Технология проблемного обучения в начальной школе

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология проблемного обучения.docx

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н.П. Германова, МБОУ Павловская СОШ №3
Павловского муниципального района Воронежской области

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоя­тельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразо­ванию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для до­стижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую тех­нологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что уче­ники стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоя­тельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой лично­сти — наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обу­чение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по форми­рованию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение яв­ляется проблемным.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить уча­щихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1.                       Создать условия для приобретения учащимися средств познания н исследования.

2.                       Повысить познавательную активность в процессе овладения зна­ниями.

3.                       Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство уча­щихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способ­ствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказатель­ства справедливости выдвинутого предположения.

Структура проблемного урока.

1. Организационный момент

-   включение детей в деятельность;

-   выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

-воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточ­ных для «открытия» нового знания;

-фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

-   определение затруднения, его место.

-   определение необходимости нового знания.

4.«Открытие» учащимися нового знания

-   выдвижение гипотезы;

-   проверка гипотезы.

      5.Первичное закрепление.

-   внешнее оформление новых алгоритмов;

-   фиксирование уже оформленного знания.

       6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

-   самостоятельное решение типовых заданий;

-   самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7.Повторение.

-   включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного ма­териала.

      8.Итог занятия.

-   рефлексия деятельности на уроке;

-   самооценка учащимися собственной деятельности

На проблемном уроке создаются все условия для проявления позна­вательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затрудне­ние либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Про6лемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций при­водит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их раз­решить.

Приемы создания проблемных ситуаций.

-Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

-   Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из си­туации, сопоставлять факты.

-   Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания;

-   Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточ­ными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошиб­ками).

Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательногo процесса противоречия, привлекать школьников к их обсужде­нию и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражне­ний, искусственно подбираемых ситуаций.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Ко­нечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необ­ходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку' проблемы и выбор путей сё решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к вы­сокому' самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, та­кая личность будет более защищена от стрессов.

Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

Литература

1. Филиппова Л.А. Сложный путь от традиционного обучения к проблем­ному // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - №8.

Хижнякова О.В. Современные образовательные технологии в начальной школе. - Ставрополь, 2006.