Технология развития критического мышления (ТРКМ) у обучающихся в условиях компетентностно-ориентированной дидактики
The Technology of Development of Critical Thinking (TDCT) at students in the conditions of the competence-based focused didactics
Павлов Александр Константинович-
старший преподаватель кафедры педагогики ПетрГУ,
заслуженный деятель науки,
учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 8» г. Петрозаводска республики Карелия.
Pavlov Alexander Konstantinovich-
senior teacher of department of pedagogics Petrgu,
honored worker of science,
teacher of history and social science of municipal educational institution of "SOSh No. 8" of Petrozavodsk of the Republic of Karelia.
Аннотация: в данной статье анализируется педагогическая технология развития критического мышления (ТРКМ) у обучающихся с позиций компетентностно-ориентированного обучения. Рассматриваются методы, формы и пути использования ТРКМ в педагогической практике.
Ключевые слова: критическое мышление, умственная (интеллектуальная) деятельность, компетентностно-ориентированная дидактика.
Summary: in this article the pedagogical technology of development of critical thinking (TDCT) at students from positions of the competence-based focused training is analyzed. Methods, forms and ways of use of TRKM in student teaching are considered.
Keywords: critical thinking, intellectual (intellectual) activity, the competence-based focused didactics.
Важнейшим приоритетом государственной политики в Российской Федерации является образование и сохранение единого образовательного пространства. При этом формирование и развитие критического мышления у обучающихся является одной из главных целей современной отечественной школы.
В педагогической теории и практике критическое мышление (КМ) характеризуется следующим образом:
- как способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения;
- как особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений;
- как систематическое оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях;
- как принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить;
- как особый вид умственной (интеллектуальной) деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения;
- как мышление, влекущее к самоусовершенствованию [Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. — М-, 1993].
Критическое мышление с позиций компетентностно-ориентированной дидактики мы определяем как способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам:
· критическое мышление есть мышление самостоятельное;
· информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
· критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
· критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
· критическое мышление есть мышление социальное.
Два направления теории и практики развития критического мышления:
§ Преподавание теории КМ как самостоятельной дисциплины;
§ Теория КМ является методическим стержнем преподавания учебных дисциплин, т.е. является не просто одним из предметов, а системообразующим фактором образования.
Цель технологии развития критического мышления:
o Обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление способствует:
o Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми:
o Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
o Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности;
o Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
В замысле технологии развития КМ в условиях компетентностно-ориентированной дидактики выделяют:
o Социокультурный контекст: основой является идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни).
o Технологический контекст: основу составляет модель из трех стадий: 1) Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы;
2) Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова;
3)Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала.
o Методический контекст: совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания (триединая основа технологии (вызов – осмысление – размышление) задает последовательную структуру занятия и определенное сочетание конкретных методических приемов).
Структура технологии КМ с позиций
компетентностно-ориентированной дидактики:
3 стадии (этапа):
Первая стадия: вызов (его присутствие на
каждом занятии обязательно), позволяет:
o Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;
o Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности;
o побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.
Вторая стадия – осмысление. Позволяет:
o Получить новую информацию;
o Осмыслить ее;
o Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия:
o Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
o Присвоение нового знания, новой информации учеником;
o Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Критерии оценки результата:
o Оценка (Где ошибка?);
o Диагноз (В чем причина?);
o Самоконтроль (Каковы недостатки?);
o Критика (Согласны ли Вы? Опровергните. Приведите контраргументы);
o Прогноз (постройте прогноз).
Ограничения:
o Подготовка специального содержания текстов.
o Невысокий уровень сформированности у обучающихся умений самостоятельной работы.
o Нехватка времени на занятии для прохождения всех трёх стадий в обучении, что является непременным условием.
Таковы основные теоретико-методологические принципы использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) у обучающихся в условиях компетентностно-ориентированной дидактики.
Список литературы
1. Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
4. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
5. Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.
7. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1999.
8. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
10. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997.
11. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. — М.; Тюмень, 1994.
12. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. — М-, 1993.
13. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.
14. Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.
15. Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. — М., 2001.
16. Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса.— М., 2003.
17. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М., 1998.
18. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»).
19. Шамова Т.П. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя. — М., 1994.
20. Шамова Т.П., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М., 2001.
21. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
22. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии
23. http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий
24. http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm Педагогические технологии
25. http://www.sooro.ru/science-lib/pedsis/?PHPSESSID=i6rpls5ddlrbidgsc1tf1aiat1 Педагогические системы и технологии
26. http://coop.chuvashia.ru/kartuzov/site/4_3/2.htm Структура педагогических технологий
27. http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196 Интерактивные технологии в образовании (спецкурс)
28. http://www.ioso.ru/distant/newpteh/intro2.htm Новые педагогические технологии (курс)
29. http://yesnet.purpe.ru/youngteach/edtehnol.htm Технологии обучения в структуре целостного педагогического процесса
List of references
1. Agapov I. G. We learn to think productively//Bibliotechka of "The messenger of education". — M, 2001. — No. 2.
2. Bespalko V. P. Composed pedagogical technology. – M, 1989.
3. Borisov N.V. Educational technologies as subject to the pedagogical choice: Studies. Grant. – M, 2000.
4. Guzeev V.V. The pedagogical equipment in the context of educational technology. – M.: National education, 2001.
5. Gorchakova – the Siberian M. P. Innovations in professional education: pedagogical technologies: Studies. Grant. – M, 2001.
6. Zagvyazinsky V.I. Pedagogical works of the teacher. — 2000.
7. Zaire Bek E. S. Bases of pedagogical design. — SPb. 1999.
8. M. V. clarain. Innovative models of training in foreign pedagogical search. — M, 1994.
9. M.V. clarain. Innovations in world pedagogics. — Threshing barn, 1995.
10. Levites D. G. Practice of training: Modern educational technologies. — Murmansk, 1997.
11. Pedagogical technologies: what is it and as them to use at school / Nauch. edition T.I. Shamova, P.I. Tretyakov. — M.; Tyumen, 1994.
12. Russian pedagogical encyclopedia/Hl. edition V.V. Davydov. — M - 1993.
13. Serikov V. V. The personal focused education: A phenomenon, the concept, technology//Pedagogical education for the 21st century: Materials of the international scientific and practical conference. — M, 1994.
14. Slastenin V. A., Shiyanov E.P. A humanistic paradigm of pedagogical education//Pedagogical education for the 21st century: Materials of the international scientific and practical conference. — M, 1994.
15. Management of development of innovative processes at school / Nauch. edition T.I. Shamova, P.I. Tretyakov. — M, 2001.
16. Friedman L. M., to V.I. Move. Problem organization of educational process. — M, 2003.
17. Farm A. V. Heuristic training: Theory, methodology, practice. — M, 1998.
18. Farm A.V. Praktikum on didactics and techniques of training / A.V. Hutorskoy. – SPb.: St. Petersburg, 2004. – 541 pages – (Manual series).
19. Shamova T. P., etc. Management of educational process at school on the basis of flow charts of the teacher. — M, 1994.
20. Shamova T. P., Davydenko T. M. Management of educational process at adaptive school. — M, 2001.
21. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Pedagogical technologies and innovations
22. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html the Developing pedagogical technologies
23. http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html Pedagogical technologies and technology of educational process. Logical analysis of concepts
24. http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm Pedagogical technologies
25.http://www.sooro.ru/sciencelib/pedsis/?PHPSESSID=i6rpls5ddlrbidgsc1tf1aiat1 Pedagogical systems and technologies
26. http://coop.chuvashia.ru/kartuzov/site/4_3/2.htm Structure of pedagogical technologies
27. http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196 Interactive technologies in education (special course)
28. http://www.ioso.ru/distant/newpteh/intro2.htm New pedagogical technologies (course)
29. http://yesnet.purpe.ru/youngteach/edtehnol.htm of Technology of training in structure of complete pedagogical process
Данные об авторе:
Павлов Александр Константинович - старший преподаватель кафедры педагогики ПетрГУ, город Петрозаводск, республика Карелия.
Контактный телефон: 8 911 41 00 199; e-mail: pawlov.aleks@yandex.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.