Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

  • pptx
  • 23.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания» Школа 152, г. Челябинска.pptx

«Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»


Подготовила: Федюшина ОКСАНА МИХАЙЛОВНА
учитель истории и обществознания
МАОУ «СРЕДНЯЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА №152, Г. Челябинска»

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью». (Л.Н. Толстой)

«Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, c противоречия».

(С. Я. Рубинштейн)

развивающее обучение;

проблемное обучение;

разноуровневое обучение;

коллективную систему обучения (КСО);

технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);

исследовательские методы в обучении;

проектные методы обучения;

технологию развития «критического мышления»;

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии

здоровьесберегающие технологии

систему инновационной оценки «портфель достижений»;

технологию дистанционного обучения и др.

К числу
современных
образовательных
технологий
можно отнести:

Проблемное обучение-

технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Развивает творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками.

Цель:

формирование у учеников необходимого объема ЗУН;
развитие творческого мышления;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие способности к самообучению;
формирование исследовательской активности.

Функции: Воспитание навыков усвоения и применения знаний;
Накопление опыта творческой деятельности.

Место проблемного обучения

На любом предметном содержании

Ведущие методы проблемного обучения:

-диалогический метод (обучающийся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему);
- эвристический метод (обучающиеся сами решают проблему, поставленную учителем);
-исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему).

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :

Последовательность этапов познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы.

«События Октября 1917 года в России»:
постановка проблемы, например,
«Октябрь 1917г. - революция или переворот?»;
2) деление на группы - выдвижение гипотез\
(1 группа - Октябрь 1917г. - революция; 2 группа - Октябрь 1917г – переворот);
3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;
4) защита;
5) выводы по решению проблемы.

Этапы технологии

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - противоречие, разрешаемое посредством размышления. Вопрос должен быть: сложным, увлекательным, создающий затруднения, предполагающим научный спор Примеры проблемных вопросов:

• Плюсы и минусы монголо–татарского
протектората;
• Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
• Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
• XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
• Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
• Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»?
• По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в 16 веке – в эпохе Великих географических открытий. Обоснуйте или опровергните этот тезис.
•Независимость судебной власти: миф или реальность?

Пример проблемной ситуаций:

«Религия Египта»
Учитель: Один вельможа, впавший в немилость фараону, бежал из Египта, в других странах приобрел богатство и славу. Но когда подошла старость, он униженно стал просить о том, чтобы вернуться на родину, но не потому, что соскучился по ней. Он стремился вернуться только для того, чтобы после смерти из его тела сделали мумию.
Какие мы зададим вопросы, какую поставим проблему?
Ученики: Почему для вельможи было так важно, чтобы сделали мумию?
Это и будет проблемой урока: зачем египтянам нужны мумии?
Учитель: Что нам нужно для решения проблемы?
Ученики: Узнать, во что верили египтяне, каким богам поклонялись, какие представления у них были о загробной жизни.
Исторический портрет Николая II»
Проблемный вопрос к уроку:
Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - состояние интеллектуального затруднения.
Через углубление проблемного вопроса;
Через поиск разных граней его решения;
• Через сопоставление разных вариантов ответов.

Формы решения проблемных ситуаций:

Дискуссия;
Научный спор;
Проблемная лекция;
Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Выход из проблемной ситуации:
Связь начала и окончания урока;
Завершение яркой цитатой, афоризмом и т.д.

Приёмы проблемного изложения учебного материала

тема урока должна быть актуальной, современной;
предоставлять обучающимся выбор альтернативы, точек зрения и т. д. ;
применять приём «яркого пятна», «актуальность»,«озадачивания», (графики, чертежи, рисунки, сравнительные таблицы, крылатые выражения, афоризмы, эпиграммы, карикатуры, частушки, пословицы, загадки, фрагменты фильма и т. д.

Тема «Древняя Русь в IX – XII вв.»

Почему распалась Киевская Русь?
(или «Почему на смену единому государству пришла раздробленность?»)

Задание 24 ЕГЭ история
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности. 
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её. 
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:
1)...
2)... 
Аргументы в опровержение:
1)..
2)...

8 класс
«Общество как форма жизнедеятельности людей»:
Выскажи своё мнение в отношении утверждения: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Применение мотивирующих примеров, нестандартных материалов:

Карикатуры

Н.Ф. Щербин «Пред памятником Петру I» в Петербурге.
«Нет, не змия Всадник Медный
Растоптал, стремясь вперёд.
Растоптал народ наш бедный,
Растоптал простой народ».

Эпиграммы

Опорные конспекты


Использование проблемного обучения повышает интерес учащихся к предмету, повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового.

Вывод


Спасибо
за внимание!