Л.В. Бездверная
ТЕХНОЛОГИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: важным моментом данной системы является справедливая и содержательная оценка работы учащихся. Работа над рейтинговой системой проводится и усовершенствуется непосредственно на уроках. В данной системе роботы рассмотрены разные формы проведения, оценивания и контроля результатов обучения.
Основные принципы рейтинговой системы: демократизация, интенсификация, гуманизм.
Демократизация:
1) новые отношения: «учитель-учащийся», которые проявляются в сотрудничестве, отзывчивости, доверии сторон;
2) широкая гласность обучения и контроля;
3) создание благоприятного климата во всех формах обучения и контроля.
Интенсификация:
1) быстрое накопление балов каждым учеником на каждом уроке;
2) широкое применение уплотненного опроса;
3) активизация всех учащихся при обучении и проверке знаний, умений и навыков.
Дифференциация:
1) проведение всех видов контрольных проверок уровневых заданий;
2) систематическое создание таких педагогических ситуаций, которые вызвали бы у учащихся необходимость взаимопроверки и взаимоконтроля с целью повышения интереса к такой форме работы, обеспечение простора для самоутверждения учащихся.
Гуманизм:
гуманизация контроля на принципах глубокого уважения к личности учащихся, великой веры в творческие возможности каждого из них. Условия рейтинга позволяют тему разделить на два блока: I блок – 30 %; II блок – практическая часть – 70 % (теоретические рейтинги, лабораторные работы, тематическое оценивание).
Краткий анализ рейтинговой шкалы I блок – подготовительные лекции.
Первым этапом рейтинговой шкалы является подготовка лекции.
Лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.
Главное значение обучения состоит не только в последовательной передачи суммы знаний в «концентрированном» виде, но и целенаправленном формирующем влиянии на сознание и чувства учащихся. В ходе лекции есть возможность показать борьбу разных теорий, несостоятельных тех или иных научных взглядов, рассказать о достижениях современной науки. Исследование данной формы работы создает крепкую почву для самостоятельной работы с дополнительной литературой. В данной системе работы используют разные формы лекций: информационные лекции, лекции проблемного характера, лекции визуализации и так далее. Привлекаются к подготовке лекций учащиеся, потому что при подготовке к ним они знакомятся с учебной, научной и научно-популярной литературой по биологии, и смежных наук учатся отбирать необходимый материал и изучать его в определенной последовательности. Участие при подготовке лекции оценивается в баллах.
II блок – практическая часть – разбиваем материал на смысловые блоки, каждый из них оценивается в баллах, которые переводятся в пятибалльную систему.
Учащиеся формируются в разноуровневые группы, постоянного состава «3»- «5» человек. Каждая группа работает под руководством консультанта. При моделировании уроков необходимо или важно учитывать такие условия:
1) групповая работа длится в течение 2-х уроков;
2) объём учебного материала охватывает не менее двух параграфов учебника;
3) отчет групп происходит последовательно, не нарушая логики изучения содержания учебного материала;
4) с целью активации деятельности учащихся используется специальный маршрутный лист, в котором определяются контрольные задания по содержанию учебного материала.
1-й блок: научить учащихся разнообразным приемам работы с текстом учебной статьи.
2-й блок: научить учащихся планировать свою работу привлекать внимание одноклассников, развивать ораторские способности.
3-й блок: научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах.
4-й блок: подготовить учащихся к самостоятельной работе с путеводителем. «Путеводитель – это система заданий для самостоятельной работы».
5-й блок: подготовить учащихся к самостоятельной работе в режиме проектного обучения.
6-й блок: подготовить учащихся к самостоятельной работе в системе
ТОГИС
Каждому учащемуся предлагается свой путеводитель, где даны задания разной степени сложности с указанием той литературы, которая необходима для их выполнения. Вся работа с путеводителем приведена в соответствии с рейтинговой системой. После выполнения заданий организовывается обсуждение ответов на вопросы заданий в средине группы, совершается самоконтроль и взаимоконтроль.
Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умений лицеистов. Учиться на собственном опыте и опыте других учащихся в процессе разработки учебного процесса.
Существуют разные формы проектов:
• информационно-поисковые проекты предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления доклада и реферата; исследовательские – дают возможность учащимся выявить творческое воображение и оригинальность мнения при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и так далее;
• драматические – создают условие для игрового моделирования;
• практически-ориентированные – направляют учащихся на решение реальных проблем.
Чаще всего в своей работе использую первые два проекта.
1. Выбор проблемы, определение актуальности темы проекта;
2. Создание творческих групп;
3. Обмен информации между группами – «круглый стол»;
4. Защита проекта.
1-й этап: запуск проекта «Формирование групп».
2-й этап: планирование работы (обсуждается главная идея проекта, определяется его вид).
3-й этап: сбор информации (ознакомление с источниками информации, и в ходе дискуссии отбирается главное).
4-й этап: структурирование информации (анализ информации, формирование гипотезы, конструирование системы вопросов).
5-й этап: обмен информации (в группе предлагаются разные варианты решения проблемы, идет обмен вопросами, разрабатывается фома будущего проекта).
6-й этап: оформление результатов проекта (доклад, схема, таблица, рисунок и так далее).
7-й этап: защита проекта (используется рейтинг) (см. табл.1).
Таблица 1
Критерии защиты |
Оценка |
|
||
учащегося |
учителя |
проектная |
Рейтинговая |
|
Качество доклада (полнота, аргументированность) |
|
|
|
|
Объём и глубина знаний по теме |
|
|
|
|
Педагогическая ориентация (культура речи, использование дополнительных средств) |
|
|
|
|
Ответы на вопросы (полнота, аргументированность) |
|
|
|
|
Кроме коллективных форм работы, используются простые рейтинги, на протяжении двух уроков применяются разные формы работы: аукцион вопросов, тестирование, составление структурно-логических схем, решение заданий, составление и заполнение разных таблиц, и анализ домашнего задания. Каждый вид заданий оценивается в баллах. В конце урока подводится общий рейтинг в соответствие с 5-ти балльной системой.
Основная цель семинарского занятия состоит в том, чтобы обеспечить возможность практического применения теоретических знаний. Использую несколько форм семинарских занятий в зависимости от целей и заданий:
1. Экспресс-семинар.
2. Ролевые игры.
3. Пресс-конференция.
Все они имеют специфические функции и методику организации и проведения.
Все этапы работы на семинаре оцениваются в баллах. В результате накопление определенной суммы баллов можно определить лучшую группу, лучших докладчиков, лучших экспертов и самых активных участников.
Лабораторные работы выполняются в соответствие календарным планированиям, оцениваются в 5-тибальной системе. Важный этап – постановка учащимися эксперимента и умение анализировать результаты.
ТОГИС – это технология лично-ориентированного обучения. Все этапы урока приведены в соответствии с рейтинговой системой:
I этап – повторение. Проводится в форме беседы.
II этап – изучение нового материала. Строится как коллективное решение познавательных задач. Все данные для решения задач извлекаются из книг и интернета.
III этап – закрепление. Отдельные группы учеников решают задачи разных уровней сложности.
Бездверная Л.В. Задача о оптической чистоте биологических молекул.
Имя задачи: Стериоизомеры в Зазеркалье
Автор: Бездверная Л.В. учитель биологии лицея «Эрудит»
Предмет: биология
Класс: 10
Тема: Углеводы
Профиль: общеобразовательный
Уровень: продвинутый
Текст задачи. Алиса в сказке Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» попадает в зеркальный мир, где иначе протекают привычные физические процессы («здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы оставаться на том же месте!») Можно ли Алисе употреблять в пищу зазеркальные углеводы? К каким проблемам это может привести? Какие вещества можно употреблять, а какие – нет? Сформулируйте общее правило.
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Возможные информационные источники.
Книги:
Ауерман Т.Л. Основы биохимии: учебное пособие / Т. Л. Ауерман, — М:
НИЦ ИФРА-М, 2013, — 400 с.
Гидранович В.И. Биохимия / В. И. Гидронович, — Мн.: ТетраСистемс, 2012. — 528 с.
Димитриев А.Д. Биохимия / А. Д. Димитриев, — М.: Дашков и К, 2013.—
168 с.
Филлипович Ю.Б. Биохимические основы жизнедеятельности человека / Ю.Б. Филлипович, — М.: ВЛАДОС, 2005. — 405 с.
http://festival.1september.ru/articles/602428/pril2.doc http://life.wmwebwork.com/uglevody-xoroshie-i-ploxie/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Асимметрический_атом http://lektsii.org/2-90947.html
Как известно в органических соединениях атом углерода способен образовывать четыре ковалентные связи. Значительную часть органических соединений, таким образом, можно рассматривать как производные метана в которых атомы водорода замещены различными радикалами. В случае, когда в органическом соединении имеется ассиметричный атом углерода, у которого все четыре связи заняты различными радикалами, то такое соединение может существовать в форме двух оптических изомеров D и L (от лат. laevus-левый и dexter- правый).
Оптические изомеры невозможно совместить друг с другом, вращая молекулы (в тщетности аналогичной задачи мы убеждаемся, пытаясь надеть правую перчатку на левую руку). Оптические изомеры обладают одинаковыми химическими свойствами, но их можно различить физическими методами. Чистые растворы таких веществ вращают плоскость поляризованного света в противоположных направлениях (вот почему такие изомеры называют оптическими). Оптические изомеры различают также своей биохимической активностью. Впервые это было доказано Луи Пастером. Выращивая плесень Penicillium glaucum на среде, синтезированную химическим путем винную кислоту Пастер обнаружил, что гриб «поедает» только правый изомер, оставляя левый без изменения. На этой особенности основан биохимический метод очистки оптических изомеров. Фундаментальным свойством живого является оптическая, или хиральная чистота составляющих его молекул.
Два класса соединений, для которых возможно наличие оптических изомеров – аминокислоты («строительные блоки» белков) и моносахариды («строительные блоки» углеводов и нуклеиновых кислот) присутствуют в клетках и вступают в биологические реакции лишь в одной форме. Все аминокислоты в клетке – левовращающиеся (L), все сахара правовращающиеся (D). Хиральная чистота живого-один из камней преткновения гипотезы «абиогенеза» – происхождение живой материи из простых неорганических веществ. В опытах С.Миллера в 1953 году было показано, что в условиях первобытной Земли из неорганических молекул могли синтезироваться простейшие органические соединения, в том числе моносахариды и аминокислоты, однако они всегда синтезировались, лишь как смесь оптических изомеров, которую невозможно разделить обычными химическими методами, и которая, следовательно, никак не может «сложиться» обычными химическими путями в хирально чистый «биологический» полимер.
Ответ на поставленную проблему имеет дискуссионный характер, развивающий навыки анализа и оценочного суждения учащихся, показывает практическую значимость академических знаний о стериоизомерах. Для решения данной задачи учащиеся уже должны иметь представление, что такое «асимметричный атом углерода», «оптическая изомерия», «моносахариды». Ключевой фразой при поиске информации является «хиральные молекулы»
Данная задача может быть использована на уроках биологии и химии в 10 классе при изучении темы: «Углеводы». В результате решения данной задачи учащиеся овладевают коллективными формами работы, развивают навыки информационного, проблемно-поискового и аналитического чтения.
Зачет – проверка знаний основных положений темы, после ее изучения.
Цель его – определение достижений конечных результатов обучения.
Зачет по теории
Этапы проведения:
1. составляется и выделяется список вопросов, включенных в зачет.
2. Опрос всех учащихся группы, выставляется количество балов за каждый вопрос, к этой работе привлекаются консультанты.
3. Самостоятельная письменная работа (ответы на открытые вопросы).
Зачет по практике
а) решение задач разного типа: 1) нестандартные задания:
• задания с заведомо неправильными данными;
• задания, у которого предлагаются решения, которого имеют ошибки;
• задания исследовательского характера. 2) Стандартные задания (традиционные):
б) работа с разноуровневыми тестами.
Для грамотной контролирующей работы учитель готовит журнал-сетку на каждый урок отдельно, включая все пункты рейтинговой системы (см. табл. 2).
Тематическое оценивание выводится по средней оценке на основании всех рейтингов как средний бал.
Таблица 2
Журнал-сетка по теме «Химический состав живых организмов» (16 часов)
1 блок – лекции (6 часов)
2 блок – практическая часть (10 часов)
Фамилия, имя учащегос я |
Рейтинг 1 (простой) хим. состав живых организмов, неорганичес кие соединения (2 часа) |
Рейтинг 2 (коллективн ая работа с путеводител ем) липиды и углеводы (2 часа) |
Рейтинг 3 (работа с путеводител ем) белки и нуклеиновы е кислоты |
Экспресссеминар «Экскреци я азотистых соединени й» (2 часа) |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
.
1. Бойцова, Е.Д. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий / Е.Д. Бойцова // Высшее образование в России. - 2005. - №4. -С 5-9.
2. Варне Л.Б., Кристенсен K.P., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: пер. с англ. / под ред. А. И. Наумова. — М., 2000.
3. Мухина С.А., Соловьева A.A. Современные инновационные технологии обучения. — М., 2008.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
5. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С.
Рапацевич // Современное слово. - 2005. -№7. - С. 121-126.
6. Тестовая система оценки знаний и ее применение в высшей школе [Электронный ресурс] / Инновационные технологии в профессиональном образовании. - Минск, 2009. - Режим доступа: http://www.profobrazovanie.org. Дата доступа: 09.11.2011.
Автор: Бездверная Любовь Владимировна, заслуженный учитель Украины, кавалер ордена княгини Ольги III степени, учитель биологии государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждение «Республиканский лицей-интернат «Эрудит» - центр для одаренных детей», г.
Донецк.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.