Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано
Оценка 4.6

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
09.06.2017
Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано
Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к искусству в современном обществе в целом и в музыкальном образовании в частности. Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, научить принимать самостоятельные решения в широком спектре жизненных ситуаций. Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.текстовый документ с методическими рекомендациями
технология продуктивно-творческой деятельности.docx
Автор статьи: Чурилова Елена Владимировна, преподаватель фортепиано Детской школы искусств №48 г.Новокузнецка Технология продуктивно­творческой деятельности на уроках музыки  в классе специального фортепиано         Настоящее   время   характеризуется   переосмыслением   отношения   к искусству в современном обществе в целом и в музыкальном образовании в частности. Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся   построить   целостную   картину   мира,   научить   принимать самостоятельные решения в широком спектре  жизненных ситуаций.         Эти   обстоятельства   определяют   возрастающую   роль   художественно­ эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к  педагогике развития. Цель создания художественно­ориентированной педагогики развития – преодоление взгляда на ученика только как на носителя суммы знаний и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности. «Урок музыки ­ урок Искусства» ­ этот тезис   музыкальной педагогики отражает и мое видение, понимание уроков музыки в современной школе.     Анализируя проблемы в системе художественно­эстетического образования , мы выделяем ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:     ­ противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);        ­ снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой   ­   повышение   интереса   к   массовой   культуре,   которая   зачастую   не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;        ­ сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий  и снижающие эффективность обучения;        ­ падение уровня чувственного восприятия искусства из­за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);   происходящими в подростковом возрасте.     Таким образом,  перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке  и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.   ­   нестабильность   эмоционального   фона,   вызванная   изменениями, Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании ­ это совершенствование содержания образования, которое     предусматривает   появление   новых   стандартов,   новых   программ, новых учебно­методических комплектов. Интегративные   процессы   в   искусстве   рассматриваются   на культурологическом,   искусствоведческом   и   психолого­педагогическом уровнях.   Комплексный   подход   к   образовательной   области   «Искусство» позволяет   выстраивать   новые   образовательные   модели   урока   музыки, основным   принципом   которых   является   соответствие   комплекса выразительных средств искусств идейно­нравственному содержанию. Однако практика показывает,  что для улучшения качества образовательного процесса недостаточно   искать   ответ   на     вопрос   «чему   учить?».   Не   менее   важным является   вопрос  «как   учить?».  Для   решения   этого   вопроса   технологичной должна   быть   не   только   сама   программа,   но   и   процесс   организации   и реализации педагогической деятельности. К сожалению, вопросу адаптации программ    с учетом  объективных условий  преподавания,  психофизических возможностей   развития   и   обучения     не   уделяется   должного   внимания   в методических разработках.     В своей педагогической деятельности я пытаюсь реализовать цели и задачи музыкального   образования,   опираясь   на   особенности   возраста,   культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе.     Вопросы, возникающие на каждом возрастном этапе обучения: как привести ребенка   в   музыку,   как   сохранить   и   развить   интерес   к   музыкальному искусству,   как   развить   способность   к   самовыражению   в   искусстве,   как научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности   человека?   ­   побудили   меня   заняться   разработкой   и созданием   педагогической   технологии,   направленной   на   развитие личностного, духовно­творческого потенциала учащихся.         Духовность   ­   понятие,   обобщенно   отражающее   ценности   (смыслы)   и соответствующий   им   опыт   сознательного   устремления   человека   к   идеалу, совершенству. Духовность, по мнению К.Д.Ушинского, складывается из таких составляющих,   как   деятельность,   общение,   познание.   Творчество,   по определению   Ю.А.Самарина,   внесенное   им   в   «Педагогическую энциклопедию»,   определяется   как   высшая   форма   активности   и самостоятельной   деятельности.   Таким   образом,   под   духовно­творческим потенциалом   личности   понимается   совокупность   внутренних   возможностей личности, направленные на формирование эстетической культуры, развитие художественно­образного мышления и созидательной активности.      Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, ЧТО САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ».        Данная технология направлена на формирование личности ученика как активного   субъекта   художественной   культуры.   Такой   ориентир   на деятельностное освоение содержания образования соответствует принципам личностно­деятельностного обучения, направленного на развитие диалоговых форм художественно­педагогического общения.        В чем заключается принципиально новый подход к обучению   в данной технологии? В педагогической концепции Д.Б. Кабалевского целью обучения является   формирование   понятийного   мышления   учащихся,   применяются традиционные методы обучения, что ведет к чрезмерной активизации работы левого полушария и к снижению функции правого полушария. Возникающий дефицит   эмоциональной   экспрессии   учеников     приводит   к вышеперечисленным   проблемам   в   обучении.   Создание   новой   технологии предусматривает гармоничное распределение работы частей головного мозга, снижающей психоэмоциональную перегрузку учащихся за счет включения их в продуктивно­творческую деятельность.     Новая технология предусматривает появление нового учебного компонента «продуктивно­творческое   действие»,   и   тогда   алгоритм   построения   урока выстраивается по следующей цепочке: Чувства – Мысли ­  Действия.         При   таком   подходе   к   конструированию   педагогического   процесса формируются   конкретные   способы   созидательной   деятельности,   создается ситуация   успешности,   за   счет   реального   проживания   учащимися   себя   в искусстве.        Методологической основой при создании данной технологии   является выделение музыкальной деятельности как условия и способа, позволяющей организовать   взаимодействие   «учитель   ­   искусство   ­   учащийся».   Звено «искусство ­учащийся» является определяющим.         Основанием   для   разработки   данного   положения   послужила   теория деятельности,  созданная   отечественными   психологами   С.Л.   Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым,   идеи   гуманитарной   педагогики   Б.М.   Неменского, теоретическая концепция формирования и развития художественно­образного мышления   С.Л.   Долгушина,  практический   опыт   педагогов­психологов   ГДД (Ю)Т г. Омска по созданию методики «Основы психологии творчества». Так, в своей работе по созданию  теории деятельности С. Л. Рубинштейн отмечал, что «именно деятельность является условием развития человека, а искусство ­ та деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации   личностного   смысла     в   действительности».   А.Н.   Леонтьев считал,   что   «искусство   является   предметной   сферой,   с   помощью   которой происходит то, что определяет процесс качественных изменений в ребенке».               Экспериментальный   опыт   подтверждает   значимость   творческой деятельности   на   уроках   музыки.   А   практические   исследования   в   области изучения психокоррекции творчеством показывают, что именно созидательная творческая деятельность способствует решению многих актуальных проблем адаптации   подростков   в   современном   обществе,   а   именно:   «снимаются трудности   в   способности   принимать   самостоятельные   решения,   решается проблема выбора, происходит избавление от «комплексов», «психологических барьеров»,   преодолеваются   проблемы   в   эмоциональной   сфере   общения   с учителями, сверстниками, родителями».     Таким образом, музыкальная деятельность представляет собой «целостный процесс   с   возможным   варьированием   его   отдельных   компонентов, обеспечивающий     усвоение   содержания   от   восприятия   нерасчлененного общего   к   поэлементарному   усвоению   и   накоплению,   свертыванию   и творческому переосмыслению учебного материала.   Цель   музыкально­эстетического   образования   в   контексте   данной   технологии   ­   формирование   художественной   культуры   учащихся   через продуктивно­творческую   деятельность.   Данная   технология   позволяет формировать   систему   поэтапного   художественного   познания   мира,   навыки созидательно­творческой   деятельности,   а   также   развивает   рефлексию собственных   достижений   с   учетом   психофизиологических   особенностей младшего и среднего возраста.     В технологии продуктивно­творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе.   «   Я   ­     первооткрыватель».   Целью   данной   концепции   является   формирование познавательного   интереса   к   музыке,   воплощение   образов   прекрасного   в различных   видах   элементарной   творческой   деятельности.   Результат   ­ расширение музыкального багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.   (1­3классы).   Личностная   позиция   учащихся     1   этап 2 этап (4­5 классы). Формируется личностная позиция « Я ­ творец».         Главный   акцент   в   обучении   делается   на   творческом   самовыражении учащихся.   Результат   –   постижение   природы   музыкального   творчества, развитие художественно­образного мышления.     3 этап (6­7 классы). Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где   в   полной   мере   раскрываются   способности   учащихся   как   слушателей, исполнителей,   соавторов   исследуемых   произведений   искусства.   Результат­ развитие   критического   мышления,   умения   выражать   свое   ценностное отношение к произведению искусства.      Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продукивно­ творческой деятельности по формированию личностной позиции учащегося.   наиболее   эффективно   способствует   созданию     направленных   на   развитие организационно­педагогических   условий, творческого   потенциала   учащихся,   а   также   решению   целого   ряда педагогических задач:     ­   воспитание интереса к музыкально­художественному искусству;   Эта   стратегия             ­       развитие   активного   восприятия   музыкальных   произведений   и   творческого воображения учащихся;       ­     формирование   навыков   эмоционально­эстетического   общения   с   искусством, необходимого для ориентации в  мире музыки.     Технология  продуктивно­творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:     ­ принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;     ­ принцип культуросообразности;     ­ принцип природосообразности (от игры к творчеству);     ­ принцип единства воспитания и образования,   музыкального образования;     ­ комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;     ­ одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).        В технологии продуктивно­ творческой деятельности предусматривается качественно   новый   подход   к   подбору   содержания   музыкально­ художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных   произведений   заключается     в   технологическом   подходе   «   от     ­   принцип   преемственности   и   непрерывности   различных   уровней прошлого   ­   к     настоящему,   от   настоящего   ­   к   будущему».   Такой   подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения   традиций   и   современности,  а  продуктивно­творческая   деятельность позволяет   смоделировать   его   существование   в   будущем.   Так,   например, анализируя произведение, учащиеся знакомятся   с историей возникновения этого   музыкального   жанра,   изучают   музыку   от   средневековья   до современности.   Разучивая   произведения   современных   авторов,   учащиеся исследуют   их   с   точки   зрения   современной   культуры,   а   обозначив   в   ходе изучения, обсуждения и работы над произведением, волнующие современных подростков   темы,   создают   фундамент   для   своих   музыкальных   сочинений будущего.   И   неважно,   если     возможно   первый   опыт   по   созданию   своего произведения будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.    интерпретации   собственного   исполнения   Принцип вариативности, заложенный в данной     программе, позволяет планировать   продуктивно­творческую   деятельность   на   уроке   как продолжение изучения музыкального искусства на уровне художественного обобщения.   Таким   образом,   продуктивно­творческая   деятельность   не противоречит основным принципам  построения программного материала, а позволяет решить проблемы эффективности усвоения изученного на уроке.         Основными   методами   обучения   продуктивно­творческой   деятельности являются  методы музыкальной   импровизации,  интеграции  различных  видов искусств,     музыкального произведения.         Особое     внимание   уделяется   методу   музыкальной   импровизации   как первооснове продуктивно­творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии   художественно­образного   и   конструктивного   мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и   обогащают   друг   друга.   Они   понимаются   как   форма   «первотворчества, фокусирующая   силы   души,   ума   и   памяти»   (С.Л.Долгушин).   При   этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики ­ фантазия,   которая   является   базовым   компонентом   художественного творчества. Например, основные этапы процесса  создания инструментальной импровизации реализуются в творческом задании уже в 1 классе:        1 этап ­ звуковой анализ выбора музыкального произношения (учащимся необходимо  выбрать  термин  и  прикосновение,  которые  могли  бы  озвучить шорох   листьев,   капли   дождя,   дуновение   ветра,   шум   шагов   взрослого   и ребенка); открытости,     2 этап ­ поиск звуковых сочетаний, ритмов, которые могли бы передать эти образы;        3 этап ­ художественное оформление импровизации (с помощью учителя ученики придают импровизации законченный вид);     4 этап ­ исполнение импровизации  индивидуально, с учителем;     5 этап ­ самооценка с позиции исполнителя, слушателя и оценка учителя.         Такая   организация   позволяет   активно   включать   в   процесс   обучения учащихся,   развивает   интонационно­ладовый,   ритмический,   тембральный   и регистровый   слух,   формирует   навыки   общения,   а   также   развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости. Важно отметить, что включение метода импровизации возможно во всех видах деятельности на уроке.     В процессе творческой деятельности  на уроке учащиеся выступают в роли драматургов,   композиторов,   музыкантов   и   дирижеров   оркестра,   актеров­ исполнителей,   слушателей   «живого»   исполнения   музыки.   Такое   ролевое многообразие   деятельности   помогает   раскрыть   творческий   потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу доверительности. Психологически   комфортные   условия   способствуют   созданию   креативной (творческой) среды.     Одним из условий, при котором творческий процесс приобретает свойство продуктивности,   является   проблемность   ситуации.   Личная   вовлеченность, осмысленность   и   действенность   творческого   поиска   задают   целостность мыслительного процесса.     Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный   уровень   (урок)   и   внеурочную   (клнцертную)   деятельность. Навыки   художественно­творческой   деятельности,   получаемые   на   уроках, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:     ­ внеурочная развивающая деятельность (концерты, конкурсы, фестивали);     ­  внешкольные мероприятия художественно­эстетической направленности (участие в школьных праздниках, поздравлениях, отчетных концертах)     ­ коллективное посещение концертов детской филармонии, театров, музеев,     ­   инструментальные   конкурсы,   Интернет­проекты,   дистанционные конкурсы.   Многоуровневое   понимание   процесса   обучения   музыкальному искусству   обуславливает   эффективность   развития   творческого   потенциала учащихся   и   строится   на   принципах   художественно­ориентированной педагогики.   Согласованность   всех   вышеперечисленных   компонентов   в непринужденности, системе образовательного пространства позволяет создать целостную модель художественно­ ориентированного обучения и воспитания .     При   организации   учебного   процесса   в   данной   технологии предусматриваются   как   традиционные,   так   и   нетрадиционные   формы проведения   уроков.   Важная   роль   отводится   обобщающим   урокам   в   конце каждой   четверти   и   года   (отчетным   концертам,   академическим   концертам, экзаменам).  Для выделения этих уроков  как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки­путешествия, уроки­сказки, уроки­конкурсы,   уроки­концерты   и   др.   Такие   нетрадиционные   формы проведения     уроков   активизируют   творческую   деятельность   учащихся   на разных   этапах   урока.   Очень   важен   заключительный   этап   награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший исполнитель лирической   пьесы,   лучший   исполнитель   ­   актер,   создатель   лучшего художественного образа, лучший импровизатор,  лучший композитор, лучший слушатель.   Поощрение   учащихся   несет   в   себе   огромное   значение.   Это большой   стимул   для   дальнейшего   изучения   и   занятия   музыкой,   а   также утверждение веры в собственные возможности и талант.     Для повышения эффективности методов и приемов активизации учащихся применяются   разнообразные   используется индивидуальный   подбор   репертуара,     наглядно   демонстрируется   алгоритм изучения   произведения,   составляются   структурно­логические   схемы, применяются   современные   технические   средства.   например, прослушивание   и   просмотр   аудио   и   видео   записей   известных   музыкантов­ исполнителей, лекций, мастерклассов по изучению и исполнению тех или иных произведений, записи исполнения учеников с последующим обсуждением и т.д. В ходе такой работы ребята вместе с учителем обговаривают  маршрут, соответствующий изучению выбранного произведения, препятствия, которые могут возникнуть на намеченном пути, отправную и конечную цель работы. Такое  знакомство  с  алгоритмом  изучения  произведения  помогает  лучшему пониманию того, чем придется заниматься  на уроках музыки в течение года.         Широкое   использование     мультимедийного   информационного   ресурса позволяет экономить до 10­12% учебного времени, которое используется для объяснения  материала, самостоятельной работы с источниками информации, контроля   усвоенных   навыков.   В   разработанных   мною   методических рекомендациях   по   использованию   образовательной   программы   КМ «Энциклопедия классической музыки»   рассказывается о применении медиа информации   на   различных   этапах   урока.   Успешное   внедрение   данной   средства   обучения:   Так, программы в образовательный процесс способствует яркому эмоциональному отклику и вызывает неподдельный интерес к изучению классической музыки.                   Основными критериями   оценки результатов обучения продуктивно­ творческой деятельности выступает приоритетность качественных изменений, происходящих в учащихся:     ­ уровень внутренней открытости для постижения музыки;         ­   уровень   сопричастности   к   содержанию   музыки   и   стоящим   за     ним жизненным явлениям;      ­ уровень ориентированности в закономерностях музыкального искусства, музыкально­драматических процессах, выразительных средствах  конкретного музыкального произведения.  ­ уровень исполнительского мастерства.     Наряду   с   методами   организации   и   стимулирования   творческой деятельности   в   технологии   используются   приемы   ее   педагогического контроля   и   оценки,   предполагающие   учет   успехов   и   неуспехов   учащихся. Важнейшая   функция   оценки   на   уроке   музыки   как   уроке   искусства   – этическая: поддержать, стимулировать активность ученика или в тактичной форме   указать   на   недостатки   исполнения.   Использование   отрицательных оценок   противоречит   эстетическим   задачам   предмета   «Музыка», направленным   на   формирование   у   школьников   положительного, эмоционального   отношения   к   искусству.   Оно   используется   крайне   редко. Поэтому   оценка   становится   необычайно   важным   моментом   в   поощрении учащихся.   Процесс   творческого   созидания   на   уроках   музыки   требует   от учащихся   определенных   усилий,   обеспечивающих   тот   или   иной   уровень выполнения.   В   технологии   выделяются   критерии   оценки   выполнения творческих работ по системе Д. Гилфорда: продуктивность, оригинальность, гибкость, законченность.     Продуктивность ­  быстрота, скорость генерирования идей, их количество.        Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания.         Оригинальность   –  способность   порождать   новые,   нестандартные   идеи, непохожие на идеи других участников.         Художественная   завершенность   –   способность   совершенствовать   или придавать законченный вид " продукту" своей деятельности. Разработка  и внедрение технологии продуктивно­творческой деятельности в  процесс  обучения  на  уроках  музыки    также  эффективно сказывается на достижениях учащихся в различных видах творческой деятельности.         Обобщая     вышеперечисленные   результаты,   можно   сделать   вывод   об эффективности   применения   технологии   продуктивно­творческого   обучения на   уроках   музыки   в   классе   специального   фортепиано   и   дальнейшего использования   приобретенных   навыков     в   процессе   жизнедеятельности учащихся.

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки в классе фортепиано

Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки  в классе  фортепиано
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017