«Технология проблемно-диалогического обучения истории и обществознания в рамках реализации ФГОС СПО»
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Для технологии проблемного диалога является понятие «творчество». В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей. Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» студентов через все звенья научного творчества: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.
Предметные результаты проблемного диалога -качественные знания за счёт познавательной мотивации.
Метапредметные результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Познавательные действия- побуждающий диалог, развивающий творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия это работа в парах, группах, учащиеся учатся слушать, договариваться, распределять роли
Регулятивные - методы поиска решения учат планированию, контролю.
Личностные результаты проблемного диалога - становление характера, мотивов, ценностей, усиливает познавательную мотивацию учения.
Проблемный диалог – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний студентами посредством специально организованного педагогом диалога.
В словосочетании «проблемный диалог» слово «проблемный» означает, что на уроке усвоения новых знаний должны присутствовать два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы происходит на этапе формулирования темы урока или выдвижения гипотез для дальнейшего исследования. На этапе формирования нового знания происходит поиск решения.
Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения осуществляют ученики посредством специально организованного учителем диалога. Диалог может быть побуждающим (от проблемной ситуации, к гипотезам и проверке) и подводящим (к теме, от проблемы).
Рассмотрим некоторые методы постановки учебной проблемы на примере уроков обществознания и истории.
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод является наиболее сложным для педагога, так как требует последовательного осуществления следующих педагогических действий:
- создание проблемной ситуации,
- побуждения к осознанию противоречия,
- побуждения к формулированию учебной проблемы,
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
В качестве примера хотелось бы привести следующую ситуацию, которую я создаю на уроке обществознания.
Учащимся предлагается текст с сообщением о детях-маугли и детях- детях-вундеркиндах (создание проблемной ситуации).
Вопрос учителя: - Что заметили? Какое противоречие налицо? (побуждение к осознанию противоречия: в обоих случаях речь идет о детях, но одни ведут себя, как животные, а другие – нет).
Вопрос учителя: - Какой возникает вопрос? Каких признаков в человеке больше: биологических или социальных? (побуждение к формулированию учебной проблемы: «Человек – существо биологическое или социальное?»)
Как правило, часть учеников считает, что человек биологическое существо, а часть – что социальное (принятие формулировок учебной проблемы).
В ходе урока, рассмотрев сущность наследственности и социализации, возвращаемся к проблеме и, совместно со студентами, формулируем вывод (открываем новое знание): «Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное».
Из наиболее простых и приемлемых в курсе обществознания я использую подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом.
Данный метод постановки учебной проблемы на уроках истории является наиболее сложным для преподавателя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1. создания проблемной ситуации;
2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.
Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами . например«Была ли неизбежна Февральская революция в России 1917 года?» Прием 1 самый простой: преподаватель одновременно предъявляет группе противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения студентов, предложив группе вопрос или практическое задание на новый материал.
2.Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы студентами. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для ребят. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет студентам сформулировать тему урока. Данное задание способствует развитию логического мышления у студентов.
Примером подводящего к теме диалога может послужить используемый мной фрагмент этапа мотивации на уроке обществознания.
Вопросы учителя: Зачем вы надеваете верхнюю одежду, выходя на улицу? (чтобы не замерзнуть, чтобы было тепло) Для чего вы обедаете? (чтобы утолить голод) Для чего вы ходите в школу? (чтобы получать знания, общаться с друзьями).
Подводящий к формулировке темы вопрос: Как мы можем назвать все то, что необходимо человеку для жизни? (потребности) Так какая будет тема урока? (Потребности человека)
3.Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что педагог сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес группы применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении ребятам интригующего материала, захватывающего внимание студентов, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Прием актуальность.
Учитель: Сегодня мы начинаем новую тему, а какую - вы легко догадаетесь сами, потому что с этой темой мы сталкиваемся достаточно часто. Вы приходите на урок литературы и знакомитесь с творчеством В. Быкова. Разговариваете по телефону, На слуху у всех имена композиторов А.Пахмутовой. В. Цоя. Какой век объединяет эти достижения? Правильно 20 век. О чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно новейшем времени, которое начинается с 20 века. Это и есть тема нашего урока.
Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Так как тема из рабочей программы зачастую звучит размыто и соответствует названию параграфа, то считаю достаточным формулировку ключевого понятия урока. В качестве «яркого пятна» возможно использование фрагмента тележурнала «Ералаш» («Как все» при изучении темы «Новенький» - тема «Конфликты в межличностных отношениях») Как правило, выбор методов постановки проблемы и поиска решения зависит от типа содержания урока. В курсе обществознания исходными дидактическими единицами являются простые и сложные понятия-определения. Это и определяет мой выбор наиболее простых форм построения проблемного диалога. Тем не менее, диалогическая форма позволяет развивать творческое и логическое мышление на этапах постановки проблемы и поиска путей ее решения. Система опорных сигналов позволяет сконцентрировать внимание студентов на главном и абстрагироваться от второстепенного материала.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации компетентностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОС СПО. Данная технология является: результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей студентов, воспитание активной личности обучающихся, формирование универсальных учебных действий; здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки студентов за счет стимуляции познавательной мотивации, а возможность «открытия» нового знания ускоряет процесс понимания и запоминания нового материала; носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.