Технология развития критического мышления.
Одной из важнейших задач внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в Российской Федерации является развитие интереса и любознательности к учению. Одним из инновационных приёмов, позволяющих добиться положительных результатов в развитии мыслительной деятельности младшего школьника является технология развития критического мышления, которая способствует формированию универсальных учебных действий (личностные, развитие коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, умения работать в сотрудничестве) и метапредметные универсальные учебные действия (овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими операциями, анализом, синтезом, обобщением, классификацией). Предметные результаты (получение новых знаний по конкретному предмету.
А самое главное, эта технология позволяет вовлечь учащихся в учебный процесс, где ребёнок в результате своей деятельности открывает и приобретает новые знания.
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, повышается мотивация, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Это одна из технологий, которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности.
Приемы критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию детей. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Проект первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления, который позднее в педагогической литературе получил название «Технология развития критического мышления». В основе этой технологии лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
- Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Технология развития критического мышления включает три стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе. На данном этапе ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.
Приёмы, которые можно использовать на стадии вызова, представлены на слайде. (Слайд: «Корзина идей», «Кластер», «Загадка», «Мозговой штурм», «Отсроченная догадка», Таблица толстых и тонких вопросов», Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал», «Да – нетка», «Дискуссия», «Проблемный вопрос», «Верные – неверные утверждения»).
В своей работе я использую Приём «Кластер»
«Кластер или «Грозди». Смысл этого приёма заключается в выделении смысловых единиц и составлении их в определённом порядке в виде грозди.
При работе с младшими школьниками предлагаю им самим озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Ученики легко справляются с приёмом Кластера. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы приём стал технологичным.
Рассмотрим данный приём, как он работает на уроке русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён существительных по падежам».
На этапе вызова вспоминаем, что такое имя существительное, после чего учащиеся составляют кластер, опираясь на вопросы учителя (н-р, Что вы еще знаете об имени существительном,…………)
На этапе осмысления изучаем один грамматический признак имени существительного – падеж.
На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру, подводят итоги и добавляют новую веточку – изменение имени существительного по падежам.
Приём «Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Впервые о нём заговорили в 1986 году, после презентации Донны Огл, профессора из Чикаго. Позднее этот прием стал активно применяться в педагогической практике.
В основе приёма «Знаю - Хочу знать - Узнал» лежит таблица.
Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двусторонняя активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.
Работа с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе.
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
«Знаю - Хочу знать - Узнал» — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Этот приём помогает мне собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания учащихся по изучаемому вопросу.
Как же происходит работа с данным приёмом. В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
На доске записаны уравнения:
81 : Х = 9 Х х 5 = 85 Х х 9 = 810 : 3
- Ребята, выберите те уравнения, которые вы умеете решать и запишите их в первую графу.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Решение уравнение 81 : Х = 9 Х х 5 = 85 |
|
|
- А почему вы выбрали именно эти уравнения? (Так как мы уж умеем решать уравнения такого вида)
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулирую новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы.
- А почему не выбрали уравнение Х х 9 = 810 : 3 (Потому что уравнение такого вида, мы решать не умеем)
Их записываем во второй графе. (Заполняем 2 графу таблицы, что запишем?)
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Решение уравнение 81 : Х = 9 Х х 5 = 85 |
Как решать уравнения вида Х х 9 = 810 : 3 |
|
Здесь я стараюсь замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? Хочу узнать, как решаются уравнения вида Х х 9 = 810 : 3
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
И в конце урока, на этапе рефлексии опять возвращаемся к нашей таблице.
- Что мы узнали сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, как решаются уравнения вида Х х 9 = 810 : 3)
Записываем в 3 графу нашей таблицы.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Решение уравнение 81 : Х = 9 Х х 5 = 85 |
Как решать уравнения вида Х х 9 = 810 : 3 |
Как решаются уравнения вида Х х 9 = 810 : 3 |
В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям.
Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.
Слайд Советы педагогам
· Во время заполнения графы «Знаю» необходимо правильно поставить вопрос. На него не должно быть слишком много ответов. Достаточно 6-7. При этом ребята должны самостоятельно попытаться вспомнить необходимые сведения.
· Если при заполнении графы «Знаю» были зафиксированы какие-то неверные данные, их можно предложить занести во вторую графу. Или же пометить для себя этот факт и дождаться, когда ученик сам осознает свою ошибку.
· Для формулировки выводов в графе «Умею» эффективнее будет подготовить инструкцию, чтобы ребята смогли использовать все полученные знания и умения.
· Не стоит начинать заполнение графы «Знаю» сразу же, как только начинается урок. Это будет казаться учащимся чем-то наигранным. А у вас впереди исследовательская деятельность. Приступать к записям следует лишь после обозначения проблемы на этапе перехода к работе с информацией.
Вторая стадия ТРКМ – осмысление.
Цель данной стадии — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.
На стадии Осмысления существует также множество приёмов (Слайд: Прием «Зигзаг», «Чтение с остановками», «Инсерт» или «Чтение с пометками», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Толстые и тонкие вопросы», Метод «Думательных шляп» или «Шесть шляп мышления», «Кластер», «Бортовой журнал», «Логическая цепочка» «Фишбоун»)
В своей работе я использую приём «Фишбоун»
ФИШБОУН Я считаю, этот методический приём одним из наиболее эффективных, вызывающих интерес у обучающихся. Схему Фишбоун я составляю либо заранее на ватмане, либо рисую на доске, используя цветной мел. Работа может быть индивидуальная (всем учащимся раздаю для анализа одинаковый текст и перед каждым ставлю цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске) или в группах (каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп).
Использование технологии Фишбоун развивает у моих учеников логическое мышление, зрительную память, умения работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулирование творческого потенциала учащихся и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче.
Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель. Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Использование данного приёма позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• усовершенствовать контроль знаний.
Третья стадия ТРКМ — «Рефлексия».
Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.
Приемы, которые можно использовать на стадии «Рефлексия» представлены так же на слайде. (Слайд: Приём «Фишбоун», «Верные – неверные утверждения», «Синквейн», «Толстые» и «тонкие» вопросы)
В своей работе использую приём «Верные – неверные утверждения», «Синквейн». Данные приёмы я использую на уроке, а приём «Толстые» и «тонкие» вопросы использую для выполнения домашнего задания.
Синквейн происходит от французского слова – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которые строятся по правилу:
1-ая строка задаётся тема одним словом – существительным;
2 – ая строка – это описание темы в двух словах прилагательные;
3 – я строка, описание действия 3 – мя словами – глаголами;
4 – я строка – это фразы и предложения из 4 – ех слов;
Последняя строка – синоним темы выражен одним словом, повторяющий её суть.
Синквейн удобно использовать в качестве рефлексии на уроках литературного чтения, когда нужно составить характеристику героям по результатам работы с текстом. Дети выбирают прилагательные и глаголы, подходящие для синквейна, работая в паре или индивидуально, составляют свой синквейн.
Затем мы выводим общий синквейн по характеристике героя. Приём Синквейн можно использовать и на стадии вызова.
Я предлагаю детям такое задание: рассмотреть незаконченный синквейн и отгадать, какой будет первая строка, которая и является темой нашего урока.
Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно заинтересовать их, мотивировать.
В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.
Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом "Верно — Не верно".
И так, с применением данной технологии меняются роли педагога и учащегося. Учащиеся не просто пассивные слушатели, они активно включаются в учебный процесс.
В заключении, мне хотелось бы отметить, что использование технологии
развитие критического мышления, позволяет сделать урок более продуктивным, помогает ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с информационными источниками разных типов. Появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения: «Учитель-ученик», «Ученик-группа», и «Ученик- ученик». Повышается ответственность учащихся за качество собственного образования. Раскрывается творческий потенциал школьников, повышается интерес к изучаемому материалу, эффективность усвоения материала. В классе создаётся атмосфера открытости и ответственного сотрудничества.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.