Технология развития критического мышления
(ТРКМ)
ТРКМ учащихся активизирует формирование ряда ключевых универсальных учебных компетенций, что достигается за счет применения активных и интерактивных методов и форм обучения.
На современном этапе развитие критического мышления обучающихся особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Компетенции, связанные с возрастанием информации общества, направлены на современное образование. Поэтому без умения быстро находить нужное в лавине информации, осмысливать ее и применять, рассчитывать в перспективе на успех в профессиональной сфере деятельности вряд ли возможно.
ТРКМ является одной из технологий, позволяющих добиваться таких образовательных результатов, как:
1. умение работать с постоянно обновляющейся информацией (принимать, перерабатывать, используя разные стратегии);
2. умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
3. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
4. умение сотрудничать и выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, работая в группе.
Сравнение признаков бытового и критического мышления
Характерные признаки бытового мышления |
Характерные признаки критического мышления |
Доверие к информации. |
Допущение разных трактовок информации. |
Объединение понятий по ассоциации. |
Понимание принципов, механизмов. |
Предположение без достаточных оснований. |
Построение гипотезы. |
Случайная группировка фактов, явлений. |
Обоснованная классификация фактов, явлений. |
Высказывание неаргументированного мнения, и/или суждения на основе интуитивной догатки. |
Высказывания аргументированного мнения. |
Стихийное предпочтение. |
Взвешенное, оценивающее суждение. |
Формулирование суждений без опоры на критерии. |
Формулирование суждений на основе критериев. |
Спонтанная формулировка выводов. |
Логическая формулировка выводов как следствие предварительного критического анализа фактов и/или явлений. |
Краткая характеристика технологии развития критического мышления
Цель |
Задача |
Роль учителя |
Роль ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
Первая фаза «Вызов» |
|||
Пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации. Систематизация всей информации, появившейся в результате свободных высказываний участников работы. |
Представление учащимся возможности проанализировать то, что им уже известно по изучаемой ситуации, создавая тем самым дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов. |
Стимулировать учащихся к воспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах. Обобщить и систематизировать все варианты, расширяя при необходимости представления обучающихся и осуществляя дальнейшее целеполагание занятия. |
Каждый учащийся может принять участие в работе, осуществляя актуализацию собственного опыта. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Вторая фаза «Осмысление» |
|||
Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. |
Процесс получения новой информации. |
Учитель является непосредственным источником новой информации, в ее ясном и привлекательном изложении. Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. |
Обучающийся работает с текстовым материалом, осуществляя контакт с новой информацией, сопоставляя ее с имеющимися знаниями и опытом, обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, готовясь к последующему представлению, обсуждению и анализу. |
Третья фаза «Рефлексия» |
|||
Построение дальнейшего маршрута обучения. |
Создание условий для того, чтобы обучающиеся осмыслили, зафиксировали и присвоили информацию, которая ранее была новой, превратив ее в собственное знание. |
Учитель грамотно формулирует устойчивые понятия для того, чтобы учащийся смог правильно дать оценку своей деятельности на уроке. |
Возникшие вопросы или сомнения должны быть разрешены у учащихся. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. |
Функции трех фаз ТРКМ:
Первая фаза «Вызов»:
· мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);
· информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме);
· коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Вторая фаза «Осмысление»:
· информационная (получение новой информации по теме);
· систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).
Третья фаза «Рефлексия»:
· коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
· информационная (приобретение нового знания);
· мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
· оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Краткая характеристика некоторых методических приемов
Цель |
Первая фаза «Вызов» |
Вторая фаза «Осмысление» |
Третья фаза «Рефлексия» |
1 |
2 |
3 |
4 |
«Мозговой штурм» - это способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. |
|||
Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. |
Используется для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, помогает сконцентрировать внимание и мыслительные усилия на актуальной задаче. |
|
|
Прием «Корзина» идей, понятий, имен… - прием организации индивидуальной и группой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. |
|||
Выяснить на сколько знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. |
Задается прямой вопрос, где производится строго индивидуальная работа, т.е. ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме. |
Происходит обмен информацией в парах или группах, а после проводится опрос, где составляется список идей, записываются без комментариев. |
Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. |
«Кластер» - это интерес высокой ценности использования рисунков и графических опорю |
|||
Получить наглядный опорный конспект по изучаемой теме, напоминающий солнечную систему, где в центре находится ключевое понятие. |
Информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров/ гроздьев. |
|
Выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для учащегося понятия. |
Дерево предсказаний – этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. |
|||
Отрабатываются навыки обоснования, аргументирования прогнозов. |
Возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. |
|
|
Инсерт – интерактивная система пометок для эффективного чтения, с маркировкой источника информации и деление ее по ходу чтения. |
|||
Работа над формированием навыков изучающего чтения. |
Различными способами/маркировками отмечаются известные факты, новая информация, спорная информация и ту, с которой не согласен учащийся, т.е. заполнив такую таблицу у ученика будет мини-конспект текста. |
Обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение для дополнения ранее составленного мини-конспекта. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
«Зигзаг» - прием требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. |
|||
Изучение и систематизация большего по объему материала. |
Микрогруппы работают с текстовым материалом, знакомясь с новой информацией, сопоставляя ее с уже имеющимися знаниями и опытом, готовясь к последующему представлению, обсуждению и анализу. |
Эксперты поочередно работают в других группах в режиме взаимообучения. Все члены группы должны получить новую информацию, расширить свои представления и заполнить соответствующие колонки в таблице. |
Выполнение упражнения «Заполните пропуски» на обобщение материала, что обеспечит дополнительный стимул для поиска ответов на возникшие ранее или вновь возникающие вопросы и затруднения. |
Бортовой журнал – прием на смысловой стадии, который визуализирует процесс движения от «старого» знания к «новому». |
|||
Во время изучения темы записываются собственные мысли учащегося. |
Перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: «Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?». |
Встретив в тексте ключевые моменты, учащийся заносит их в свой бортовой журнал. |
Идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. |
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов – этот метод развивает умение работать с вопросами. |
|||
Ориентировать основную движущую силу мышления. |
Формулируются вопросы, на которые учащиеся хотел бы получить ответы при изучение темы. |
Служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения или восприятия информации на слух. |
Служит для демонстрации понимания пройденного материала. |
Круги по воде – этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. |
|||
Небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. |
Определяется опорное слово, которое может стать изучаемое понятие, явление. |
|
|
Прием «от обратного» - необходим для выстраивания логической цепочки причинно-следственных связей, только движение мысли осуществляется в обратном направлении. |
|||
Работу целесообразно организовать по цепочке, чтобы задействовать максимальное количество учащихся. |
|
|
Для фиксации и присвоения информации. |
Синквейн – способ синтеза материала. |
|||
Актуализирует способность анализировать и синтезировать изученный материал, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах, развивает образное мышление. |
Актуализация имеющихся знаний. |
Способность резюмировать информацию.
|
Рефлексивный анализ позволяет осмыслить, структурировать и превратить имевшийся хаос мыслей в новое знаний. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.