"Стилистические особенности произведений крупной формы"
Оценка 4.6

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
музыка
Взрослым
01.06.2017
"Стилистические особенности произведений крупной формы"
Статья в форме доклада направлена на совершенствование и расширение профессионального кругозора в истории музыкальных стилей и направлений в сфере фортепианного исполнительства. В докладе рассмотрены фортепианные стилистики представителей венского классицизма, в частности В.А. Моцарта, на примере его сонаты F - dur.Текстовый документ для педагогов специального фортепиано
доклад на портал.docx
Управление культуры Администрации города Новокузнецка МБУ ДО «Детская школа искусств № 48» ДОКЛАД «Стилистические особенности произведений крупной формы в истории фортепианного искусства XVII – XIX вв.» Автор: Чурилова Е.В. преподаватель   ф­но   высшей квалификационной категории г. Новокузнецк, 2016г. Цель  доклада   ­   совершенствование   и   расширение   профессионального кругозора   в   истории   музыкальных   стилей   и   направлений   в   сфере   фортепианного исполнительства. Главная   задача  ­   рассмотреть   фортепианные   стилистики   представителей венского классицизма, в частности В. А. Моцарта, на примере его сонаты F ­ dur. На протяжении XVIII в. в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и др.) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской   классической   школе».   Венская   классическая   школа,   органически впитавшая в себя передовые достижения национальной музыкальной культуры, сама была   явлением   глубоко   национальным,   коренилась   в   демократической   культуре австрийского народа. Представителями данного художественного направления были И.Гайдн,   Каждый   из   них   являлся   яркой индивидуальностью.   В.А.Моцарт,   Л.Бетховен. Так, стиль И.Гайдна отличало светлое мировосприятие, ведущая роль жанрово­ бытовых   элементов.   Для   стиля   В.А.Моцарта   более   характерным   было   лирико­ драматическое начало. Стиль Л.Бетховена ­ это воплощение героического пафоса борьбы. Однако, наряду с отличиями, обусловившими индивидуальности каждого из этих   композиторов,   их   объединяет   реализм,   жизнеутверждающее   начало   и демократичность.  Произведения   венских   классиков   не   случайно   занимают   особое   место   в репертуаре обучающегося. В процессе их изучения наиболее успешно развивается музыкальное   мышление,   формируется   исполнительная   культура   художественный вкус, чувство стиля. В области инструментальной музыки В.А. Моцарт подытожив опыт   венских   мастеров   старшего   поколения,   в   том   числе   И.   Гайдна,   достиг высочайших вершин: раскрыл новый мир мыслей и чувств, глубже и полнее отразил действительность с ее жизненными коллизиями, подготовив тем самым почву для рождения искусства Л.Бетховена и романтиков XIX в. По сравнению с И.Гайдном, в музыке   В.А.Моцарта   связи   с   народно­песенными   истоками   не   столь   прямые   и непосредственные, они сложнее и тоньше. Влияние австрийской народной песенности органически сочетается с воздействием итальянской и французской музыки. В.А.Моцарт   занимает   особое   место   в   венской   классической   школе.   В   его произведениях   строгость   и   ясность   формы   соединились   с   глубокой эмоциональностью.   Фортепианное   творчество   В.А.Моцарта   включает   19   сонат. Фортепианная манера В.А.Моцарта отчетливая, элегантная, с тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента. Что   необходимо   учесть   исполнителю,   интерпретирующему   В.А.Моцарта? Главным является понимание того, что В.А.Моцарт, в первую очередь, композитор оперный и путь к содержанию его фортепианных сонат следует искать в выявлении связей с театрально­оперными произведениями. Говоря   об   образно­эмоциональном   содержании   произведений   В.А.Моцарта, надо сказать, что характерной особенностью его сонат является полиаффектность, т.е. внутри одной части преобладает не один аффект (душевное волнение, страсть), а несколько.   Стремительная   смена   различных   музыкально­смысловых   состояний требует   от   исполнителя   способности   к   мгновенному   переключению, перевоплощению, перестройке выразительных и пианистических средств. Приступая к работе над сонатой В.А.Моцарта  F  ­  dur   I  ч., сначала следует познакомить   ученика   с   основными   чертами   его   творчества,   такими   как оптимистическое   восприятие   жизни,   связь   с   народными   истоками,   сочетающими черты немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены. Одна   из   основных   задач   данной   сонаты­   сочетание   лирической   мягкости, певучести с изяществом и ритмической активностью. Особое внимание надо обратить на точность звукоизвлечения, штрихов, пауз и чистоте педали. Важно здесь чуткость к   мельчайшим   интонациям   выразительной   мелодической   линии.   Необходимо помнить,   что   при   всей   своей   кристаллической   ясности,   звук   никогда   не   должен терять певучести. Ее важно сохранить даже в самых прозрачных пассажах, которые следует   исполнять   в   характерной   для   того   времени   жемчужной   манере,   когда каждый   звук   искрится   и   сверкает.   И,   наконец,   обратить   внимание   на   выявление контрастных образов и, наряду с этим, соблюдение единого целого; также обратить внимание   на   метро­ритмическую   закономерность,   а   именно   на   ритмическую пульсацию, скрепляющей воедино отдельные разделы произведения. Подводя итоги, хотелось бы отметить наиболее важные стилевые особенности музыки В.А.Моцарта: 1. Мелодизм. Как говорил В.А.Моцарт: «Мелодия­ это сущность музыки». Для мелодий   В.А.Моцарта   характерна   изысканность,   певучесть,   ритмическая активность,   насыщенность   хроматизмами,   смелые   скачки   и   виртуозные пассажи. А. Рубинштейн  писал: «В.А.Моцарт­ бесконечный мелодист, все у него поет, темы его сонат­ настоящие арии. В.А.Моцарт­ музыкант счастья, его музыка дарит радость». Учеными доказано, что музыка В.А.Моцарта способна лечить болезни, приводить в норму пульс сердцебиение, успокаивать нервную систему. 2. Разнообразная артикуляция. Характерны короткие лиги, изящество, чистота и хрустальная   прозрачность.   Поэтому   всякий   неверный   штрих,   малейшая неточность сказывается как грубая ошибка. 3. Гармонический язык В.А.Моцарта неразрывно связан с мелодией, придает ей большую выразительность. Это «мелодическая» певучая гармония. Но мелодия доминирует   над   гармонией.   Основа   гармонии   ­   простые   функции   (T­S­D). Вместе   с   тем,   смелые   модуляции   и   далекие   тональные   сопоставления приводили в недоумение современников В.А.Моцарта. А использование Ум 7, который в произведениях В.А.Моцарта звучал очень напряженно и драматично, произвело   вообще   революцию.   В.А.Моцарта   обвиняли   в   том,   что   он   пишет неприличную музыку.  4. Тональный план  динамичный  и активный, преобладают  модуляции в 1 ст. родства. Разработки в сонатах намного меньше, чем экспозиции. Но эта разница не ощущается, т.к. компенсируется интенсивным тональным планом. 5. Полифония  в   музыке   В.А.Моцарта   занимает   важное   место.   В.А.Моцарт является   одним   из   величайших   полифонистов.   Он   развивает   «баховскую» полифонию,   но   на   основе   стилистических   принципов   венской   классической школы, в которой господствует гомофонно­гармоническое мышление. 6. Фактура  В.А.Моцарта   ясная,   прозрачная,   тонкая   и   изящная.   Характерна дифференциация мелодии в верхнем голосе (правая рука) и сопровождения в левой руке. 7. Скачки.   В.А.Моцарт   любил   чередование   «высокого   и   низкого».   Большие скачки придают его музыке неслыханный простор. 8. Украшения.   В   угоду   эпохе,   любившей   украшения   во   всем­   в   костюмах, прическах   утонченных   и   чопорных,   В.А.Моцарт   использует   много разнообразных украшений, т.е. орнаментирует свою музыку. 9. Педаль  короткая   и   легкая,   чтобы   мелодическая   ткань   не   была   грузной,   а оставалась ясной, прозрачной и радостной. Известно три основные функции педали: звуковая, связующая и гармоническая. Педаль у венских классиков выполняет   в   основном   звуковую   функцию.   Она   лишает   гармоническое сопровождение   ударной   сухости,   придает   мелодии   певучесть   и   звонкость. Педаль   больше   всего   нужна   как   динамическая   краска   и   ритмическая поддержка. Педаль  не  должна  компенсировать  недостаток  legato. Типичные случаи употребления педали­ это на начало коротких лиг, трель, протяженные звуки, синкопы, далекие басы, перекрещивание рук и аккордов. В   заключении  хочется   сказать,   что   исполнение   произведений   В.А.Моцарта является   для   пианистов   очень   трудной   задачей,   требующей   исключительной прозрачности, где каждый звук, как говорится, на счету, ничего нельзя скрыть ни педалью, ни преувеличенной силой ­ все должно быть абсолютно и предельно ясным. А.Шнабель писал: «Учителя дают В.А.Моцарта, потому что в его музыке не слишком много нот. А взрослые избегают играть В.А.Моцарта из­за огромной значимости этих нот. Своей музыкой В.А.Моцарт говорит нам, что не важно, что происходит вокруг, лишь бы и в горе, и в радости светилось сердце».

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"

"Стилистические особенности произведений крупной формы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017