Технология групповой работы в начальной школе
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
· перегрузка однообразным учебным материалом;
· несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
· ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, происходило бы формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации. Эта задача посильная и для нашей школы.
Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.
Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта, ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и конечно личностных). Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии всех членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Организуя групповую работу, нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения. Нужны время, практика, кропотливый труд учителя.
Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы:
Инициативный, любознательный; Искренний, доброжелательный;
Умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;
Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее;
Может оценивать свои и чужие поступки;
Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая общее дело
Ожидаемые результаты проведения групповой работы с детьми могут быть выражены детьми, таким словами:
ЕСЛИ Я: вижу свою цель;
планирую её достижение;
выполняю задуманное;
делаю выводы из оценки сделанного,
значит, я – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ.
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Место групповой работы в организации учебной деятельности
Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности при:
- изучении нового материала,
- закреплении полученных знаний,
- повторении изученного,
- проведении контроля знаний,
- организации творческих работ,
- организации проектной деятельности.
Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму (плану); доводить начатое до конца.
Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
* убедись, что в разговоре участвует каждый;
* говори спокойно, ясно и только по делу;
* умей слушать и понимать других;
* умей договариваться
Можно сделать плакат с правилами и напоминать ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.
Успех работы в группе зависит не только от выполнения правил. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.
Секретарь – записывает все предложения группы, оформляет решение группы.
Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа, представляет результаты работы группы.
Хронометрист – следит за соблюдением регламента работы группы.
Эксперт - дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность, докладывает об этом организатору.
Консультант – дает советы, рекомендации.
Сначала роли распределяет учитель, затем дети делают это самостоятельно. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик побывал в разных ролях. Одновременно каждый участник группы должен выступать в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
Следует учесть, что нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
Функции учителя при организации сотрудничества на уроке
Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции педагога заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если обучающиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы. Учитель контролирует ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Таким образом, педагог не должен выполнять лишь роль контролера, необходимо быть с ребенком, а не над ним. Педагог может выполнять функции организатора, партнера, консультанта, психолога, лаборанта, иллюстратора, наблюдателя. При этом необходимо всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.