Технология УДЕ как эффективный способ развития математического мышления у младших школьников
Оценка 4.8

Технология УДЕ как эффективный способ развития математического мышления у младших школьников

Оценка 4.8
docx
10.11.2023
Технология УДЕ как эффективный способ развития математического мышления у младших школьников
статья.docx

Руденко Елена Юрьевна

Учитель начальных классов

МКОУ «ГМГ им. Б.Б. Городовикова»

 

Технология УДЕ как эффективный способ развития математического мышления у младших школьников

 

Для того чтобы мыслить максимально объективно, человек должен постоянно собирать и интерпретировать информацию и делать, на ее основе, в процессе рассуждений делать обоснованные выводы - умозаключения. В этом и заключается основа математического мышления человека.

Математическим называется теоретическое мышление, объекты которого лишены вещественности и объединены отношениями. Такое мышление в учебно-воспитательном процессе не только помогает осваивать математические знания и выполнять математическую деятельность, но и даёт преимущества в учёбе в целом.

Развитие математического мышления – это, прежде всего, развитие различных типов мышления. В младшем школьном возрасте наиболее эффективным способом развития математического мышления является решение школьниками системы некоторых, специальным образом подобранных задач, в первую очередь нестандартных (поисковых). Ученые-психологи убедительно доказали, что психические качества и свойства человека, интеллектуальные и духовно-нравственные основы личности возникают и формируются в первую очередь в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития проявляются, как правило, позже. Таким образом, перед начальной школой стоит серьезная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка, решения которой невозможно добиться без достаточного внимания проблеме формирования мышления и творческих способностей.

Начальная школа – это отдельная ступень в овладении школьным курсом математики в целом. В начальном курсе математики логически объединены основы арифметики, элементы геометрии, начала алгебры. Однако, на сегодня нельзя говорить о том, что в начальной школе создана стройная система формирования и развития математического мышления, в связи с тем, что в практике начального общего образования математическая подготовка учащихся, как правило, заключается в формировании системы математических знаний, вычислительных навыков и закрепленных навыков решения стандартных задач. То есть необходимость формирования и развития математического мышления младших школьников обоснована наукой, но в практике начального математического образования недостаточно определены организационно-методические условия его реализации.

Усвоение школьных знаний и формирование учебных навыков зависит от уровня умственного развития учащихся, в частности, от самостоятельности мышления. Выработка первоначальных вычислительных навыков особенно эффективно формируется при использовании методики УДЕ выдающегося калмыцкого ученого-математика П.М. Эрдниева. Во всех разделах математики есть наличие взаимообратных действий и операций: сложение – вычитание, умножение – деление и т.п.

Именно технология УДЕ имеет характерные преимущества, поскольку построена на выработке прямых и обратных связей посредством противопоставления соответствующих понятий и операций. По мнению П.М. Эрдниева, ценность составления взаимообратных действий и операций в том, что одно и то же число, понятие, величина входят в несколько различных связей и это приводит к тому, что восприятие их осуществляется каждый раз все быстрее и легче. Одновременно усвоение взаимообратных действий позволяет ученикам усвоить ценнейший алгоритм ускоренного извлечения и запоминания знаний [49].

Эффективным способом развития мышления является использование в различных математических заданиях нестандартных, логических и занимательных задач, которые благодаря своему содержанию и поставленному вопросу максимально стимулируют учащихся к активной мыслительной деятельности. Такие задачи не могут быть решены по шаблону или образцу, они требуют умений анализировать, сравнивать, находить общие признаки, видеть алгоритм и т.п. Также такие задачи значительно способствую формированию интереса к математике, мотивируют на самостоятельную работу с математическим материалом.

Можно предлагать нестандартные, логические и занимательные задачи на уроках математики и в качестве дополнительного домашнего задания, которое выполняется по желанию.

Также для развития мышления эффективно применять сюжетные математические задачи, содержанием которых является определенный жизненный сюжет, в котором представлена количественная характеристика реальных процессов, явлений и ситуаций. Необходимо найти искомую величину по данным в задаче величинам и связям между ними.

Большим потенциалом в развитии мышления обладает методика обратных задач из технологии УДЕ П.М. Эрдниева. В одной из своих статей П.М.Эрдниев написал: «Чтобы учить плохо, достаточно учить без обратных задач».

Обратная задача является логическим продолжением прямой, она составляется самими учениками, что способствует развитию математического мышления.

Например, детям предлагается задача: В вазе лежало несколько зеленых яблок и 4 красных. Всего 6 яблок. Сколько зеленых яблок в вазе?

Учащиеся могут сделать рисунок или схему:

                     ?                                                      4                         

 

 

 


                                                                6                                        

При решении задачи алгебраическим способом, можно составить уравнение:

х + 4 = 6

х = 6 – 4

х = 2

Далее предлагается составить обратные задачи, представить и в рисунке или чертеже, и решить их

2                      х                                    2                          4                      

 

?

2 - х = 6

2 + 4 = 6

х = 6 – 2

х = 4

- Какая задача будет являться прямой?

- Какие задачи будут являться обратными? Почему?

- Какие правила нахождения величин нужно применить для решения обратных задач?

П.М.Эрдниев советовал составлять задания так, чтобы они состояли из трех пунктов:

• решить готовую задачу,

• составить и решить обратную задачу,

• по возможности составить по аналогии новую задачу и решить таковую.

При этом важна и психологическая сторона вопроса. Самостоятельно составленная и решенная задача запоминается полнее и прочнее, чем просто решенная.

В практике обучения принято решение нового вида задач начинать с анализа готового условия. Гораздо эффективнее поступать иначе: учитель, привлекая к работе учеников, составляет новую задачу, а затем школьники решают составленную задачу коллективно. При таком методе учащиеся наблюдают сначала процесс синтеза, а затем – анализа; здесь синтез пролагает путь анализу в соответствии с логикой вопроса. При этом ученики усваивают во взаимосвязи оба пути мышления: обучаются и составлению задач, и решению их.

Составление и решение одной задачи дидактически гораздо поучительнее, чем решение двух готовых задач того же вида, причем первое осуществляется, в общем, за меньшее время: первый путь – углубление в структуру задачи, второй – тренаж.

 

Умение решать школьные задачи и умение составлять таковые – совершенно разные умения. Из первого отнюдь не вытекает второе, но лишь второе раскрывает возможности подлинного познания первого.

Для эффективного формирования математического мышления важно, чтобы у ученика формировался интерес не только к результату деятельности, но к самому процессу изучения математики.

Этим требованиям удовлетворяет система заданий, например, с использованием магических квадратов. В литературе их еще называют математическими, волшебными квадратами. Эти квадраты наиболее полно используются в методике УДЕ.

Магический квадрат – это квадрат, разделенный на клетки, где в каждую клетку вписан последовательный ряд чисел. Числа записаны так, что их сумма по любым направлениям постоянна. Каждое число магического квадрата участвует в нескольких суммах, и все эти суммы равны между собой. Этот любопытный, с точки зрения математики, факт вызывает большой интерес.

Например, дан квадрат. Найдите сумму чисел А + Б + В + Г.

8

18

А

6

10

Б

Г

2

В

При рассуждении дети выясняют, что числа, которые спрятались, стоят в одном столбике, значит сумма равна постоянной сумме квадрата. Находят сумму чисел, стоящих в среднем столбике:

18 + 10 + 2 = 30. Тогда сумма чисел в правом столбике равна 30, т.е. А + Б + В + = 30. Находим, чему равна сумма: А + Б + В + Г = 30 + 16 = 46.

Использование математических квадратов способствует формированию вычислительных навыков, развитию мышления, умения планировать и контролировать свою деятельность.

Технология УДЕ является важнейшим открытием в педагогической науке. Укрупненная дидактическая единица — это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

И в заключении хотелось бы сказать, что технология УДЕ развивает не только мышление, но и учит приёмам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное. Формирование понятий на основе технологии УДЕ способствует воспитанию личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, творческими способностями, то есть такой личности, какую школа должна создавать именно сегодня.


 

Руденко Елена Юрьевна Учитель начальных классов

Руденко Елена Юрьевна Учитель начальных классов

Такие задачи не могут быть решены по шаблону или образцу, они требуют умений анализировать, сравнивать, находить общие признаки, видеть алгоритм и т

Такие задачи не могут быть решены по шаблону или образцу, они требуют умений анализировать, сравнивать, находить общие признаки, видеть алгоритм и т

При этом ученики усваивают во взаимосвязи оба пути мышления: обучаются и составлению задач, и решению их

При этом ученики усваивают во взаимосвязи оба пути мышления: обучаются и составлению задач, и решению их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2023