Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Оценка 5
Лекции
docx
история +1
8 кл—11 кл
29.03.2017
В данном материале описана технология "Метод проектов".Способы применения ее в стенах современной школе. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Этому требованию как нельзя лучше отвечают современные педагогические технологии практической направленности и в частности метод проектов.
рембиков кр.docx
Содержание
Введение
1.Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
1.1Педагогическая технология "Метод проектов"
1.2 Основные требования к использованию метода проектов
1.3 Использование «метод проекта» на уроках русского языка и литературы
2.Технология проблемного обучения
2.1. Цели проблемного обучения
2.2 Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературе
Заключение
Список использованной литературы "Всё, что я познаю, я знаю, для чего
мне это надо и где и как я могу эти
знания применить"
(Е.С. Полат)
Введение.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый
социальный заказ общества на деятельность системы образования.
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его
творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В
современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается
вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась
свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется
зарубежный опыт. Во главу угла ставится применение современных образовательных
технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в
прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют
обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Проблема
активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической,
педагогической науке, так и в образовательной практике. Успех образовательного
процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Этому требованию как
нельзя лучше отвечают современные педагогические технологии практической
направленности и в частности метод проектов.
Целью нашей контрольной работы является рассмотреть два вида образовательных
технологий:
технология «Метод проектов»
технология проблемного обучения
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть данные технологи обучения;
изучить характерные черты методов обучения в современной школе. 1.Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
1.1Педагогическая технология "Метод проектов"
Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит
в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность,
которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле
учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому
проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в
которой происходит процесс познания.
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися
различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся.
В “Российской педагогической энциклопедии“ даётся такое определение
метода
проектов это “система обучения, при которой обучающиеся приобретают
знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся
практических заданийпроектов”.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет
индивидуализировать учебный процесс, дают возможность обучающемуся проявить
самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и
творчество при выполнении учебных заданий.
В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных
Еленой Паркхест:
свобода ребенка;
взаимодействие его с группой детей;
гибкое распределение учебного времени.
Проектная деятельность – часть учебной деятельности, которая интегрирует в себе
элементы игровой, познавательной, ценностноориентационной, преобразовательной,
профессиональнотрудовой,
теоретической и практической
деятельности. Эта деятельность несет в себе все свойства деятельности в целом, поэтому
она обладает основными признаками и структурой человеческой деятельности.
коммуникативной, Исследователи выделяют следующие компоненты психологической динамической
структуры творческой проектной деятельности:
мотив,
цель,
этапы,
способы,
предмет,
результат.
Использование метода проектов дает возможность реализовать деятельностный
подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных
дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над
проектом. Это обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении,
активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении
проекта.
Метод проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с
обучающимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной
степени сложности.
В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов,
моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт
профессионального общения.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
творческих по самой своей сути.
Однако метод проектов, возможно, использовать, если выполняются определенные
условия и требования.
1.2 Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, доклад о демографическом состоянии данного региона,
факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии
данной проблемы; план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную
последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого
стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение
методов исследования
(статистических методов,
экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций,
защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В ходе выполнения проектов должны быть достигнуты следующие результаты:
Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
Умение работать в группе, в команде
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с
различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в
которой создает проект и даже больше программы, которые помогают лучше
представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя
неуспешными.
Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен учебного
заведения стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью .
Для учителя.
1.
2.
Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества.
Преподаватель имеет возможность создать банк ученических работ, которые
могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
3.
Повышается уровень преподавателя как энтузиаста,
специалиста,
консультанта, руководителя, координатора, эксперта
4.
Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом
широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма преподавателя.
К слабым сторонам данного метода можно отнести: недостаточность формирования
теоретического мышления учащихся; сведение роли учителя только к консультационной;
невозможность выработать общие подходы к решению задач. Этапы проекта
разработка проекта темы;
моделирование;
реализация;
анализ выполненного проекта;
защита проекта;
внедрение проекта.
Основные требования к проекту:
1) необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);
2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,
в частности с определения вида продукта и формы презентации;
3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся,
отличительная черта проектной деятельности поиск информации, которая будет
обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство,
которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной
проблемы;
5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен как наиболее
приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на
завершающем этапе презентации своего продукта.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество
видов:
По форме работы: индивидуальные, групповые, коллективные;
По направленности работы: монопредметные (по одному предмету),
межпредметные;
По времени реализации проекта:
краткосрочные,
среднесрочные,
долгосрочные;
По виду деятельности: информационные, исследовательские, творческие,
практикоориентированные, ролевые.
Критериями оценки результатов учащихся являются уровни развития тех или иных
компетенций:
владение способами познавательной деятельности; умение использовать
различные источники информации,
методы исследования и обработки полученной информации (сравнение,
анализ, использование схем, таблиц и др.);
коммуникативные и адаптивные качества;
умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять
трудностям;
самоорганизация, выражающаяся в способности ставить цель, составлять и
реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Целесообразно ограничить время представления проекта и время вопросов и ответов.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах
собственной работы, но и тех, кто задавал вопросы.
1.3 Использование «метод проекта» на уроках русского языка и литературы
Естественно, что учителя русского языка и литературы считают одной из
наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, именно
метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на
самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении,
закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его
практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.
Но первая трудность, ожидающая нас, определение темы проекта, при выборе
которой главным требованием является ее актуальность для учащихся и
предполагаемая значимость результатов исследования.
Это должна быть тема, представленная односторонне в школьном курсе или
дающая только общее представление о какомлибо явлении, или это может быть только
один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение
которых невозможно найти в учебнике. Что же может стать содержанием исследования по литературе?
Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития
определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в
художественном произведении, связь исторических событий с их литературным
отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области
формы, инсценирование, синквейны, сочинение и прочее.
Одним из методов современного преподавания литературы является создание
мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий
литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших
информационных технологий.
Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке
происходят очень медленно и у обучающихся складывается представление о нем как
явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного
исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь
очень большой охват.
Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в
языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.
Но при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится
создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года.
Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в
канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в
образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.
Конечно, подобное решение требует от педагога особо тщательной подготовки
при организации проектной деятельности. Тема, которая выносится на проектирование,
в данной ситуации должна быть посильной, и ее исследование не должно требовать
слишком объемной работы, что связано с краткими сроками выполнения. Но проект от
этого не проигрывает, так как первостепенное значение имеет не совершенное
школьниками открытие «мирового масштаба», самым главным будет овладение ими
навыками исследовательской работы,
предусматривающей определенную
последовательность действий, умение ориентироваться в огромном мире информации,
действовать в команде и самостоятельно, вырабатывать собственное мнение,
представлять результаты своего труда.
Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно взять
следующие:
1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а
каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".
2. Миниисследование.
3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное
чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы. Считается, что последний тип проект на основе работы с литературой –
является самым легким для практического использования и потому самым популярным.
Однако структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех
навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и
внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами
и т.д.
Довольно часто учителя используют минипроекты на уроках. Учащиеся,
исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды,
сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны,
инсценирование эпизода, сочинение миниатюры и др.
Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а
презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не
столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). Если слабый
обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на
вопросы, значит, цель достигнута.
Учителя – словесники также отдают предпочтение внеурочной форме
организации проектной деятельности.
Примерами проектов по языку и литературе, использующимися как форма
внеурочной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в
мероприятиях, связанных с какимилибо событиями, учебного заведения, города,
подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных,
турниров, линеек и т.п.
2.Технология проблемного обучения
2.1. Цели проблемного обучения
В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная
со второй половины 1950х гг., а в 1960е гг. в научнопедагогической и методической
литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем и выявляются
способы организации проблемного обучения.
Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей
учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную
окраску урока; воспитание активной личности.
Таким образом, можно отметить, что проблемное обучение это обучение, при
котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по
решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной
поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение, в отличие от любого другого, способствует не только
приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и
достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них
способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы
с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение
учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в
процессе решения ими системы проблемнопознавательных задач. Нужно отметить еще
одну из важных целей проблемного обучения: формирование особого стиля умственной
деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.
2.2 Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературе.
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием
интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие»
становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным
понятием обучения. Современный урок русского языка и литературы должен быть
обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование
современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе –
потребность сегодняшнего дня. С точки зрения классической дидактики, проблемное
обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и
организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает
оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением
готовых выводов науки (А,М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин,
Т.В. Кудрявцев и др.).
Более детально в работе В.Оконь «Основы проблемного обучения»
проблемное обучение раскрывалось как «организация проблемных ситуаций,
формирование проблемы (постепенно к этому привлекаются сами ученики), оказание
ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений,
руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
По мнению того же автора проблемное обучение имеет ряд существенных
преимуществ:
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и
практических проблем.
2. В хорде решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность
и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся. 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных
мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче
применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои
умения и творческие способности.
Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему
методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального
творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском
решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное
открытие их учащимися с помощью учителя.
Главные цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного
поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более
прочные, чем при традиционном обучении
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть,
ставить и разрешать нестандартные проблемы;
развитие профессионального проблемного мышления.
реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет
и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает
готовые знания, но актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко
спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую
активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного
обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.
Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать
активизация развивающего потенциала обучения;
самостоятельная поисковая деятельность;
высокий познавательный уровень;
субъектсубъктные отношения;
личностная включенноть всех участников в процесс обучения;
практическая направленность процесса обучения.
М.Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает
ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает
процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит
детей мыслить, вести познавательный поиск.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель
выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе
изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в
процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.
3. Исследовательский метод обучения. Ученики , осознав поставленную проблему,
сами намечают план поиска, строят предположение, обдумывают способ ее проверки,
проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы. Такой
метод возможен, когда ученики достигли такого уровня умственного развития, что они в
состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала
до конца в их логической последовательности.
Главные условия успешности проблемного обучения:
1. Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию
проблемы.
2. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами
(рациональное соотношение известного и неизвестного).
3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.
4. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с
учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся с
вниманием и поощрением.
Как бы то ни было, но главным понятием проблемного обучения
остается учебная проблема. Это понятие предлагается понимать, как диалектическое
противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми
фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний
недостаточно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий
учащихся:
выявление проблемы,
формулирование,
поиск решения;
решение.
Современная дидактика предлагает несколько видов классификаций
проблемных уроков.
В своей педагогической практике преподавания литературы использую уроки
версионного характера (по классификации Г.В. Артемьева), когда проблема решается в
виде дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую
версию. Например, в 10 классе при изучении драмы А.Островского «Гроза» перед
учениками ставлю вопрос: «Представим, что Катерина уехала с Борисом. Как могла
сложиться их жизнь?» или предлагаю учащимся предложить свои версии развития
сюжета, отличные от авторской. Такие уроки провожу, когда вижу, что у учеников
остались вопросы, на которые в ходе урока они ответов не получили, а вопросы эти их
волнуют. Ученики высказывают свои версии, подкрепляя своя мнения примерами из
литературных произведений (Лесков «Очарованный странник», рассказы И.Бунина,
Куприн «Олеся» и др.) или из жизни.
Часто провожу также уроки с включением моральноэтической проблемы. Дома
предлагаю познакомиться с мнениями разных критиков. В ходе обсуждения проблемы на
уроке учащиеся рассматривают разные точки зрения. Проблема решается в ходе
дискуссии с опорой на жизненный опыта ученика и с помощью психологических
аргументов.
В 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной проводила урок по творчеству
Л.Андреева «Нравственные ценности рассказа «Юшка» с применением проблемной
технологии. В центре внимания стояла проблема: Как вы понимаете пословицу «Не
стоит село без праведника»?, а по творчеству Л.Андреева в его рассказе «Кусака» была
поставлена проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное
отношение людей к «братьям нашим меньшим».
Мне близка и другая классификация проблемных уроков. Уроки литературы в 7
9классах провожу как уроки с проблемным изложением, эвристические беседы,
семинары, структуированные дискуссии (групповая работа). Выбор типа урока зависит от подготовленности класса, его умения работать в группах, способности к
исследовательской деятельности и, наконец, от готовности к открытому взаимодействию
с учителем и друг с другом:
урокдискуссия. Такие уроки провожу, если проблема имеет для учеников
большое моральноэтическое значение и вызывает их живой интерес. Например,
интересно прошел урок по роману Ф.М. Достоевского «Суд над Родионом
Раскольниковым». Класс был разделен на 3 группы: «защитники» Раскольникова,
«обвинители» и «присяжные заседатели». За собой я оставила роль «судьи». Цель сторон:
убедить «судью» и «присяжных заседателей» в своей правоте, используя текст романа,
исторический и литературоведческие комментарии, исторические и судебные
прецеденты. В ходе обсуждения слово поочередно предоставлялось сторонам обвинения
и защиты, «присяжные заседатели» готовили свои вопросы и делали выводы о силе и
слабости позиций сторон, «судья» направляла обсуждение в нужное русло, комментируя
и уточняя высказывания, иногда помогая четче выразить мысль.
урокпроблемная лекция. В название урока выношу проблемный вопрос,
над которым ученикам предстоит думать в ходе лекции учителя. Например, в 9 классе
перед изучением творчества В. Жуковского и Н. Карамзина необходимо дать понятие
«романтизм». Урок «Художественный мир русской литературы 1020 годов 19 века»
строю как проблемную лекцию. На доске записываю вопрос «Почему в России начала 19
века стало возможным распространения романтизма и каковы его основные черты?»
Рассказываю о настроениях, которые владели обществом после 1812 и 1825 годов,
опираясь на воспоминания современников и произведения писателей и поэтов того
времени, на свидетельство историков. Учащиеся в ходе рассказа, подкрепленного
мультимедийной презентацией, делают необходимые записи (в конце урока они будут
проверены и дополнены). В конце урока ученики формулируют ответ на проблемный
вопрос, подкрепляя свои доводы аргументами из лекции учителя или собственными
примерами. Они ценят, что им не навязывают точку зрения, оставляют простор для
самостоятельных суждений.
урокисследование. Провожу такие уроки чаще всего, когда нужно
проанализировать язык художественного произведения, поговорить о средствах
художественной выразительности. Например, сравниваем два «Памятника» Г.
Державина и А. Пушкина или две «Птички» А. Пушкина и В. Туманского и делаем
выводы о различии мировоззрения и творческого метода авторов.
Проблемные уроки считаю удачными, если
1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов; 2. ученики смогли установить связи между явлениями;
3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной
степени все ученики;
4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную
проблему с одноклассниками и учителем.
Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить
свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, т.к.
именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме. Заключение.
На основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы:
Современная система обучения требует личностноориентированного подхода.
Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью
развивающего, личностно ориентированного характера обучения. Исследовательские
проекты формируют навыки исследовательской работы, которая имеет большое
значение для развития личности учащегося. Проектная работа позволяет исключить
формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для
достижения практического результата.
Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во
времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему
творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого
состояния, пока её не решит.
К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает
затруднение у учащихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей
решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме
того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого
педагогического мастерства и много времени. На мой взгляд, зная уровень
интеллектуального развития учащихся своего класса и работая в системе, этих
трудностей можно избежать.
Таки образом я делаю вывод, что эти технологии формируют гармонически развитую
творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных
ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ,
стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции. Список использованной литературы
1. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.:Просвещение, 1968 г.
2. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических
чтениях.//Советская педагогика. 1968 г.№ 7.
3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание,
1991 г.
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.М.:Педагогика,
1975
5. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.С. 200201.
6. Сергеев И.К. Как организовать проектную деятельность учащихся М.,2006.
7. 2.Палат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка (Иностранные языки в
школе 2000 №2,3.)
8. 3..Бычкова А.В. Метод проектов в современной школе. М.,2000.
9. 4.Палат Е.С.Новые педагогические технологии в системе образования. М.,2005.
10.
5.Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Современный урок. 2005.
Интернет источники
1. http://sisv.com/publ/141084 (Задоя С.Э. «Технология проблемного обучения»
[Электронный ресурс])
2. http://festival.1september.ru/articles/596227/
3. http://www.pedagogicsbook.ru/articles/645.html 4. http://dls.vspu.ac.ru/wiki/
5. https://sites.google.com/a/digicamp.ru/sajtucitelanacalnyhklassovtolokneevojanny
nikolaevny/metodiceskaakopilka
6. http://festival.1september.ru/articles/583913/
7. http://festival.1september.ru/articles/411632/
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Технология «Метод проектов» и ее применение в современной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.