ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Оценка 5

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
5 кл—11 кл
28.01.2024
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Панфёрова В.Л. Технологии использования коммуникативных упражнений на уроках ИЯ.docx

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Панфёрова В.Л.,Ростовская область, г.Батайск, МБОУ СОШ № 2

 

             Аннотация: статья посвящается технологии использования коммуникативных упражнений при обучении чтению, которые помогают научить обучающихся, как работать с текстами разных жанров, так и развивать, и совершенствовать это умение. Многократное обращение к тексту в соответствии с этой технологией развивает не только умение читать, но и позволяет дойти до его понимания на уровне смысла. В этой статье я предлагаю рассмотреть ряд коммуникативных упражнений, предназначенных для работы с текстами разных видов и способствующих не только пониманию прочитанного, но и качественному речевому высказыванию с выражением собственного мнения.

 

             Ключевые слова: общение; функции; чтение; навыки и умения; виды чтения; технология; коммуникативные упражнения; идентификация; содержательный поиск; смысловой выбор.

             Формирование и существование человека невозможно без общения. Общение – это процесс и результат установления контактов между людьми, имеющий множество функций. Проще говоря это цели, которые человек преследует в течении всей своей жизни в обществе и задачи, которые он решает посредством общения.

 Общение выполняет ряд функций, таких как:

 – координационная (помогает людям согласовывать совместные действия);   – эмотивная (заставляет испытывать эмоции, необходимые для полноценной жизни);                                                                                                                             – функция самовыражения (представляет собой средство раскрытия своей сущности);

 

 © Боброва Г.Н., Колбасова И.В., 2019 366 – функция социализации (в процессе социализации человек учится следовать общепризнанным нормативным стандартам) [1].

 

 

Однако, функции выполняемым общением относятся и к рецептивным видам деятельности: чтению и аудированию. В этом случае человек воздействует не на своего речевого партнера, а на себя через книгу, статью, справочный материал, стремясь таким образом удовлетворить свои потребности:

– узнать что-то новое;

– уточнить данные;

– получить дополнительную информацию;

– изучить в деталях интересующий вопрос;

– получить общее представление;

 – провести время с пользой;

– отдохнуть;

– скоротать время.

В процессе чтения формируются следующие навыки и умения:

 1) лексические навыки чтения;

2) грамматические навыки чтения;

 3) перцептивные навыки чтения (техника чтения);

4) умение выбрать материал в зависимости от интересов, желаний и необходимости;

5) умение читать быстро;

6) умение догадываться;

7) умение предвосхищать;

8) умение пользоваться словарем и справочной литературой;

9) умение понять основную идею и смысл;

 10) умение понять общее содержание текста;

11) умение выбрать главное из текста.

Эти умения развиваются в процессе чтения текстов разных жанров (художественных, публицистических, научных, справочных).[2, c. 426]  Уметь читать это значит не только владеть техникой чтения (зрительно узнавать речевые единицы), но и быстро соотносить эти речевые единицы и грамматическое оформление с их значением. Такое понимание строится на умении предвосхищать как смысл текста, так и отдельные грамматические конструкции. Не менее важную роль играет смысловая догадка (т.е. умение понять незнакомое слово опираясь на контекст). Человек, умеющий читать, должен не просто владеть всеми видами чтения, но и легко переходить от одного вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. Исходя из целевой установки выделяют просмотровое чтение , ознакомительное (извлечение основной информации из текста), изучающее (максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и ее осмысление) и поисковое чтение (быстрое нахождение в тексте нужных фактов, характеристик, дат, инструкций и т. д.). [3, c.212] Материал, подбираемый для этих видов чтения абсолютно разный. Он должен соответствовать коммуникативно –познавательным интересам и потребностям обучающихся, содержать интересную и соответствующую по степени сложности информацию для каждой возрастной группы. Соответственно методика работы с этими текстами должна быть тоже разной. В своей практике учитель как правило, сочетает и комбинирует как традиционные, так и инновационные технологии, и методы в зависимости от целей, условий, обучения и других факторов. На своих уроках обучения чтению, я отдаю предпочтение коммуникативным упражнениям, которые помогают не только научить обучающихся работать с текстами разных видов, но и развивать и совершенствовать это умение.

             Эти группы упражнений были разработаны заслуженным деятелем науки РФ Ефимом Израилевичем Пассовым. Работу с этими упражнениями мы бы хотели продемонстрировать на примере ряда занятий и уроков по обучению чтению. Так, например, занятие с использованием военного компонента «Unity in Diversity. Great Personalities of Russia and Great Britain».  Занятие начинается с экспозиции, в которой учитель начинает беседу о том, что означает понятие «Unity in Diversity», дает обучающимся необходимые фоновые знания для последующей работы с текстами и побуждает их сформулировать самостоятельно тему занятия.

              Пример экспозиции: Every country has its own outstanding people who deserve to be admired and respected for their achievements and heroic deeds. – What people is our country proud of? – What are they famous for? – What outstanding people of Great Britain can you name? – What did they do for their country? – There is a popular motto in our international society called “Unity in Diversity”. It is based on understanding that enriches our human interactions and helps us to understand each other better.

 Сразу после экспозиции следует предваряющий вопрос, который помогает обучающимся конкретизировать тему занятия и развить способность к прогнозированию.

 Например: 1. Read the short factual texts about great people of Russia and Great Britain and say if there are any you have already mentioned. Suggest your own variant of the topic of our lesson.

a) Douglas Bader was a Royal Air Force (RAF) fl ying ace during the Second World War. Before the war, he crashed and lost his legs. But later he was accepted as a pilot again. He had 22 aerial victories.

b) Pavel Nakhimov is one of the most famous admirals in Russian naval history. His fi nest hour came during the siege of Sevastopol, where he and Admiral V.A.Kornilov organized the defense of the city and the port. He was killed in action before the siege ended.

c) Benjamin Disraeli was a British politician who twice served as Prime Minister. he played a certain role in the creation of the modern Conservative party, one of the two main parties in Great Britain.

 d) Horatio Nelson was a British fl ag offi cer in the Royal Navy. He was famous for his inspirational leadership, superb grasp of strategy and unconventional tactics, which resulted in a number of decisive naval victories during the Napoleonic Wars. He was signifi cantly wounded several times in combat, and killed during his fi nal victory at the naval Battle of Trafalgar.

 e) Pyotr Stolypin was a famous Russian politician who served as a chairman of the Council of Ministers, Prime Minister, and Minister of Internal Affairs. He introduced land reforms and highly unpopular court system. He was assassinated after 10 other attempts to kill him.

 f) Alexey Maresyev was a Soviet fi ghter ace during the Great Patriotic War. He had taken down 4 German aircrafts before he was shot down and badly injured. It took him 18 winter days to reach the Soviet territory. Doctors had to amputate his legs. However he mastered the control of his prosthetics, returned to fl ying and shot 7 more German warplanes.

2. Who are the people described in these texts?

a) Famous scientists

b) Fictional characters

c) Famous writers

 d) Political and military leaders.

 Далее начинается работа с текстами с использованием непосредственно коммуникативных упражнений. Каждое упражнения начинается с коммуникативной установки, под которой следует понимать письменное или устное высказывание учителя, служащее способом управления речевой деятельностью обучающихся в заданной ситуации и в соответствии с полученной коммуникативной задачей. [2, c. 354] Коммуникативная установка стимулирует и регулирует мыслительные, эмоциональные, интеллектуальные и другие процессы, связанные с учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

Например: Read the texts once again to fi nd the facts that prove that there are similarities between these people.

 Затем выполняются три группы упражнений. Первая группа называется содержательная идентификация. Эти упражнения служат для того, чтобы обучающийся мог соотнести содержание прочитанной информации с предложенными ему учителем похожими по смыслу предложениями. Возможны следующие варианты подобных упражнений: найти в прочитанном тексте предложения сходные по содержанию с данными; определить, 370 соответствие данных предложений с текстом; найти в тексте предложения, расширяющие данные высказывания и т. д.

Например, одно из упражнений такого вида может быть представлено следующим образом: In the short factual texts, fi nd sentences, which are similar to these ones.

a) He focused on the relations with foreign countries.

 b) He became famous after organizing defense of a Russian city.

c) His military talents helped him to win in many naval battles.

d) He tried to change some land laws.

 e) Despite being wounded, he managed to reach the territory not controlled by Fascists.

f) He had his legs amputated before the war but managed to become a pilot again.

               Вторая группа упражнений называется содержательный поиск. Эти упражнения направлены на развитие механизма логического понимания и поиска информации. Задания такого типа можно сформулировать так: найти причины того, что…..; найти предложения, подтверждающие……; найти в тексте ответы…

              Одним из примерных упражнений этой группы может послужить следующее задание: Prove with the text that…….

 a) Pavel Nakhimov was a true patriot of Russia.

 b) Horatio Nelson was a talented naval military leader.

c) Pyotr Stolypin was an important political leader of Russia.

 d) Benjamin Disraeli’s name has a close connection with the British Conservative Party.

 e) Alexey Maresyev showed the example of unbelievable courage during the Great Patriotic War.

f) Douglas Bader was a true aerial ace of the RAF.

Третья группа упражнений называется смысловой выбор. Задачей этих упражнений является развитие не только логического понимания, но и смысловой догадки. Выполняя такие упражнения, обучающийся должен сделать не только выбор правильного ответа, но и суметь подтвердить его. Возможны следующие варианты таких упражнений: восстановить смысловую информацию; написать аннотацию к тексту; выбрать правильный по смыслу ответ из предложенных.

               Например: Restore the missing information to make a poster about the Great personalities of Russia and Great Britain.

a)     Pavel Nakhimov is one of the most famous … in Russian naval history.

 His fi nest hour came during the siege of … where he and Admiral V.A.Kornilov organized the defense of … and the … He was killed in action before the siege ended.

b)    Horatio Nelson was a British … officer in the Royal Navy. He was famous for his inspirational leadership, superb grasp of strategy and unconventional …, which resulted in a number of decisive naval victories during the… wars. He was significantly wounded several times in combat, and killed during his final victory at the naval Battle of … .

           Не менее важным является заключительный этап работы с текстами, целью которого является стимулирование обучающихся к речевому высказыванию с выражением собственного мнения и отношения к прочитанному.

           Примерами заданий, побуждающих к высказыванию могут быть:

 1. Find pairs of people who have something in common and complete the chart with their pictures.

 2. Choose one pair of people that impressed you the most and give a short report about similarities in their lives and careers. Use the speech model if you need. I’d like to tell about…… and …… They have a lot in common. Firstly…… Secondly… Finally… I believe that they deserve to be called the great personalities of their countries.

             Технология использования коммуникативных упражнений является универсальной для текстов самых разных жанров. Известно, что многие подростки любят читать приключенческие рассказы. Их чтение вызывает массу вопросов, эмоций, а самое главное, желание читать дальше. Именно поэтому в качестве еще одного примера мы хотели бы предложить варианты заданий для работы с текстами художественного жанра, которые содержатся в учебно-методическом комплекте серии «Английский в фокусе» для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Итак, рассмотрим элементы урока, построенного на основе отрывка из романа Артура Конан Дойла «The Lost World».

I. Экспозиция (в форме беседы)

 Many people enjoy reading adventure stories and articles about travelling.

 – Do you enjoy reading such stories? Why? Do you often read them?

– Who is your favorite adventure-story writer?

– Do you like to watch adventure films? Do you find them thrilling? Why?– (Показываем небольшой фрагмент из фильма «Затерянный мир» (2001)

 – Do you know what book was the film based on?

 – Who wrote this book? Предваряющий вопрос.

Read the short biography of the author and find if you were right.

 II. Содержательная идентификация.

Find in the text sentences that expand and detail the information given below. a) Professor Summerlee was happy with his find.

 b) He had seen such footprints before.

c) The tracks lead them to something extraordinary.

d) The creatures looked like big reptiles.

e) The creatures were busy with something.

f) The creatures could not notice the travelers.

g) The creatures were strong but not very clever.

 h) The travelers were too amazed to speak.

i) The travelers were not sure others would believe them.

 

III. Содержательный поиск. Find in the text sentences that characterize…

 a) the travelers’ reaction after the fi rst fi nd.

 b) the amazing creatures

c) the creatures’ behavior d) the travelers’ amazement and doubts.

e) Смысловой выбор.

f) Choose the most appropriate alternative heading for the extract.

 g) An extraordinary find.

h) Reptile-like creatures.

 i) Unbelievable expedition.

2. Find key sentences or phrases in each paragraph of the extract. IV.

 

Заключительный этап работы с текстом. (мотивация обучающихся к речевому высказыванию) Travelers doubt that anybody can believe in what they have seen in the Amazon Rainforest in South America. How would you try to persuade sceptics if you took part in that expedition? Follow the speech model if you need. Our expedition to South America was incredible! Going through the Amazon Rainforest, we suddenly came across … You would not believe that … But what impressed me the most was … So, I took my diary and wrote there …  Каждый модуль учебно-методического комплекта серии «Английский в фокусе» для 10–11 классов содержит раздел Culture Corner, который содержит небольшие тексты, дающие представление о культуре и жизни англоговорящих стран. Принимая во внимание что одним из любимых видов свободного времяпровождения является путешествие, мы решили провести один из уроков этого раздела с использованием туристических аутентичных брошюр вместо предлагаемого текста о музее Мадам Тюссо.

             Экспозиция (в форме беседы).

Many people like travelling and visiting different museums and galleries.

 – Do you enjoy visiting museums and galleries? Why? Do you often visit them? – What is the last museum or gallery that you have been to?

 

II. Предваряющий вопрос.

Have a look at some British tourists’ attractions in London. Guess what they are famous for. British tourists’ attractions in London What they are famous for The London Eye You can enjoy beautiful works of Modern Art there. Natural History Museum You can learn about technological achievements there. Madame Tussauds Museum You can have a look at the city at the bird’s-eye view. Victoria and Albert Museum You can see dinosaur skeletons there. Tower of London This place has a huge collection of arts and design. Science Museum This place displays the waxworks of famous and historic people and fi lm characters. Tate Modern You can admire the Crown Jewels there.

 

 III. Содержательная идентификация.

 Read the advertisements and check if you were right (Pupils read the advertisements and check if their choice was right).

 

IV. Содержательный поиск.

 Look through the following key words. Guess what place of interest each of them describes.

 a) Decorative arts and design

b) Dinosaurs and other specimens

c) Valuable jewels

 d) Scientifi c records and achievements International modern Art

e) Wax models

 f) Breath taking view enjoy I believe, you can  learn about.

 

V. Смысловой выбор.

 Imagine you are in London. Where could you go if …

 a)  you are at Waterloo station?

 b) it is 9.30?

 c) you are fond of Science?

d) want a photo with a celebrity?

e) you want to see something unique and valuable?

 f) you are walking along the Cromwell Road?

g) you want to see the collection of 4.5 million objects?

 

VI. Заключительный этап работы с текстом (мотивация обучающихся к речевому высказыванию).

Make a top list of three tourist attractions you would like to visit and explain your choice. Follow the speech model if you need. If I were in London I would visit …, … and … . My first priority is … because … Then I would go to … because …. Finally, I would head for … because … I’m sure this would make my excursion … . Итак, в чем же заключаются достоинства технологии использования коммуникативных упражнений в обучении чтению?

Во-первых, эти упражнения носят универсальный характер и достаточно эффективны при работе с текстами разных жанров.

Во-вторых, они предполагают многократное обращение к тексту, что позволяет обучающимся понять текст на смысловом уровне.

В-третьих, выполняя последовательно эти упражнения обучающийся поднимается на достаточно высокий уровень понимания прочитанного, что исключает необходимость в открытом контроле.

 

Литература

 

1.     Дроздова В.А. Функции общения и возможности их реализации в современном обществе // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5696 (дата обращения: 07.06.2018).

 

2.     Урок иностранного языка / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. – Ростов н/Д : Феникс ; М. : Глосса-Пресс, 2010. – 640 с. – (Настольная книга преподавателя иностранного языка).

 

  3. Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе // Общая методика обучения иностранным языкам : хрестоматия /сост. А.А. Леонтьев. – М. : Рус. язык, 1991


 

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

Однако, функции выполняемым общением относятся и к рецептивным видам деятельности: чтению и аудированию

Однако, функции выполняемым общением относятся и к рецептивным видам деятельности: чтению и аудированию

Человек, умеющий читать, должен не просто владеть всеми видами чтения, но и легко переходить от одного вида к другому в зависимости от изменения цели получения…

Человек, умеющий читать, должен не просто владеть всеми видами чтения, но и легко переходить от одного вида к другому в зависимости от изменения цели получения…

Douglas Bader was a Royal Air Force (RAF) fl ying ace during the

Douglas Bader was a Royal Air Force (RAF) fl ying ace during the

Например : Read the texts once again to fi nd the facts that prove that there are similarities between these people

Например : Read the texts once again to fi nd the facts that prove that there are similarities between these people

Третья группа упражнений называется смысловой выбор

Третья группа упражнений называется смысловой выбор

Do you like to watch adventure films?

Do you like to watch adventure films?

Do you enjoy visiting museums and galleries?

Do you enjoy visiting museums and galleries?

Итак, в чем же заключаются достоинства технологии использования коммуникативных упражнений в обучении чтению?

Итак, в чем же заключаются достоинства технологии использования коммуникативных упражнений в обучении чтению?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024