Технология групповой работы
Оценка 4.8

Технология групповой работы

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитание +1
1 кл—4 кл
06.08.2023
Технология групповой работы
Использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе
технология групповой работы.docx

                       Технология групповой работы в начальной школе

    

 Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

·         перегрузка однообразным учебным материалом;

·         несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

·         ограниченные возможности для творческого самоуправления. 

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, происходило бы формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации. Эта задача посильная и для нашей школы.

 Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. 

 Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта, ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и конечно личностных). Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие  осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.      Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии всех членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.

 Организуя групповую работу, нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения. Нужны время, практика, кропотливый труд учителя.

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы:

Инициативный, любознательный; Искренний, доброжелательный;

Умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;

 Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее;

 Может оценивать свои и чужие поступки;

 Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая общее дело

Ожидаемые   результаты проведения групповой работы с детьми могут быть выражены детьми, таким словами:

ЕСЛИ Я:          вижу свою цель;

                          планирую её достижение;

                          выполняю задуманное;

                        делаю выводы из оценки сделанного,

значит, я – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ.

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Место групповой работы в организации учебной деятельности

     Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности при:

- изучении нового материала,

- закреплении полученных знаний,

- повторении изученного,

- проведении контроля знаний,

- организации творческих работ,

- организации проектной деятельности.

         Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму (плану); доводить начатое до конца.

     Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

     Например:

     * убедись, что в разговоре участвует каждый;

     * говори спокойно, ясно и только по делу;

     * умей слушать и понимать других;

     * умей договариваться

     Можно сделать плакат с правилами и напоминать ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.

     Успех работы в группе зависит не только от выполнения правил. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

     Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.

     Секретарь – записывает все предложения группы, оформляет решение группы.

     Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа, представляет результаты работы группы.

     Хронометрист – следит за соблюдением регламента работы группы.

     Эксперт - дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность, докладывает об этом организатору.

     Консультант – дает советы, рекомендации.

     Сначала роли распределяет учитель, затем дети делают это самостоятельно. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик побывал в разных ролях. Одновременно каждый участник группы должен выступать в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

     Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".

     Следует учесть, что нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.

    Функции учителя при организации сотрудничества на уроке

     Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции педагога заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если обучающиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы. Учитель контролирует ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

     Таким образом, педагог не должен выполнять лишь роль контролера, необходимо быть с ребенком, а не над ним. Педагог может выполнять функции организатора, партнера, консультанта, психолога, лаборанта, иллюстратора, наблюдателя. При этом необходимо всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.

 


 

Технология групповой работы в начальной школе

Технология групповой работы в начальной школе

Умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;

Умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;

Успех работы в группе зависит не только от выполнения правил

Успех работы в группе зависит не только от выполнения правил

доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.

доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2023