Технология продуктивного чтения- это образовательная технология, направленная на развитие умения полноценного чтения. Цель данной технологии- формирование читательской компетенции школьника. Она позволяет заложить основы грамотного читателя. Используя данную технологию, можно сделать вывод, что она развивает эмоциональную отзывчивость. В данной работе описаны этапы работы и структура урока.
Технология продуктивного чтения
Cегoдня научить ребенкa читaть недoстатoчнo. Нaучить его читaть
«правильно», « эффективно», продуктивно важная задача учителя и не только
на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые
умения. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Очень подробно описывают данную технологию авторы программы
«Школа 2100». Данную технология можно использовать при работе в любой
образовательной системе. Технология продуктивного чтения с одной стороны,
не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой
– не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и
обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная
образовательная технология,
опирающаяся на законы читательской
деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения
полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую
позицию по отношению к тексту и его автору.
выделение ключевых слов;
беседа;
составления плана;
построение структурной модели текста;
наблюдение над системой образов;
комментированное чтение;
диалог с автором через текст.
Технология предлагает следующие приемы работы с текстом:
Важно обратить внимание на два последних. Комментированное чтение и
диалог с автором – это наиболее короткий «путь к автору», но недостаточно
освоенный в современной школе.
Основная задача учителя на уроке – помочь ребенку увидеть в тексте
автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации. Возможным это делает
лишь вдумчивое (аналитическое, изучающее, «медленное») чтение.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технологи
я предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как
антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по
заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать
книгу, ведь детям предстоит вести «диалог с автором».
Приемы
Стратегия ключевых слов. Фразы размещают на доске.Стратегия одного предложения
Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики
литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели
символизирует тематику произведения)
Использование музыкальных произведений, произведений живописи
Прием «Ассоциация» Ассоциативный куст
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с
установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и
ожидания.
Приемы
"Диалог" обучающихся с автором литературного произведения
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые
авторские вопросы. Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по
ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе
чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..",
"Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто
такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов
предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения. Данный прием
поможет решить задачу интерпретации текста юным читателем, т.е. извлечению
из текста максимума заложенных в него смыслов.
Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный
характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на
анализ текста.
Комментированное чтение
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением,
толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется преимущественно во время
перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог
с автором", обеспечить "погружение" в текст.
рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым
следует комментарий или вопрос к обучающимся);
"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте
себе…", "Увидели?..", "Представили?..";
формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не
предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".
Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными.
Комментарий не должен превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей
развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.Чтение с остановками
Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение.
Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные цели.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с
авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание
текста.
Постановка вопроса к тексту в целом. Рассказ о писателе и беседа с детьми о
его личности. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.
Вопросы по иллюстрации. Выполнение творческих заданий.
Данная технология направлена на формирование
коммуникативных универсальных учебных действий, умений
истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно
понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя
тексты учебников;
познавательных универсальных учебных действий, а именно, –
умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной
технологии передачи ученику готового знания. Действия учеников становятся
более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более
сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности
учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже
чувствуют и понимают прочитанное.
И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту
мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то
он не любит».
Таким образом, перед учителями начальных классов стоит задача через
обучение вдумчивому, аналитическому чтению
приобщить младших
школьников к чтению в целом. В данном контексте нам близка технология
формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного
чтения), разработанная профессором Н.Н. Светловской.