Технология трансляции ценностей – практические аспекты реализации аксеологического компонента современного образования
в курсе преподавания обществоведческих дисциплин.
Мне больно сегодня об этом говорить, но
сказать я об этом обязан. Сегодня российское
общество испытывает явный дефицит духовных
скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг
к другу, поддержки и взаимопонимания.
Мы должны укреплять прочную духовно-
нравственную основу общества. Необходимо
пространство для формирования нравственного,
гармоничного человека, ответственного
гражданина России.
Из послания президента В.В.Путина
Федеральному собранию, декабрь 2012 года.
Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя. Как воспитать, сформировать достойного гражданина? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все (слайд № 1). В погоне за результатами ЕГЭ мы часто оставляем решение этих важнейших проблем на потом, не считая их главными. А ведь именно духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в формировании основ гражданской идентичности наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Эта проблема обозначена и на государственном уровне. Президент В.В. Путин говорит о том, что России нужны граждане, обогащённые духовно-нравственными ориентирами, способные многое сделать для превращения страны в великую державу (слайд № 2). Именно поэтому, сегодня возникает острая необходимость в формировании основ духовно-нравственного потенциала личности, способности личности к ответственному поступку (слайд № 3).
Магистральным направлением в моей работе стала трансляция ценностей учащимся с позиции активного диалогового режима, формирование критического мышления. Основываясь на основных программных документах в области образования, создала собственную Я – концепцию педагогической деятельности, направленную на поиск путей формирования достойного гражданина России, через трансляцию ценностей (слайды № 4-5).
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приёмов в обучении и воспитании, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности школьников через созданную технологию и модель трансляции ценностей (слайд № 6).
В созданной концепции выделены основные субъекты педагогической деятельности:
транслятор – тот, кто транслирует нравственные ценности (учащиеся, учителя, семья, психолог, социальный педагог, исторические личности, литературные герои, современники);
интегратор - личность, способная к интеграции духовно-нравственных ориентиров (слайд № 7).
Трансляция ценностей, в созданной мной модели осуществляется через два основных типа:
традиция – трансляция в норме, когда порождение происходит естественным путём как порождение личности (системы деятельности) отца в сыне, матери в дочери, учителя в ученике;
аварийный способ трансляции – непосредственное обращение к первоучителю традиции и порождение личности от него, минуя промежуточных учителей (слайд № 8).
Реализация созданной модели непрерывного духовно-нравственного образования школьников осуществляется на основе активного участия учащихся в трансляции ценностей как по вертикали: учащиеся класса, так и по горизонтали: семья, село, район, край, стран, мир. Как на уровне синхронизации, то есть на уровне единого временного отрезка, так и на уровне диахронии – прошлое, настоящее, будущее (слайд № 9).
Определила для себя основные философские подходы к процессу формирования духовно-нравственных ориентиров личности, сформировала собственную концепцию образовательной деятельности. Осуществляется трансляция ценностей на основе авторских программно-методических продуктов. Разработала и реализую на практике программы: развития гражданского образования и патриотического воспитания учащихся «Возвращение к истокам», «Правового просвещения учащихся», «Историко-краеведческого научного общества учащихся «Славяне», дидактическую модель «Роль исторического краеведения в реализации воспитательной системы школы», индивидуальные образовательные маршруты учащихся, модели ученического самоуправления и мониторинговой деятельности. Всё это позволило взглянуть на проблему реализации аксеологического компонента современного образования комплексно, под другим углом (слайд № 10).
Существенным признаком процесса духовно-нравственного образования в моей модели является его концентрическое построение. Концентр выстраивается по возрастной и содержательной вертикалям. Исходя из возрастных особенностей учащихся, меняются как формы работы с ними, так и содержание образовательной и воспитательной деятельности (слайд № 11).
Для учащихся 9-11 классов углубляю как формы работы, так и содержание деятельности. Провожу социальные тренинги, диспуты, дискуссии, социодрамы по актуальным вопросам прошлого и нашей действительности (слайд № 12). Авторской находкой является разработанный мной алгоритм ситуаций нравственно – правового выбора и нравственных дилемм, который использую как на уроках обществознания, так и на уроках истории, в ходе реализации приёма социального позиционирования (слайды № 13).
Комплексный подход к реализации аксеологического компонента современного образования позволил накопить банк активных форм педагогической деятельности для формирования ценностно-смысловых установок учащихся, многие из которых являются авторскими (слайд № 14).
Сложился у меня и разработанный на основе педагогической техники А. Гина, конструктор учебного занятия с использованием данных приёмов (слайд № 15).
Покажу реализацию технологии трансляции ценностей через проигрывание некоторых методических приёмов.
Предлагаю Вам, побывать на уроке обществознания в 10 классе по теме «Человек как духовное существо», который я назвала «А в жизни по - разному можно жить» и стать участники сюжетно-ролевой игры, с использованием одного из приёмов активной формы обучения «Социодрама».
Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов. Данная ситуация искусственно была создана мной, и проиграна с использованием данного приёма (слайд № 16).
Позиция 1 - ученицы 10 класса. Она уже определила для себя главные ценности жизни. Свой жизненный путь она представляет в виде лестницы и вершина этого пути - пик счастья. Материал для лестницы выбран ею самый благородный – жизненные ценности. А их у неё всего три. Деньги, ведь на них можно купить практически всё. Власть, дающая то, чего не купишь за деньги. Слава – символ общественного признания. Разве это не круто, когда ты популярна, тебя все узнают.
Позиция 2 – деньги в жизни не главное, за них всего не купишь, власть, престиж и деньги - ценности приходящие.
Далее образуются так называемые «древнегреческие хоры» и проводится перекрестная дискуссия. Необходимо каждой группе, так называемому древнегреческому «хору», привести как можно больше аргументов, почему именно ваша позиция является правильной. Два наиболее важных момента в ходе реализации педагогического приёма «Социодрама»: учащиеся не могут определиться с собственной позицией изначально, позиция для аргументации задаётся учителем, второй момент – аргументы необходимо приводить перекрёстно.
Данный приём использую для решения важнейших аксеологических проблем предмета история. На уроке истории в 10 классе задумываемся и аргументируем проблемы: «Ничтожные наследники Великого исполина или великие императоры эпохи дворцовых переворотов», «Русь: раба, вассал или союзник Золотой Орды», в 9 классе «Локомотивы истории… или (пути развития общества на примере событий первой русской революции) и др. (слайд № 17).
Таким образом, ребята ведут большую поисковую работу по подбору фактов, аргументов, что ведёт к развитию критического мышления. Это формирует сознание, мировоззренческую позицию по острейшим вопросам современного понимания истории.
Ещё одним приёмом, формирующим ценностные установки учащихся, является приём нравственного противопоставления. Понимаю важность его реализации в связи с активизацией информационной атаки на сознание наших граждан, особенно молодого поколения. Данный приём использую, например, на уроке обществознания в 11 классе «СМИ – 4 власть», в котором мы с ребятами обсуждаем роль СМИ в современном обществе (слайд № 18).
Учащимся предлагается просмотреть 2 видеофрагмента, которые являются диаметрально противоположными по смыслу:
а) клип на стихи украинской девушки Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями»;
б) ответ рэпера Дино МС на стихи А.Дмитрук
Приём нравственного противопоставления использую в связке с педагогическим приёмом «Открытая кафедра». Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом воспитанник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени. Такая форма деятельности развивает социальную и гражданскую позицию учащихся (слайд № 19). Предлагаю учащимся проиграть данный педагогический приём, основываясь на просмотренных видеофрагментах, и оказаться на заседании ООН, 80-летие которой мир отмечал совсем недавно. Ставлю перед ребятами нравственные проблемные вопросы: Какие чувства вы испытали, просмотрев видеофрагменты? Что бы вы сказали миру, какую позицию попытались бы донести до членов ООН?
В ходе реализации технологии трансляции ценностей изменился взгляд всех субъектов образовательного процесса на систему ценностных ориентиров. Результативность реализации технологии отлеживаю по разработанной модели мониторинговой деятельности, состоящей из следующих методик:
- определение базовой структуры нормативно-ценностной модели личности в рамках антропологии;
- диагностическое исследование по определению приоритета общечеловеческих ценностей;
- мониторинг определения уровня духовно-нравственного потенциала личности в логико-гносеологическом плане;
- диагностика определение ценностных категорий отечественной культуры в ориентации личности (слайд № 20).
Особое место в данной модели занимает социологическое исследование по определению «жизненных сценариев» моих учащихся на основе исследования Эрика Берна. Берн определяет жизненный сценарий как «бессознательный жизненный план». По его теории «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». Существует четыре варианта жизненных позиций: Я-ОК, Ты-ОК; Я-неОК, Ты-ОК; Я-ОК, Ты-неОК; Я-неОК, Ты-неОК, которые укладываются в четыре типа жизненных сценария: позитивный, агрессивный, депрессивный и антисоциальный. Исходя из данных диагностики, по определению жизненных сценариев я выстраиваю индивидуальную траекторию образовательной деятельности с каждым моим воспитанником, пытаясь формировать у них позитивный жизненный сценарий на основе реализации технологии трансляции ценностей (слайд № 21).
В своём методическом семинаре я попыталась поделиться с Вами небольшим перечнем тех педагогических приёмов, которые использую в практике своей работы по реализации аксеологического компонента современного образования. Погружение в технологию трансляции ценностей помогло мне в создании методического календаря, в котором вы можете познакомиться с другими приёмами и использовать их в своей работе.
Считаю, работа по формированию ценностно-смысловых установок учащихся является наиважнейшей, поскольку решает сложнейшие образовательные задачи:
- формировать человека деятельным, ибо бездеятельный не имеет будущего;
- формировать человека, имеющего систему знаний, ибо «пустая голова» не мыслит;
- формировать человека мыслящего, ибо бездумный опаснее врага;
- формировать человека нравственного, ибо общество заинтересовано в гражданине, знающем и понимающем, в чём именно заключается национальный интерес страны и её граждан в современном мире (слайд № 22).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.