Технология проблемного обучения на уроках русского языка

  • docx
  • 12.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология проблемного диалога как средство реализации ФГО1.docx

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС

(из опыта работы учителя русского языка и литературы Манько Тамары Николаевны)

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Основа школьного обучения - научное творчество. Научное творчество - процесс, включающий четыре звена. Первое – постановка проблемы, второе – поиск решения, третье– выражение решения, четвертое – реализация продукта. Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.

На этапе введения новых знаний ученики должны поставить и решить проблему. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть 2 пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога: подводящий и побуждающий.

  Подводящий - цепочка запланированных учителем продуктивных заданий и вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет учащимся сформулировать тему урока.

Плюсы: развивает логическое мышление, предсказуем по времени, ведет к нужному результату коротким путем.

Минусы: меньше возможностей для творческой деятельности ученика. 

Методы подводящего диалога – сообщение темы с мотивирующим приемом. Учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для учащихся (прием «актуальность»). Прием «яркое пятно» в школе используется часто, это фрагменты мультфильмов, ребусы, загадки, кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки и т. п.

  Побуждающий - вопросы и продуктивные задания, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы (выдвигать  гипотезы), создающие общее информационное поле, но не подводящие к выводам  напрямую.

Плюсы: развивает творческое мышление, максимально приближен  к жизненным ситуациям.

Минусы: труднее прогнозировать ход урока и  рассчитать время.

Различают 4 приема побуждающего диалога:

Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило?», «Что интересного заметили?», «Какое противоречие налицо?». Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько? или Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Что мы не знаем?». Этот прием является основным для уроков русского языка. Противоречия  между житейским (т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учащихся и научным фактом создаются в 2 шага.

Шаг 1. Выявить житейское представление  учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы сначала как думали? А что оказывается на самом деле?»

Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание непохоже на  предыдущие?». Данный прием чаще используется на уроках .

Проблемно-диалогические  методы реализуются в разных формах работы. На первый план выходит групповая и парная работа.

В УМК «Школа 2100» авторами  даны рекомендации по работе с технологией проблемного диалога. В новых учебниках в помощь педагогу уже заложены определенные методы обучения. В учебниках русского языка  после названия темы и до обобщения предлагаются задания,  посредством которых актуализируются старые знания и вводится новый материал. Текст таких заданий представляет собой текст диалога, который учитель должен развернуть с учениками. Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «спросил, открыл, создал» в отличие от традиционной методики «пришел, услышал, заучил».

Образовательные результаты  проблемно-диалогической технологии

Регулятивные: умение решать проблемы. Коммуникативные: умение вести диалог. Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т. п.

 Личностные: становление характера, мотивов, ценностей, формирует позицию активного деятеля, а не созерцателя, воспитывает инициативность у детей, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя, усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. 

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания и обеспечивает достижение установленных результатов, является эффективным средством реализации ФГОС.




 


 

Скачано с www.znanio.ru