Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Технология анализа
Технология анализа
пейзажной лирики в
пейзажной лирики в
начальной школе
начальной школе
Выполнила:
Выполнила:
Солодовникова О.В.
Солодовникова О.В.
учитель начальных
учитель начальных
классов МБОУ СОШ
классов МБОУ СОШ
№47 Кировского рна г.о.
№47 Кировского рна г.о.
Самара
Самара
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
ЦельЦель
предложить ряд приемов
предложить ряд приемов
изучения пейзажной лирики,
изучения пейзажной лирики,
основанных
основанных
анализа художественного
анализа художественного
на лингвистической технологии
на лингвистической технологии
образа мира и направленных на
образа мира и направленных на
формирование определенных
формирование определенных
читательских умений.
читательских умений.
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Объект
Объект
анализ художественного
анализ художественного
образа мира в пейзажной
образа мира в пейзажной
лирике русских поэтов.
лирике русских поэтов.
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Предмет
Предмет
возможности использования
возможности использования
анализа художественного
анализа художественного
формирования навыков
формирования навыков
восприятия пейзажной
восприятия пейзажной
образа мира для
образа мира для
лирики в начальной школе.
лирики в начальной школе.
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Методы исследования
Методы исследования
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Задачи
Задачи
Изучить приемы интерпретации художественного текста, предлагаемые в
1.1. Изучить приемы интерпретации художественного текста, предлагаемые в
научных публикациях последних лет.
научных публикациях последних лет.
Опробовать эти приемы на материале ряда произведений пейзажной
2.2. Опробовать эти приемы на материале ряда произведений пейзажной
лирики, изучаемых в начальной школе.
лирики, изучаемых в начальной школе.
На основе изучения психологопедагогической литературы определить
3.3. На основе изучения психологопедагогической литературы определить
особенности восприятия лирической поэзии детьми младшего школьного
особенности восприятия лирической поэзии детьми младшего школьного
возраста.
возраста.
Определить список читательских умений, которые должны быть
4.4. Определить список читательских умений, которые должны быть
актуализированы при работе над пейзажной лирикой в третьем классе.
актуализированы при работе над пейзажной лирикой в третьем классе.
Предложить ряд приемов работы по углублению восприятия поэтического
5.5. Предложить ряд приемов работы по углублению восприятия поэтического
лирического пейзажа учениками начальной школы.
лирического пейзажа учениками начальной школы.
Апробировать предложенные приемы в ходе экспериментальных уроков.
6.6. Апробировать предложенные приемы в ходе экспериментальных уроков.
Провести анализ эффективности использования модели «образ мира» в
7.7. Провести анализ эффективности использования модели «образ мира» в
работе над восприятием пейзажной лирики.
работе над восприятием пейзажной лирики.
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Формы и способы читательского
Формы и способы читательского
восприятия
восприятия
Совместное
«чтение»
слушание
художественных
произведений
Индивидуа
льное
чтение
Ответы на
вопросы с
мотивацией
ответа
«Чтение»
слежение –
слушание,
осложненное
техническим
слушанием
Рассказыва
ние от
имени
героя
считалка
дразнилка
скороговорка
загадка
песенка
угадывают
вспоминают
переживают
обсуждают
«чтение»
игра
« ч т е н и е »
р а с с м а т р и
в а н и е
г р у п п а м и
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Научная и методологическая
Научная и методологическая
основа
основа
теоретические концепции и практические методики филологического анализа и
теоретические концепции и практические методики филологического анализа и
интерпретации художественного текста, разработанные рядом исследователей за
интерпретации художественного текста, разработанные рядом исследователей за
последние десятилетия (Ю.М. Лотман,
последние десятилетия (Ю.М. Лотман,
М.Л. Гаспаров, Н.М. Шанский, Л.Н. Мурзин, Н.С. Болотнова и др.);
М.Л. Гаспаров, Н.М. Шанский, Л.Н. Мурзин, Н.С. Болотнова и др.);
теория звуковой организации стиха (О.М. Брик, Е.Д. Поливанов,
теория звуковой организации стиха (О.М. Брик, Е.Д. Поливанов,
В.Б. Шкловский, М.В. Панов, А.П. Журавлев, Н.А. Кожевникова и др.);
В.Б. Шкловский, М.В. Панов, А.П. Журавлев, Н.А. Кожевникова и др.);
концепции отечественной школы психологии литературного творчества,
концепции отечественной школы психологии литературного творчества,
психолингвистики (психопоэтики) в трудах М. М. Бахтина,
психолингвистики (психопоэтики) в трудах М. М. Бахтина,
Л.С. Выготского, А.Н. и А.А. Леонтьевых и др.
Л.С. Выготского, А.Н. и А.А. Леонтьевых и др.
последние методические разработки авторов учебников по литературному чтению
последние методические разработки авторов учебников по литературному чтению
З.Н. Новлянской, М.И. Омо посроковой, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, М.С.
З.Н. Новлянской, М.И. Омо посроковой, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, М.С.
Соловейчик, О.В. Сосновской, О.В. Джелелей, В.А. Лазаревой и др.
Соловейчик, О.В. Сосновской, О.В. Джелелей, В.А. Лазаревой и др.
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
ЭтапыЭтапы исследования
исследования
Изучение литературы по проблеме
Изучение литературы по проблеме
исследования.
исследования.
Лингвистический анализ стихотворений
Лингвистический анализ стихотворений
пейзажной лирики с использованием модели
пейзажной лирики с использованием модели
«образ мира».
«образ мира».
Диагностика уровня развития читательских
Диагностика уровня развития читательских
умений, необходимых школьникам для
умений, необходимых школьникам для
глубокого понимания смысла произведения.
глубокого понимания смысла произведения.
Проведение уроков по стихотворениям
Проведение уроков по стихотворениям
пейзажной лирики русских поэтов XIXXIX и
пейзажной лирики русских поэтов
Анализ и систематизация полученных
Анализ и систематизация полученных
результатов, представленных методом
результатов, представленных методом
пространственной выборки – графически.
пространственной выборки – графически.
и XXXX вв.
вв.
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Технология
Технология
понимание процесса восприятия художественного текста и его
возрастных особенностей;
технология анализа художественного текста во всех его аспектах;
определение методических задач на каждом уровне формирования
читательских способностей;
совокупность и последовательность методических приемов,
используемых на каждом уроке;
иерархия целей: конечная цель обучения и цель каждого его
этапа.
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Элементарные
Элементарные
умения
умения
умение понимать и толковать слова;
1)1)умение понимать и толковать слова;
умение видеть изображаемое в
2)2) умение видеть изображаемое в
«пространстве», «времени», «движении»,
«пространстве», «времени», «движении»,
«цвете»;
«цвете»;
умение видеть в тексте проявления чувств
3)3) умение видеть в тексте проявления чувств
лирического героя;
лирического героя;
умение правильно понимать эмоциональную
4)4) умение правильно понимать эмоциональную
окраску речевой ткани произведения;
окраску речевой ткани произведения;
умение обращать внимание на сильные
5)5) умение обращать внимание на сильные
позиции текста (заглавие, зачин, концовка);
позиции текста (заглавие, зачин, концовка);
умение отличать образ мира, созданный
6)6) умение отличать образ мира, созданный
поэтом, от реальной жизни;
поэтом, от реальной жизни;
умение понять мысль автора.
7)7) умение понять мысль автора.
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Константы образа мира
Константы образа мира
Пространство
Пространство
Время
Время
Движение
Движение
Свет и цвет
Свет и цвет
Звук
Звук
Человек
Человек
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Тексты, используемые
используемые
Тексты,
в ходе работы:
в ходе работы:
Ф.И.Тютчев «Есть в осени
Ф.И.Тютчев «Есть в осени
первоначальной…»
первоначальной…»
А.А.Фет «Еще вчера, на солнце млея…»
А.А.Фет «Еще вчера, на солнце млея…»
А.А.Фет «Я пришел к тебе с
А.А.Фет «Я пришел к тебе с
приветом…»
приветом…»
Э.Э.Мошковская «Здравствуй, лес!..»
Э.Э.Мошковская «Здравствуй, лес!..»
Е.В.Серова «Незабудки в глуши»
Е.В.Серова «Незабудки в глуши»
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
пусто все –
простор везде,
везде,
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто
Теперь уж
Лишь паутины тонкий волос
Лишь паутины тонкий волос
праздной борозде.
Блестит на на праздной борозде.
Блестит
Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… Ф.И. Тютчев
На отдыхающее поле…
Ф.И. Тютчев
все – простор
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Еще вчера, на
солнце млея,
Последним лес
дрожал листом,
И озимь, пышно
зеленея,
Лежала бархатным
ковром.
…Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Какимто тусклым серебром.
А.А. Фет
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Вот я здесь!
Я спешил!
Я пришел!
Дай кленовую
ладошку,
Лес, скучал по мне
немножко?
Лапу дай еловую,
Я ее потрогаю…
Поздоровайся со
мною.
Ты скучал по мне
зимою?
Ты в разлуке
мучился?
Ну а я соскучился!
Э.Э.Мошковская
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
А.А. Фет
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Уровни понимания
Уровни понимания
текстатекста
Высокий уровень
Средний уровень
Допустимый уровень
Высокий уровень – ученик владеет всей
– ученик владеет всей
суммой умений;
суммой умений;
Средний уровень – ученик недостаточно
– ученик недостаточно
полно владеет отдельными умениями;
полно владеет отдельными умениями;
Допустимый уровень – большая часть
– большая часть
умений не сформирована;
умений не сформирована;
Критический уровень – ученик владеет
– ученик владеет
Критический уровень
умениями в минимальной степени;
умениями в минимальной степени;
Недопустимый уровень
умений не сформировано.
умений не сформировано.
Недопустимый
уровень – ни одно из
– ни одно из
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
т ь,
н о б ы
ж
…
т н еб а л о с к у т о к
и
т о и х т о л ь к о в ы д у м а л – Ч у т ьч у т ь п о к о л д ова л и
м о, Д о л
Н еза б у д к и в г л у ш
ы х, го л уб ы х ? И с д е л а л и ц ве т о к
Е.В. С ер о ва
т а е ш ь и х! О
о т о рва л и
м он ев и д и
И х в и д и
Н е со с ч и
И к
В есе л
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
– Я представила себе темныйтемный
лес и незабудки, как будто
светлячки. Их так много, что просто
невозможно сосчитать. Цветочки
выдумал добрый Волшебник. Он
направил солнечные лучики на цветы,
и они стали переливаться и колыхаться
от прикосновения теплого летнего
ветерка. А большая рука Волшебника
взяла и рассыпала лепестковый дождь.
Когда лепестки соединились вместе, то
получились прекрасные незабудки.
ученица 3 «А» класса
Асташина Арина
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
– Незабудки выдумала сама
природа для красоты и счастья
Гулливер взял с неба кусочек
людей. Может быть,
красоты и раскидал его по
полю. Волшебник легко
поколдовал и усыпал
землю цветами.
ученик 3 «А»
Бахарев
класса
Дмитрий
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Распределение учеников по уровням
Распределение учеников по уровням
Количество
Уровень умений
Количество
Уровень умений
баллов
баллов
Первичная
Первичная
диагностика
диагностика
(20 человек)
(20 человек)
Вторичная
Вторичная
диагностика
диагностика
(20 человек)
(20 человек)
Высокий уровень
Высокий уровень
Оценка «5»
Оценка «5»
Средний уровень
Средний уровень
Оценка «45»
Оценка «45»
Допустимый
Допустимый
уровень
уровень
Оценка «43»
Оценка «43»
Критический
Критический
уровень
уровень
Оценка «3»
Оценка «3»
Недопустимый
Недопустимый
уровень
уровень
Оценка «2»
Оценка «2»
11
99
88
22
33
1313
44
3535
2834
2834
2227
2227
менее 1 человека
менее 1 человека
21 и не более
21 и не более
менее 1 человека менее 1 человека
менее 1 человека
менее 1 человека
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Практическая значимость
Практическая значимость
исследования
исследования
Технология анализа пейзажной лирики в начальной школе
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.