Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо
Оценка 4.9

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
1 кл—4 кл
03.02.2021
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо
Из опыта работы по теме "Технология развития критического мышления"
Из опыта работы.doc

Технология Развитие критического мышления

через чтение и письмо

 

Карпова О. Л.

Учитель начальных классов

МАОУ «Школа №2»

 

На протяжении 3-х лет педагогический коллектив прогимназии работал  в рамках опытно-педагогической площадки «Использование технологии  развития критического мышления как механизма преемственности дошкольного и начального образования»

 

Цель которую мы перед собой ставили – исследовать эффективность применения данной технологии с  точки зрения преемственности.

 

Почему мы выбрали именно такую тему нашей работы?

Мы столкнулись с проблемами:

1.    Недостаточное умение обучающихся работать самостоятельно с информацией

2.    Недостаточное умение воспитанников и учащихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

 

В рамках площадки мы работали 3 учебных года.

2016-2017 уч.г. – подготовительный этап:

1.    Изучали литературу

2.    Организовали проектные группы

3.    Разработали критерии оценки урока и занятия

2017-2018 уч.г. – основной этап

1.    Применение технологии критического мышления в образовательном процессе, анализ

2.    Систематизация всех приемов

2018-2019 уч.г. – заключительный

1.    Создание сборников по теме работы

2.    Публикация опыта  применения технологии критического мышления

 

Результаты нашей работы:

 

1. Была изучена методическая литература:

- Игорь Загашев "Образовательная технология "Развитие критического мышления средствами чтения и письма" (курс из 8 лекций

- Александрова И. А., Зюзина Е. В. "Технология развития критического мышления через чтение и письмо на службе ФГОС"

 

2. Был изучен опыт работы:

- Дробязко М. А. "Применение технологии развития критического мышления в начальной школе"

- Дайлидко В. М. "Использование технологии развития критического мышления в начальной школе"

- Каптюк Т. В. "Использование технологии развития критического мышления в начальной школе"

 - Кузнецова Т. Ю. "Формирование УУД через использование технологии развития критического мышления"

- и другие источники в том числе сети интернет (в педагогических сообществах)

 

3. Была организована проектная группа, в состав которой входили учителя начальной школы и воспитатели дошкольных групп.

 

4. На базе прогимназии было организовано и проведено 2 семинара ИМЦ:

- "Этапы и фазы технологии РКМЧП"

- "Приемы технологии РКМЧП. Результаты использования на уроках и занятиях"

Был проведен круглый стол по теме "Освоение технологии критического мышления" на котором педагоги поделились опытом своей работы в данной технологии.

 

5. Педагоги приняли участие в вебинарах:

- Развитие ключевых компетенций учащихся: критическое мышление (Жукова О. А., Сапронова Ж, И.)

- Современные образовательные технологии (все педагоги начальной школы и воспитатели дошкольных групп)

- Новые стратегии обучения в современных условиях (все педагоги начальной школы и воспитатели дошкольных групп)

- Современные образовательные технологии - залог высокого качества организации образовательного процесса в условиях ФГОС (Миронова Н. Г.)

 

6. На всех открытых уроках в рамках конкурсов и марафонов педагоги использовали приемы технологии развития критического мышления (Микова И. В., Шаманаева Л. Х., Карпова О. Л., Жукова О. А., Быкова Л. В., Атаманова Ю. Ю.)

         Кроме этого внутри прогимназии работала «Педагогическая мастерская» с демонстрацией приемов ТРКМЧП на уроках и занятиях.

 

Изучив методическую литературу и передовой опыт использования современных технологий обучений, опробировав технологию критического мышления, посмотрев как она работает в начальной школе и детском саду мы пришли к выводу, что технология критического мышления - один из способов реализации стратегий смыслового чтения. Чтение – это многофункциональный процесс. В современном информационном обществе оно носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения читать относятся к универсальным учебным действиям. Проблема получения, понимания и применения информации становится на первое место. От уровня сформированности читательских компетенций зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.  С помощью ТРКМЧП мы можем  совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом.

 

Поэтому дальнейшую свою работу мы направили через приемы технологии критического мышления на совершенствование навыков смыслового чтения.

 

В первую очередь нам хотелось посмотреть на каком уровне развития навыка находятся у нас ребята. Поэтому в проблемных группах (начальная школа и дошкольники) были разработаны материалы по диагностике смыслового чтения.

1.    На круглых столах "Подбор критериев и заданий для диагностики смыслового чтения" и "Систематизация заданий для повышения уровня смыслового чтения" мы рассмотрели критерии с точки зрения преемственности между двумя ступенями образования.

В диагностике, проводимой в начальной школе (октябрь и март) были использованы следующие критерии:

·       чтение, осознанность чтения;

·       чтение, умение находить ответы в тексте на поставленный вопрос;

·       лексика, умение объяснить значение слова;

·       чтение, работа с информацией (интерпретация);

·       чтение, работа с информацией (аргументация).

Т. к. дошкольники еще не умеют самостоятельно читать, то обследование проходило только по двум критериям:

·       умение отвечать на вопросы по содержанию текста

·       лексика, умение объяснять значение слова

С дошкольного возраста по 4 класс происходит приращение умений по данным критериям, подлежащих отслеживанию и оценке: в дошкольном возрасте их 2, текст читает воспитатель, в первом классе их 3, со второго класса – уже 5. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг остаются в нем до 4 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

критерии

Дошкольные группы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Чтение, осознанность чтения

-

умение на основе сопоставления текста и формулировки задания восстановить событийный ряд

выделять главную мысль абзаца

 

выделять главную мысль текста

 

понимание особенностей типов текста, умение распознавать различные типы текста  

 

Чтение, высказывание, осознанность чтения.

умение отвечать на вопросы по содержанию текста

 

умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту; умение записать ответ в свободной форме.

умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос    

 

умение находить в тексте конкретные сведения и ориентироваться в структуре текста

 

умение находить в тексте конкретные сведения и ориентироваться в структуре текста

 

Лексика

 

умение объяснить значение слова.

умение объяснить значение слова.

умение объяснить значение слова.

умение объяснить значение слова.

умение объяснить значение слова.

Чтение, работа с информацией (интерпретация)

-

-

первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи 

умение интерпретировать и обобщать информацию

 

умение строить небольшое самостоятельное высказывание как ответ на поставленную проблему   

Чтение, работа с информацией (аргументация)

-

-

умение пояснять выбранное суждение   

умение восстанавливать текст;

первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему

умение составлять план текста; первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему

         Диагностика изучения особенностей развития речи у детей дошкольного   возраста   включает   несколько   серий   заданий   для   средней,   старшей   и подготовительной к школе групп. Задания в своей основе заимствованы из исследования Н.В. Гавриш и доработаны с учетом конкретных задач экспериментальной деятельности. Обследование может проводиться индивидуально, с двумя детьми или с подгруппой в зависимости от содержания заданий.

         Задания для диагностики изучения формирования смыслового чтения в начальной школе заимствованы из комплексных контрольных работ, но также доработаны с учетом конкретных задач.

         Результаты, полученные в ходе мониторинга, фиксируются. Для  фиксации результатов мы используем: дневниковые записи, составление протоколов наблюдений, бесед, заполнение таблиц. Выбор способа фиксации полученных результатов зависит от сложности речевого материала, формы организации работы с детьми. На основе анализа полученных результатов определяются уровни развития смыслового чтения  и намечается программа дальнейшей педагогической работы.

         На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период, и ставятся задачи работы с учащимися и воспитанниками на будущее.

         Весь опыт работы в рамках опытно-педагогической площадки размещен в двух сборниках.

В сборнике "Смысловое чтение. Диагностика" собраны все диагностические материалы по дошкольной ступени и начальной школе. Мы постарались сделать формат удобным, чтобы педагоги могли просто брать, копировать и проводить диагностику.

В сборнике "Смысловое чтение – необходимое условие успешного и качественного обучения" представлена система коррекционной работы по данным критериям диагностики. Система коррекционной работы включает в себя методы и приемы в том числе и ТРКМЧП,  направленные на формирование необходимых умений. Например:....

 

 

Вывод

Только осуществляя преемственность  между ступенями образования, выполняя все требования ФГОС, меняя подходы к обучению по новым стандартам, мы даем возможность обучающимся овладеть более высокими читательскими способностями и, соответственно, повысить качество образования.


Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо

Публикация опыта применения технологии критического мышления

Публикация опыта применения технологии критического мышления

Педагоги приняли участие в вебинарах: -

Педагоги приняли участие в вебинарах: -

Поэтому дальнейшую свою работу мы направили через приемы технологии критического мышления на совершенствование навыков смыслового чтения

Поэтому дальнейшую свою работу мы направили через приемы технологии критического мышления на совершенствование навыков смыслового чтения

Дошкольные группы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Дошкольные группы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Чтение, работа с информацией (интерпретация) - - первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи умение интерпретировать и обобщать информацию умение строить небольшое самостоятельное высказывание…

Чтение, работа с информацией (интерпретация) - - первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи умение интерпретировать и обобщать информацию умение строить небольшое самостоятельное высказывание…

Мы постарались сделать формат удобным, чтобы педагоги могли просто брать, копировать и проводить диагностику

Мы постарались сделать формат удобным, чтобы педагоги могли просто брать, копировать и проводить диагностику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021