I Введение
Для того, чтобы учащиеся успешно развивали свои способности, необходимо создать условия для их положительной реализации. Вся воспитательная работа должна основываться на уважении и вере в ребёнка, создании ситуации успеха для тех, кто учится и реабилитируется в условия ГБОУ ЦРО №4. Ситуацию успеха возможно реализовывать только в атмосфере дружбы и взаимопомощи. Необходимо дать воспитанникам почувствовать уверенность в себе и защищённость. Воспитатель должен суметь преумножить внутренние силы ребёнка для преодоления трудностей и формирования желания учиться.
Какие же есть в современной педагогике эффективные технологии для создания ситуации успеха?
Ситуация успеха – это субъективное психическое состояние удовлетворения в связи с физическим или моральным напряжением при исполнении какого-либо дела, преодолением трудностей и получением результата.
С педагогической точки зрения (И. Дичковская) ситуация успеха – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельного ребёнка, так и коллектива в целом.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат деятельности совпал с ожиданиями и надеждами ребёнка или превзошёл их. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребёнок определяет этот результат как успех. Воспитателю всегда следует обращать на это внимание.
Объективный успех – это успех внешний, так как качество результата оценивается другими. Сам же ребёнок осознаёт успех и понимает его значимость, когда преодолевает свой страх, неумения, незнание, поражение и другие виды трудностей.
Цель воспитательной деятельности – создать ситуацию успеха для развития личности ребёнка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в свои силы.
Задача педагога – помочь личности ребёнка развиться в успехе, дать понять, что даром в жизни ничего не даётся, везде необходимо приложить усилия. Лишь тогда успех будет равен затраченным усилиям.
Технология «Ситуация успеха» помогает воспитать ценное человеческое качество – стойкость в борьбе с трудностями. Неудачи, которые происходят, не смогут сломать и остановить процесс познания.
Радость учебного и воспитательного процесса и радость познания нового тесно связаны.
II Методологические приёмы создания «ситуации успеха»
Воспитателю для успешной деятельности при создании ситуации успеха необходимо пользоваться следующими приёмами:
«Радость класса» – эмоциональный отклик окружающих на успех ученика класса, констатация любого, даже незначительного положительного результата деятельности, внушение ребёнку веры в себя.
«Линия горизонта» – первый успех ребёнка сразу подхватывается воспитателем, предлагается повторить на более сложном уровне, как бы «отодвигая» линию горизонта: «А попробуй…».
Авансирование – индивидуальная работа с ребёнком. Выполняется вместе с ним. Объясняются сложные моменты, а затем подобная работа самостоятельно выполняется при всём коллективе, и ребёнок чувствует успех.
Воспитанник только тогда осознаёт ситуацию успеха, понимает её значимость, когда преодолевает свою робость, неумение, незнание и другие виды трудностей.
Сформировать радость познания можно по определённому алгоритму:
1. Снятие страха, помощь в преодолении неуверенности в своих силах;
2. Авансирование успешного результата. Воспитателю необходимо выразить твёрдую уверенность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей, убедить ребёнка в его силах и возможностях («У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь в результате»);
3. Скрытый инструктаж ребёнка о способах и формах осуществления деятельности. Помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путём пожелания («Возможно, лучше начать с…», «Выполняя работу, не забудь о…»);
4. Внесение мотива. Необходимо показать ребёнку, ради чего, кого осуществляется эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения («Без твоей помощи твоим друзьям не справиться»);
5. Персональная исключительность. Определяет важность усилий ребёнка в деятельности, которая им осуществляется («Только ты мог бы…», «Только тебе я могу поручить…»);
6. Мобилизация активности побуждает к выполнению конкретных действий («Мы очень хотим начать работу…»);
7. Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить не результат в целом, а какую-то отдельную деталь («Больше всего мне понравилось в твоей работе…», «Лучше всего тебе удалось…»);
III Способы психолого-педагогические воздействия при создания «ситуации успеха»
Воспитатель должен заботиться о том, чтобы воспитательный процесс, который он организует, включал в себя ситуацию успеха. Это должно касаться деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Чтобы способствовать успеху ребёнка в деятельности, нужны определённые психолого-педагогические воздействия. Педагог должен обладать силой суггестивного воздействия с помощью элементов педагогической техники.
«Начинай» – в этом коротком, но эмоциональном обращении собирается вся энергия воздействия воспитателя. Однако ни в коем случае педагог не должен злоупотреблять способностью к внушению. Для воспитателя важно понимать внутренний мир ребёнка, уважать его переживания. Как только ребёнок почувствует, что воспитатель интересуется его эмоциональным состоянием, стремится понять его и помочь, то доверится и примет замечание, и тогда на плечи педагога ляжет ещё большая ответственность за последствия своих педагогических действий.
В педагогической технологии создания ситуации успеха особое внимание уделяется словесному воздействию. Оно может иметь следующие формы:
1. «Я думаю, что удобнее всего было бы сделать…»
2. «Мне кажется, здесь в центре внимания находится…»
3. «Я знаю, что обычно начинают с…»
4. «Достаточно выполнить эту часть…»
Главное, что нужно воспитателю, который приступает к работе по педагогической технологии создания ситуации успеха – это создать оптимистическую установку ребёнку, забыть на время о его недостатках, увидеть только перспективу его развития.
IV Вывод
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению работоспособности, помогать воспитанникам осознать себя полноценной личностью. Каждый ребёнок имеет определённые способности. Задача воспитателя – отыскать маленькие побеги таланта, развить их.
Создание ситуации успеха, вера в ребёнка и учёт его индивидуальности наиболее продуктивно влияют на мотивацию учащихся, помогают в последствии действовать по сценарию «Победитель».
Литература
1. Билюк Е.Г., Круглова Н.С. Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №7.
2. Ждановских С.А. Ситуация успеха как фактор, способствующий развитию творческих способностей ребенка / С. А. Ждановских // Детство, открытое миру: актуальные проблемы образования периода детства: V Всерос. науч.-практ. конф. для преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей / Урал. гос. пед. ун-т; ред. Е. В. Коротаева [и др.]. Екатеринбург, 2014. С.156-158.
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 228 с.
4. Щуркова Г.М. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1993. – 112с.
5. Караковский В.А. Воспитательная система школы: пед. идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. М. 2002. 128 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.