Технология проблемного обучения на уроках русского языка
Оценка 4.7

Технология проблемного обучения на уроках русского языка

Оценка 4.7
docx
12.03.2023
Технология проблемного обучения на уроках русского языка
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГО1.docx

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС

(из опыта работы учителя русского языка и литературы Манько Тамары Николаевны)

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Основа школьного обучения - научное творчество. Научное творчество - процесс, включающий четыре звена. Первое – постановка проблемы, второе – поиск решения, третье– выражение решения, четвертое – реализация продукта. Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.

На этапе введения новых знаний ученики должны поставить и решить проблему. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть 2 пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога: подводящий и побуждающий.

  Подводящий - цепочка запланированных учителем продуктивных заданий и вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет учащимся сформулировать тему урока.

Плюсы: развивает логическое мышление, предсказуем по времени, ведет к нужному результату коротким путем.

Минусы: меньше возможностей для творческой деятельности ученика. 

Методы подводящего диалога – сообщение темы с мотивирующим приемом. Учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для учащихся (прием «актуальность»). Прием «яркое пятно» в школе используется часто, это фрагменты мультфильмов, ребусы, загадки, кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки и т. п.

  Побуждающий - вопросы и продуктивные задания, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы (выдвигать  гипотезы), создающие общее информационное поле, но не подводящие к выводам  напрямую.

Плюсы: развивает творческое мышление, максимально приближен  к жизненным ситуациям.

Минусы: труднее прогнозировать ход урока и  рассчитать время.

Различают 4 приема побуждающего диалога:

Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило?», «Что интересного заметили?», «Какое противоречие налицо?». Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько? или Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Что мы не знаем?». Этот прием является основным для уроков русского языка. Противоречия  между житейским (т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учащихся и научным фактом создаются в 2 шага.

Шаг 1. Выявить житейское представление  учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы сначала как думали? А что оказывается на самом деле?»

Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание непохоже на  предыдущие?». Данный прием чаще используется на уроках .

Проблемно-диалогические  методы реализуются в разных формах работы. На первый план выходит групповая и парная работа.

В УМК «Школа 2100» авторами  даны рекомендации по работе с технологией проблемного диалога. В новых учебниках в помощь педагогу уже заложены определенные методы обучения. В учебниках русского языка  после названия темы и до обобщения предлагаются задания,  посредством которых актуализируются старые знания и вводится новый материал. Текст таких заданий представляет собой текст диалога, который учитель должен развернуть с учениками. Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «спросил, открыл, создал» в отличие от традиционной методики «пришел, услышал, заучил».

Образовательные результаты  проблемно-диалогической технологии

Регулятивные: умение решать проблемы. Коммуникативные: умение вести диалог. Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т. п.

 Личностные: становление характера, мотивов, ценностей, формирует позицию активного деятеля, а не созерцателя, воспитывает инициативность у детей, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя, усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. 

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания и обеспечивает достижение установленных результатов, является эффективным средством реализации ФГОС.




 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технология проблемного диалога как средство реализации

Технология проблемного диалога как средство реализации

Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Технология проблемного обучения на уроках русского языка

Технология проблемного обучения на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2023