Технология критического мышления. Приёмы "Кластер" и " Корзина идей" на уроках окружающего мира.
Оценка 4.7

Технология критического мышления. Приёмы "Кластер" и " Корзина идей" на уроках окружающего мира.

Оценка 4.7
Семинары
docx
окружающий мир
4 кл
01.02.2019
Технология критического мышления. Приёмы "Кластер" и " Корзина идей" на уроках окружающего мира.
Выступление на семинаре.docx

Выступление на семинаре.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я расскажу о 2х приёмах развития критического мышления, которые использую в своей работе.

Презентация 1.

(Слайд 1)Приём «Корзина идей».

- По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приёмы, как «Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае предполагаются разные формы работы - и индивидуальная,  и групповая. Объединяет эти приёмы то, что они позволяют высказывать любые суждения без их анализа и оценивания. Хочу сказать, что «Корзина идей» определяет «поле интересов», т.е. позволяет выяснить всё, что знают ученики по обсуждаемой теме.

(Слайд 2) Алгоритм работы данного приёма:

- Объявляется тема урока.

- Начинается индивидуальная работа детей. Каждый ученик записывает в тетради всё, что ему известно по данной теме. (1-2 мин)

- Далее идёт обсуждение в парах или сразу в группах. Обучающиеся обмениваются информацией, выясняют в чём их мнения совпали и в чём возникли разногласия. (3-5 мин)

- Следующий этап, это работа с классом. Каждая группа высказывает своё мнение по теме, приводит свои знания и высказывает идеи по данному вопросу.  Самое важное на этом этапе – это внимательно выслушивать, т.к. ответы не должны повторяться. Деятельность учителя  - записать кратко все высказывания на доске

( можно записать на бумаге и прикрепить вокруг корзины на доске).

ВАЖНО! Предположения, идеи, факты не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идёт сбор информации. Обычно учителю трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

- Далее в течение урока все идеи и предположения осмысливаются и анализируются. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные  или некорректные идеи,  а останутся только верные.

- На этапе рефлексии возвращаемся к «корзине», чтобы подвести итог.

Нюансы использования данного приёма:

- Во время высказывания учащимися их идей и  предположений требовать полных ответов. Тогда приём будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.

- На этапе записи учителем идей и мнений, записываются все, даже ошибочные   и неверные. Задача учителя - подвести учеников к анализу своих ошибок.

(Слайд 3) Выглядит данный приём следующим образом. В «Корзину» попадают имена, предположения, решения, идеи, понятия условно собираемые вокруг корзины.

(Слайд 4) Например, при изучении темы по окружающему миру «Лес и человек» корзина выглядела следующим образом.

(Слайд 5) на этапе осмысления все идеи и предположения осмысливаются и анализируются. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. На этапе рефлексии снова возвращаемся к «Корзине идей», чтобы подвести итог.

(Слайд 6) Пример использования данного приёма на уроке окружающего мира в 4 классе по теме: «В ледяной пустыне». Индивидуальная работа учащихся, запись информации.

(Слайд 7) Групповая работа, обсуждение идей и предположений.

(Слайд 8) Сбор информации  вокруг корзины.

(Слайд 9) На этапе осмысления при работе с учебником из корзины убрали неверные высказывания и предположения, оставив только верные. Корзина стала выглядеть таким образом.

Для подведения итога урока опять возвращаемся к корзине.

(Слайд 10) Плюсы приёма «Корзина идей»

Предполагается для проведения на этапе «вызова», т.е.когда происходит процесс актуализации знаний  по теме –«вызывается» из памяти учащихся всё, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта  и подготовка к восприятию нового материала.

Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приёма «Корзина идей» - привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнит поставленную задачу. «Корзина идей» включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести в общее дело свою лепту.

Третий момент, в создании записей участвуют все – каждый ученик должен не только внимательно выслушать предположения других. Но и попутно проанализировать свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является неизвестным.

Приём охватывает сразу два вида деятельности : индивидуальный и групповой.

(Слайд 11) Главные особенности приёма «Корзина идей»

Позволяет быстро и в интерактивной форме:

-подготовить обучающихся к восприятию новой темы;

-помочь им увидеть взаимосвязь между темами;

-научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы.

 

Презентация 2.

- Следующий приём, о котором я хочу Вам рассказать, это

(Слайд 1) Приём «Кластер».

-Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

(Слайд 2)  В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями «второго» уровня.

(Слайд 3)  Например, при изучении темы по окружающему миру «Свойства воздуха» в 3 классе, получилась  следующая  схема.

(Слайд 4)  Правила работы над созданием «Кластера»:

´ постараться построить как можно больше связей

´ не бояться записывать все, что приходит на ум

´ дать волю воображению и интуиции

´ продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут

-- не следовать по заранее определённому плану.

 (Слайд 5)  «Кластер»   активизирует  мыслительную деятельность учащихся, направлен на:

´ умение ставить вопросы

´ умение выделить главное

´ умение делать сравнение

´ умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения

´ умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом

´ способность к поиску, анализу, к творческой переработке информации

 

Мастер – класс

 

(Слайд 6) Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, попробовать свои силы в работе с кластером по теме окружающего мира «Тела, вещества, частицы».

При изучении данной темы я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они предполагают. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли учеников и в группах заполнить этот кластер. (Слайд 7) Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные, попробуйте расставить все слова в схему, как вы считаете нужным.

Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, и идем по теме урока, проверяя свои предположения поэтапно, начинаем с левой части кластера – как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.

(Слайд 8) Делаем вывод – это тела.

(Слайд 9) Далее выясняем, что тела – это все предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные.

- Двигаемся дальше по кластеру вниз, из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.

(Слайд 10) Проверяем свои мысли в тексте учебника. Действительно, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы:

(Слайд 11) Твёрдые, жидкие и газообразные.

- Далее из учебника дети узнают, что вещества состоят из частиц, а частицы в разных веществах располагаются по-разному, и пробуют соотнести картинку расположения частиц в веществе с его видом. (Слайд 12)

Таким образом, в ходе урока дети  подтвердили или опровергли свои предположения, разобрались с тем, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, пришли  к тому, что мы добились поставленных целей урока, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, узнали на какие группы они делятся.

Тема эта достаточно объёмная и сложная для понимания, а вот так, используя приём кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию.

Этот приём можно предложить детям для работы в парах, как вы сегодня работали, можно организовать работу в группах, это тоже довольно удобно и продуктивно. Кластеры можно применять на разных этапах урока, можно попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе – этот приём мне кажется просто находка, на любом уроке.

Закончить своё выступление я хотела бы такими словами:

(Слайд 13) «Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».

 

 

 

 

 

 

 


 

Выступление на семинаре. -

Выступление на семинаре. -

Слайд 6) Пример использования данного приёма на уроке окружающего мира в 4 классе по теме: «В ледяной пустыне»

Слайд 6) Пример использования данного приёма на уроке окружающего мира в 4 классе по теме: «В ледяной пустыне»

Слайд 5) «Кластер» активизирует мыслительную деятельность учащихся, направлен на: ´ умение ставить вопросы ´ умение выделить главное ´ умение делать сравнение ´ умение устанавливать причинно…

Слайд 5) «Кластер» активизирует мыслительную деятельность учащихся, направлен на: ´ умение ставить вопросы ´ умение выделить главное ´ умение делать сравнение ´ умение устанавливать причинно…

Тема эта достаточно объёмная и сложная для понимания, а вот так, используя приём кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию

Тема эта достаточно объёмная и сложная для понимания, а вот так, используя приём кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию
Скачать файл