Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении.
ГБОУ СОШ с.Малячкино
Учитель английского языка
Леонтьева Юлия Сергеевна
Технология проблемного обучения н уроках английского языка
Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным
моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или
познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не
могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта
познавательная потребность является «двигателем» в обучении.
В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное (это
может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Я
думаю, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить
предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия
рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным
условием возникновения проблемной ситуации.
В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяются
интеллектуальные возможности учащегося в анализе условий поставленного
задания и усвоении (открытии) нового знания. Ни слишком трудное, ни
слишком легкое задание не способствуют возникновению проблемной
ситуации. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью
имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить,
однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа
содержания и условий выполнения задания.
Я планирую и создаю проблемную ситуацию, затем направляю учащихся на ее
решение и организую его. Таким образом, ребенок ставится в позицию
субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания,
он овладевает новыми способами действия. Трудность управления
проблемным обучением заключается в том, что возникновение проблемнойситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование
дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не
случайно Луи де Бройль сказал: «Знания это дети удивления и
любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.
1 прием.
Проблемная ситуация создается фронтально или по группам одновременным
предъявлением классу противоречивых положений: отдельных фактов,
научных теорий, частных мнений. Побуждение к осознанию противоречия
осуществляется фронтально. Для учеников младших классов уместнее
реплики: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». С учениками
средней и старшей школы фразы серьезнее: «Что вас удивило? Какое
противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы – реплика
по выбору: «Какая будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
Так на уроке английского языка в 6 классе по теме «Англия» привожу такие
аргументы: Сегодня будем изучать одну из англоязычных стран. О ней есть
разные мнения. Одни называют ее Англией, другие Великобританией, а третьи
Объединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии.
Налицо явное удивление: Что вас удивляет? Какое противоречие налицо?
Как вы думаете это одна страна или три разных страны? Какая сегодня будет
тема урока?
2 прием. Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает
детям чьито чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или
практическое задание на новый материал. На уроке в 6 классе при изучении
темы «Достопримечательности Англии» предлагаю следующую задачу:
Слова на слайде помогут вам догадаться, куда мы сегодня отправимся
путешествовать.
Oxford. Куда же
Manchester,
London,
Liverpool,
отправимся? Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи к ним. Чтоэто? Работаем парами. На листе даны названия достопримечательностей и
городов. Соедините линией каждую достопримечательность с городом, где
она находится. Сравним, что у вас получилось. Где находится Колонна
Нельсона? аналогично сравнивают остальное Задание было одно? А как вы
его выполнили? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? Так какую
тему будем проходить? Дайте обоснованный ответ.
3 прием
Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает
житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на
ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный
факт. При изучении темы «Образование прилагательных» в 8 классе: У
каждого на рабочем листе предложения. От существительных в скобках
нужно образовать и вставить в предложения пропущенные прилагательные. . I
don’t think the water in this stream is …………… (drink). 2. We enjoyed our
holiday at the lake very much. We stayed in a ………… (delight) little cottage in
the woods. 3. You need to add more salt to the soup. It is ……….. (taste).
Посмотрим, как вы выполнили задание. Какое прилагательное вставили в
первое предложение? Второе? Третье? (фиксирую варианты на доске
столбиком) А теперь посмотрите, какие прилагательные надо было вставить
по правилу (открываю слова в соседнем столбике) Итак, что вы думали
сначала? Дети: Мы думали, что для образования прилагательных можно
использовать любой суффикс. Как оказывается на самом деле? Почему так
получилось? Чего мы не знаем? Дети: Не знаем, какие именно суффиксы надо
использовать для образования прилагательных. Значит, какая у нас тема
урока? Дети: Образование прилагательных.
4 прием.
Проблемная ситуация создается практическим заданием, не сходным с
предыдущим. Задание предлагается фронтально, хотя один ученик можетработать у доски, демонстрируя общее для всех затруднение. Например: на
уроке английского языка в 5 классе на тему « Отрицательные предложения в
Present Simple»
Составьте предложения из данных слов: every / I / day / read / books Какое
время вы использовали? Ответ ученика: Простое настоящее время (Present
Simple) Поставьте это предложение в отрицательную форму. Дети
испытывают затруднение. Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем
затруднение? Дети не знают как из утвердительного предложения сделать
отрицательное. Отсюда наводящий вопрос : Значит, какая будет тема урока?
Ответ: Отрицательные предложения в Present Simple.
5 прием.
Проблемная ситуация создается в два шага. Первым шагом фронтально или
одному ученику у доски предъявляется практическое задание, сходное с
предыдущим. Выполняя его, школьники применяют имеющееся («старое»)
знание и допускают ошибку. Вторым шагом учитель доказывает, что задание
выполнено неверно. Например, урок в 5 классе по теме «Порядковые
числительные». Задание: Сегодня вы репортёры на соревнованиях между
животными. Ваша задача прокомментировать результаты забега. Кто
участвовал в забеге? Кто выиграл забег? Кто пришел вторым? и т.д.
Занесите результаты гонки в заготовку на доске. Ученик пишет на доске: the
… tiger … is …one
the … horse … is …two и т.д
Посмотрим, как прокомментировали результаты забега английские
репортеры (открываю запись на доске) the … tiger …….is……the first
the … horse … .is……the second и т.д.
Давайте я еще и точно переведу, что вы написали и что написали англичане
(перевожу: «тигр (сколько?) один – тигр (какой по порядку?) первый» Какое
было дано задание? Какую часть речи надо было вставить? Какие знания выприменили? Какие числительные вы вставили? Удалось выполнить задание
верно? А если не подошли количественные числительные, то… Ответ
детей : Нужны другие числительные, порядковые.
Так какая тема сегодняшнего урока?–Порядковые числительные.
Таким образом, проблемные ситуации, проблемные задачи, можно включать в
любую тему уроков английского языка.
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемнопрактические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа)
–проектная деятельность(групповая работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами:
уроклекция;
уроксеминар;
урок решения задач;
урокконференция;
урокэкскурсия;
урокконсультация;
урокзачет и т.д.
4. Нестандартные уроки:
урокаукцион;
урокпрессконференция;
урокзащита диссертации;
уроксуд;
урокпосвящение; учебный мозговой штурм;
мозговая атака;
урокинтервью;
урокпроект.
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые
научные выводы.
Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение
учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет
ученика мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию
познавательных компетенций