Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
4 кл
22.01.2018
Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС
доклад.docx
ДОКЛАД Воспитание подрастающего поколения в современных условиях школьной системы образования автор:   учитель ОБЖ  Шпикуловской филиал Родионова Т.Н. Шпикулово, 2018 год  «Если в России не будет людей с более высокой шкалой  нравственных ценностей, никакие  нанотехнологии  нас на передовые позиции не выведут».  Е.А.Ямбург Одной   из   важных   задач   нашего   общества   является   воспитание   подрастающего поколения,   всесторонняя   его   подготовка   к   принятию   ответственности   за   судьбы страны   и   ее   безопасности.   Многое   для   этого   делают   государственные   структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации и религиозные конфессии. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей   качествами   гражданина­патриота   России,   способного   активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному   выполнению   задач,   связанных   с   обеспечением   обороны   и   безопасности личности, общества и государства. Наука   и   передовая   педагогическая   практика   сегодня   отмечает   неразделимость учебного   и   воспитательного   процесса,   где   последний   понимается   гораздо   шире, поскольку никакой «чистой передачей» знаний невозможно сформировать личностные смыслы и ценностные ориентации человека.  Ценности воспитания − это сформированные человеческие смыслы, запечатленные в культурных образцах жизни, разработанные в педагогических теориях, технологиях и способах педагогической деятельности. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется.   Такими основаниями сегодня являются гуманистические ценности. В качестве ведущего   механизма   гуманистически   ориентированного   учебно­воспитательного процесса   может   выступать   системно   ­   содержательная   трансформация общечеловеческих ценностей в педагогическую деятельность. Это связано с тем, что гуманность, обусловленная нравственными нормами и ценностями, система установок личности   требует   для   своего   становления   и   развития   соответствующих   методов   и содержания воспитательной работы. Данная тенденция воспитания является наиболее приемлемой   для   современного   общества.   Она   отражает   надежду   на   создание гуманного социума, способного гармонизировать отношения личности и государства, оправдать  самое  пребывание   человека  в природе  и  культуре,  снять  экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно­нравственного развития человека от технического   прогресса.   Особенностью   культурологической   тенденции   воспитания является то, что оно определяется не государством и рынком, а культурой. Овладевая духовным   и   материальным   богатством   культуры,   индивид   становится   личностью, способной к сознательному самостроительству, к разумным отношениям с природой, людьми,  государством.  При  этом  воспитание   личности   не  сводится  к   адаптации   в социуме,   адекватно интерпретировать   и   совершенствовать   социокультурную   ситуацию,   гуманно   и ответственно действовать в ней.    но   предполагает   развитие   способности   понимать, Школа согласно данной воспитательной тенденции выступает как опосредующее звено   отношений   "культура   −   социум".   В   этой   ситуации   рождается   новое педагогическое мышление, появляется новый тип учителя и личности выпускника, не ограничивающих   себя   репродуцированием,   но   совершающих   сознательный, целесообразный,   нравственно   осознанный   выбор   способов   культурного   действия. Ориентация   на   личностный   опыт,   опора   на   индивидуальные   различия наследственности, определяющие особенности организма и умственной деятельности ребенка, а также его склонности к специфического рода деятельности, возможна в воспитательной   деятельности   при   наличии   личностно­ориентированного   и индивидуально­ориентированного подходов.  Задача школы − предоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научить свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить мышление   и   эмоциональное   восприятие   действительности,   помочь   выработать целостный   взгляд   на   мир,   сформировать   гражданина.   Актуальным   направлением воспитательной   работы   школы   сегодня   является   "педагогическая   поддержка"   (О. Газан)   учащемуся   в   его   самопознании,   самоутверждении,   самореализации.   Именно такая "поддержка", базирующаяся на личностно­ ориентированном подходе, призвана значительно   гуманизировать   воспитательный   процесс,   удовлетворить   естественное желание ребенка самому решать, каким должно быть содержание его жизни.  Сегодня как никогда актуальна суть ключевого принципа воспитания. Молодежная политика должна быть нацелена на то, чтобы не решать за молодежь ее проблемы, а создавать   реальные   и   полноценные   условия   и   возможности   для   самостоятельного решения ею своих проблем. Миссия государственной молодежной политики должна состоять   в   определении   актуальных   направлений   и   эффективных   технологий воспитательной работы с подрастающим поколением. При этом необходим учет как потребностей и интересов самой личности − уникального и неповторимого явления, ориентированного на полноценную самореализацию в социуме. В современной школе существуют как возможности, так и ограничения в  осуществлении воспитательной функции в школе. Какими же воспитательными  возможностями обладает современная школа? 1. В среде педагогов есть грустное понимание того, что общество больно  чудовищной безнравственной проказой, что дальше уже некуда, что нужно что­то  делать и каким­то образом выстраивать шкалу нравственных ценностей, иначе мы как  волки «съедим» друг друга, потому что градус ненависти, неприятия «другого» просто зашкаливает. А понимание, как известно, это уже маленький шажок в сторону  решения проблемы. 2. Человек формируется в процессе общения, значит, каждый педагог должен  задуматься над тем, как лично он контактирует с детьми, должен рефлексировать над  своим поведением, думать о том, что лично он говорит  и передает детям и на уроке, и на переменах и после уроков. Необходимо видеть в каждом ребенке личность со  своими правами, нельзя унижать, нельзя допускать равнодушия к детям. С детьми  надо разговаривать.   3. В современной школе сегодня существует множество условий (было бы  желание) для создания воспитательной и образовательной  среды,  нацеленной на  развитие личности и на индивидуальное сопровождение ребенка.  Например, есть  возможности организации  кружков дополнительного образования, лабораторий,  исследовательских центров, научных сообществ, проведения различных  психологических занятий и тренингов, организации опытно­экспериментальной  работы.  4. Существуют возможности выстраивания образовательного процесса,   который бы основывался на соблюдении и защите прав ребёнка, имел диалоговый  характер взаимодействия, мог помочь ребёнку в решении его личностных проблем.   Необходима организация жизнедеятельности в школе на принципах взаимопонимания,  поддержки, сотрудничества с ребятами. То есть нужны принципы демократии. 5. Абсолютно очевидно, что школа должна стать открытой.  Нужно  попытаться влиять на воспитательную функцию семьи и как можно больше включать  родителей в процесс воспитания своих детей, так как воспитательный потенциал  семьи неисчерпаем. Однако, нужно признать, что наряду с возможностями современная школа  сталкивается с рядом ограничений, которые препятствуют осуществлению  воспитательных функций.  1. Современная ситуация в стране усиливает трудности воспитания как  педагогического процесса. Прежде всего, в сегодняшнем обществе существует  очевидное кризисное положение с морально­нравственными ценностями. У каждого  своя шкала ценностей. Школа находится не на луне и отражает все общественные  болезни. Общество сегодня занято идеологией потребления. 2.  Педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы,  так как изменились дети и привычные схемы воспитания «не работают». В результате  наблюдаются процессы отчуждения детей от школы. 3. Социологи  отмечают, что за последние годы произошли серьёзные  изменения в переориентации детей на ценности западной культуры. Многие педагоги  не знакомы с молодежной субкультурой, поэтому им крайне трудно найти подход к  детям.  К сожалению, нет аналитических материалов о реальных личностных и  жизненных проблемах подростков, их настроениях, помыслах, жизненных  устремлениях.  4. Сила средств массовой информации настолько велика, что в конкуренции с  информационной средой школа проигрывает. Дети не хотят задерживаться в школе, не желают участвовать в школьных мероприятиях – им интереснее общаться в интернете. 5. В школу вернулось давление со стороны  бюрократов от образования.  Много лицемерия, фальши, ненужной пропаганды. В школу вернулась ориентация на  оценивание воспитательных результатов по количеству мероприятий и участию в них  образовательных учреждений, а также на оценивание количества заполненных бумаг о  проведенных мероприятиях, что для бюрократа еще важнее. Как говорит Е.А.Ямбург,  дети мешают педагогу работать с бумагами. 6. Глубоко убеждена, что учитель­предметник не может осуществлять  функции классного руководителя. В воспитательной практике необходимо  отрабатывать модели классного воспитателя, освобожденного от преподавания.  7. Без нормального финансирования, не бывает ни инноваций, ни  модернизаций. Для осуществления воспитательной функции школе нужны сейчас не  только учителя­предметники, но и психологи, и коррекционные педагоги, и логопеды,  так как дети приходят в школу с различными нарушениями.   Таким образом, говоря о воспитании в современной школе, нужно понимать, что дело  это крайне трудное и деликатное, что оно требует  существенных изменений, неформального   подхода,   прежде   всего,   к   самой   личности   растущего   человека,   к созданию таких условий, которые позволили бы им раскрыть свои возможности. Ведь сегодняшние школьники – это поколение, получившее название «Поколение Гарри   Поттера»,   постепенно   сменившее   «Поколение   пепси»,   в   большей   степени подвержено   неврозам,   агрессии,   апатии,   что   выдвигает   на   первый   план   задачу   не только   сохранения   психической   устойчивости   этих   детей,   но,   прежде   всего, воспитания их жизнеспособности. А это во многом зависит оттого, насколько развито самосознание   личности,   ее   способности   к   самоактуализации   и   самоопределению. Психологи отмечают, что сегодняшние школьники и выпускники школ трех последних лет   в   качестве   жизненных   приоритетов   на   первый   план   выдвигают   материальные ценности. Духовные, общественные и нравственные ценности, к сожалению, теряют в их   сознании   свою   привлекательность.   Ориентация   на   себя,   озабоченность   своими проблемами,   связанными   со   вступлением   во   взрослую   жизнь,   объясняет   зачастую социальную, в том числе, гражданскую индифферентность молодых людей. На эти особенности   нового   поколения   накладывается   проблема   агрессии   взрослых   – родителей,  учителей,  воспитателей.  Жестокость   родителей   по   отношению   к   своим детям зачастую связана с их необоснованными завышенными амбициями. Отсутствие поддержки   со   стороны   родителей   и   педагогов   приводит   к   поиску   подростками   и молодежью   той   среды,   где   их   понимают   и   принимают   со   всеми   недостатками   и проблемами.  Современную школу часто упрекают в снижении ее социализирующего влияния, т.е.   в   подготовке   к   самостоятельной   жизни.   Как   показывают   исследования, выпускники школ последних лет отмечают, что роль школы заключалась для них в передаче знаний и общении с друзьями. Что касается роли школы в подготовке ребят к   профессиональной,   бытовой   и   семейной   жизни,   то   здесь   существуют   серьезные проблемы. Конечно, школа не должна брать на себя больше, чем она может взять. И острые темы, все чаще и чаще поднимаемые на разных уровнях, в частности, темы полового воспитания, требуют очень тонкого и деликатного подхода к их решению. Школа   должна   только   обеспечить   соответствующей   информацией,   где   родители   и дети   могут   получить   соответствующую   квалифицированную   консультацию специалиста,  а не  решать  эти вопросы на  своем  уровне, вводя  все новые  и  новые учебные предметы в попытке решить очередную острую социальную проблему.   Да,   к   сожалению, Ведь задача современной школы заключается не только в передаче знаний. Цели современного   образования   заключаются,  прежде   всего,   в  развитии   умений   у   детей самостоятельно жить, действовать и взаимодействовать в обществе, т.е. в том, что называется   социальной   компетентностью.   приходится констатировать, что наши дети сегодня плохо подготовлены к самостоятельной жизни. Причин   этому   достаточно.   В   частности,   одной   из   них   является   чрезмерная   опека родителей. При этом она зачастую переносится из жизни семейной в жизнь школьную. Желание   полностью   контролировать   жизнь   ребенка   выливается   в   контроль   над учебным   процессом,   в   постоянную   критику   действий   директора,   учителя   или классного   руководителя.   Потребительское   отношение   к   школе   рождает   у   многих родителей представление, что она в ответе за все – за здоровье, за поступление в институт,   за   нравственность.   И   это   уже   стало   стереотипом   в   их   сознании,   а стереотипы,   как   известно,   изживаются   очень   трудно.   Недостаток   духовного   и социального   опыта,   ограниченный   культурный   и   интеллектуальный   кругозор, усугубляемый   педагогической   несостоятельностью   родителей,   делают формирующуюся   личность   ребенка   зависимой   от   внешних   условий   существования. Оставленный без внимания родителей и поддержки с их стороны, ребенок теряет к ним уважение, доверие и любовь и, одновременно, лишается необходимой ему в жизни точки   опоры.   И   здесь   остается   уповать   только   на   школу.   В   решении   проблемы развития   родительской   культуры,   повышения   ответственности   родителей   за воспитание   их   ребенка   велика   роль   каждого   педагога,   работающего   с   детьми,   и, конечно, классного руководителя.  Важнейшей воспитательной задачей во все времена, а сегодня особенно, является формирование   гражданско­патриотического   сознания.   Дмитрий   Сергеевич   Лихачев уделял особое внимание вопросам воспитания личности ребенка, формирования основ культуры, основанной, в первую очередь, на патриотизме, «Любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи». Все это, по мнению нашего выдающегося соотечественника, «начинается с малого­ с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта  любовь к  родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Образовательное учреждение – уникальное образование. Здесь сходятся интересы нескольких поколений (родителей, учеников, учителей). Главной   задачей   учебного   заведения   является   воспитание   каждого   ученика высоконравственной,   культурной,   воспитанной,   творчески   активной   и   социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся   в   своих   целях   и   смысле   жизни.   Школа   ­   центр   воспитательного пространства. Воспитательная система школы ­ это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс. Создание воспитательной системы в школе ­ непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому оно начинает приобретать своё лицо. Любая школа существует исключительно для помощи ребёнку в реализации своих   собственных   возможностей.   Педагог   и   ребенок   строят   такую   систему взаимоотношений, которая способствовала развитию каждого субъекта. Белинский В.Г., отмечая значимость воспитания, говорил: "Воспитание ­ великое дело:   им   решается   участь   человека.   Молодые   поколения   суть   гости   настоящего времени   и   хозяева   будущего,   которое   есть   их   настоящее,   получаемое   ими   как наследство от старейших поколений". Литература  Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. Владимир,  2013.  Караковский В.А., Новикова Л.И. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание!  Теория и практика воспитательных систем. М., 2012.  Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2015.  Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред.  В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.,  "Педагогическое общество России",2014.  Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная системы школы: сущность,  содержание, управление. Учебное пособие. М., 2013.  Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.  М.,2014.

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018