Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малый Узень Питерского района Саратовской области»
413330 Саратовская область,
Питерский район
с. Малый Узень
ул. Гагарина,3
тел.8(84561)2-75-69
e-mail:malous-chkola@yandex.ru
Методическую разработку выполнила :
Учитель физической культуры
первой категории
Айтуганова Роза Алимжановна
2021-2022 учебный год
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании
предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре
и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового
образа жизни. При реализации, которой, мы сталкиваемся с рядом трудностей:
лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения
теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом
большого внимания. Практика показала, что наиболее рациональным является
внедрение проектного обучения.
Цели проектного обучения:
• Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи.
• Развивать у учащихся исследовательские умения, умение строить гипотезы, обобщать, развивать абстрактное и аналитическое мышление.
• Способствовать повышению самооценки обучающихся.
Технология проектного обучения на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). В основе метода проектов лежит идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что дает работа над проектом? Учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром, рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности. Очень важно здесь научить их мыслить творчески, обращая внимание на возможность нестандартного мышления и видения, как самой проблемы, так и ее решения. Приблизительная схема выполнения проектной работы в области спорта аналогична проекту в других областях знаний, и может выглядеть следующим образом: 1. Определение проблемы и темы будущей проектной работы; 2. Сбор и обработка материалов; 3. Работа над продуктом проекта, продумывание формы защиты; 4. Создание описания проекта (папки, паспорта проекта и др.), подготовка презентации проекта; 5. Подготовка к защите проекта; 6. Защита работы на научной конференции проектных и исследовательских работ обучающихся.
Тематика проектов, используемых на уроках физкультуры, разнообразна. Это могут быть проекты по исследованию влияний занятий физической культурой на организм человека, исторические справки и события, биографии спортсменов, развитие видов спорта, подготовка и проведение соревнований и спортивных праздников, важнейшие события в мире спорта, сопоставление и сравнение явлений и фактов из истории спорта и т.д. В моей методической копилке имеется опыт реализации информационных проектов, а именно: «Где и как растут чемпионы», «История Олимпийского движения в России», «Мой спортивный кумир», «Семейные традиции: папа, мама, я — спортивная семья» и др. Они с успехом реализованы при проведении тематических спортивных мероприятий по видам спорта, совместных спортивных мероприятий с родителями, при проведении вводных уроков. Обучающиеся 5-х классов работают над темами исследовательских проектов: «От чего зависит частота пульса?», «Значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями», «Что должен знать юный спортсмен о допинге?» и др. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта, например: «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», «Первые шаги к комплексу ГТО», «Спортом с детства занимаюсь, олимпийских вершин достичь стараюсь». Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для обучающихся. У обучающихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Учащиеся, таким образом, станут компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока двигательной активности урок образовательного направления. В каждой школе есть учащиеся, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности дает возможность проявить себя. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.