Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература
Оценка 4.9

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
11 кл
22.01.2018
Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература
Для того чтобы выстроить систему метапредметной работы по вертикали, необходимо прежде всего учитывать специфику каждого гуманитарного предмета (в нашей практике это история, литература ), так как каждый предмет, а также ученик и учитель выполняют в этой системе определённую функцию. А всё вместе обеспечивает взаимосвязь изучаемых в эволюционной цепи явлений: история раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса — ученик изучает часть эволюционного развития общества; литература позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве — ученик учится выражать своё мироощущение в слове, становится участником развития общечеловеческой культуры;
Технология метапредметной деятельности.doc
Технология метапредметной деятельности в 5–11­х классах: история и литература  Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами —«общество» и «человек»—и методами их изучения. Изучение литературы  идет в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязь  литературы и истории раскрывают социально­историческую обусловленность  творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике  исторических этапов в развитии общества. У истории и литературы общий  объект изучения — общество и человек. Сходен и логический анализ фактов в сочетании с эстетической оценкой. Изучение родного языка связано со всеми  остальными предметами Почему важно использовать метапредметные связи на уроках? Выйдя из  школы, ученики должны суметь самостоятельно разобраться в любой  прочитанной ими книге, оценить произведение, а главное — передать опыт  чтения своим детям. Поэтому моей задачей является задача воспитания  грамотного, вдумчивого читателя. Вопрос о том, как воспитать такого  читателя, постоянно обсуждается в нашем с вами профессиональном  сообществе. Единого рецепта тут нет, но думаю, что научить школьника  работать на метапредметном уровне есть один из эффективных способов  привить ему интерес к чтению. Но главное даже не в этом. Умение работать  на метапредметном уровне развивает массу полезных общеучебных умений и  навыков. И если вовлечь в метапредметную систему работы ученика уже с 5­ го класса, то к старшей школе он не будет мучиться над докладами­ рефератами, не будет тратить много времени на подготовку домашних  заданий и при этом не только не потеряет способность грамотно работать с  текстовой информацией, но не сможет отказаться от желания читать  грамотно. Мы же должны поддерживать его интерес постоянно, предлагая  самые разные его мысли за задания, выводящие  пределы текста. Для того чтобы выстроить систему метапредметной работы по вертикали,  необходимо прежде всего учитывать специфику каждого гуманитарного  предмета (в нашей практике это история, литература ), так как каждый  предмет, а также ученик и учитель выполняют в этой системе определённую  функцию. А всё вместе обеспечивает взаимосвязь изучаемых в эволюционной  цепи явлений:  история раскрывает пространственно­временные и причинно­ следственные связи мирового процесса — ученик изучает часть  эволюционного развития общества;  литература позволяет установить диалог в историко­культурном  пространстве — ученик учится выражать своё мироощущение в  слове, становится участником развития общечеловеческой  культуры; И задания (а также темы уроков, семинаров, контрольных работ) на  метапредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных  особенностей. В целом их можно условно разделить на типы. Рассмотрим  некоторые из них. Типы метапредметных заданий I. Сравнить эпизод из художественного текста с тем, как он представлен в историческом документе, летописи, хронике. Чаще всего мы с вами на уроках обращаемся к эпизодам боя, поединка.  Произведения с подобными эпизодами есть в каждой параллели: от  фольклорных в 5–6­х классах до «Сефернаме» и «Тугъайбей» в 9 классе, да и  в современной литературе о локальных войнах мы находим яркие  изображения битв. Особое внимание при выполнении подобных заданий мы  уделяем не столько изображению действий воинов во время сражений,  сколько художественным средствам. Ученики получают новые сведения по  теории литературы и пополняют лексический запас терминами и образными  выражениями. Формулируя метапредметные задания для анализа подобных  эпизодов, мы в принципе всегда решаем только одну задачу — понять, чем  взгляд художника отличается от взгляда историка. Приведём примеры. Групповое задание для знатоков истории. Повествование Джанмухамеда в трактовке современной исторической науки.  Сравни повествование Джанмухамеда и учебник”История Крыма”.Что  подробно передаёт, на чём останавливается Джанмухамед?? Что ему кажется  важным, что незначительным? . II.Вопросы классу для извлечения информации из текста. — Какие события в походе Тугъай бея привлекают автора? Почему? — Каким моментам в повествовании автор уделил больше внимания?  Почему? — Какое событие, по­вашему, является центральным? Формулировка задач исследования текста и план работы на уроке 1. Изучите историческую информацию о походе Тугъай бея. 2. Определите особенности отражения исторического события через  сопоставление с текстом. II. Сопоставить эпизод, образ, деталь в художественном произведении,  историческом памятнике и живописном или пластическом воплощении. Подобное задание исследовательского плана развивает навыки анализа  информации на метапредметном уровне, так как объединяет знания истории и литературы, искусства и литературы и др. Чаще всего такое задание мы  предлагаем ученикам после того, как они познакомились с текстом.  С этой же целью (сопоставить) используются на уроках и иллюстрации к  произведениям .  Работа на сопоставление словесного произведения с различными  графическими и живописными иллюстрациями на заданную тему является  сложной, но самой интересной. Данные работы считаются метапредметными,  потому оцениваются по двум или трём предметам, что позволяет сэкономить учебное время, уменьшить нагрузку учащихся (вместо трёх контрольных или  зачётных работ выполняется одна). В этом, как видите, тоже преимущество  метапредметных работ. III. Понять закономерности историко­литературного процесса, причинно­ следственные связи происходящих в истории событий и явлений.  В какие формы облекались художественные идеи времени и как они  связывались с предшествующими и последующими звеньями историко­ литературного процесса, каким образом возникшие традиции, изменяясь во  времени, хранят память об истоках. Для решения этих задач можно включать  в работу фрагменты из произведений, которые изучаются позднее.. Понимание исторической эпохи также требует привлечения различных  источников, отражающих взгляды людей, их позиции и оценки произошедших  событий. Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте  являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу  противоречий и проблем При этом особое внимание уделяется тому, как  подаётся информация, в результате чего ученики самостоятельно выявляют  проблемы и предлагают варианты их решений.

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература

Технология метапредметной деятельности в 5 - 11 классах:история и крымскотатарская литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018