Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время
Оценка 4.8

Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время

Оценка 4.8
docx
10.06.2022
Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время
Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.docx

I Введение

Для того, чтобы учащиеся успешно развивали свои способности, необходимо создать условия для их положительной реализации. Вся воспитательная работа должна основываться на уважении и вере в ребёнка, создании ситуации успеха для тех, кто учится и реабилитируется в условия ГБОУ ЦРО №4. Ситуацию успеха возможно реализовывать только в атмосфере дружбы и взаимопомощи. Необходимо дать воспитанникам почувствовать уверенность в себе и защищённость. Воспитатель должен суметь преумножить внутренние силы ребёнка для преодоления трудностей и формирования желания учиться.

Какие же есть в современной педагогике эффективные технологии для создания ситуации успеха?

Ситуация успеха – это субъективное психическое состояние удовлетворения в связи с физическим или моральным напряжением при исполнении какого-либо дела, преодолением трудностей и получением результата.

С педагогической точки зрения (И. Дичковская) ситуация успеха – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельного ребёнка, так и коллектива в целом.

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат деятельности совпал с ожиданиями и надеждами ребёнка или превзошёл их. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребёнок определяет этот результат как успех. Воспитателю всегда следует обращать на это внимание.

Объективный успех – это успех внешний, так как качество результата оценивается другими. Сам же ребёнок осознаёт успех и понимает его значимость, когда преодолевает свой страх, неумения, незнание, поражение и другие виды трудностей.

Цель воспитательной деятельности – создать ситуацию успеха для развития личности ребёнка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в свои силы.

Задача педагога – помочь личности ребёнка развиться в успехе, дать понять, что даром в жизни ничего не даётся, везде необходимо приложить усилия. Лишь тогда успех будет равен затраченным усилиям.

Технология «Ситуация успеха» помогает воспитать ценное человеческое качество – стойкость в борьбе с трудностями. Неудачи, которые происходят, не смогут сломать и остановить процесс познания.

Радость учебного и воспитательного процесса и радость познания нового тесно связаны.

 

II Методологические приёмы создания «ситуации успеха»

Воспитателю для успешной деятельности при создании ситуации успеха необходимо пользоваться следующими приёмами:

«Радость класса» – эмоциональный отклик окружающих на успех ученика класса, констатация любого, даже незначительного положительного результата деятельности, внушение ребёнку веры в себя.

«Линия горизонта» – первый успех ребёнка сразу подхватывается воспитателем, предлагается повторить на более сложном уровне, как бы «отодвигая» линию горизонта: «А попробуй…».

Авансирование – индивидуальная работа с ребёнком. Выполняется вместе с ним. Объясняются сложные моменты, а затем подобная работа самостоятельно выполняется при всём коллективе, и ребёнок чувствует успех.

Воспитанник только тогда осознаёт ситуацию успеха, понимает её значимость, когда преодолевает свою робость, неумение, незнание и другие виды трудностей.

Сформировать радость познания можно по определённому алгоритму:

1.    Снятие страха, помощь в преодолении неуверенности в своих силах;

2.    Авансирование успешного результата. Воспитателю необходимо выразить твёрдую уверенность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей, убедить ребёнка в его силах и возможностях («У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь в результате»);

3.    Скрытый инструктаж ребёнка о способах и формах осуществления деятельности. Помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путём пожелания («Возможно, лучше начать с…», «Выполняя работу, не забудь о…»);

4.    Внесение мотива. Необходимо показать ребёнку, ради чего, кого осуществляется эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения («Без твоей помощи твоим друзьям не справиться»);

5.    Персональная исключительность. Определяет важность усилий ребёнка в деятельности, которая им осуществляется («Только ты мог бы…», «Только тебе я могу поручить…»);

6.    Мобилизация активности побуждает к выполнению конкретных действий («Мы очень хотим начать работу…»);

7.    Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить не результат в целом, а какую-то отдельную деталь («Больше всего мне понравилось в твоей работе…», «Лучше всего тебе удалось…»);

 

III Способы психолого-педагогические воздействия при создания «ситуации успеха»

Воспитатель должен заботиться о том, чтобы воспитательный процесс, который он организует, включал в себя ситуацию успеха. Это должно касаться деятельности как индивидуальной, так и групповой.

Чтобы способствовать успеху ребёнка в деятельности, нужны определённые психолого-педагогические воздействия. Педагог должен обладать силой суггестивного воздействия с помощью элементов педагогической техники.

«Начинай» – в этом коротком, но эмоциональном обращении собирается вся энергия воздействия воспитателя. Однако ни в коем случае педагог не должен злоупотреблять способностью к внушению. Для воспитателя важно понимать внутренний мир ребёнка, уважать его переживания. Как только ребёнок почувствует, что воспитатель интересуется его эмоциональным состоянием, стремится понять его и помочь, то доверится и примет замечание, и тогда на плечи педагога ляжет ещё большая ответственность за последствия своих педагогических действий.

В педагогической технологии создания ситуации успеха особое внимание уделяется словесному воздействию. Оно может иметь следующие формы:

1.    «Я думаю, что удобнее всего было бы сделать…»

2.    «Мне кажется, здесь в центре внимания находится…»

3.    «Я знаю, что обычно начинают с…»

4.    «Достаточно выполнить эту часть…»

Главное, что нужно воспитателю, который приступает к работе по педагогической технологии создания ситуации успеха – это создать оптимистическую установку ребёнку, забыть на время о его недостатках, увидеть только перспективу его развития.

 

IV Вывод

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению работоспособности, помогать воспитанникам осознать себя полноценной личностью. Каждый ребёнок имеет определённые способности. Задача воспитателя – отыскать маленькие побеги таланта, развить их.

Создание ситуации успеха, вера в ребёнка и учёт его индивидуальности наиболее продуктивно влияют на мотивацию учащихся, помогают в последствии действовать по сценарию «Победитель».

Литература

1.    Билюк Е.Г., Круглова Н.С. Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №7.

2.    Ждановских С.А. Ситуация успеха как фактор, способствующий развитию творческих способностей ребенка / С. А. Ждановских // Детство, открытое миру: актуальные проблемы образования периода детства: V Всерос. науч.-практ. конф. для преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей / Урал. гос. пед. ун-т; ред. Е. В. Коротаева [и др.]. Екатеринбург, 2014. С.156-158.

3.    Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 228 с.

4.    Щуркова Г.М. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1993. – 112с.

5.    Караковский В.А. Воспитательная система школы: пед. идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. М. 2002. 128 с.


 

I Введение Для того, чтобы учащиеся успешно развивали свои способности, необходимо создать условия для их положительной реализации

I Введение Для того, чтобы учащиеся успешно развивали свои способности, необходимо создать условия для их положительной реализации

Линия горизонта» – первый успех ребёнка сразу подхватывается воспитателем, предлагается повторить на более сложном уровне, как бы «отодвигая» линию горизонта: «А попробуй…»

Линия горизонта» – первый успех ребёнка сразу подхватывается воспитателем, предлагается повторить на более сложном уровне, как бы «отодвигая» линию горизонта: «А попробуй…»

В педагогической технологии создания ситуации успеха особое внимание уделяется словесному воздействию

В педагогической технологии создания ситуации успеха особое внимание уделяется словесному воздействию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2022