Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
(из опыта работы учителя русского языка и литературы Манько Тамары Николаевны)
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Основа школьного обучения - научное творчество. Научное творчество - процесс, включающий четыре звена. Первое – постановка проблемы, второе – поиск решения, третье– выражение решения, четвертое – реализация продукта. Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.
На этапе введения новых знаний ученики должны поставить и решить проблему. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть 2 пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога: подводящий и побуждающий.
Подводящий - цепочка запланированных учителем продуктивных заданий и вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет учащимся сформулировать тему урока.
Плюсы: развивает логическое мышление, предсказуем по времени, ведет к нужному результату коротким путем.
Минусы: меньше возможностей для творческой деятельности ученика.
Методы подводящего диалога – сообщение темы с мотивирующим приемом. Учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для учащихся (прием «актуальность»). Прием «яркое пятно» в школе используется часто, это фрагменты мультфильмов, ребусы, загадки, кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки и т. п.
Побуждающий - вопросы и продуктивные задания, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы (выдвигать гипотезы), создающие общее информационное поле, но не подводящие к выводам напрямую.
Плюсы: развивает творческое мышление, максимально приближен к жизненным ситуациям.
Минусы: труднее прогнозировать ход урока и рассчитать время.
Различают 4 приема побуждающего диалога:
Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило?», «Что интересного заметили?», «Какое противоречие налицо?». Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько? или Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Что мы не знаем?». Этот прием является основным для уроков русского языка. Противоречия между житейским (т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учащихся и научным фактом создаются в 2 шага.
Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.
Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы сначала как думали? А что оказывается на самом деле?»
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание непохоже на предыдущие?». Данный прием чаще используется на уроках .
Проблемно-диалогические методы реализуются в разных формах работы. На первый план выходит групповая и парная работа.
В УМК «Школа 2100» авторами даны рекомендации по работе с технологией проблемного диалога. В новых учебниках в помощь педагогу уже заложены определенные методы обучения. В учебниках русского языка после названия темы и до обобщения предлагаются задания, посредством которых актуализируются старые знания и вводится новый материал. Текст таких заданий представляет собой текст диалога, который учитель должен развернуть с учениками. Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «спросил, открыл, создал» в отличие от традиционной методики «пришел, услышал, заучил».
Образовательные результаты проблемно-диалогической технологии
Регулятивные: умение решать проблемы. Коммуникативные: умение вести диалог. Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т. п.
Личностные: становление характера, мотивов, ценностей, формирует
позицию активного деятеля, а не созерцателя, воспитывает инициативность у
детей, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя, усиливает
познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности.
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания и обеспечивает достижение установленных результатов, является эффективным средством реализации ФГОС.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.