"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"
Оценка 5

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
30.05.2017
"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"
Еще Лев Николаевич Толстой говорил, что «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью». Эти слова относятся в равной степени и к ученикам, и к учителям. Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Именно работа со способностями определяет выход в содержание образования и открывает для педагога новые возможности в контакте с ребенком.
Комина О.И.технология метапредметной педагогики.doc
« Технология метапредметной педагогики в начальной школе» Мастер- класс урока окружающего мира в 3 классе «Восточные славяне» 1 Комина Ольга Ивановна, учитель начальных классов  МБОУ «СОШ № 9» ЭМР  Саратовской области Более 20 лет я работаю с самыми маленькими школьниками. Мне хочется видеть их успешными людьми. От чего зависит успешность человека в жизни? В немалой степени от умения решать задачи: профессиональные, психологические, бытовые, учебные и т. д.    Поэтому, именно в  школе дети должны учиться  решать такие задачи. Но прежде, чем учить этому своих учеников, надо научиться этому самому. За время работы   я   познакомилась   и   попробовала   на   практике   разные   приемы   и   методы   обучения.   Но считаю,   что   именно  технология   мыследеятельностной   педагогики   (МДП)    полностью соответствует моей цели (далее метапредметная технология)(Слайд 2.)  Основоположником этой   технологии   (образовательный   портал   нового   типа   ­   эпистемотека)   с   1990   года   является директор   НИИ   инновационных   стратегий   развития   общего   образования   Юрий   Владимирович Громыко.       Еще Лев Николаевич Толстой  говорил, что «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью». Эти слова относятся в равной степени и к ученикам, и к учителям.                                   Мыследеятельностная педагогика   является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана  уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Именно работа со способностями определяет выход в содержание образования и открывает для педагога новые возможности в контакте с ребенком.                                    Главными отличительными признаками  мыследеятельностной дидактики  являются (слайд 3) 1) наличие деятельностной единицы содержания, которую передает  педагог, работая с тем или другим  учебным  материалом.  Учитель  должен  иметь логически  выстроенное описание  данной единицы и схему работы с ней, выраженную в соответствующем наборе заданий. 2)наличие совместной деятельности учителя и ученика во время использования каких бы то ни было   учебных   форм.   Наивно   думать,   что   ученик   сможет   что­то   такое,   чего   не   умеет учитель.  Поэтому сначала  учиться  делать учитель и это демонстрирует на уроке , затем  в ходе определенного деятельностного взаимодействия с учителем учащийся  осваивает то, что умеет педагог. 3)   наличие рефлексии.   Рефлексивность   закладывается   как   в   структуру   устройства   самих дидактических схем организации учебного материала, так и в способ работы с учащимися: в конце каждого занятия или на каком­то определенном этапе учитель организует осознанное присвоение 2 учащимися  содержания,  направляя  его сознание  на то, что проделывалось  во время  учебного занятия конкретно с ним, а также  со всеми другими учащимися. 4)    ориентация   дидактических   схем   на   формирование   и   развитие   у   учащихся базовых способностей.   Именно   в   форме   развития   способностей   выражается   для   нас   качество образовательного процесса, его результативность. Для осуществления дидактики нового типа были разработаны соответствующие ей методические принципы педагогической работы. 1)      Учитель должен уметь сценировать урок. 2)      Учитель должен уметь работать с разными слоями мыследеятельности – с коммуникацией, с мышлением,   с   действием,   а   также   с   рефлексией   и   пониманием,   организуя   в   учебной ситуации реальное наличие данных процессов. 3)     Учитель   должен   уметь   работать   с   индивидуальными   трассами   учащихся,   но   при   этом   уметь выстраивать   между   школьниками коллективное взаимодействие,   т.к.   мышление,   в   отличие   от думанья, может осуществляться только коллективно.                    Для нас особенно важно то, мыследеятельностный подход в образовании помогает сохранять и развивать в российском обществе теоретическую форму мышления, которая в силу ряда обстоятельств находится сегодня под угрозой уничтожения.  Центральным звеном  здесь являются метапредметы.                   Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Это достигается за счет того, что в основу каждого предмета положена   определенная   организованность   мыслительной   деятельности   –   мыследеятельностная вещь, которая в нем целенаправленно прорабатывается.                               В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены :  «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»  и   эпистимические технологии,  позволяющие   получить   новые   знания  (Громыко   Ю.В.»Мыследеятельностная педагогика»­Минск,2000.) 1.технология знающего незнания 2.технология по выделению основных понятийных различений 3.технология построения идеализации 4.технология освоения понятия как системно­типологичсекого образования 5.Технология систематизации  6.технология работы со схемным знанием 7.технология концептуально­эпистимической разведки          Одной из метапредметных технологий, на которой я остановлюсь более подробно, является технология освоения понятия.  Она   базируется на метапредмете «Знание»  .(Слайд 4)Что это означает? Обычно учащийся, работая с учебным материалом запоминает важнейшие определения и лежащие в их основе понятия. В рамках мыследеятельностной педагогики он не запоминает, но промысливает важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знания. Он переоткрывает   в  мышлении  то,  как эти  понятия   были   созданы.  И  через   это  – переоткрывает процесс возникновения того или другого знания, открытие, некогда сделанное в истории.  Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале, ученик предметом своего осознанного отношения делает уже не понятия, но сам способ своей работы . Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался.  И тогда ученик обнаруживает, что несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью – с организованностью знания.  Понятие  же является одним из важнейших моментов данной организованности. Как же проходит работа над понятием? 3 Методическая схема работы в технологии работы с понятием. (Слайд 5) 1 этап. Происходит столкновение с феноменом (каждый ребенок самостоятельно пробует ответить на вопрос) Первичные версии ребят обсуждаются в классе с учителем.  Педагог  задает  уточняющие  вопросы  для  того,  чтобы  ответ ребенка  получился   ясным  и развернутым. Учитель оказывает помощь в формулировании, так как не всегда ребенок этого возраста может выразить в речи свою мысль.  Обязательным  является рисунок, поясняющий текстовый ответ ребенка.  Ответы детей  обязательно фиксируются. 2 этап.  (Слайд 6) Дети знакомятся с ответами других ребят.  Сопоставляют свою версию с другими: выделяют  В   классе   происходит   обсуждение   версий   и   критика похожие   и   отличающиеся   от   своей.   нежизнеспособных версий, формируются  группы «единомышленников».  Работа с оставшимися версиями проходит в группах.   Ребята выполняют объяснительные рисунки   и   приводят   аргументы,   подтверждающие   их   версию.   Выдвигают   контраргументы   к другим версиям. 4        (Слайд 7) 3   этап.  На   следующем,   третьем   этапе   организуется   работа,   направленная   на   выявление истины.  Ребята проводят опыты, знакомятся с литературой, с суждением эксперта, версиями других участников обсуждения.  Сопоставляют свою идею с результатами опытов, фактами, изложенными в научных статьях, подбирают контраргументы к своей версии. Тем самым проверяют их на истинность.  По результатам проверки нежизнеспособные версии отпадают.  На основе оставшейся версии дети строят модель механизма явления.  Когда я, как учитель, стала мыслить согласно МДП? Когда стала создавать собственные сценарии уроков. Но еще большим толчком в моем профессиональном росте стало участие в конкурсах   методических   разработок   уроков,   внеклассных   мероприятий,   проведение   мастер­ классов, выступления на семинарах, посещение уроков коллег и сравнительный анализ проведения этих уроков в традиционном формате  и с использованием  технологий  МДП.  В традиционной педагогике допустимы уроки, которые ничего не дают ни ученику, ни учителю. Что же меняется, если урок по этой теме проводится с использованием метапредметной технологии? Основное,   что   требует   данная   технология   –   это   организация   учебной   деятельности учащихся, которая возникает, если учителю удастся сценировать ситуацию учения­обучения, т.е. 5 подвести   ребят   к   постановке   учебной   задачи,   что   является   основным   для   запуска   их деятельности.  Ситуация   учения­обучения   –   это   ситуация,   когда   возникает   разрыв   между   тем,   что имеешь в своем багаже и тем, что необходимо иметь для того, чтобы выполнить задачу, иными словами,   в  ситуации,  которая  предложена  ученикам,   они     не  могут    действовать   имеющимся способом, им нужно искать новый способ, и овладеть им. В   качестве   примера     предлагаю   Вашему   вниманию   мастер­класс   фрагмента   урока окружающего   мира   в   3   классе   по   теме   «Восточные   славяне»,     проведенного   по   технологии мыследеятельностной педагогики. (Слайд 8) Тема: «Восточные  славяне»  Цель урока:  ­   формирование   представлений   о   жизни   древних   славян   на   основе   анализа картографического материала   Развиваются умения:    ­строить причинно­следственные связи с опорой на полученную информацию  ­выдвигать гипотезы и проверять их   (Слайд 9) II. Мотивация.  ­Сегодня каждому из вас необходимо будет подготовить рассказ о жизни восточных славян в древности. ­ Известно ли вам что­то об этих людях, об их жизни? ­ Что бы вы хотели узнать о жизни восточных славян в древности для составления рассказа? (где и как жили, чем занимались, что ели, во что одевались, как выглядели) ­ А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? Где бы вы могли узнать, как жили восточные славяне?(учитель, интернет, книга, семья и др.) (Слайд 10) (Фиксация   ответов   на   доске   ­Источники   информации:     учитель­   спросили,   книга­   прочитали, Интернет­ посмотрели, семья­ послушали)  ­К   сожалению,   на   сегодняшнем   уроке   вам   не   пригодятся   эти   способы:   учитель   ничего рассказывать не будет, книгой, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно. ­ Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались? ­Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы). ­Для   чего   нам   нужен   новый   способ?   (для   получения   сведений   о   жизни   восточных   славян   в древности) ­Да, сегодня нам и предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого­то нового способа, которому мы с вами в конце урока дадим название. ­Посмотрите   на   доску,   здесь   расположены   карточки   с   характеристиками   проживания,   природы,  климата, занятий разных народов. (Слайд 11)   места 6 ­Можете ли вы определить сразу, какие характеристики относятся к жизни восточных славян, а какие нет? (Да. Нет. Не уверены.) (Слайд 12) ­Посмотрите,   какими   материалами   я   предлагаю   вам   воспользоваться,   чтобы   проверить правильность   наших   предположений   и   получить   дополнительную   информацию?   (Карты­ физическая   карта   восточной   Европы,   историческая   карта   расселения   древних   славян,   карта природных зон, климатическая карта )  ­ Как вы думаете, может ли карта быть источником знаний о жизни восточных славян в древности? (Да, нет) ­Почему так считаете?                                      ­ На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке? ­ Приходилось ли вам сталкиваться с картами? В каких случаях (ситуациях)? Помогали ли вам карты? ­ Посмотрите внимательно  на те карты, которые  у вас на партах и предложите,  как мы ими сегодня сможем воспользоваться? (Зафиксировать предложения детей и попытаться применить их предложения.)     ­Над чем мы сейчас начали работать? (способом получения информации из карт) (Слайд 13) III. Исследование. (работа в малых группах). ­ С какими  картами  мы будем работать?  (физическая  карта восточной Европы,  историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая)  ­ О чем могут рассказать карты? ­ Как будем собирать информацию?(у каждой карты есть свой текст­легенда, мы можем прочитать его   в   условных   обозначениях:   цвет   играет   большую   роль   в   определении   рельефа   местности, растительности, расселения, так происходит изучение легенды каждой карты) 7 ­Зная легенды карт, попробуйте собрать информацию о восточных славянах (исследуя, анализируя карту,   дети   собирают   информацию,   что   позволяет   создавать   версии   описания   жизни   людей.)­ (Слайд 14) IV. Обмен информацией. 1.­ Используя историческую карту, попробуем определить место проживания восточных славян (в восточной части Европы) ­ Как ты узнал? (по  условным обозначениям) ­ Как описать место жительство восточных славян? Может быть вам помогут географические объекты, которые были в старину и   сейчас есть? Что это за географические объекты?   (реки, моря) ­ На какой карте можно найти современные географические объекты? (физической)  ­Попробуем совместить историческую и физическую карты. Может  теперь сможем разобраться с моими карточками? (в долинах рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.) ­ Как вы узнали, с помощью чего?   (условных обозначений) 2.­ Как быть с характеристиками природы? ­ Можем ли описать природу по карте? (посмотреть по карте природных зон) ­Какие характеристики природы верные? (много лесов, полноводные реки) ­ Как вы определили? (условные обозначения, помогла карта) 3.­Теперь   поговорим   о   климате.   Как   быть   с   его   описанием?   (Сравнить   природную   зону   и соотнести ее с климатом, хорошо выражены все времена года) ­ Как сориентироваться на карте? (по постоянным географическим объектам)  ­ Есть ли лишние карточки? Почему? ­ Что помогло вам выбрать верные характеристики?      (карта)  (Слайд 15) V. Связывание информации. ­ В какой карте можно найти внешний вид славян, их обычаи, занятия? ­По карте мы можем это узнать? (нет) ­А предположить мы можем, какие занятия могли быть у славян­ Что можете предположить, включив   воображение?  ?(распахивали   землю,   выращивали   зерновые   культуры,   собирали грибы,   ягоды,   орехи,   ловили   рыбу,   добывали   мед,   разводили   домашних   животных, охотились, одевались в шкуры животных) ­   На   чем   вы   основывались,   когда   выдвигали   свои   гипотезы?   (на   информации,   полученной   с помощью карт) ­Как бы вы теперь ответили на вопрос урока, может ли быть карта источником информации о славянах?                  ­Точную информацию о климате, природе, месте проживания  получили с помощью карты, а как мы узнали о занятиях славян? (предположили, вообразили, основываясь на карте) ­Но мы выдвинули предположения (как   окончательное осмысление, понимание происходящего детям   предлагается   текст,   предположительно   о   славянах;   соотнеся   его   с   использованными картами,   ученики   доказывают,   что   в   тексте   идет   речь   вовсе   не   о   славянах;   вот   теперь   дети убеждены­ понимание достигнуто и оказалось, что карту можно читать как интересную книгу) ­Давайте проверим их и для этого прочтем научно­познавательный текст.  (Слайд 16)                                                    Как жили восточные славяне. 8 Славяне жили на территории Восточной части современной Европы. Вокруг росли леса, текли полноводные реки Волга, Днепр, Днестр. Обилие рек и озер позволяло обеспечивать себя рыбой. Теплым   летом  восточные   славяне   распахивали   землю   и   выращивали   рожь,   пшеницу,   ячмень. На лесных опушках собирали ягоды, грибы и орехи. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед.   На лугах   зеленели   сочные   травы –   прекрасный   корм   для   лошадей   и коров.   Охота   в лесу давала   много   дичи,   а   из теплого   и красивого   меха   медведей,   лис,   бобров   люди   шили   теплую одежду, которую носили морозной зимой. VI. Применение. ­У   меня   на   слайде   записан   еще   один   текст.   Я   думаю,   что   он   тоже   о   восточных   славянах. Послушайте его, выскажите свое мнение.    ( Слайд 17)    « В долине Ганга жарко и влажно. Её покрывают густые леса – джунгли. Некоторые деревья вырастают необычайной толщины. Ветки крепко сплетаются друг с другом.    От  густой  листвы   даже  днем   в  джунглях  бывает  темно.  В  вечнозеленом   лесу   круглый   год распускаются яркие и душистые цветы. Местные жители верят, что именно здесь можно встретить духа   вечнозеленого   леса.     Путнику   можно   питаться   бананами,   кокосовыми   орехами.   Но   в джунглях человека подстерегают опасности – хищные звери, ядовитые насекомые и змеи». ­ Этот текст о жизни восточных славян? Почему так думаете?  ­ Что помогло вам определить, что этот текст не про славян? (Слайд 18) VII. Подведение итогов, рефлексия. ­Над каким понятием вы сегодня работали?  Какие знания вы сегодня получили с помощью карт?  ­Правильную ли информацию мы получили с помощью карт? Верны ли наши предположения?  ­ Придя, домой вы смело можете сказать, что умеете получать знания с помощь карты. Но вас обязательно спросят, как получить знания с помощью карты? (прочесть ее легенду) ­С   помощью   какого   способа   мы   получили   информацию   и   жизни   древних   славян?   (анализ картографического материала)      Данный  фрагмент  урока показал, что дети не получали готовых знаний . При работе они включали мыслительные операции: обобщение, анализ, классификацию. Задания и вопросы были   сформулированы   таким   образом,   что   учащиеся   оказались   поставленными   перед необходимостью обосновывать свою точку зрения. Работа в данном модуле была направлена не только   на   получение   знания   о   понятии,   но   и   на   формирование   мыследеятельностных способностей: понимания, различения, воображения, коммуникации, идеализации, рефлексии.                         На портале эпистемотеки разработан свой детский уголок ­раздел «Почемучкины вопросы». Каждый ученик может зайти на сайт и оставить свой вопрос. Увидев ответы других детей, он может с ними познакомиться, а также с ответом эксперта. Эксперт позволяет провести границу между знаемым и незнаемым. Такая работа готовит юных исследователей уже в начальной школе.                     Считаю,  что  в условиях   действия   ФГОС  результативность применения в работе метапредметной технологии высока:  ­основным   объектом   оценки   метапредметных   результатов   служит   сформированность   УУД   у учащихся; 9 ­   сформированность   логических   операций   сравнения,   обобщения,   анализа,   классификации, аналогий; ­умение сотрудничать с педагогом и сверстником при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; ­способность   принимать   и   сохранять   учебную   цель,   планировать   собственную   деятельность, вносить коррективы, оценивать свои действия; ­осуществлять  информационный поиск из различных источников информации.                     Таким  образом,  применяя   технологию   метапредметного  обучения,  мы   работаем  на достижение метапредметных результатов, что способствует реализации ФГОС начального общего образования, в том числе и средствами системы развивающего обучения Л.В.Занкова .                     А  закончить своё выступление хочу словами Дистервега ­ немецкого учёного, мыслителя, последователя Песталоцци «Плохой учитель преподносит истину, хороший –учит ее находить». (Слайд 20) Список литературы:  Головин Н. Моя первая русская история.   Голицын С.Сказание о земле Московской. М.: 1991.   Гян В.В. Занимательные истории и памятные события по рассказам очевидцев. М.: 1997.   Жилье восточных славян. Картины по русской истории. Юный художник. 1990. № 7.   Обухова Л.А. Давным – давно. М.: 1989.   Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983.   Hffp www.asfoto.ru   Hffp www.Google.ru   Hffp www.zooc club.ru   Hffp www.viki rdf.ru

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"

"Технология метапредметной педагогики в начальной школе".Из опыта работы. Мастер-класс урока окружающего мира "Восточные славяне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017