"Стилистические особенности произведений крупной формы"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья в форме доклада направлена на совершенствование и расширение профессионального кругозора в истории музыкальных стилей и направлений в сфере фортепианного исполнительства. В докладе рассмотрены фортепианные стилистики представителей венского классицизма, в частности В.А. Моцарта, на примере его сонаты F - dur.Текстовый документ для педагогов специального фортепиано
Иконка файла материала доклад на портал.docx
Управление культуры Администрации города Новокузнецка МБУ ДО «Детская школа искусств № 48» ДОКЛАД «Стилистические особенности произведений крупной формы в истории фортепианного искусства XVII – XIX вв.» Автор: Чурилова Е.В. преподаватель   ф­но   высшей квалификационной категорииг. Новокузнецк, 2016г. Цель  доклада   ­   совершенствование   и   расширение   профессионального кругозора   в   истории   музыкальных   стилей   и   направлений   в   сфере   фортепианного исполнительства. Главная   задача  ­   рассмотреть   фортепианные   стилистики   представителей венского классицизма, в частности В. А. Моцарта, на примере его сонаты F ­ dur. На протяжении XVIII в. в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и др.) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской   классической   школе».   Венская   классическая   школа,   органически впитавшая в себя передовые достижения национальной музыкальной культуры, сама была   явлением   глубоко   национальным,   коренилась   в   демократической   культуре австрийского народа. Представителями данного художественного направления были И.Гайдн,   Каждый   из   них   являлся   яркой индивидуальностью.   В.А.Моцарт,   Л.Бетховен. Так, стиль И.Гайдна отличало светлое мировосприятие, ведущая роль жанрово­ бытовых   элементов.   Для   стиля   В.А.Моцарта   более   характерным   было   лирико­ драматическое начало. Стиль Л.Бетховена ­ это воплощение героического пафоса борьбы. Однако, наряду с отличиями, обусловившими индивидуальности каждого из этих   композиторов,   их   объединяет   реализм,   жизнеутверждающее   начало   и демократичность.  Произведения   венских   классиков   не   случайно   занимают   особое   место   в репертуаре обучающегося. В процессе их изучения наиболее успешно развивается музыкальное   мышление,   формируется   исполнительная   культура   художественный вкус, чувство стиля. В области инструментальной музыки В.А. Моцарт подытожив опыт   венских   мастеров   старшего   поколения,   в   том   числе   И.   Гайдна,   достиг высочайших вершин: раскрыл новый мир мыслей и чувств, глубже и полнее отразил действительность с ее жизненными коллизиями, подготовив тем самым почву для рождения искусства Л.Бетховена и романтиков XIX в. По сравнению с И.Гайдном, в музыке   В.А.Моцарта   связи   с   народно­песенными   истоками   не   столь   прямые   и непосредственные, они сложнее и тоньше. Влияние австрийской народной песенности органически сочетается с воздействием итальянской и французской музыки. В.А.Моцарт   занимает   особое   место   в   венской   классической   школе.   В   его произведениях   строгость   и   ясность   формы   соединились   с   глубокойэмоциональностью.   Фортепианное   творчество   В.А.Моцарта   включает   19   сонат. Фортепианная манера В.А.Моцарта отчетливая, элегантная, с тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента. Что   необходимо   учесть   исполнителю,   интерпретирующему   В.А.Моцарта? Главным является понимание того, что В.А.Моцарт, в первую очередь, композитор оперный и путь к содержанию его фортепианных сонат следует искать в выявлении связей с театрально­оперными произведениями. Говоря   об   образно­эмоциональном   содержании   произведений   В.А.Моцарта, надо сказать, что характерной особенностью его сонат является полиаффектность, т.е. внутри одной части преобладает не один аффект (душевное волнение, страсть), а несколько.   Стремительная   смена   различных   музыкально­смысловых   состояний требует   от   исполнителя   способности   к   мгновенному   переключению, перевоплощению, перестройке выразительных и пианистических средств. Приступая к работе над сонатой В.А.Моцарта  F  ­  dur   I  ч., сначала следует познакомить   ученика   с   основными   чертами   его   творчества,   такими   как оптимистическое   восприятие   жизни,   связь   с   народными   истоками,   сочетающими черты немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены. Одна   из   основных   задач   данной   сонаты­   сочетание   лирической   мягкости, певучести с изяществом и ритмической активностью. Особое внимание надо обратить на точность звукоизвлечения, штрихов, пауз и чистоте педали. Важно здесь чуткость к   мельчайшим   интонациям   выразительной   мелодической   линии.   Необходимо помнить,   что   при   всей   своей   кристаллической   ясности,   звук   никогда   не   должен терять певучести. Ее важно сохранить даже в самых прозрачных пассажах, которые следует   исполнять   в   характерной   для   того   времени   жемчужной   манере,   когда каждый   звук   искрится   и   сверкает.   И,   наконец,   обратить   внимание   на   выявление контрастных образов и, наряду с этим, соблюдение единого целого; также обратить внимание   на   метро­ритмическую   закономерность,   а   именно   на   ритмическую пульсацию, скрепляющей воедино отдельные разделы произведения. Подводя итоги, хотелось бы отметить наиболее важные стилевые особенности музыки В.А.Моцарта: 1. Мелодизм. Как говорил В.А.Моцарт: «Мелодия­ это сущность музыки». Для мелодий   В.А.Моцарта   характерна   изысканность,   певучесть,   ритмическая активность,   насыщенность   хроматизмами,   смелые   скачки   и   виртуозные пассажи. А. Рубинштейн  писал: «В.А.Моцарт­ бесконечный мелодист, все у него поет, темы его сонат­ настоящие арии. В.А.Моцарт­ музыкант счастья, его музыка дарит радость». Учеными доказано, что музыка В.А.Моцарта способналечить болезни, приводить в норму пульс сердцебиение, успокаивать нервную систему. 2. Разнообразная артикуляция. Характерны короткие лиги, изящество, чистота и хрустальная   прозрачность.   Поэтому   всякий   неверный   штрих,   малейшая неточность сказывается как грубая ошибка. 3. Гармонический язык В.А.Моцарта неразрывно связан с мелодией, придает ей большую выразительность. Это «мелодическая» певучая гармония. Но мелодия доминирует   над   гармонией.   Основа   гармонии   ­   простые   функции   (T­S­D). Вместе   с   тем,   смелые   модуляции   и   далекие   тональные   сопоставления приводили в недоумение современников В.А.Моцарта. А использование Ум 7, который в произведениях В.А.Моцарта звучал очень напряженно и драматично, произвело   вообще   революцию.   В.А.Моцарта   обвиняли   в   том,   что   он   пишет неприличную музыку.  4. Тональный план  динамичный  и активный, преобладают  модуляции в 1 ст. родства. Разработки в сонатах намного меньше, чем экспозиции. Но эта разница не ощущается, т.к. компенсируется интенсивным тональным планом. 5. Полифония  в   музыке   В.А.Моцарта   занимает   важное   место.   В.А.Моцарт является   одним   из   величайших   полифонистов.   Он   развивает   «баховскую» полифонию,   но   на   основе   стилистических   принципов   венской   классической школы, в которой господствует гомофонно­гармоническое мышление. 6. Фактура  В.А.Моцарта   ясная,   прозрачная,   тонкая   и   изящная.   Характерна дифференциация мелодии в верхнем голосе (правая рука) и сопровождения в левой руке. 7. Скачки.   В.А.Моцарт   любил   чередование   «высокого   и   низкого».   Большие скачки придают его музыке неслыханный простор. 8. Украшения.   В   угоду   эпохе,   любившей   украшения   во   всем­   в   костюмах, прическах   утонченных   и   чопорных,   В.А.Моцарт   использует   много разнообразных украшений, т.е. орнаментирует свою музыку. 9. Педаль  короткая   и   легкая,   чтобы   мелодическая   ткань   не   была   грузной,   а оставалась ясной, прозрачной и радостной. Известно три основные функции педали: звуковая, связующая и гармоническая. Педаль у венских классиков выполняет   в   основном   звуковую   функцию.   Она   лишает   гармоническое сопровождение   ударной   сухости,   придает   мелодии   певучесть   и   звонкость. Педаль   больше   всего   нужна   как   динамическая   краска   и   ритмическая поддержка. Педаль  не  должна  компенсировать  недостаток  legato. Типичные случаи употребления педали­ это на начало коротких лиг, трель, протяженные звуки, синкопы, далекие басы, перекрещивание рук и аккордов. В   заключении  хочется   сказать,   что   исполнение   произведений   В.А.Моцарта является   для   пианистов   очень   трудной   задачей,   требующей   исключительнойпрозрачности, где каждый звук, как говорится, на счету, ничего нельзя скрыть ни педалью, ни преувеличенной силой ­ все должно быть абсолютно и предельно ясным. А.Шнабель писал: «Учителя дают В.А.Моцарта, потому что в его музыке не слишком много нот. А взрослые избегают играть В.А.Моцарта из­за огромной значимости этих нот. Своей музыкой В.А.Моцарт говорит нам, что не важно, что происходит вокруг, лишь бы и в горе, и в радости светилось сердце».