Технология продуктивного чтения (3 класс)

  • Работа в классе
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технология продуктивного чтения- это образовательная технология, направленная на развитие умения полноценного чтения. Цель данной технологии- формирование читательской компетенции школьника. Она позволяет заложить основы грамотного читателя. Используя данную технологию, можно сделать вывод, что она развивает эмоциональную отзывчивость. В данной работе описаны этапы работы и структура урока.
Иконка файла материала Технология продуктивного чтения.docx
Технология продуктивного чтения Cегoдня   научить   ребенкa  читaть   недoстатoчнo.   Нaучить   его   читaть «правильно», « эффективно», продуктивно­ важная задача учителя и не только на   уроках   литературного   чтения,   хотя   на   них   оттачиваются   необходимые умения. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения. Очень подробно описывают данную технологию  авторы программы  «Школа  2100». Данную  технология можно использовать  при работе в любой образовательной системе. Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой –   не   настолько   проста,   чтобы   ее   не   стоило   изучать,   совершенствовать   и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.  Итак,   технология   продуктивного   чтения   –   это   природосообразная образовательная   технология,   опирающаяся   на   законы   читательской деятельности   и   обеспечивающая   с   помощью   конкретных   приёмов   чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. выделение ключевых слов;  беседа;  составления плана;  построение структурной модели текста;  наблюдение над системой образов;  комментированное чтение;  диалог с автором через текст. Технология предлагает следующие приемы работы с текстом:         Важно обратить внимание на два последних. Комментированное чтение и диалог с автором – это наиболее короткий «путь к автору», но недостаточно освоенный в современной школе.  Основная  задача   учителя   на уроке –  помочь  ребенку   увидеть  в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации.  Возможным это делает лишь вдумчивое (аналитическое, изучающее, «медленное») чтение. С позиции структуры читательской деятельности разработанная технологи я предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя). Работа с текстом до чтения.        Цель  –   развитие   такого   важнейшего   читательского   умения,   как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать  содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная   задача  –   вызвать   у   ребёнка   желание,   мотивацию прочитать книгу, ведь детям предстоит вести «диалог с автором».    Приемы                                            Стратегия ключевых слов.  Фразы размещают на доске.Стратегия одного предложения Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных   произведений  (цвет   геометрической   жанровой   модели символизирует тематику произведения) Использование музыкальных произведений, произведений живописи Прием «Ассоциация» Ассоциативный куст II. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Дети   самостоятельно   читают   текст     про   себя   в   классе   или   дома   с установкой   провести   диалог   с   автором   и   проверить   свои   предположения   и ожидания. Приемы "Диалог" обучающихся с автором литературного произведения  Крайне   важно   научить   учеников   видеть   в   тексте   прямые   и   скрытые авторские вопросы. Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу   чтения.  Это   вопросы,   ответы   на   которые   они   могут   узнать   в   процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что   сейчас   случится?..",   "Почему   именно   так?..",   "Для   чего?..",   "Кто такой?..".  Возникающие   вопросы   предполагают   появление   ответов­ предположений   и   самопроверку   по   ходу   дальнейшего   чтения.  Данный   прием поможет решить задачу интерпретации текста юным читателем, т.е. извлечению из текста максимума заложенных в него смыслов. Как правило, вопросы  к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.   Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста.  Комментированное чтение  Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное   чтение   используется   преимущественно   во   время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. рефрен  (повтор   слова,  словосочетания   вслед   за   ребенком),  за   которым следует комментарий или вопрос к обучающимся);  "включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";  формулировка   максимально   "свернутого",   "сжатого"   вопроса,   не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".  Комментарии   учителя   должны   быть   краткими   и   динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.Чтение с остановками Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные цели.  III. Работа с текстом после чтения. Цель  –   корректировка   читательской   интерпретации   в   соответствии   с авторским смыслом. Главная   задача  –   обеспечить   углублённое   восприятие   и   понимание текста. Постановка вопроса к тексту в целом. Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Вопросы по иллюстрации. Выполнение творческих заданий. Данная технология направлена на формирование   коммуникативных   универсальных   учебных   действий,   умений истолковывать   прочитанное   и   формулировать   свою   позицию,   адекватно понимать   собеседника   (автора),   умение   осознанно   читать   вслух   и   про   себя тексты учебников;   познавательных   универсальных   учебных   действий,   а   именно,   – умения извлекать информацию из текста. Технология   продуктивного   чтения   резко   отличается   от   традиционной технологии передачи ученику готового знания. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится   к   «режиссированию»   этой   активной,   познавательной   деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит».  Таким образом, перед учителями начальных классов стоит задача   через обучение   вдумчивому,   аналитическому   чтению     приобщить   младших школьников   к   чтению   в   целом.   В   данном   контексте   нам   близка  технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанная профессором Н.Н. Светловской.