственные силы;

·        нежелательная работа со слабыми обучающимися после уроков;

·        ежедневные перегрузки преподавателя;

·        ориентация на среднего обучающегося, а остальные – слабые, сильные?

 

Умение самостоятельно работать – это то, к чему обучающийся долен научиться. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке, и, как следствие, нормализация загруженности обучающихся домашней самостоятельной работой.

 

Центральное место в этой технологии отводится обучающемуся, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся учебных умений.

 

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе преподавателя по

·        управлению самостоятельной работой всех обучающихся;

·        работе с отдельными обучающимися – индивидуально;

·        осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

·        максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

 

Главным достоинством адаптивного обучения является то, что оно позволяет

·        полностью подстроить содержание, методы и темпы учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач;

·        следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и преподавателя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны преподавателя и со стороны обучающегося.

 

Цель технологии:

§  обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности;

§  максимальная адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся;

§  содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости обучающихся;

§  сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающихся, их потенциальных возможностей (способностей);

§  формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого обучающегося;

§  улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

§  формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

 

Общие особенности технологий индивидуализации:

·        учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.);

·        способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления;

·        учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли;

·        оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным обучающимися (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы);

·        предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения;

·        формирование общеучебных умений и навыков;

·        формирование адекватной самооценки обучающихся;

·        использование технических средств обучения.

 

Функции преподавателя на уроке:

·        мотивационная

·        оценивающая

·        поддерживающая

·        коррекционная

·        рефлексивного анализа

·        инструктивная

·        контролирующая

·        психологической поддержки

·        консультационная

·        мониторинг учебной деятельности

·        изучение и анализ межличностых отношений

 

АСО предполагает осуществление контроля всех видов:

-       контроль преподавателя (ученик-учитель, учитель-группа)

-       самоконтроль

-       взаимоконтроль (ученик-ученик, ученик-группа)

-       контроль с использованием технических средств и т. д.

 

Таким образом, учение в условиях применения АСО становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью.

 

В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

 

В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс.

 

Этап

Время

Учитель

Ученик

I

10 мин.

фронтальная работа

5-7 мин.

индивидуальная работа учителя

II

10 мин.

индивидуальная работа

самостоятельная работа

самоконтроль

взаимоконтроль

III

15 мин.

индивидуальная работа

самостоятельная работа

IV

5 мин.

итоги

 

Этап

Деятельность участников учебного процесса

I

Предварительная работа преподавателя по оптимизации этапа объяснения нового материала:

§  выделение материала, которому преподаватель будет обучать фронтально

§  разделение его на крупные блоки

§  планирование системы занятий по всему учебному курсу

§  определение необходимых и целесообразных средств наглядности

 

Объяснение нового материала (5-7 минут)

 

Преподаватель задает домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит выполнить его на занятии.

Во время выполнения обучающимися домашнего задания сам преподаватель осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания.

Обучающиеся работают самостоятельно.

Преподаватель наблюдает за работой всех обучающихся и работает в это время с отдельными учениками.

Преподаватель обучает различным приемам самостоятельной работы.

Преподаватель осуществляет включенные в самостоятельную работа контроль и работает индивидуально, отключая обучающихся от самостоятельной работы по очереди

Режим работы обучающихся:

§  совместно с преподавателем

§  индивидуально

§  самостоятельно под руководством преподавателя

II

Преподаватель создает необходимую эмоциональную атмосферу, условия для индивидуальной работы, настраивает обучающихся на самостоятельную работу

Взаимоконтроль обучающихся à экономия времени, помощь учителю (обучающиеся обмениваются тетрадями с сидящим рядом или слушают друг друга; у них есть инструкция по проверке, учету ошибок, критерии оценивания и т.д.)

Преподаватель организует работу в статических (сидящих за одной партой), динамических (объединение в группу сидящих за соседними партами), вариационных (по усмотрению преподавателя) группах.

Статическая пара (сильный-сильный, слабый-слабый, сильный-слабый):

-       обмен ролями «учитель-ученик»

-       постоянное общение друг с другом

-       активизация речевой и мыслительной деятельности, возможность для каждого ответить на вопросы, задать вопросы, объяснить, доказать, подсказать, проверить, оценить, исправить ошибки в момент их возникновения

Динамическая группа:

-       одно общее задание, имеющее несколько частей для каждого обучающегося

-       после выполнения задания и его контроля со стороны преподавателя обучающийся обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе, причем каждый раз обучающемуся необходимо менять логику изложения, акценты, темп, т.е. адаптироваться к индивидуальным особенностям товарищей

Вариационная группа:

-       каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует результаты вместе с преподавателем

-       после этого проводит по данному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль

-       по окончании работы каждый обучающийся усваивает все части содержания учебного задания

Преподаватель может выполнять функцию консультанта, арбитра, помощника, участника и т.д.

Обучающиеся приступают к работе, преподаватель обходит всех обучающихся (оказывает помощь, советует, отмечает успехи) или контролирует, выявляя уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, оценивая, осуществляя помощь в выполнении дифференцированных заданий.

III

На фоне самостоятельно работающих обучающихся преподаватель по специальному графику занимается с отдельными обучающимися по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.

Обучающиеся занимаются обособленной самостоятельной работой и переходят к самоконтролю.

Контроль преподавателя ориентирован на помощь в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроли и самоконтроль, помогать товарищу в возникновении трудностей.

Преподаватель оценивает творческую деятельность обучающегося в момент ее проявления или по ее результатам.

IV

В конце занятия преподаватель обходит всех обучающихся, оценивает их достижения и результаты выполнения.

 

Полный переход к адаптивной технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы обучающихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому обучающемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за семестр. В графике самоучета оперативного задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы.

 

Плюсы АСО

Минусы АСО

§  разнообразная, гибкая система организации занятия

§  вовлеченность в работу подавляющего большинства обучающихся

§  стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей

§  развитие организаторских способностях (управление группой)

§  индивидуализация процесса обучения (возможность варьировать продолжительность и последовательность этапов работы)

§  повышение накопляемости оценок

§  рациональный расход времени урока

§  полный контроль всех результатов деятельности

§  повышение интереса к учебной деятельности и стимуляция желания учиться

§  развитие способности осознанного выбора

§  активные способ получения знаний

§  создание условий в познании самого себя (своих возможностей), формируя реальную самооценку путем удовлетворения притязаний на признание

§  развитие чувства ответственности за результаты собственной деятельности путем приобретения разнообразного опыта познания в контексте учебной деятельности

§  развитие умения сотрудничать

§  развитие собственных идей

§  развитие умения планировать результаты своей учебной деятельности, тем самым формирование навыков прогнозирования

§  приобретение умения работать в различного рода справочной литературой

§  трудности выделения основного материала в тексте обучающимися

§  лень некоторых обучающихся

§  нечестность некоторых обучающихся во время самоконтроля и взаимоконтроля

§  необъективность выставления оценки (занижение оценки в группе, в которой присутствую недружелюбные отношения; в статистической группе (паре) – наоборот)

§  зная, что решение задания будет озвучено, написано на доске или слайде, некоторые обучающиеся не хотят думать над решением и автоматически списывают результаты с доски или слайда

§  неадекватная (повышенная или заниженная) самооценка

§  трудоемкость составления заданий

§  необходимость составления заданий для каждого обучающегося

§  большая подготовительная работа

§  создание соответствующих условий для выполнения заданий

§  организация консультаций после основных занятий

§  нестабильность посещаемости обучающимися занятий приводит к невозможности организации работы в группах

 

Вывод

 

Данную технологию непросто внедрять в учебный процесс. Однако использование АСО позволит включить в учебную деятельность даже самых ленивых и безынициативных обучающихся, которым волей-неволей придется включиться в работу, научиться самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. По моему мнению, учить самостоятельно работать необходимо не только в техникуме, но и на более ранних этапах обучения.

 

Без учета психологических особенностей, природных способностей, личного опыта обучающегося, а также самого пространства общения АСО не даст нужного результата. Результативность обучения зависит от нетрадиционной формы проведения урока, новизны учебного материала, речевых ситуаций общения.

 

Мониторинг отслеживания результатов  при работе в данной технологии показывает эффективность ее использования. Особый интерес вызывают проблемные вопросы. Они способствуют активизации познавательной деятельности.  На таких уроках высокая активность, сознательная дисциплина. Все это способствует личностно развивающему обучению.

 

Данная технология предназначена  компенсировать различные  ограничения  в  получении  образования, в жизнедеятельности студента, позволяя ему на равных  выступать  на  рынке  труда. 

 


 

Приложение 1

 

Формы и виды самостоятельной работы обучающихся

 

1.            Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

2.            Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

3.            Работа со словарем, справочником.

4.            Поиск необходимой информации в сети Интернет.

5.            Конспектирование источников.

6.            Реферирование источников.

7.            Составление аннотаций к литературным источникам.

8.            Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

9.            Составление обзора публикаций по теме.

10.        Составление и разработка словаря (глоссария).

11.        Составление или заполнение таблиц.

12.        Составление библиографии (библиографической картотеки).

13.        Работа по трансформации учебного материала, перевод его из одной формы в другую.

14.        Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

15.        Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

16.        Выполнение аудио- и видеозаписей по заданной теме.

17.        Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

18.        Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ (ВСР).

19.        Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

20.        Выполнение творческих заданий.

21.        Проведение опыта и составление отчета по нему.

22.        Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.

23.        Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.

24.        Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

25.        Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

26.        Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

27.        Подготовка к выступлению на конференции.

28.        Выполнение расчетов.

29.        Выполнение чертежа и эскиза изделия.

30.        Изучение аналогов изделия (продукта).

31.        Изучение инструкционной и технологической карты.

32.        Самостоятельная разработка инструкционной или технологической карты изделия.

33.        Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

 

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех обучающихся, не выкидывать за борт неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям обучающегося, к развитию их.

 

Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:

·        соотнесение содержания контроля с целями обучения;

·        объективность контроля;

·        валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

·        дифференциацию контрольно-оценочных средств.

 

Формы контроля самостоятельной работы

 

1.            Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

2.            Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3.            Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

4.            Проведение письменного опроса.

5.            Проведение устного опроса.

6.            Организация и проведение индивидуального собеседования.

7.            Организация и проведение собеседования с группой.

8.            Проведение семинаров.

9.            Защита отчетов о проделанной работе.

10.        Организация творческих конкурсов.

11.        Организация конференций.

12.        Проведение олимпиад.

 


 

Приложение 2

 

Для одаренных или хорошо успевающих обучающихся можно составить задания следующим образом:

 

Виды деятельности

Содержание

деятельности

Формы контроля

Сроки контроля

Оценка

Изучить

указывается материал, ЛЕ, грамматический материал, речевые структуры, хронологическая последовательность, тексты для чтения…

 

 

 

Выполнить

указываются упражнения

 

 

 

Уметь

указываются задания по применению усвоенных знаний

 

 

 

Дополнительно освоить

указываются задания сверх программы по желанию ученика

 

 

 

 

Встречаются обучающиеся, которые часто болеют, занимаются спортом или пропускают занятия по неуважительным причинам. В этом случае можно предложить задания следующим образом:

 

Название темы

Перечень заданий

Сроки

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти задания носят сугубо индивидуальный характер и составляются для конкретного обучающегося, с учетом уровня обученности, способностей и умения выполнять задания самостоятельно.

 

Если же преподаватель чувствует, что обучающийся не в состоянии работать самостоятельно, что у него большие «пробелы» в знаниях и его работа требует пошагового контроля со стороны преподавателя, то он может предложить задания, составленные по следующей форме:

 

Тема

Виды заданий

Перечень заданий

Оценка

 

Выучить новые слова

 

 

Написать определения к словам

 

 

Выучить правило по грамматике

 

 

Выполнить упражнения

 

 

Прочитать текст

 

 

Выполнить послетекстовые задания

 

 

Рассказать о…

 

 

Написать о…

 

 

 

При составлении заданий преподавателю не следует увлекаться только репродуктивными и мыслительными заданиями, нужно обязательно предусматривать контрольно-оценочные и продуктивные задания. Также предпочтительны задания, с помощью которых обучающиеся могут овладеть планирующей деятельностью, проявляющейся в размышлении о предстоящих действиях, как о возможных, ведущих к достижению цели. Необходимо включать такие задания, выполнение которых будет контролироваться по их завершении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технология адаптативного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории»

Технология адаптативного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории»

Кроме того, придется менять отношение обучающихся к процессу получения и усвоения знаний, мотивировать их на успешную деятельность

Кроме того, придется менять отношение обучающихся к процессу получения и усвоения знаний, мотивировать их на успешную деятельность

Умение самостоятельно работать – это то, к чему обучающийся долен научиться

Умение самостоятельно работать – это то, к чему обучающийся долен научиться

Цель технологии: § обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; § максимальная адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся; § содействие средствами индивидуализации выполнению…

Цель технологии: § обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; § максимальная адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся; § содействие средствами индивидуализации выполнению…

Таким образом, учение в условиях применения

Таким образом, учение в условиях применения

Режим работы обучающихся: § совместно с преподавателем § индивидуально § самостоятельно под руководством преподавателя

Режим работы обучающихся: § совместно с преподавателем § индивидуально § самостоятельно под руководством преподавателя

Обучающиеся занимаются обособленной самостоятельной работой и переходят к самоконтролю

Обучающиеся занимаются обособленной самостоятельной работой и переходят к самоконтролю

Вывод Данную технологию непросто внедрять в учебный процесс

Вывод Данную технологию непросто внедрять в учебный процесс

Приложение 1 Формы и виды самостоятельной работы обучающихся 1

Приложение 1 Формы и виды самостоятельной работы обучающихся 1

Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т

Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т

Приложение 2 Для одаренных или хорошо успевающих обучающихся можно составить задания следующим образом:

Приложение 2 Для одаренных или хорошо успевающих обучающихся можно составить задания следующим образом:

Приложение 2 Для одаренных или хорошо успевающих обучающихся можно составить задания следующим образом:

Приложение 2 Для одаренных или хорошо успевающих обучающихся можно составить задания следующим образом:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022