В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего портфолио. Портфолио – это своеобразное «досье достижений» человека. Это самопрезентация. Портфолио имеют дизайнеры, копирайтеры, журналисты и фотомодели. Все эти специалисты предъявляют портфолио потенциальному работодателю. Цель портфолио – показать, на что способен профессионал на практике.
«ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО» КАК СРЕДСТВО РЕФЛЕКСИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования разработана
система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных
достижений учащихся. Системная оценка личностных, метапредметных и
предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы –
рабочего портфолио. Портфолио – это своеобразное «досье достижений»
человека.
Портфолио имеют дизайнеры,
Это самопрезентация.
копирайтеры, журналисты и фотомодели. Все эти специалисты
предъявляют портфолио потенциальному работодателю. Цель портфолио
– показать, на что способен профессионал на практике. С недавнего
времени портфолио стали собирать и школьники, складывая в
специальную папочку грамоты, дипломы и удачные эссе. Портфолио
становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный
прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не
знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание
акцентируется не только на результате деятельности, но учитывается и
пройденный учеником путь,
то каким образом он работал
над достижением результата, а также его субъективная оценка
проделанной работы, т.е. рефлексия. Основной смысл учебного
портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка
портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить
потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Форма и структура портфолио достижений ученика рассматривается и
утверждается на МО учителей школы.
Портфолио ученика:
1. является
современным
сопровождения развития
1
педагогическим
инструментом
и оценки достижений учащихся,ориентированным на обновление и совершенствование качества
образования;
2. реализует одно из основных положений Федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования
второго поколения – формирование универсальных учебных
действий;
3. позволяет учитывать возрастные особенности развития
универсальных учебных действий учащихся младших классов;
лучшие достижения Российской школы на этапе начального
обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов
4.
образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в
оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии
и оптимистического прогнозирования.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. Это
еще один повод для встречи с родителями учеников, которые принимают
непосредственное участие в формировании портфолио. В первом классе,
когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без
помощи родителей ему не обойтись. Конечно же, по мере того, как он
взрослеет, эта помощь сводится к минимуму.
Обучающийся:
1. Самостоятельно оформляет портфолио, выбирает те или иные
материалы.
2. Самостоятельно оценивает свои результаты.
3. Самостоятельно вступает в контакт с консультантами.
Учитель:
1. Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого
– cотрудничество и обучение основам ведения портфолио.
2. Координировать деятельность в данном направлении: организует
выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах
различного рода и уровня.
23. Способствует вовлечению обучающегося в различные виды деятельности.
4. Отслеживает индивидуальное развитие ребёнка.
5. Является ответственным за внедрение в образовательный процесс в
рамках своих полномочий.
Родители:
1. Помогают в заполнении портфолио.
2. Осуществляют контроль за исполнением портфолио.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода
обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания
образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе
учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким
образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии
личностноориентированного обучения. Важно также отметить, что
помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и
родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую
деятельность. Учителю же функция консультанта помогает выявить
пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в
собственной деятельности и осуществить корректировку учебно
воспитательного процесса. Развитие младшего школьника невозможно без
рефлексии, а технология портфолио помогает осуществить этот процесс
ярко, наглядно, творчески. Уверена, что применение портфолио в
начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания
подрастающего поколения.
3