Из опыта работы учителя начальных классов
МАОУ «СОШ №5 «НТЦ имени И.В.Мичурина»
Минаковой И.П.
«Перевёрнутый класс» как элемент технологии смешанного обучения в начальной школе
«Технологии не заменят учителей.
Но учителя, которые используют технологии,
возможно, заменят тех, кто их не использует»
Рэй Клиффорд
Нынешние дети – люди сетевого века. Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов, смартфонов. Поэтому стало сложно в этих условиях учить детей так же. Для получения знаний на современном уровне, нам просто необходим “другой” подход, который будет учитывать скорость информационного потока и позволит получать “актуальные” знания.
Моя педагогическая практика позволяет утверждать, что эффективным средством решения проблем является применение метода «Перевернутый урок».
Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит самостоятельно дома в режиме онлайн. "Домашняя" работа - в классе, где отрабатывают полученные знания. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного.
Дома ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.
Все факты и имена (например, по истории), помещаются в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?
Ø Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.
Ø Не нужно ничего долго писать на доске (если что-то нужно показать детям в написанном виде - пишется/набирается/печатается заранее).
Это может быть не только видеозапись объяснения учителем. Видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал - выбор учителя разнообразен.
Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.
|
Традиционный подход |
"Перевернутый" подход |
Учащийся |
Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. |
Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение. |
Учитель |
Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. |
Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение. |
ИКТ |
Использование технологий и веб-инструментов в обучении. |
Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.
|
Методы
|
Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку. |
Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.
|
Построение урока
|
В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку. |
Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.
|
Как я «переворачиваю» свои уроки? В календарно – тематическом планировании смотрю тему нового урока. Затем использую интернет – ресурсы, где беру готовое видео. Внимательно просматриваю видео-урок, продумываю вопросы, которые помогут мне проверить, на сколько внимательно дети смотрели видео, уловили суть ролика. На электронную почту детям приходит письмо, в котором дана ссылка на учебное видео. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданием:
- ответить на вопросы;
- составить памятку;
- нарисовать рисунок;
- сделать коллаж;
- написать синквейн;
- создать книжку – малышку;
- рассказать о том, чего нет в учебнике.
Чтобы учебный материал, который дети получили из видео, у них закрепился и отложился, я предлагаю им воспользоваться ресурсами сайта http://LearningApps.org. На этом сайте содержится огромная коллекция игр, викторин, заданий по разным предметам.
Задания по теме дети получают за неделю до урока, чтобы у них была возможность подготовиться. На уроке идет проверка и отработка учебного материала. В основном, метод «перевёрнутый урок» я использую на таких предметах как «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык».
Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.
Литература
1. Луцевич Л.В. Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования/Л.В. Луцевич // Народная асвета.- 2015.- № ;.- с. 33-39
2. Топ-10 правил при переводе класса на новую методику - перевёрнутое обучение [Электроннный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.ed-today.ru
3. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.