Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Оценка 5

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
английский язык
8 кл
20.11.2017
Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении.
проблемное обучение.doc
ГБОУ СОШ с.Малячкино Учитель английского языка  Леонтьева Юлия Сергеевна Технология проблемного обучения н уроках английского языка Психологи отмечают, что проблемная ситуация  является начальным  моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация  или  познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не  могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта  познавательная потребность является «двигателем» в обучении. В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное  (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Я думаю, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации. В   качестве   еще   одного   компонента   проблемной   ситуации   выделяются интеллектуальные возможности учащегося в анализе условий поставленного задания   и   усвоении   (открытии)   нового   знания.   Ни   слишком   трудное,   ни слишком   легкое   задание   не   способствуют   возникновению   проблемной ситуации. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако   этих   знаний   было   бы   достаточно   для   самостоятельного   анализа содержания и условий выполнения задания. Я планирую и создаю проблемную ситуацию, затем направляю учащихся на ее решение   и   организую   его.   Таким   образом,   ребенок   ставится   в   позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он   овладевает   новыми   способами   действия.   Трудность   управления проблемным обучением заклю­чается в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.  Проблемные   ситуации   могут   быть   с   удивлением   и   с   затруднением.   Не случайно   Луи   де   Бройль   сказал:   «Знания   ­   это   дети   удивления   и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать  разными приемами. 1 прием. Проблемная ситуация создается фронтально или по группам одновременным предъявлением   классу   противоречивых   положений:   отдельных   фактов, научных   теорий,   частных   мнений.   Побуждение   к   осознанию   противоречия осуществляется   фронтально.   Для   учеников   младших   классов   уместнее реплики:   «Что   вас   удивило?   Что   интересного   заметили?».   С   учениками средней   и   старшей   школы   фразы   серьезнее:   «Что   вас   удивило?   Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы – реплика по выбору: «Какая будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?» Так на уроке английского языка в 6 классе по теме «Англия» привожу такие аргументы: ­ Сегодня будем изучать одну из англоязычных стран. О ней есть разные мнения. Одни называют ее Англией, другие Великобританией, а третьи Объединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии. Налицо явное удивление: ­ Что вас удивляет? Какое противоречие налицо? Как вы думаете это одна страна или три разных страны? Какая сегодня будет тема урока?  2 прием. Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи­то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 6 классе при изучении темы   «Достопримечательности   Англии»   предлагаю   следующую   задачу:   ­ Слова   на   слайде   помогут   вам   догадаться,   куда   мы   сегодня   отправимся путешествовать.  Oxford.   ­   Куда   же  Manchester,  London,  Liverpool, отправимся? ­ Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи к ним. ­ Что это? ­ Работаем парами. На листе даны названия достопримечательностей и городов. Соедините линией каждую достопримечательность с городом, где она   находится.   ­   Сравним,   что   у   вас   получилось.   Где   находится   Колонна Нельсона? аналогично сравнивают остальное ­ Задание было одно? А как вы его выполнили? ­ Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? ­ Так какую тему будем проходить? Дайте обоснованный ответ. 3 прием Этот   прием   выполняется   в   два   шага:   сначала(1шаг)   учитель   обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт.   При   изучении   темы   «Образование   прилагательных»   в   8   классе:   У каждого   на   рабочем   листе   предложения.   От   существительных   в   скобках нужно образовать и вставить в предложения пропущенные прилагательные. . I don’t think the water in this stream is …………… (drink). 2. We enjoyed our holiday at the lake very much. We stayed in a ………… (delight) little cottage in the   woods.   3.   You   need   to   add   more   salt   to   the   soup.  It   is   ………..   (taste). Посмотрим,   как   вы   выполнили   задание.   Какое   прилагательное   вставили   в первое   предложение?   Второе?   Третье?   (фиксирую   варианты   на   доске столбиком) ­ А теперь посмотрите, какие прилагательные надо было вставить по   правилу   (открываю   слова   в   соседнем   столбике)   Итак,   что   вы   думали сначала?   Дети:   Мы   думали,   что   для   образования   прилагательных   можно использовать любой суффикс. ­ Как оказывается на самом деле? ­Почему так получилось? Чего мы не знаем? Дети: Не знаем, какие именно суффиксы надо использовать для образования прилагательных.   ­ Значит, какая у нас тема урока? Дети: Образование прилагательных. 4 прием. Проблемная   ситуация   создается   практическим   заданием,   не   сходным   с предыдущим.   Задание   предлагается   фронтально,   хотя   один   ученик   может работать у доски, демонстрируя общее для всех затруднение. Например: на уроке английского языка в 5 классе на тему « Отрицательные предложения в Present Simple» Составьте предложения из данных слов: every / I / day / read / books Какое время вы использовали? Ответ ученика: Простое настоящее время (Present Simple)   ­Поставьте   это   предложение   в   отрицательную   форму.   Дети испытывают затруднение. Вы смогли выполнить задание? ­ Почему? В чем затруднение?   Дети   не   знают   как   из   утвердительного   предложения   сделать отрицательное. Отсюда наводящий вопрос : Значит, какая будет тема урока? Ответ: Отрицательные предложения в Present Simple. 5 прием. Проблемная ситуация создается в два шага. Первым шагом фронтально или одному   ученику   у   доски   предъявляется   практическое   задание,   сходное   с предыдущим.   Выполняя   его,   школьники   применяют   имеющееся   («старое») знание и допускают ошибку. Вторым шагом учитель доказывает, что задание выполнено   неверно.   Например,     урок   в   5   классе   по   теме   «Порядковые числительные».   Задание:   Сегодня   вы   репортёры   на   соревнованиях   между животными.   Ваша   задача   ­   прокомментировать   результаты   забега.   ­   Кто участвовал   в   забеге?   ­   Кто   выиграл   забег?   Кто   пришел   вторым?   и   т.д.   ­ Занесите результаты гонки в заготовку на доске. Ученик пишет на доске: the … tiger … is …one  the … horse … is …two и т.д ­Посмотрим,   как   прокомментировали   результаты   забега   английские репортеры (открываю запись на доске) the … tiger …….is……the first  the … horse … .is……the second и т.д. ­ Давайте я еще и точно переведу, что вы написали и что написали англичане (перевожу: «тигр (сколько?) один – тигр (какой по порядку?) первый» Какое было дано задание? Какую часть речи надо было вставить? ­ Какие знания вы применили? Какие числительные вы вставили? ­ Удалось выполнить задание верно?   ­   А   если   не   подошли   количественные   числительные,   то…     Ответ детей : Нужны другие числительные, порядковые. ­ Так какая тема сегодняшнего урока?–Порядковые числительные. Таким образом, проблемные ситуации, проблемные задачи, можно включать в  любую  тему уроков английского языка.  Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1. На основе дискуссионной деятельности: – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно­практические дискуссии (коллективная работа) 2. На основе исследовательской деятельности: – практические занятия (коллективная работа) –проектная деятельность(групповая работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа) 3. Традиционные уроки с новыми аспектами:  урок­лекция;  урок­семинар;  урок решения задач;  урок­конференция;  урок­экскурсия;  урок­консультация;  урок­зачет и т.д. 4. Нестандартные уроки:  урок­аукцион;  урок­пресс­конференция;  урок­защита диссертации;  урок­суд;  урок­посвящение;  учебный мозговой штурм;  мозговая атака;  урок­интервью; урок­проект. Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы.  Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение  учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет  ученика мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию  познавательных  компетенций

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2017