Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
(Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту
иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической,
эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
2 Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,
психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение
(на выбор учителя) в соответствии с учётом особенностей текста, возрастных и
индивидуальных возможностей учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных
впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор
учителя)
2. Перечитывание текста.
Медленное "вдумчивое" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря,
подтекста и пр.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений
учащихся с окончательными выводами по тексту.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное
чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III этап после чтения.
дискуссия. Соотнесение читательских
оценок) произведения с авторской позицией.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного,
интерпретаций (истолкований,
Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с
материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся
к готовым иллюстрациям.
Соотнесение видения художника с читательским
представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какуюто сферу читательской деятельности
учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.