МИГУНОВА Л.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 61», Россия
УСТИМОВА О.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 61», Россия
MIGUNOVA LARISSA
Municipal budgetary general educational institution of Ulyanovsk-City “Secondary school No. 61”, Russia
USTIMOVA OLGA
Municipal budgetary general educational institution of Ulyanovsk-City “Secondary school No. 61”, Russia
ТЕХНОЛОГИЯ «ПОГРУЖЕНИЯ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
TECHNOLOGY OF "IMMERSION" IN PATRIOTIC EDUCATION
Аннотация: Патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный, в котором участвуют педагоги, родители, школьники. В статье рассматриваются особенности использования технология «погружения» в данном направлении. Авторы предлагают конкретные практические примеры из опыта работы с обучающимися пятых классов общеобразовательного учреждения.
Annotation: Patriotic education of students is a complex and multifaceted process, in which teachers, parents, and schoolchildren participate. The article deals with the features of using the technology of "immersion" in this direction. The authors offer specific practical examples from the experience of working with students of the fifth grade of a general educational institution.
Ключевые слова: технология «погружения», патриотическое воспитания, музейное пространство, интерактивность
Keywords: technology of "immersion", patriotic education, museum space, interactivity
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм.
В.Путин
В нашем современном мире проблема патриотического воспитания является одной из самых актуальных. Мы ответственны за то, чтобы передать подрастающему поколению эстафету памяти, показать им величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу, советских солдат, воевавших в Афганистане, Сирии и подвиги русского человека на территории проведения специальной военной операции (СВО) на Украине.
Дети не рождаются патриотами, а честь и чувство достоинства не приходят к ним сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в ребёнке, прежде всего, в семье, но и в определённой степени в школе.
В этом учебном году нам посчастливилось стать классными руководителями пятиклассников. Заинтересовать обучающихся этого возраста чем-либо не всегда просто. И, конечно же, следует искать новые модели патриотического воспитания. Такой новой формой могла бы стать модель «погружения» – одна из иммерсивных технологий. Процесс формирования патриотических чувств будет эффективнее, если использовать технологию «погружения» в самых разных ситуациях. Наш опыт подтверждает это.
Рис.1
Рис.2
Безусловно, погружение в прошлое сопровождалось рассказом экскурсовода, особый эффект которому придавали аудиозаписи с голосом диктора военных лет, музыка со старых виниловых пластинок, звуки метронома во время минуты молчания…
Не забываем мы и о выпускниках нашей школы, которые выполняли свой воинский долг в «горячих точках», некоторые – ценой собственной жизни. Один из выпускников нашей школы, Юрий Смолькин, погиб, выполняя интернациональный долг в Афганистане, а Андрей Урусов – в Чечне. Мы используем музейное пространство для проведения тематических экскурсий и Уроков мужества, посвящённых этим ребятам. И начинаем мы эти мероприятия перед входом в школу, где установлена мемориальная доска. Дети ежедневно проходят мимо неё, и редко кто из них обращает внимание на то, кому посвящена эта памятная доска. А наши пятиклассники знают, и, погрузившись в материал, познакомились с основными событиями жизни наших героев-выпускников.
В рамках мероприятий месячника героико-патриотической работы, который ежегодно проходит в феврале, в нашей школе традиционно проводятся встречи с ветеранами и представителями воинских частей. Этот год не стал исключением, и наши ученики имели возможность пообщаться с героями нашего времени – участниками специальной военной операции (СВО), бойцами 31-й отдельной гвардейской ордена Кутузова II степени десантно-штурмовой бригады, которые находятся на линии защиты Донбасса. Многие выпускники нашей школы выполняют сегодня задачи СВО в различных подразделениях Национальной гвардии. В ходе таких встреч у наших пятиклашек постепенно формируется представление о том, что герои – это не только исторические личности, известные на всю страну. Это люди, которые жили и живут рядом с нами, ходили или ходят по тем же улицам, что и мы, сидели за той же школьной партой. Об этом свидетельствует то воодушевление, с которым дети пишут письма на фронт, самостоятельно оформляют поздравительные открытки и активно принимают участие в акции «Посылка солдату». Судя по опросам, ребята действительно осознают значимость тыла в поддержке солдат и чувствуют свою сопричастность приближению нашей Победы.
В перспективе мы планируем создание новых музейных инсталляций и разработку виртуальных экскурсий по местам боевой славы наших земляков. А в настоящее время разрабатываются положение и сценарий школьной «Вахты памяти», которая откроется в дни Воинской славы в мае. Организация «Вахты Памяти», на наш взгляд, станет логическим продолжением тематических январских и февральских мероприятий, которые позволили погрузить школьников в своеобразную интерактивную патриотическую среду. Ведь как показала практика, подобное погружение является одним наиболее эффективных методов по глубине своего воздействия на сознание детей и подростков.
Используя ресурсы технологии «погружения», мы продолжим свою работу патриотической направленности, основная цель которой – осознание нашими учениками, что они – наследники славы героического народа, поэтому должны свято хранить и уважать память своих отцов и дедов, своих соотечественников. И, конечно же, мы благодарны всем, у кого нашли понимание и поддержку своей гражданской позиции, и кто оказал нам помощь для реализации наших мероприятий и акций.
Несомненно, патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный, в котором участвуют педагоги, родители, школьники и гости наших мероприятий. Использование в этом процессе возможностей технологии «погружения», на наш взгляд, помогает педагогам раскрывать для детей и подростков истоки исторических событий, воспитывать в подрастающем поколении чувство долга, уважения и любви к Отчизне. Через интерактивность, личное участие каждого ребёнка в подобных мероприятиях мы сможем воспитать исторически-грамотных, активных граждан, умеющих адекватно реагировать на все изменения в жизни общества, готовых сохранять культурное и природное наследие своего народа, преумножать его славные трудовые и боевые традиции.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.