Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"
Оценка 5

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—11 кл
04.04.2017
Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"
Умение точно оценить образовательный уровень и социальный статус собеседника по его речи; представление о правилах использования языка в различных сферах, знание жанровых особенностей, владение культурой устной и письменной речи, искусством общения, навыками активного речевого воздействия может быть необходимым во многих современных профессиях, поэтому очень важно научить подростка правильно говорить. Данное практическое занятие и поможет решить эти проблемы.
Как говорит современный подросток.docx
Разработала: Бочкарева Ольга Александровна, учитель русского языка                        Практическое занятие на тему: и литературы.    « КАК      ГОВОРИТ                                                           современный подросток » Проблема исследования: иностранные слова, жаргонизмы и нецензурная  лексика в речи  молодежи. Цель работы: проанализировать речь современных подростков с точки  зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов и  нецензурной лексики. Задачи работы над проектом: 1) определить понятия «жаргон» и «арго" 2) определить, выделить, описать функции и разновидности жаргона; 3) провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью  выделить: ­ круг наиболее употребительных жаргонных слов; ­ частотность употребления жаргонизмов, нецензурной лексики,  заимствованной лексики. ­ причины употребления. Предварительная гипотеза: жаргонизмы, нецензурная лексика – часто  употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с  желанием выделиться среди людей, быть современными и, наконец, неумение  строить речевые конструкции. Методы: чтение и анализ справочной и научно­популярной литературы,  анкетирование, опрос, анализ анкет. Результаты исследования будут изложены в виде презентации. Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ Сохраним СЛОВО! Не дом, не жизнь, не Родину даже – но: СЛОВО. Потому  что в слове – все. И дом, и жизнь, и Родина. И вера. Слово не знак  коммуникативной системы. В слове воплощено духовное богатство народа –  вот что необходимо беречь в родном языке. Язык народа­ это его историческая память. Духовная культура и жизнь  своеобразно отразились в нашем языке, в устной и письменной форме, в  различных жанрах – от древнерусской летописи до произведений современной литературы.  Класс разделен на три группы: теоретики, эксперты, корреспонденты. Слайд 2, 3 Выступление теоретиков Сообщение учащихся о процентном соотношении русских и заимствованных  слов, причинах заимствования из английского и других языков. Слайд 4 Сценка ­ Хай, подружка! ­ Привет! Классно выглядишь, ты раньше на тинейджера смахивала, а  теперь… ­ Это мой стилист постарался, я такой салон отыскала! ­ Где? ­ Знаешь, возле дома у нас паркинг построили, на въезде постер висит.  Подхожу, читаю, в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после  ланча туда отправилась. На входе – секьюрити, дизайн в холле классный, римейки самые лучшие звучат. Все супер! Я как раз на прайм­тайм попала –  пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка.  ­ Нет, Женя, я туда не пойду. Слайд 5  Корреспонденты ­ Как вы думаете, почему Аня отказалась от предложения? Ничего не поняла из сказанного. ­ Какой вывод можно сделать? Слова английского происхождения требуют дополнительной расшифровки средствами русского  языка, потому что они не понятны  большинству из нас. Здесь представлены примеры, которые  активно используются в молодежной среде. ­ Почему эта проблема оказывается спорной? С одной стороны, заимствованные слова в нашей речи – явление закономерное, отражающее  экономические, политические и культурные взаимоотношения с другими странами, а с другой  стороны – погоня за всем иностранным  губит самобытность и прелесть русского языка, засоряет  его.  Слайд 6 Выступление экспертов Контролировать свою речь мы должны сами, но пока это не получается . Об  этом говорят результаты анкетирования. Целью проведения анкетирования  послужило следующее: определить круг наиболее часто употребляемых  жаргонизмов в речи, определить отношение подростков к жаргонным словам,  употребляемым ими в собственной речи, определить мотивы употребления  жаргонизмов, выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без   жаргонизмов.    Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространенные  жаргонизмы:  1) ЛОХ, ЧУВАК, КАНАРЕЙКА, КУКУШКА, МЫШЬ, ОВЦА, ЧМО, ЧЕРТ, ЧАЙНИК,  БОТАНИК, ТИП, ТОРМОЗ, КОСЯК, ПЫХЧА, БАБКИ, ВИДАК, ТЕЛИК, ЯЩИК, ГЛАВНЯК,  ШНЯГА, ЛАЖА, ПРИКИД, ХАТА, ХАВЧИК, ГОН, ЗАМУТ, ПРИКОЛ; (существительные) 2) ОТВЯНЬ, ОТВАЛИ, ОТСЫХАЙ, ОСАДИ, НЕ СВИСТИ, ГОНИШЬ, ТОЧИТЬ, РУБАТЬ,  ХАВАТЬ, КОЛБАСИТЬСЯ (глаголы) 3) НИШТЯК, КЛЕВО, ПОТРЯСНО, ОФИГЕННО, ЛАФА, ЗАШИБИСЬ, МОЩНО, УГАРНО, СТО  ПУДОВО, ПРИКОЛЬНО (наречия) 4) БАЗАРА НЕТ, Я НЕ В КУРСЕ, ШНУРКИ В СТАКАНЕ(словосочетания) Анализ значения жаргонизмов помог выделить тематические группы слов: 1) наименования людей по их родству (предки) 2) наименования людей по профессии (менты, легавые, училка, преподы,  класнуха, поломойка ) 3) бытовая техника (телик, ящик) 4) пища и процесс ее поглощения (хавчик, точить , рубать, хавать) 5) обозначения людей по качеству их характера (кукушка, овца) 6) деньги (бабки, мани, зеленые, пятихатка) 7) состояние, оценка (ништяк, клево, потрясно) На вопрос, для чего употребляются  школьниками жаргонизмы были  получены ответы: 50 % учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь  понятнее друзьям; 14 % ­ не задумывались об этом; 15 % считают, что это  модно, современно; 11 % нуждаются в них для связки слов; 10 % отвечали,  что жаргонизмы помогают преодолеть недостаток в речи.         Таким образом, анализ анкет позволил подтвердить положения  исследователей о том, что основная причина жаргона состоит в желании,  создав свой «язык», организовать общение среди сверстников. Молодежный  жаргон является средством утверждения молодежи в жизни, он вызван  стремлением создать свою, похожую на взрослую жизнь. Слайд 7 Выступление теоретиков   1. Жаргон – это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон –  разновидность речи какой­либо группы людей, объединенных единой профессией, родом занятий. Считается, что в молодежной среде жаргон  бытовал издавна. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности,  игра. По мнению  молодежи, жаргонная лексика существенно отличается от  скучного мира взрослых.     Есть мнение, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. На самом  деле, специалисты доказали, что жаргонные слова и выражения – это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную (очень редко) и  отрицательную. 2. Лингвисты отмечают, что в жаргоне, как и в языке в целом, отражаются  события, происходящие в жизни народа, его культура, мораль и нравственный  уровень.  Эксперты: В пушкинские времена часть общества предпочитала говорить по­ французски, в наше время речь перегружена английскими словами и как  никогда жаргонными выражениями, которые прочно вошли в обиход  молодежи. Разрешите и мне поделиться собственными наблюдениями над  вашей речью. Знакомьтесь, собирательный образ вашего сверстника,  фоторобот, внешний вид которого определен согласно школьному жаргону. Слайд 8    Коллаж (На рисунке вместо ушей у человека – локаторы, на месте рта – варежка ,  вместо рук – клешни и грабли, ноги заменяет костыль и копыто, т.е.  обозначение частей тела дано по аналогии со школьным жаргоном)     Хоть и неприятны эти слова , но звучат они все чаще и чаще, и бороться с  этим явлением стало все сложнее. Выступление корреспондентов интервью с учащимися школы. ­ Речь пойдет о нецензурной лексике. Дети слышат ее от взрослых, взрослые  встревожены речью детей. Это стало сущим наказанием для нашего языка и  общества. ­ Кто должен контролировать нашу речь?  ­ Как относится к тому, что «язык подонков и блатарей» грозит стать нормой? ­ Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике? (выступление экспертов) слайд 9 Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, как показал  опрос. ! Не стоит сквернословить, так как это показатель низкой культуры  (50 %  учащихся). ! Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять  (30 %). ! Сквернословить нельзя, так как это великий грех (20 %). ­ Как эти слова пришли в наш язык? Как относились к ним наши предки.  Перевернем страницы прошлого. Выступление теоретиков. Слайд 10      Специалисты по истории, этнографы и  социологи провели интересные  исследования. Употребление брани, особенно непристойной, может  восприниматься как нарушение табу (т.е. запрета, в данном случае  нравственного)        В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на бранную  лексику связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет  Мать­сыру землю, Богородицу и родную мать человека. По нравственным  народным представлениям славян, бранящийся человек оскорбляет не  столько мать собеседника, сколько свою собственную мать. У русских  крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого выругали «черным» словом могли  унести злые силы. Нельзя было ругаться при иконах, при печке (этого не  выносит домовой). Боясь лешего не ругались в лесу. В дом, где люди  бранятся, проникают бесы, а во ангелы покидают такое жилище.       В языческие времен, да и позднее, на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли из дома разную нечисть, спасали скот от бесплодия, а  поля и пашни – от засухи. Слова эти назывались «черными», и в этом названии сближались понятия «черноты» и «черта». Попусту такими «черными»  словами не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и на близких –  ведь слово­то имело свойство «воплощаться»! ­ Что вы чувствуете, когда такие слова звучат в ваш адрес? ­ Как известно, болезнь легче предупредить. Какие попытки борьбы  предпринимаются в нашем обществе? Результаты? То, что проблема сквернословия  актуальна говорят исследования на  современном этапе. Слайд 11 ­ Любое произнесенное слово – это волновая генетическая программа. ­ Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые  заболевания. ­ Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10­40 тысяч  рентген! ­ Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне. ­ Длительный стресс, который может спровоцировать оскорбительные  выражения, приводит к снижению иммунитета.  Чтение стихотворения В. Сааковой У нас к дому не унижали матом Соперника в пылу словесных битв, И слово было истово и свято Для будней, колыбельных и молитв. Когда наш дом поганил сквернословьем Забредший в гости пьяненький мужик, То бабушка лишь хмуро сдвинет брови – И сразу он прикусит злой язык. За что ж тебя, Родимая Россия, Поганим нынче черною молвой И пачкаем – могучий и красивый – Язык российский первородный свой? Ужель не виновато поколенье, В крови и грязи начиная век, Что на святое замахнулся матом, Наш современный русский человек? Ища слова для самовыраженья, Не замути живой воды родник – От словоблудия и вырожденья Оберегай родной души язык! Для современного молодого человека очень важно иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям. Только в этом случае не прервется связь времен. Вам выбирать, на каком языке будут говорить ваши дети. В ваших руках будущее России, будущее родного языка.  Анкета. 1) Напишите известные вам жаргонные слова. 2) Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто. 3) Для чего вы их употребляете (нужное подчеркнуть)?  а) считаете, что модно, современно; б) помогают преодолеть недостаток слов  в моей речи; в) делают речь понятнее для друзей; г) нужны в речи для связи  слов; д) что­то другое (напиши свой вариант). 4) Могли бы вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)? а) да; б) нет; в) не думал об этом. 5) Стараетесь ли вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)? а) да; б) нет; в) не думал об этом. 6) Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи (нужное подчеркнуть)? а) да; б) нет; в) не думал об этом; г) иногда в разных случаях.

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"

Практическое занятие по русскому языку "Как говорит современный подросток"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017