Технология развития критического мышления
Оценка 4.7

Технология развития критического мышления

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
docx
преподавание
Взрослым
24.10.2020
Технология развития критического мышления
Что такое технология развития критического мышления? Сравнения признаков бытового и критического мышления. Краткая характеристика
Задание 2.docx

 

Технология развития критического мышления

(ТРКМ)

 

ТРКМ учащихся активизирует формирование ряда ключевых универсальных учебных компетенций, что достигается за счет применения активных и интерактивных методов и форм обучения.

На современном этапе развитие критического мышления обучающихся особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Компетенции, связанные с возрастанием информации общества, направлены на современное образование. Поэтому без умения быстро находить нужное в лавине информации, осмысливать ее и применять, рассчитывать в перспективе на успех в профессиональной сфере деятельности вряд ли возможно.

ТРКМ является одной из технологий, позволяющих добиваться таких образовательных результатов, как:

1. умение работать с постоянно обновляющейся информацией (принимать, перерабатывать, используя разные стратегии);

2. умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

3. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

4. умение сотрудничать и выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, работая в группе.

Сравнение признаков бытового и критического мышления

Характерные признаки бытового мышления

Характерные признаки критического мышления

Доверие к информации.

Допущение разных трактовок информации.

Объединение понятий по ассоциации.

Понимание принципов, механизмов.

Предположение без достаточных оснований.

Построение гипотезы.

Случайная группировка фактов, явлений.

Обоснованная классификация фактов, явлений.

Высказывание неаргументированного мнения, и/или суждения на основе интуитивной догатки.

Высказывания аргументированного мнения.

Стихийное предпочтение.

Взвешенное, оценивающее суждение.

Формулирование суждений без опоры на критерии.

Формулирование суждений на основе критериев.

Спонтанная формулировка выводов.

Логическая формулировка выводов как следствие предварительного критического анализа фактов и/или явлений.

Краткая характеристика технологии развития критического мышления

Цель

Задача

Роль учителя

Роль ученика

1

2

3

4

Первая фаза «Вызов»

Пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации.

Систематизация всей информации, появившейся в результате свободных высказываний участников работы.

Представление учащимся возможности проанализировать то, что им уже известно по изучаемой ситуации, создавая тем самым дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов.

Стимулировать учащихся к воспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах.

Обобщить и систематизировать все варианты, расширяя при необходимости представления обучающихся и осуществляя дальнейшее целеполагание занятия.

Каждый учащийся может принять участие в работе, осуществляя актуализацию собственного опыта.


 

1

2

3

4

Вторая фаза «Осмысление»

Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.

Процесс получения новой информации.

Учитель является непосредственным источником новой информации, в ее ясном и привлекательном изложении.

Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

Обучающийся работает с текстовым материалом, осуществляя контакт с новой информацией, сопоставляя ее с имеющимися знаниями и опытом, обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, готовясь к последующему представлению, обсуждению и анализу.

Третья фаза «Рефлексия»

Построение дальнейшего маршрута обучения.

Создание условий для того, чтобы обучающиеся осмыслили, зафиксировали и присвоили информацию, которая ранее была новой, превратив ее в собственное знание.

Учитель грамотно формулирует устойчивые понятия для того, чтобы учащийся смог правильно дать оценку своей деятельности на уроке.

Возникшие вопросы или сомнения должны быть разрешены у учащихся.

В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию.

Функции трех фаз ТРКМ:

Первая фаза «Вызов»:

·        мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

·        информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме);

·        коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Вторая фаза «Осмысление»:

·        информационная (получение новой информации по теме);

·        систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).

Третья фаза «Рефлексия»:

·        коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

·        информационная (приобретение нового знания);

·        мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

·        оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).


 

Краткая характеристика некоторых методических приемов

Цель

Первая фаза «Вызов»

Вторая фаза «Осмысление»

Третья фаза «Рефлексия»

1

2

3

4

«Мозговой штурм» - это способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Используется для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, помогает сконцентрировать внимание и мыслительные усилия на актуальной задаче.

 

 

Прием «Корзина» идей, понятий, имен… - прием организации индивидуальной и группой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

Выяснить на сколько знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Задается прямой вопрос, где производится строго индивидуальная работа, т.е. ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме.

Происходит обмен информацией в парах или группах, а после проводится опрос, где составляется список идей, записываются без комментариев.

Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

«Кластер» - это интерес высокой ценности использования рисунков и графических опорю

Получить наглядный опорный конспект по изучаемой теме, напоминающий солнечную систему, где в центре находится ключевое понятие.

Информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров/ гроздьев.

 

Выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для учащегося понятия.

Дерево предсказаний – этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.

Отрабатываются навыки обоснования, аргументирования прогнозов.

Возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования.

 

 

Инсерт – интерактивная система пометок для эффективного чтения, с маркировкой источника информации и деление ее по ходу чтения.

Работа над формированием навыков изучающего чтения.

Различными способами/маркировками отмечаются известные факты, новая информация, спорная информация и ту, с которой не согласен учащийся, т.е. заполнив такую таблицу у ученика будет мини-конспект текста.

Обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение для дополнения ранее составленного мини-конспекта.

 


 

1

2

3

4

«Зигзаг» - прием требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи.

Изучение и систематизация большего по объему материала.

Микрогруппы работают с текстовым материалом, знакомясь с новой информацией, сопоставляя ее с уже имеющимися знаниями и опытом, готовясь к последующему представлению, обсуждению и анализу.

Эксперты поочередно работают в других группах в режиме взаимообучения. Все члены группы должны получить новую информацию, расширить свои представления и заполнить соответствующие колонки в таблице.

Выполнение упражнения «Заполните пропуски» на обобщение материала, что обеспечит дополнительный стимул для поиска ответов на возникшие ранее или вновь возникающие вопросы и затруднения.

Бортовой журнал – прием на смысловой стадии, который визуализирует процесс движения от «старого» знания к «новому».

Во время изучения темы записываются собственные мысли учащегося.

Перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: «Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?».

Встретив в тексте ключевые моменты, учащийся заносит их в свой бортовой журнал.

Идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов – этот метод развивает умение работать с вопросами.

Ориентировать основную движущую силу мышления.

Формулируются вопросы, на которые учащиеся хотел бы получить ответы при изучение темы.

Служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения или восприятия информации на слух.

Служит для демонстрации понимания пройденного материала.

Круги по воде – этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова.

Небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Определяется опорное слово, которое может стать изучаемое понятие, явление.

 

 

Прием «от обратного» - необходим для выстраивания логической цепочки причинно-следственных связей, только движение мысли осуществляется в обратном направлении.

Работу целесообразно организовать по цепочке, чтобы задействовать максимальное количество учащихся.

 

 

Для фиксации и присвоения информации.

Синквейн – способ синтеза материала.

Актуализирует способность анализировать и синтезировать изученный материал, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах, развивает образное мышление.

Актуализация имеющихся знаний.

Способность резюмировать информацию.

 

Рефлексивный анализ позволяет осмыслить, структурировать и превратить имевшийся хаос мыслей в новое знаний.

 


 

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Вторая фаза «Осмысление»

Вторая фаза «Осмысление»

Краткая характеристика некоторых методических приемов

Краткая характеристика некоторых методических приемов

Зигзаг» - прием требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи

Зигзаг» - прием требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2020