Технология полного усвоения знаний
Образование и наука являются национальными приоритетами государственной политики Казахстана, что обусловлено их особым статусом – как инвестиций в будущее общества и государства. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, система образования - это одна из немногих отраслей экономики, которая затрагивает интересы всех членов общества, во-вторых, возрастает значение системы образования в развитии человеческого капитала как основного критерия уровня общественного развития страны и жизни общества, в-третьих, система образования является важнейшим фактором роста экономического развития и национальной безопасности государства.
В настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированные образовательные технологии, призванные обеспечить эффективность обучения.
Спектр современных образовательных технологий достаточно широк и разнообразен.
Так как организованная учебная деятельность все же остается основной формой в организации образовательного процесса, мы стараемся искать такие пути повышения его эффективности, которые бы давали как возможность усвоение учебного материала всеми детьми на базовом уровне, так и возможность творческого развития личности.
Именно такую возможность предоставляет технология полного усвоения знаний, идея которой была когда-то выдвинута американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б.Блумом
В этом учебном году мы решили освоить педагогическую технологию: «Технологию полного усвоения материала».
Начали работу с изучения литературы, анализ которой показал, что теоретически тема достаточно разработана, но проблема технологии полного усвоения в организованной учебной деятельности в ДОО мало исследована.
В сентябре мы переработали предлагаемые тестовые задания и упражнения для выявления компетентностного уровня усвоения Госстандарта, а также для проверки достижения запланированных целей. Коррекционный дидактический материал применяется нашими педагогами при повторном объяснении после анализа диагностических тестов педагогов и психолога, выяснения, какие именно интеллектуальные операции (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены дошкольниками. В дидактический материал входят готовые опорные конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, кадры диафильмов, фрагменты видеофильмов, оборудование для индивидуальных экспериментов и т.д. Эти материалы рассчитаны на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения, дает возможность ребенку подобрать подходящий для него способ работы.
Всё учебное содержание мы разбили на отдельные учебные единицы - недельно-тематическое планирование по основным темам обучения. Ребенок постоянно держит в поле своей деятельности планируемый, конечный результат усвоения материала по теме недели и все свои действия направляет на его достижение, получая в случае удачи всевозможные поощрения (стимулы), основным из которых является само успешное продвижение к намеченной цели.
Для реализации данной технологии начали реорганизацию традиционной системы ведения организованной учебной деятельности, задающей для всех воспитанников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты.
Ход учебного занятия после реорганизации
Технология полного усвоения легко адаптируется с любой другой педагогической технологией. Применяется нами с 1 младшей группы.
Технология полного обучения является модульной и вбирает в себя другие технологии обучения:
Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова, применяется во всех группах нашего сада.
В рамках данной технологии предполагается разный уровень усвоения программного материала, то есть глубина и сложность одного и того же программного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Здесь за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.
Разноуровневые задания помогают детям справиться самостоятельно, чем повышают мотивацию к обучению. Ситуация успеха стимулирует познание детей как трудно усваивающих программу, так и успешно на уровне своих возможностей. В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей. Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями
Технология коллективного взаимообучения
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащиеся, в парах сменного состава». «Работа в парах, сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно, развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Нравится и детям и педагогам коллективный способ обучения, где дети имеют возможность на доступном им языке объяснить друг другу материал. КСО формирует коллективное мышление у детей и у нас это получается. Например, дошкольники легко доказывали друг другу, почему одни предметы легче других, пытаясь объяснить противоречия различными способами действия, в конце обсуждая индивидуальные и, коллективные позиции. Применяется в предшкольных группах.
Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко). Работу в парах воспитатели в нашем детском саду организовывают как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде занятия. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли педагога), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Детям такая работа очень нравиться. Применяется со средней группы.
Технология модульного обучения
Педагоги ясли-сада в этом году начали разработку программ, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ребенку вместе с педагогомосуществлять управление учением.
Преимущества педагогической технологии полного усвоения:
Формы работы с применением технологии полного усвоения:
Отличие от других технологий
Проведя диагностику за первое полугодия этого учебного года, мы убедились, насколько эффективно Главное в любом деле – это результат. Мы увидели положительные результаты:
Во-первых, все воспитанники усваивают материал на уровне Госстандарта, фактически нет неуспевающих. Происходит качественный прирост оценки «достаточно компетентный». Процент качества усвоения был стабильным (60,5%).
Во-вторых, технология полного усвоения позволяет индивидуализировать обучение.
В-третьих, растет положительная мотивация воспитанников.
В-четвертых, в ОУД создается благоприятный микроклимат, создаваемый ситуацией успеха. Ребята не волнуются, не боятся самостоятельно выполнять работу. После большой коррекционной работы они уверены в ее успешном выполнении.
В-пятых, в детях развивается самостоятельность, навыки самоуправления, творческие способности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.