ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
Оценка 5

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
психологическая работа +1
Взрослым
10.06.2018
ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
Растущие тенденции модернизации системы образования связанны с повышением требований к уровню не только интеллектуальных способностей студентов, но и к возможностям регуляции психических состояний, которые выступают как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности - единства его духовной, психической и телесной организации. В то же время отсутствуют программы и технологии в отношении понимания регуляции психического состояния как сложной, целостной, многофункциональной, многоуровневой и иерархической системы. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос об исследовании комплексного воздействия разных функций на психические состояния человека, то есть полифункциональную регуляцию, когда осуществляется одновременно воздействие на различные анализаторы, на разные уровни сознания, задействуя разные системы организма.Статья
Статья 8 Технология полиф. рег психол профиль.doc
Пестов А.В. ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ                              Постановка проблемы.  Растущие тенденции модернизации системы образования     повышением   требований   к   уровню   не   только   связанны   с   интеллектуальных   способностей   студентов,   но   и   к   возможностям     регуляции психических состояний, которые  выступают как форма саморегуляции психики и как   один   из   важнейших   механизмов   интеграции   человека   как   целостности   ­ единства   его   духовной,   психической   и   телесной   организации.  В   то   же   время отсутствуют   программы   и   технологии   в   отношении  понимания   регуляции психического   состояния   как   сложной,   целостной,   многофункциональной, многоуровневой и иерархической системы.   В связи с этим особую значимость приобретает    вопрос об исследовании комплексного воздействия разных функций на психические состояния человека, то   есть   полифункциональную   регуляцию,   когда   осуществляется   одновременно воздействие на различные анализаторы, на разные уровни сознания,   задействуя разные системы организма.                      Анализ исследований и публикаций.  Общетеоретической  основой технологии   полифункциональной   регуляции  психических   состояний  явились: резонансная теория слуха Г.Гельмгольца; основные положения влиянии музыки на все   органы   и   системы   организма   ­   центральную   нервную   систему,   сердечно­ сосудистую, дыхательную, мышечную (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов, П.П.Лазарев); регуляция стресса с помощью музыки (И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов); (Л.С.Брусиловский,  использование   музыки   в   психотерапевтической   практике   А.М.Родина,  В.И.Петрушин,   А.Копленд,   В.Леви, В.С.Шушарджан,   В.Элькин);  базовые   положения   эстетических   переживаний, ассоциаций,   влияющих   на   психоэмоциональное   состояние   человека (Г.В.Иванченко, А.С.Москалева,   В.Б.Полякова);  концептуальные   положения     В.В.Медушевский,   М.Н.Ливанова,   М.Р.Могендович,   регуляции   и восстановления организма музыкально­биозвуковыми средствами (Ю.Н.Лысенко, И.Д.Никольский); теория «центрального анализатора» И.Эвальда;  «бинауральный эффект»    слухового   анализатора    (С.Л.Рубинштейн);  феномен   бинауральных биений и их воздействия на человека  (Г.В.Дав,   А.В.Патрушев, А.А.Тихомиров); аудио­стимуляция  мозга, регуляция состояний  с помощью бинауральных  звуков (Р.Монро,   D.J.Anderson,   Ф.Х.Уразаева,   К.Ф.Уразаев);   влияния   бинауральных ритмов на умственную деятельность  (С.Дэвид,  Д.Эдрингтон);  теории цветового зрения  (Т.Юнг­Г.Гельмгольц, Е.Н.Соколов,  Э.Геринг);  физиологическое   влияние цвета на организм (С.Л.Рубинштейн,  Д.Бехер);  функциональное цветовосприятие (М.Люшер);   развитие   чувствительности   к   восприятию   цвета   (А.Н.Леонтьев); теоретические положения голографической цветотерапии (А.Боровский); принцип учета   индивидуально­личностных   особенностей  в  цветотерапии  (В.М.Бехтерев, М.Купер);  воздействие цвета на психику (Д.Бехер, М.Деребире).                       Целью  данного   исследования   явилось  теоретическое   рассмотрение сущности технологии полифункциональной регуляции психических состояний.          Изложение основного материала. Полифункциональная  регуляция  ­ это звукоцветовая   регуляция,  включающая   сочетание   различных   способов,   которые представлены   четырьмя   группами   перцептивной   психотерапии:  музыкальной, биозвуковой,   бинауральной   и   цветовой,  интегрированное,   эмоциогенное воздействие   которых   происходит   на   различные   анализаторы,  на   разные   отделы головного мозга, на разные системы организма.  Цель звукоцветовой регуляции ­ добиться   оптимального   реагирования   на   стресс   студентов   в   эмоционально­ окрашенный   период   учебной   деятельности.  Технология   ­  комплекс организационных мероприятий, операций и приемов, направленных на достижение поставленной   цели.   В   нашем   исследовании  технология   полифункциональной регуляции  включает: содержание программных комплексов, их составные части, специфику подбора материала  к программным комплексам, критерии описания   особенности   организации   сеансов эмоциогенных   способов   регуляции, звукоцветовой регуляции, технические и гигиенические требования к применению звукоцветотерапии.             Перейдем к рассмотрению сущности некоторых компонентов технологии полифункциональной регуляции психических состояний личности.   При  разработке   содержания программных комплексов   учитывались: предпочтения  респондентов; период обучения; временные особенности регуляции по   типу  «Релаксация»/«Активизация»;   специфика   их   влияния;   структурные   и функциональные   качества   компонентов;   полное   погружение   в   регулирующий комплекс, а также семь критериев описания эмоциогенных способов регуляции: 4 объективных и 3 субъективных,  обеспечивающих максимальную эффективность влияния.                  Объективные:  достижение катарсиса (характеризуются гармоническим резонансом, уравновешенностью, знаком и постепенной модуляцией  в  выбранную сферу регуляции);  феномен инерции (неспособность без содействия внешних сил   имеющееся   состояние);   совпадение   изменить     влияния (реалистичность,     ассоциативность,   степень   осознанности,   аудиовизуализация);   критериев       временные   закономерности   в   создании   программных   комплексов   с   учетом типы   программ дифференциации   (кластерный   иерархический   анализ,  «Релаксация»/«Активизация», устойчивые личностные черты,  нервные процессы и характер психических состояний).   эмоциональные                   Субъективные:  экспрессивность   (характеризуется   интенсивностью:  активность   физиологические     впечатления,       сдвиги); (характеризуется выполняемых    производительностью:   скорость,   операций   познавательного   характера);   качество   и   точность   динамичность (характеризуется   влиянием   на   поведение   и   деятельность: стимулирующее/тормозящее   в   зависимости   от   типа   предложенной   программы «Активизация»/ «Релаксация»).             Содержание каждого из предложенных типов регулирующего программного комплекса   имеет   вводную   и   основную   части.  Вводная   часть  включает музыкальную   звукотерапию,   которая   призвана   «достичь   катарсиса»   – гармонического  резонанса  музыки и исходного психоэмоционального состояния для   постепенной   модуляции   в   выбранную   область   регуляции «Релаксация»/«Активизация» с целью достижения антиципированного состояния, например, в сфере эмоций успокоения и умиротворения или в противоположном программном комплексе ­ в сфере активизации, мобилизации.                      При   разработки   вводной   части   мы   учитывали   «феномен   инерции» психоэмоционального состояния человека [7, с. 193], то есть порой неспособность   имеющееся   состояние,   а   также без   содействия   внешних   сил   изменить   использовали   достижение   катарсиса   для  плавного   перевода   состояния,   при котором   музыкальная   звукотерапия   должна   повести   за   собой   эмоциональное состояние слушателя, но не противопоставляться ему с самого начала, так как в противном   случае   можно   получить   эффект,   противоположный   желаемому. Наложение   эмоционального   содержания   регулирующей   программы   на психоэмоциональное   состояние   человека   по   принципу   резкого   контраста   часто вызывает   эффект   дисгармонии,   сарказма,   издевки   [7,   с.   193]   и   не   только   не способствует перенастройки собственных эмоций на желаемые, а может вызвать состояние фрустрации [2, с. 140].                     Данный подход также предоставил возможность в предложенных нами комплексах «Релаксация» и «Активизация» для плавного перевода состояния, в зависимости   от   цели   регуляции,   использовать   вспомогательный   программный комплекс   «Нейтрализация»,   призванный   противостоять   резкому   изменению психических состояний в выше поданных направлениях, а также для стабилизации, уравновешенности и гармонизации внутренних процессов респондента. Для повышения эффективности вводной части, для создания настроя на основную,   регулирующую   часть,   на   фоне   звучащей   музыки   предложены разнообразные   слайды   с   четкой   и   предметной   детализацией   изображения, эмоционально   соответствующие   звучащей   музыкотерапии.   Данная   интеграция особенно полезна для людей, имеющих малый опыт созерцания [3].                  Основная   часть  –   регулирующая,   обладает   наибольшей   силой   эмоционального   воздействия,  утверждает  настроение,   оптимизирует   состояние, характерное   для  определенного   типа   регуляции   «Релаксация»/«Активизация», включает интегрированное, комбинированное использование всех    предложенных групп   перцептивной   психотерапии:   музыкальной,   биозвуковой,   бинауральной, цветовой, воздействие которых происходит на различные анализаторы (слуховой, зрительный), на разные отделы головного мозга (структуры лимбического мозга) и проведение   команд   из   ЦНС  к   рабочим   функциям   организма   (сенсорным,   ассоциативным)   для   снятия  моторным, достижения запланированного,   антиципированного   состояния,   необходимого   в   учебной   напряжения,  деятельности   на   когнитивном,   эмоционально­волевом,   физиологическом   и конативном   уровнях. Цвет, бинауральные звуки, обеспечивают физиологическое подкрепление   устойчивости   реакций   субъекта   на   воздействие   двух   таких составляющих, как музыкальные звуки и биозвуки.             Цветовая подача  предлагается не статично, а в динамике, в движении с использованием   различных   градаций:   природных   сюжетов   (виды   природы)   и искусственных  объектов   (города),   с   изменением   геометрических   форм,   их размеров с четким и расплывчатым изображением, так как И.П.Павлов считал, что «долбление   в   одну   нервную   клетку»   длительно   действующего   раздражителя приводит   её   в   тормозное   состояние,   так   как   в   эту   сторону   под   воздействием угнетающих   психику   факторов   склоняется   баланс   нервных   процессов,   а   при неизменных условиях торможение начинает распределяться и на другие участки коры головного мозга [5], что недопустимо было в нашем исследовании, так как студенты  находятся  в  учебном  процессе. В   вводной  и  основной   частях  программных   комплексов   для эффективности   регуляции   мы   учитывали   совпадение   предложенных   выше объективных   и   субъективных   критериев,   выполнение   которых,   в   конечном результате,   происходящим   под   воздействием полифункциональной регуляции. Учитывалась «реалистичность», «визуализация»,   послужит   сдвигам, связь   между   «ассоциативными   переживаниями»,   вызываемыми   определённым цветом   и   его   значением   в   природе:   например,   красный   цвет   может   вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет является  в то же время цветом огня.                        При выборе цвета мы также руководствовались концепцией Д.Бехера, который   доказал,   что   от   глаза   к   промежуточному   мозгу   ведет   вегетативная нервная   (волокнистая)   система,   управляющая   цветовым   раздражением,   что промежуточный   мозг   через   гипофиз   и   нервную   систему   регулирует взаимодействие   органов,   поэтому,   если   регуляция   настроена   на   ускорение   и повышение   функциональной   способности   (эрготропная),   то   состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево – красного цвета, если нервная вегетативная система настроена на замедление, успокоение и отдых (трофотропная), то ей соответствует   сине­голубой   цвет (приводится по:  [4, с. 13]).           Важными данными для реализации критерия «временные закономерности в создании   программных   комплексов»   явились   результаты  кластерного иерархического   анализа   по   методу   Варда,   параметрами   которого   стали показатели: скорость изменения психических и вегетативных процессов,  степень инертности   психоэмоциональных   состояний, личностных   характеристик,   проявление   индивидуально­ которые  изменения   эмоционального   фона,  характеризовали   испытуемых   при   переходе   из   эмоционально­нейтрального   в эмоционально – окрашенный период учебной деятельности, то есть, своего рода, раскрыли   реакцию   на   стресс   и  обусловили     формирование     двух     групп респондентов: «Пассивно реагирующих на стресс» и «Активно реагирующих на стресс»,  психологический профиль которых представлен на рисунке 1.           Для  студентов первой группы, отличающихся низкой скоростью изменения психических   процессов   (инертных),   имеющих  высокие   значения   фактора   G  по методике Р.Б.Кеттелла, характерно интрапсихическое, пассивное  реагирование на стрессовые   ситуации   при   эмоциональной   дисциплинированности,   собранности, совестливости,   ответственности,   обязательности,   добросовестности,   стойкости моральных принципов, всего, что согласно авторской Рис. 1.  Психологический  профиль студентов  пассивно и активно реагирующих на стресс концепции входит в понятие «сила Супер­Эго»,  создавался тип программы «Активизация».           Для данной выборки респондентов ­ «Пассивно реагирующих на стресс» ­  с   преобладанием   парасимпатического   тонуса   и   слабо   выраженными психологическими   изменениями,   переход   из   одного   состояния   в   другое должен   быть   относительно   длинным,   так   как   за   короткое   время   нельзя   в необходимой   степени   изменить   психоэмоциональное   состояние   инертного человека.   Это   обеспечится   звукоцветовой   программой   «Активизация»,   в которой изменение эмоционального состояния  происходит более длительный период времени, а плавный, постепенный переход в данную область обеспечит содержание программы «Нейтрализация».                    Для студентов второй группы «Активно реагирующих на стресс», отличающихся   выраженным   изменением   психологических   показателей, высокой   скоростью   протекания   психических   процессов  (подвижных)  и высокой   эмоциональностью,   агрессией,   тревогой,   интенсивным   ощущением радости, гнева,    имеющих  высокие значения  фактора Е по выше указанной методике, характерно игнорирование социальных условностей и авторитетов, склонность действовать смело, энергично и активно, агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность, властность, независимость, игнорирование социальных условностей и авторитетов; смелые, энергичные, активные, живут по     собственным   законам   и   соображениям,   требуют   проявления самостоятельности   от   окружающих,   стремятся   к   лидерству,   с   чрезмерным напряжением   симпатической   регуляции   кровообращения   со   стороны сердечно­сосудистой системы, рекомендован тип программы «Релаксация»  с учетом     проявлений   и   вегетативных   перечисленных индивидуально­личностных характеристик.     их   психических   состояний,                     Для   данной   выборки   студентов   переход   из   исходного психоэмоционального   состояния   в   желаемое   может   быть   более   крутым   и более   коротким,   чем   в   противоположной   группе   и   компоненты предложенного   комплекса   с   явными   изменениями   эмоционального содержания,   совершающимися,   соответственно,   за   относительно   короткое время.  Такого рода переходы из одного эмоционального состояния в другое соответствуют типичным картинам динамики врабатываемости в умственную деятельность,   продемонстрированными   С.М.Громбахом   с   соавторами   и рассмотренным Н.М.Пейсаховым с точки зрения «закона начальных значений» [6].                         Наряду   с   объективными   критериями,   были   предложены   и   три субъективных,  соблюдение  и реализация  которых  обеспечит  максимальную эффективность  влияния.   К   таковым   мы   относим:   «экспрессивность»   ­ характеризуется впечатления, интенсивностью: эмоциональные       физиологические   производительностью:   скорость,   качество     сдвиги;   «активность»     и     ­   характеризуется   выполняемых   точность   операций   познавательного   характера;   «динамичность»   ­  характеризуется влиянием   на   поведение   и   деятельность:   стимулирующее/тормозящее   в зависимости программы «Релаксация»/«Активизация»   в   контексте   состояний   и,   как   главная предложенной типа от             составляющая   данных   программ   ­   мобилизация   потребности   в   обучении, продуктивность   умственной   деятельности   в   эмоционально­окрашенный период учебной деятельности.                   Выводы.  Таким   образом,   соблюдение   критериев   эмоциогенных способов регуляции, индивидуально­психологические особенности студентов: скорость   изменения   психических   и   вегетативных   процессов,    степень инертности   психоэмоциональных   состояний,   проявление   индивидуально­ личностных характеристик, изменения эмоционального фона, представленные психологическим профилем студента пассивно и активно реагирующего на стресс   раскрыли   некоторые   стороны   сущности   технологии полифункциональной регуляции  психических состояний  и дали возможность точнее   определить   динамический   и   временной   аспект   рассмотрения содержания программ звукоцветовых комплексов в целях их эффективного использования в учебном процессе.                   Перспективами   дальнейших   исследований   является   обоснование специфики подбора материала в технологии полифункциональной регуляции психических состояний средствами звукотерапии для внедрения ее в учебный процесс  в соответствии с дифференцированным подходом, психологическим профилем   студента  «Пассивно   реагирующего   на   стресс»   и   «Активно реагирующего на стресс».                  Резюме.  Модернизация системы образования в   Украине   связанна с повышением требований к уровню не только интеллектуальных способностей студентов, но и к возможностям   регуляции   их     психических состояний. Предложено   теоретическое   рассмотрение  сущности   инновационной технологии   полифункциональной   регуляции  психических   состояний. Рассмотрена   сущность   некоторых   ее   компонентов:  критерии   описания эмоциогенных   способов   регуляции,  содержание  типов   регулирующих программных   комплексов   Раскрыт   «Активизация»/«Релаксация». психологический   профиль   студентов  пассивно   и   активно   реагирующих   на стресс   по   показателям:  скорость   изменения   психических   и   вегетативных процессов,  степень инертности психоэмоциональных состояний, проявление индивидуально­личностных характеристик,  изменения эмоционального фона, которые  характеризовали   испытуемых   при   переходе   из   эмоционально­ нейтрального в эмоционально – окрашенный период учебной деятельности. Определен   динамический   и   временной   аспект   рассмотрения   содержания программ   звукоцветовых   комплексов   технологии   полифункциональной регуляции  психических состояний  в целях их эффективного воздействия в учебном процессе. Ключевые   слова:  технология     полифункциональной     регуляции, психические   состояния,      психологический   профиль   студентов,    критерии описания эмоциогенных способов регуляции.            Резюме. Модернізація системи освіти в Україні  зв’язана з  підвищенням вимог   до   рівня   не   лише   інтелектуальних   здібностей   студентів,   але   й   до можливостей   регуляції   їх     психічних станів. Запропоновано теоретичний розгляд     сутності     інноваційної   технології   поліфункціональної   регуляції психічних станів. Розглянуто сутність деяких її компонентів: критерії опису   засобів   регуляції,   зміст   типів   регулюючих   програмних емоціогенних   комплексів   «Активізація»/«Релаксація».   Розкрито   психологічний   профіль студентів,   які     пасивно   чи   активно   реагують   на   стрес   за   показниками: швидкість   зміни   психічних   і   вегетативних   процесів,   міра   інертності психоемоційних   станів,   прояв   індивідуально­особистісних   характеристик, зміни емоційного фону, які характеризували випробовуваних при переході з емоційно­нейтрального   в   емоційно   –   забарвлений   період   навчальної діяльності. Визначено динамічний і часовий аспект розгляду змісту програм звукоколірних комплексів технології поліфункціональної регуляції психічних станів з метою їх ефективного впливу     в навчальному процесі.              Ключові слова:  технологія   поліфункціональної   регуляції,   психічні стани,       психологічний   профіль   студентів,     критерії   опису   емоціогенних засобів регуляції.   Summery. Education system modernization in Ukraine is bound to rising of demands to level not only mental abilities of students, but also to possibilities of regulation of their mental states. Theoretical considering of innovative technology essence  of  mental states  multifunctional regulation is offered. The essence of its some   components   is   considered:  criteria   of   the   description   emotional­genic regulation   means,  the   maintenance  of   regulating   program   phylum   complexes "Activization" / "Relaxation". The psychologic profile of students passively and activly   reacting   to   stress   on   indicators   is   opened:   rate   of   mental   change   and vegetative processes, degree of psycho emotional states inactivity, implication of individually­personal characteristics, changes of an emotional background which characterized examinees at transition from emotionally­neutral in emotionally ­ the imbued period of educational activity. The dynamic and time aspect of treating of the maintenance sound color program complexes of technology of multifunctional regulation  of mental states  with a view of their effective using in educational process is defined.               Keywords:  technology   of   multifunctional   regulation,   mental   states,   a psychologic profile of students, and criteria of the emotional­genic description regulation means. Литература  1. Волженцева  И.В. Генезис полифункциональной регуляции психических состояний личности эмоциогенными способами: дисс. …             д­ра психол. наук : спец. 19.00.01 «Общая психология, история  психологии» / Волженцева Ирина Викторовна ; Одес. нац. ун­т                      им. И.И. Мечникова. – Одесса, 2013. – 535с. 2. Волженцева И. В. Психология музыкального воздействия : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений сп. "Психология / И. В. Волженцева. – Макеевка : МЭГИ, Донецк : Норд­Пресс, 2011. – 348 с.  3. Волженцева   И. В.   Теория   и   практика   оптимизации   психических состояний студентов в учебной деятельности средствами музыкального воздействия : монография / И. В. Волженцева; Макеевский экономико­ гуманитарный институт. – Макеевка : МЭГИ, Донецк : Донбасс, 2011. – 227 с.  4. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест : практическое пособие / В.В. Драгунский. – М. : Харвес, 2004. – 448 с. 5. Павлов И. П. Павловские клинические среды / И. П. Павлов. – Т. 2. – М. : АН СССР, 1954. – 341 с. 6. Пейсахов Н. М. Теория, методика и практика психофизиологического исследования   в   высшей   школе  /   Н.   М.  Пейсахов  //   Теоретические   и прикладные   исследования   по   психологии   /   Габдреев, Г. А. Кашина,  М. М. Гарифуллина,  Н.  М.  Пейсахов. – Казань : КГУ,  Р. В. 1977. – 180 с. 7. Цагарелли Ю. А. Функциональная музыка в структуре психологической службы ВУЗа / Ю. А. Цагарелли // Психологическая служба в ВУЗе : сб. статей / научн. ред. Н. М. Пейсахов. – Казань, 1981. – 240 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
Скачать файл