Технология проблемного обучения на уроках английского языка

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении.
Иконка файла материала проблемное обучение.doc
ГБОУ СОШ с.Малячкино Учитель английского языка  Леонтьева Юлия Сергеевна Технология проблемного обучения н уроках английского языка Психологи отмечают, что проблемная ситуация  является начальным  моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация  или  познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не  могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта  познавательная потребность является «двигателем» в обучении. В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное  (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Я думаю, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации. В   качестве   еще   одного   компонента   проблемной   ситуации   выделяются интеллектуальные возможности учащегося в анализе условий поставленного задания   и   усвоении   (открытии)   нового   знания.   Ни   слишком   трудное,   ни слишком   легкое   задание   не   способствуют   возникновению   проблемной ситуации. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако   этих   знаний   было   бы   достаточно   для   самостоятельного   анализа содержания и условий выполнения задания. Я планирую и создаю проблемную ситуацию, затем направляю учащихся на ее решение   и   организую   его.   Таким   образом,   ребенок   ставится   в   позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он   овладевает   новыми   способами   действия.   Трудность   управления проблемным обучением заклю­чается в том, что возникновение проблемнойситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.  Проблемные   ситуации   могут   быть   с   удивлением   и   с   затруднением.   Не случайно   Луи   де   Бройль   сказал:   «Знания   ­   это   дети   удивления   и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать  разными приемами. 1 прием. Проблемная ситуация создается фронтально или по группам одновременным предъявлением   классу   противоречивых   положений:   отдельных   фактов, научных   теорий,   частных   мнений.   Побуждение   к   осознанию   противоречия осуществляется   фронтально.   Для   учеников   младших   классов   уместнее реплики:   «Что   вас   удивило?   Что   интересного   заметили?».   С   учениками средней   и   старшей   школы   фразы   серьезнее:   «Что   вас   удивило?   Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы – реплика по выбору: «Какая будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?» Так на уроке английского языка в 6 классе по теме «Англия» привожу такие аргументы: ­ Сегодня будем изучать одну из англоязычных стран. О ней есть разные мнения. Одни называют ее Англией, другие Великобританией, а третьи Объединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии. Налицо явное удивление: ­ Что вас удивляет? Какое противоречие налицо? Как вы думаете это одна страна или три разных страны? Какая сегодня будет тема урока?  2 прием. Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи­то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 6 классе при изучении темы   «Достопримечательности   Англии»   предлагаю   следующую   задачу:   ­ Слова   на   слайде   помогут   вам   догадаться,   куда   мы   сегодня   отправимся путешествовать.  Oxford.   ­   Куда   же  Manchester,  London,  Liverpool, отправимся? ­ Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи к ним. ­ Чтоэто? ­ Работаем парами. На листе даны названия достопримечательностей и городов. Соедините линией каждую достопримечательность с городом, где она   находится.   ­   Сравним,   что   у   вас   получилось.   Где   находится   Колонна Нельсона? аналогично сравнивают остальное ­ Задание было одно? А как вы его выполнили? ­ Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? ­ Так какую тему будем проходить? Дайте обоснованный ответ. 3 прием Этот   прием   выполняется   в   два   шага:   сначала(1шаг)   учитель   обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт.   При   изучении   темы   «Образование   прилагательных»   в   8   классе:   У каждого   на   рабочем   листе   предложения.   От   существительных   в   скобках нужно образовать и вставить в предложения пропущенные прилагательные. . I don’t think the water in this stream is …………… (drink). 2. We enjoyed our holiday at the lake very much. We stayed in a ………… (delight) little cottage in the   woods.   3.   You   need   to   add   more   salt   to   the   soup.  It   is   ………..   (taste). Посмотрим,   как   вы   выполнили   задание.   Какое   прилагательное   вставили   в первое   предложение?   Второе?   Третье?   (фиксирую   варианты   на   доске столбиком) ­ А теперь посмотрите, какие прилагательные надо было вставить по   правилу   (открываю   слова   в   соседнем   столбике)   Итак,   что   вы   думали сначала?   Дети:   Мы   думали,   что   для   образования   прилагательных   можно использовать любой суффикс. ­ Как оказывается на самом деле? ­Почему так получилось? Чего мы не знаем? Дети: Не знаем, какие именно суффиксы надо использовать для образования прилагательных.   ­ Значит, какая у нас тема урока? Дети: Образование прилагательных. 4 прием. Проблемная   ситуация   создается   практическим   заданием,   не   сходным   с предыдущим.   Задание   предлагается   фронтально,   хотя   один   ученик   можетработать у доски, демонстрируя общее для всех затруднение. Например: на уроке английского языка в 5 классе на тему « Отрицательные предложения в Present Simple» Составьте предложения из данных слов: every / I / day / read / books Какое время вы использовали? Ответ ученика: Простое настоящее время (Present Simple)   ­Поставьте   это   предложение   в   отрицательную   форму.   Дети испытывают затруднение. Вы смогли выполнить задание? ­ Почему? В чем затруднение?   Дети   не   знают   как   из   утвердительного   предложения   сделать отрицательное. Отсюда наводящий вопрос : Значит, какая будет тема урока? Ответ: Отрицательные предложения в Present Simple. 5 прием. Проблемная ситуация создается в два шага. Первым шагом фронтально или одному   ученику   у   доски   предъявляется   практическое   задание,   сходное   с предыдущим.   Выполняя   его,   школьники   применяют   имеющееся   («старое») знание и допускают ошибку. Вторым шагом учитель доказывает, что задание выполнено   неверно.   Например,     урок   в   5   классе   по   теме   «Порядковые числительные».   Задание:   Сегодня   вы   репортёры   на   соревнованиях   между животными.   Ваша   задача   ­   прокомментировать   результаты   забега.   ­   Кто участвовал   в   забеге?   ­   Кто   выиграл   забег?   Кто   пришел   вторым?   и   т.д.   ­ Занесите результаты гонки в заготовку на доске. Ученик пишет на доске: the … tiger … is …one  the … horse … is …two и т.д ­Посмотрим,   как   прокомментировали   результаты   забега   английские репортеры (открываю запись на доске) the … tiger …….is……the first  the … horse … .is……the second и т.д. ­ Давайте я еще и точно переведу, что вы написали и что написали англичане (перевожу: «тигр (сколько?) один – тигр (какой по порядку?) первый» Какое было дано задание? Какую часть речи надо было вставить? ­ Какие знания выприменили? Какие числительные вы вставили? ­ Удалось выполнить задание верно?   ­   А   если   не   подошли   количественные   числительные,   то…     Ответ детей : Нужны другие числительные, порядковые. ­ Так какая тема сегодняшнего урока?–Порядковые числительные. Таким образом, проблемные ситуации, проблемные задачи, можно включать в  любую  тему уроков английского языка.  Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1. На основе дискуссионной деятельности: – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно­практические дискуссии (коллективная работа) 2. На основе исследовательской деятельности: – практические занятия (коллективная работа) –проектная деятельность(групповая работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа) 3. Традиционные уроки с новыми аспектами:  урок­лекция;  урок­семинар;  урок решения задач;  урок­конференция;  урок­экскурсия;  урок­консультация;  урок­зачет и т.д. 4. Нестандартные уроки:  урок­аукцион;  урок­пресс­конференция;  урок­защита диссертации;  урок­суд;  урок­посвящение; учебный мозговой штурм;  мозговая атака;  урок­интервью; урок­проект. Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы.  Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение  учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет  ученика мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию  познавательных  компетенций

Посмотрите также