«Технология творческих мастерских».
Ситникова Т.А., учитель технологии ГБОУ школы №181 Центрального района Санкт-Петербурга
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, творческая деятельность учащихся.
Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
Преимущества творческих мастерских.
· Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
· В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
· Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Работу творческих мастерских я представляю на примете 2-х уроков технологии в 6 классе по теме «Силуэт и стиль в одежде»
В ходе урока были представлены различные виды деятельности, которые менялись каждые 7-10 минут.
1. Творческое задание «Нарисовать свой костюм в данный момент». Время на выполнение задания- 2-3 минуты. Для удобства и быстроты исполнения работы используется готовый трафарет.
2. Перед изучением блока нового материала ставятся задачи на умение сравнивать, обобщать и делать выводы. Определить силуэт в одежде.
3. В ходе изучения нового материала определить силуэт одежды, нарисованный на трафарете.
4. Реализация поставленной задачи. Обсуждение результатов.
5. Постановка задачи на расширение кругозора в ходе изучения следующего блока нового материала. Определить стиль одежды, нарисованный на трафарете.
6. Реализация поставленной задачи. Обсуждение результатов.
7. Повторение «Стиль в одежде» было представлено в форме структурированной таблицы.
1. В современной моде используют в основном 4 вида силуэта
2. При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека
3. Одежду разных стилей необходимо надевать в соответствии с ее назначением.
Стиль - это прежде всего, соответствие одежды, обуви и аксессуаров друг другу, времени года, месту проведения того мероприятия или события, на котором вы находитесь, настроению, чертам вашей внешности и характеру. У каждого человека может быть свой стиль, найти который – нелегкий труд.
12. Д.з. Подготовка к Зачетной работе «Мода проходит, стиль остается».
n 1. 3 Фото себя в разных стилях (или рисунки);
n 2. Рассказать, из каких деталей состоит костюм, какие ткани используются;
n 3. Указать, какие аксессуары подходят для данного стиля, какая прическа и макияж;
n 4. Рассказать, кому, к какому характеру подходит данный стиль, что он нам говорит о человеке, который его предпочитает.;
n 5. Продумать какую-то ситуацию, где уместен данный стиль одежды.
Выполненное д/з высылается учителю в электронном виде для проецирования на экран при защите своих работ на следующем уроке.
Результаты уроков с использованием технологий педагогических мастерских:
n Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
n Повышается социальная и практическая значимость изучаемого материала.
n Деятельность на уроке составляет единое целое. Все составляющие урока находятся с логико-структурной зависимости.
n Дидактический материал соответствует целям урока.
n Урок способствует развитию речи, эстетическому вкусу, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
n Повышает мотивацию и познавательный интерес к уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.