Технология формирования критического мышления студентов
Оценка 4.6

Технология формирования критического мышления студентов

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pptx
преподавание
9 кл—11 кл +1
31.03.2024
Технология формирования критического мышления студентов
Понятия,приемы,практические рекомендации по теме.
Презентация_ Технология развития критического мышления студентов.pptx

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления СТУДЕНТОВ

ГБПОУ «ДТБТ»
Дороничева Екатерина Анатольевна

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 1.ПОНЯТИЕ И

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 1.ПОНЯТИЕ И

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1.ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
2ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
3.ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
4.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

ПОНЯТИЕ и особенности КРИТИЧЕСКОго

ПОНЯТИЕ и особенности КРИТИЧЕСКОго

1.ПОНЯТИЕ и особенности КРИТИЧЕСКОго МЫШЛЕНИя

ПОНЯТИЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

ПОНЯТИЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

ПОНЯТИЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»


Критическое мышление – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения.

Критическое мышление студентов

Критическое мышление студентов

Критическое мышление студентов

Критическое мышление студентов — это способность трезво оценивать информацию и не доверять всему прочитанному, увиденному или услышанному.
Этот навык является важным инструментом, который помогает нам не стать жертвой манипуляций и видеть реальную картину окружающей действительности. 

Зачем студенту необходимо развивать критическое мышление?

Зачем студенту необходимо развивать критическое мышление?

Зачем студенту необходимо развивать критическое мышление?

Студенты, которые умеют критически мыслить, никогда не делают выводы, опираясь только на один источник: они понимают, что этого недостаточно. Современные технологии позволяют легко создавать фейки и быстро распространять их, поэтому информация нуждается в проверке. В первую очередь это касается СМИ и соцсетей, но критическое мышление пригодится и во многих других случаях:
При работе с научными источниками. В некоторых книгах и статьях содержатся устаревшие данные, опровергнутые дальнейшими исследованиями.
Во время участия в учебных и научных мероприятиях. На семинаре или лекции важно уметь критически воспринимать услышанное и задавать уточняющие вопросы.
Для дальнейшего трудоустройства. Не все работодатели ведут себя честно и иногда уже в объявлении о вакансии можно найти нестыковки, которые укажут, что в эту компанию лучше не отправлять резюме.

Особенности критического мышления студентов

Особенности критического мышления студентов

Особенности критического мышления студентов 

Студент считается критически мыслящим, если он умеет:
находить первоисточники;
анализировать факты;
строить причинно-следственные связи;
рассматривать несколько точек зрения на проблему;
выдвигать и проверять гипотезы;
формулировать логичные выводы;
участвовать в дискуссии и аргументировать своё мнение.

2.технология развития критического мышления

2.технология развития критического мышления

2.технология развития критического мышления

Технология критического мышления

Технология критического мышления

Технология критического мышления

В начале 20века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание…заставить его критически отнестись к своим мыслям…».

Образовательная технология критического мышления - система учебных стратегий, методов, приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся

Образовательная технология критического мышления - система учебных стратегий, методов, приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся

Образовательная технология критического мышления -

система учебных стратегий, методов, приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе 3-х фаз: вызов – реализация смысла ( осмысление) – рефлексия.

Алгоритм формирования критического мышления

Алгоритм формирования критического мышления

Алгоритм формирования критического мышления

Какова цель? данной познавательной деятельности?
Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления.
Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели?
Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха.

Учебные условия, способствующие становлению критического мышления 1

Учебные условия, способствующие становлению критического мышления 1

Учебные условия, способствующие становлению критического мышления

1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
2. Давать возможность учащимся размышлять.
3. Принимать различные идеи и мнения.
4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в том, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.

Фазы развития критического мышления

Фазы развития критического мышления

Фазы развития критического мышления

Первая фаза – фаза Вызова
Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.

Фазы развития критического мышления

Фазы развития критического мышления

Фазы развития критического мышления

Вторая фаза – фаза Осмысления
Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции.

Фазы развития критического мышления

Фазы развития критического мышления

Фазы развития критического мышления

Третья фаза – фаза Рефлексии
Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен» ( отсутствие информации по каким – либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения ив информационном поле ( «стадия нового вызова»);анализ всего процесса изучения материала.

Приёмы технологии развития критического мышления

Приёмы технологии развития критического мышления

3.Приёмы технологии развития критического мышления

Самыми действенными считаются следующие педагогические способы развития критического мышления студентов:

Самыми действенными считаются следующие педагогические способы развития критического мышления студентов:

Самыми действенными считаются следующие педагогические способы развития критического мышления студентов:
Привлечение студентов к участию в дискуссиях. Во время коллективного обсуждения вопроса участники дискуссии учатся подбирать корректные аргументы и имеют возможность сравнить свою точку зрения с другими.
Организация мозговых штурмов. Это метод коллективной генерации идей и проверки их на прочность. Учащиеся выдвигают разные версии решения одной и той же проблемы, а потом анализируют каждую из них и выбирают наиболее удачные.
Обсуждение в стиле дебатов. Студентов делят на две команды и дают каждой из них противоположный тезис. Задача команд - найти аргументы, чтобы убедить преподавателя в правильности именно своего тезиса.

Мозговая атака (интенсивное мышление)

Мозговая атака (интенсивное мышление)

Мозговая атака (интенсивное мышление)

Как методический прием, мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 э т а п: Студентам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме.
2 э т а п: Обмен информацией.

Мозговая атака (интенсивное мышление)

Мозговая атака (интенсивное мышление)

Мозговая атака (интенсивное мышление) Рекомендации к эффективному использованию:

Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
Оперативная запись высказанных предложений.

Мозговая атака (интенсивное мышление)

Мозговая атака (интенсивное мышление)

Мозговая атака (интенсивное мышление) Рекомендации к эффективному использованию:

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.
Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Групповая дискуссия Рекомендации к эффективному использованию:

Групповая дискуссия Рекомендации к эффективному использованию:

Групповая дискуссия Рекомендации к эффективному использованию:

Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого- либо вопроса. Студентам предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия и дебаты Рекомендации к эффективному использованию:

Групповая дискуссия и дебаты Рекомендации к эффективному использованию:

Групповая дискуссия и дебаты Рекомендации к эффективному использованию:

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Ключевые термины Рекомендации к эффективному использованию:

Ключевые термины Рекомендации к эффективному использованию:

Ключевые термины Рекомендации к эффективному использованию:

Преподаватель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом активного мышления дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Студентам предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Ключевые термины Рекомендации к эффективному использованию:

Ключевые термины Рекомендации к эффективному использованию:

Ключевые термины Рекомендации к эффективному использованию:

При знакомстве с исходным содержанием учащиеся сопоставляют «свою» версию и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия.
Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

Прием «Интеллект-карта» Рекомендации к эффективному использованию:

Прием «Интеллект-карта» Рекомендации к эффективному использованию:

Прием «Интеллект-карта» Рекомендации к эффективному использованию:

Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Прием «Интеллект-карта» Рекомендации к эффективному использованию:

Прием «Интеллект-карта» Рекомендации к эффективному использованию:

Прием «Интеллект-карта» Рекомендации к эффективному использованию:


Интеллект-карты на уроке истории
При изучении темы Петр Великий» по истории главными ветвями могут быть: биография царя, правление, интересные факты, кораблестроение, достижения.
Планирование проекта
Разработка научного проекта. В центр помещается тема, которую нужно раскрыть. Лучиками расходятся ассоциации, которые впоследствии формулируются в задачи исследования.
Подготовка к экзамену
Подготовка к экзамену. При изучении вопроса рисуются мысленные образы — ассоциации. На повторение изученного тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным.
текста.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ и преподавателям

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ и преподавателям

4.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ и преподавателям

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Рассмотрим практические упражнения для развития критического мышления

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Рассмотрим практические упражнения для развития критического мышления

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Рассмотрим практические упражнения для развития критического мышления. Их выполнение подразумевает подлинное обучение, работа с новой, разнообразной информацией, что предупредит эмоциональное выгорание.
Основное условие для расширения интеллектуального потенциала – приверженность, ежедневная практика продолжительностью не менее 30 минут.

Упражнение 1. Цензор Отличный способ развить критическое мышление – изучать и анализировать новости экономики

Упражнение 1. Цензор Отличный способ развить критическое мышление – изучать и анализировать новости экономики

Упражнение 1. Цензор

Отличный способ развить критическое мышление – изучать и анализировать новости экономики. Посетите новостной сайт, который не входит в топ-десять выдачи поисковых систем.

Найдите публикацию о финансах, в котором представлены диаграммы, числовые таблицы, статистические данные. После изучения статьи ответьте на вопросы:
Достаточно ли представлено сведений для полного понимания темы?
Облегчил ли текстовый контент или был помехой при изучении информации о числах?
Есть ли неточности, несовпадения в статье?
Имеет ли практический смысл предложенная информация?
Что подтверждает достоверность данных?
Был ли автор последовательным в изложении, непредвзятым либо высказал собственную субъективную позицию без приведения достаточных аргументов?
Напишите краткую рецензию на прочитанную новость. Старайтесь быть лаконичным, простыми словами раскрыть мнение.

Упражнение 2. Логическая цепочка

Упражнение 2. Логическая цепочка

Упражнение 2. Логическая цепочка

Возьмите любое утверждение, которое вызывает дебаты в академическом сообществе. К примеру: «Выполнение вакцинации от вируса новыми препаратами приносит больший вред лицам пожилого возраста, чем пользы».
В два столбца запишите аргументы «за» и «против».
Продумайте, какие исследования (виды, их продолжительность, группа участников) необходимо провести, чтобы точно ответить на вопрос. Изложите возможные выводы.

Упражнение 3. Изучение конкурентов

Упражнение 3. Изучение конкурентов

Упражнение 3. Изучение конкурентов

Поразмышляйте о соперниках. Какие цели они хотят достичь? Какие используют методы? Чем они превосходят вас?
Подумайте, какую помощь вы можете оказать, чтобы они быстрее решили поставленные задачи, не нанося ущерба собственному благополучию. Составьте список возможных советов и действий.
Постарайтесь понять, как они отреагирует на предложение о содействии. Какие аргументы нужно привести, чтобы убедить их в вашей полезности. Как можно подстраховать себя, чтобы не стать жертвой манипуляций.

Упражнение 4. Изучение собственных заблуждений

Упражнение 4. Изучение собственных заблуждений

Упражнение 4. Изучение собственных заблуждений

Изучите личный опыт. Обратите внимание на ошибки, которые совершались неоднократно. Установите, какие мыслительные шаблоны способствовали промахам. Постарайтесь изучить не только очевидные причины, но и факторы, лежащие под поверхностью.
Например, неформальными провокаторами ошибок выступают установки, усвоенные человеком в детском возрасте. Подумайте, каким образом можно устранить заблуждения. Например, на одну бесполезную мысль приведите пять доводов, почему она не конструктивна.

Упражнение 5. Кто я? В различных ситуациях человек играет разные роли

Упражнение 5. Кто я? В различных ситуациях человек играет разные роли

Упражнение 5. Кто я?

В различных ситуациях человек играет разные роли. Часто он не понимает, что представляет собой истинное «Я». Цель упражнения – узнать себя. Для этого на 20 отдельных карточках запишите основные характеристики личности. Это могут быть качества, как честность, дисциплинированность, скрытость, подозрительность. Перемешайте листы. Затем вытяните любую карту с чертой характера и подумайте:
В каких обстоятельствах проявляется это качество?
Как эту черту воспринимают окружающие люди?
Что изменится, если этот аспект полностью исчезнет из жизни? Кем вы станете без него?

ПАМЯТКА СТУДЕНТУ. -ПРОЧИТАЙ! Д

ПАМЯТКА СТУДЕНТУ. -ПРОЧИТАЙ! Д

ПАМЯТКА СТУДЕНТУ. -ПРОЧИТАЙ!

Д. Халперн «Психология критического мышления».
Э. Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления».
Д. Девитин «Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды».
Д. Макрэйни «Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить».
Д. Грант «Не верю! Как увидеть правду в море дезинформации».

ПАМЯТКА студенту проверяй первоисточники, на которые ссылаются в постах и новостях; читай публикации на одну и ту же тему, но с разными точками зрения и…

ПАМЯТКА студенту проверяй первоисточники, на которые ссылаются в постах и новостях; читай публикации на одну и ту же тему, но с разными точками зрения и…

ПАМЯТКА студенту

проверяй первоисточники, на которые ссылаются в постах и новостях;
читай публикации на одну и ту же тему, но с разными точками зрения и анализировать их;
знакомься с документальными фильмами и научно-популярными передачами.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024