В данной статье описывается о значении практического занятия в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов фармацевтического отделения медицинских колледжей. Автор показывает способ проектирования практического занятия который дает возможность лучше организовать учебно-познавательную, профессионально-эвристическую, исследовательскую деятельность студентов.Описывает какие профессиональные задачи необходимо для этого решать.Рассматривает проектирование каждого этапа.
мое выступление.docx
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования ФГОС СПО представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных
профессиональных образовательных программ по определенной
специальности. Результатом образовательного процесса по ФГОС СПО
является формирование компетентности, опыта практической
деятельности. Поэтому значительное место в системе подготовки
специалистов среднего звена занимают практические занятия, которые
составляют 50% от общего количества аудиторных часов в программах
учебных дисциплин и междисциплинарных курсов ПМ.
Практическое занятие (лат. prakticos деятельный) – это форма
учебного занятия, в ходе которого преподаватель организует рассмотрение
студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины,
МДК и формирует умения и навыки их практического применения путем
индивидуального или группового выполнения студентами определенных
заданий, в соответствии с сформулированными задачами. Практические
занятия направлены на формирование у студентов профессиональных
умений и практических навыков, формирование личности будущих
специалистов и способствуют:
обобщению, систематизации, углублению, закреплению полученных
теоретических знаний по конкретным темам учебных дисциплин и
профессиональных модулей;
формированию умений применять полученные профессиональные знания в
учебных условиях;
приобретению студентами умений и навыков использования современных
теоретических положений и научнотехнических приемов, методов в
решении конкретных практических задач;
интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся;
развитию интеллектуальных умений у будущих специалистов:
аналитических, проектировочных, конструктивных и др.; выработке при решении поставленных задач таких профессионально
значимых качеств как самостоятельность, коммуникативность,
мобильность, ответственность, точность, развитие творческого
профессионального мышления, профессиональной и познавательной
мотивации;
организации оперативной обратной связи преподавателя студентов.
Для того, чтобы спроектировать практическое занятие, которое даст
возможность лучше всего организовать учебнопознавательную,
профессиональноэвристическую, исследовательскую, другие виды
деятельности студентов, преподаватель должен разработать учебно
методическую карту занятия и последовательно решать следующие
профессиональные задачи:
определить объем и содержание образовательного материала, тему, тип и
цели обучения, воспитания и развития;
тщательно продумать структуру и план проведения учебного занятия,
методы и приемы работы на каждом этапе обучения;
просмотреть научную, учебную, методическую и периодическую
литературу и подготовить необходимое материальнотехническое
оснащение образовательного процесса;
разработать задания для использования при контроле знаний обучаемых;
сформулировать критерии, на основе которых дается оценка ответов
студентов;
определить деятельность преподавателя и студента на каждом из этапов;
при организации учебной деятельности ориентироваться на возрастные и
индивидуальные особенности студентов;
использовать методы, побуждающие студентов самостоятельно
рассуждать;
создать условия для активности обучаемых, подбирая необходимые
средства обучения и контроля знаний;
определить способ оценки результатов практического занятия, рефлексию
и результат собственной деятельности Практические занятия с точки зрения типологии уроков по ФГОС
классифицируются следующим образом:
урок постановки учебной задачи, по традиционной классификации это
урок изучения нового материала;
урок решения учебной задачи урок практического применения знаний
или урок формирования умений и навыков;
урок моделирования и преобразования модели урок обобщения и
систематизации новых умений;
урок контроля и оценки урок контроля и коррекции знаний, умений и
навыков.
Согласно данной классификации можно выделить следующие виды
практического занятия:
практическое занятие на применение знаний и умений, методической
основой которого является применение теоретических положений в
условиях решения учебных задач и выполнения упражнений по образцу;
практическое занятие формирования умений и навыков, на котором
студенты при выполнении заданий самостоятельно творчески используют
сформированные умения и навыки;
практическое занятие на углубление сформированных компетенций, на
данном занятии обобщаются и систематизируются усвоенные и
включенные в его систему ранее усвоенные умения навыки и практический
опыт;
интегрированное практическое занятие способствует установлению
внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, изучаются связи
дисциплины с дисциплинами профессионального цикла;
лабораторная работа, формирует экспериментальные умения студентов,
умения решать практические задачи исследовательским путем;
практикумы (установочные, иллюстративные, тренировочные,
исследовательские, творческие и . т д.), на которых формируются
конструктивные умения студентов, происходит неформальное усвоение
учебного материала.
Технологию проектирования практического занятия, типа решения учебной
задачи, т.е. практического занятия формирования умений и навыков рассмотрим на примере практического занятия по МДК.02.01
«Технология изготовления лекарственных форм». Тема урока:
«Изготовление порошков с красящими лекарственными веществами».
После определения типа, вида и темы урока, объема и содержания
образовательного материала разрабатывается учебно методическая карта
урока, где определяются цели урока.
Методическая цель занятия: Демонстрация методики проведения
практического занятия с использованием информационнокомпьютерных
технологий обучения.
Дидактические цели занятия:
Учебная Добиться прочного усвоения знаний, сформировать умение
объяснять факты на основе причинноследственных связей,
закономерностей.
Освоение профессиональных компетенций: изготавливать лекарственные
формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения (ПК 2.1),
изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные
средства для последующей реализации (ПК 2.2.), соблюдать правила
санитарногигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и
противопожарной безопасности. (ПК 2.4.).
Развивающая Формирование навыков самообразования, самореализации
личности, коммуникативных навыков.
Освоение общих компетенций: осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.(ОК
4); самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
своей квалификации. (ОК 8).
Воспитательная Формирование общечеловеческих ценностей:
гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью
человека; современного научного мировоззрения и интереса к избранной
профессии.
Освоение общих компетенций: понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес. (ОК 1), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.(ОК 2), Принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
(ОК 3).
Общим признаком для всех практических занятий является соединение
знаний студентов с их практической деятельностью. Во всех практических
занятиях выделяются три части: вступительная, основная, заключительная.
С точки зрения современного учебного занятия, это такие этапы как
мотивационноцелевой; операционнодеятельностный, рефлексивно
оценочный. Конструирование учебного занятия проводится путем выбора
тех или иных структурных элементов. Выбор зависит от вида учебного
занятия, его дидактической цели, содержания материала, методов и
приемов обучения, способов организации учебной деятельности.
Следующий шаг в конструировании практического учебного занятия
определение деятельности преподавателя и студента на каждом из этапов.
I.
Организация начала учебного занятия.
На этом этапе должно иметь место эмоциональное вхождение в учебное
занятие.
Например: «Здравствуйте ребята! Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю
вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения
к себе и друг другу. На такой хорошей ноте и начнем наш урок».
Проводится проверка присутствующих, проверка готовности обучающихся
к занятию, наличие формы, запуск учебной презентации «Технология
изготовления порошков». Сообщается название темы, ее цель, значение,
план практического занятия.
Преподаватель мотивирует студентов на изучение темы. Подчеркивает
важность темы, что в соответствии с ФГОС после изучения темы
студенты должны:
иметь практический опыт:
изготовления порошков с красящими лекарственными веществами;
знать:
требования, предъявляемые к изготовлению порошков; перечень красящих лекарственных веществ, условия их хранения и
правила работы с ними в соответствии с действующими НД;
правила изготовления порошков с красящими веществами;
уметь:
проводить фармацевтическую экспертизу рецептурной прописи и
необходимые расчеты;
изготовить порошки с красящими лекарственными веществами;
оформлять лекарственную форму к отпуску;
заполнить лицевую сторону ППК по памяти;
провести оценку качества изготовленной лекарственной формы.
Можно напомнить цитаты из этического кодекса фармацевтов: «Главная
цель профессиональной деятельности фармацевта – всегда помнить об
обязанности сохранить человеческую жизнь».
II. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ЗАНЯТИЯ
При конструировании данного этапа преподаватель учитывает
необходимость использования активных приемов обучения. Контроль
может быть проведен с использованием ЭОР П и Ктипов.
Можно запланировать проведение дидактической игры
«Терминологическая викторина».
Студенты сидят по кругу, преподаватель называет термины из глоссария с
помощью ИКТ, студент, который не дает правильный ответ, выбывает из
игры.
III. Актуализация опорных знаний
На современном практическом занятии наблюдается принципиальное
изменение деятельности преподавателя. Преподаватель выполняет роль
консультанта, организует работу студентов по постановке учебной задачи,
по поиску и обработке информации, по обобщению способов деятельности,
что должно быть продумано при конструировании данного этапа. На
данном этапе проводится повторение ранее усвоенных знаний и
применение их в новых ситуациях
1.Преподаватель предлагает студентам создать схему технологии
приготовления сложных порошков.
2.Называет начало правила проведения фармацевтической экспертизы
рецептурной прописи и предлагает студенту продолжить .
3.Преподаватель просит студента показать манипуляции при работе с
ручными весочками, разновесом. 4. Выполнение обучающих заданий у доски проведение расчетов,
необходимых для изготовления лекарственной формы по рецептурным
прописям, разбор теоретического обоснования технологии изготовления
лекарственной формы и этапов изготовления порошков. Разбор трудных
прописей, акцент делается на различные варианты расчетов.
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ:
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОРОШКОВ С КРАСЯЩИМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ
ВЕЩЕСТВАМИ»
При конструировании данного этапа преподаватель использует приемы
и методы, направленные на формирование интереса студентов к
учебной дисциплине и теме занятия, практических умений навыков при
изготовлении порошков с красящими ЛВ, интеллектуальных умений:
сравнивать, обобщать, анализировать и формулировать выводы,
интереса к избранной профессии и профессиональной направленности
специалиста. Организация работы студентов направлена на повышение
самостоятельности студентов.
Изучение нового материала начинается с демонстрацииинструктажа
проведения фармацевтической экспертизы, заполнения паспорта
письменного контроля, проведения расчетов при изготовлении
порошков с красящими лекарственными веществами, можно провести с
использованием видеоматериалов. Использование видеоматериалов
способствует развитию мотивированности обучающихся к выполнению
учебных заданий, развивает различные виды психической деятельности,
в первую очередь внимание и память. Во время просмотра
видеоматериалов создается атмосфера совместной познавательной
деятельности, поэтому даже невнимательный обучающийся становится
внимательным. А интенсивность внимания оказывает влияние на
процесс запоминания.
V.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я
запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Отработка навыков проведения фармацевтической экспертизы
рецептурной прописи происходит во время самостоятельной работы
студентов. Если студент испытывает затруднения при самостоятельном
проведении фармацевтической экспертизы, проведении необходимых
расчетов, то преподаватель рекомендует ему еще раз просмотреть
видеоролик. Наиболее активно развитие профессиональных и общих компетенций происходит при использовании индивидуальногрупповой и
групповой формы обучения. Студенты самостоятельно в группах готовят
порошки, используя полученные знания, руководствуясь алгоритмом
технологии изготовления порошков с красящими лекарственными
веществами. Преподаватель контролирует правильность технологического
процесса и соблюдение стадий приготовления порошка.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
При конструировании данного этапа преподаватель должен использовать
методы, побуждающие студентов самостоятельно рассуждать. Этому
способствуют следующие виды работ:
проверка базовых знаний (тестирование с использованием ИКТ);
контроль успешности обучения (решение ситуационных задач);
решение кроссворда.
VII.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. ВЫВОДЫ
Данный этап называется рефлексивно оценочным. Основной целью этапа
является осознание студентами метода преодоления затруднений и
самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
Следующий шаг – определение способа оценки результатов практического
занятия, осуществление коррекции, подведение итогов совместной и
индивидуальной деятельности (рефлекция). На данном этапе
преподаватель должен подумать
• Что контролировать,
• Как контролировать
• Как использовать результаты контроля
На данном этапе преподавателем осуществляется оценка достижений
обучающегося: работа над развитием у обучающихся способности к
самоконтролю и самооценки, критериальное оценивание.
Таким образом, конструирование современного учебного занятия требует
от преподавателя пересмотра своей позиции и студента в учебном
процессе, продумывания методов, приемов, способов организации, форм
проведения для активизации профессиональноэвристической
деятельности студентов во время организации практических занятий.
Активизации профессиональноэвристической деятельности студентов во
время организации практических занятий будет оказывать содействие
соблюдению преподавателем таких методических требований:
практические занятия должны отвечать общим идеям и направленности
лекционного курса;
актуализация знаний студентов не должна быть скучным декларированием
теоретических фактов из конспекта или учебной литературы; познавательную мотивацию студентов можно и нужно активно
стимулировать через обращения к их собственному практическому опыту;
на практическом занятии студенты должны постоянно ощущать рост
сложности задач (нужный переход от алгоритмических к эвристическим
задачам);
необходимо, чтобы студенты постоянно были заняты самостоятельной
напряженной работой по поиску решения проблемы, во время которой
имели бы возможность проявить творчество, активность, реализовать
эвристические умения;
наиболее активно развитие общих (коммуникативных) компетенций
студентов происходит при использовании индивидуальногрупповой и
групповой формы обучения;
преподаватель выполняет роль консультанта для тех, кому нужна
помощь;
использует эвристические приемы, активные методы и разнообразные
современные средства обучения;
преподаватель учитывает индивидуальные особенности и
профессиональные интересы каждого студента.
Лозунг современного преподавателя «Плохой учитель преподносит
истину, хороший учит ее добывать» Фридрих Адольф Вильгельм
Дистервег (немецкий педагог)
Советы учителям.
Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?
1. Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым
возникает чувство радости и спокойствия
2.Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют
депрессию, печаль, тревогу.
3.И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает
«исстрадавшуюся» нервную систему.
4. Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с
гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует
эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными
доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках
пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью
пальчиковой гимнастики. 5.Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ!
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года
дольше!
6.Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь
он – пример для подражания!
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Технология проектирования практического занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.