Конспект занятия Тема: «Изготовление простых вязаных изделий (варежки, рукавицы)»
Оценка 4.7

Конспект занятия Тема: «Изготовление простых вязаных изделий (варежки, рукавицы)»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология +1
Взрослым
10.03.2017
Конспект занятия Тема: «Изготовление простых вязаных изделий (варежки, рукавицы)»
Цель занятия: познакомить детей с историей вязаных рукавиц на Руси, научить вязать варежки. Задачи занятия: Научить снимать мерку с руки, определять плотность вязания, строить чертёж; закрепить умения работать со схемой, вязать определёнными видами петель. Вид занятия: театрализованное учебное занятие «Девичьи посиделки», с элементами игровых технологий
Конспект занятия.docx

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества Кировского района города Донецка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

Тема: «Изготовление простых вязаных изделий (варежки, рукавицы)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор:

Доренская А.Н.,

руководитель

                                             творческого объединения                                                                      

                                                  «Ажур»

 

 

 

 

 

 

Донецк-2017

 

Тема:  Изготовление простых вязаных изделий (варежки, рукавицы)

 

Цель занятия: познакомить детей  с историей вязаных рукавиц на Руси,  научить вязать варежки.

 

Задачи занятия:

Образовательные:

- Научить снимать мерку с руки, определять плотность вязания, строить чертёж;

- Закрепить умения работать со схемой, вязать определёнными видами петель;

Развивающие:

-  Развивать художественный вкус и познавательные способности учащихся;

-  Расширить кругозор, повысить интерес к рукоделию;

- Развивать внимание, фантазию, творчество, мелкую моторику рук, усидчивость;

Воспитательные:

- Воспитывать такие качества, как трудолюбие, терпение, аккуратность, доброжелательность, взаимопомощь.

 

Вид занятия: театрализованное  учебное  занятие «Девичьи посиделки», с элементами игровых технологий.

Тип занятия: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, групповая

Год обучения: 2 год обучения

Время занятия: 45 минут

Материалы и оборудование: нитки акриловые и шерстяные различных цветов, крючки, ножницы, готовый вязаный образец, схемы узоров, иллюстрации моделей, плакаты, фонограмма русских народных мелодий.

 

Подготовка к занятию:

1. Оформление выставки вязаных изделий,

2. Подбор  игр, пословиц, составление кроссворда.

3. Подготовка  рассказа  об истории вязания, истории вязаных рукавиц на Руси.

4. Оформление  зала, с  использованием  стилизованных  элементов русской избы.

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие  - сегодня у нас «девичьи посиделки».

         Небогат на тёплые дни русский календарь. Промелькнёт весна - красна. За работой да хлопотами об урожае пройдёт лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, у людей, наконец, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче, раньше приходят сумерки. И долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок.

- Давайте, девочки, представим, как проходили эти посиделки в старину и попробуем воссоздать эту атмосферу на нашем занятии.

- Я буду хозяйкой избы, где проходят посиделки, и наставницей, а вы девушками – подружками.

- Девочки приносили на посиделки свою работу – кто шьёт, кто вяжет, кто пряжу прядёт. Любили петь народные песни. Мы на наших посиделках будем вязать. Приготовьте всё необходимое для работы.

Звучит музыка, дети достают пряжу, крючки.

Педагог: Ну, что ж начнём наши посиделки. Я уже сказала, что на посиделках занимались рукоделием.

- Вспомните, пожалуйста, дорогие рукодельницы, какие виды рукоделия вы знаете?

Ответы: вышивка (какая бывает), бисероплетение, кружево, макраме, изонить, печворк, декупаж, квиллинг, роспись по ткани …

Демонстрация наглядного материала «Виды рукоделия»

Педагог: Да, много видов рукоделия существует, и вязание – это один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

- А знаете ли вы, что вязание возникло в глубокой древности? (Приложение 1)

- Несмотря на промышленное производство одежды, интерес к ручному вязанию не угасает. Почему так происходит?

Предполагаемый ответ: Всем женщинам хочется носить модные, эксклюзивные вещи. Трикотажные вещи ручной работы самобытны и не уступают в красоте и изяществе машинному трикотажу.

Педагог: Итак, ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на наших посиделках? Вы сможете мне ответить, отгадав загадки:

На десятерых братьев                         

Двух шуб хватает.

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят.

Педагог: Правильно, это варежки.

 

Сообщение цели и задач занятия:

Сейчас  мы приступим к изготовлению вязаных варежек. Скоро наступят холода, и они нам пригодятся. Мы с вами познакомились уже с историей возникновения рукавиц на Руси, а сейчас  я расскажу о последовательности  изготовления варежек, научу  строить схему - чертёж, правильно рассчитывать количество петель для изделия; мы подумаем, как украсить наши варежки и приступим непосредственно к вязанию.

 

 

 

 

2. Основная часть занятия.

 

1. Систематизация знаний, умений и навыков.

Педагог: - Что же нам сегодня понадобится для работы? Нам сегодня понадобятся нитки шерстяные, полушерстяные разных цветов. Крючки №3; 3,5; 4 Ножницы. Карандаш. Линейка. Цветной картон. Клей.

Основной наш инструмент – это крючок. А что вы знаете о крючках? Какие они бывают и как их правильно подбирать?

Предполагаемые ответы. ( Приложение 2)

Педагог: - А теперь скажите, что вы знаете о пряже, которую можно использовать для вязания.

Предполагаемые ответы. ( Приложение 3)

Рассматривание образцов  пряжи.

Педагог: - Инструменты и материалы для работы мы подготовили. А теперь давайте вспомним, как ими правильно пользоваться. (Можно подготовить плакат).

Ответы детей.

 

2.Изучение нового материала.

 

Памятка (педагог раздает учащимся):

Для изготовления левой и правой варежки необходимо:

1. Снять мерки руки.

2. Построить чертеж.

3. Связать образец для определения плотности вязки.

4. Связать резинку.

5. Связать основным узором до большого пальца.

6. Сделать отверстие для большого пальца.

7. Связать до конца мизинца.

8. Убавить петли варежки для пальцев руки.

9. Связать большой палец.

10. Вышить варежку или пришить декоративные элементы.

11. Сшить варежку (если она связана коротким крючком из двух половинок или длинным крючком).

Педагог: - Варежки вяжут длинным или коротким крючком разными способами: 1. Снизу по кругу (для малышей — без пальчика). 2. Длинным крючком. 3. Из двух половинок. Чтобы варежка хорошо прилегала к руке, ее надо вязать по чертежу. Для построения чертежа необходимы две мерки: ширина ладони у основания пальцев и ее длина от конца среднего пальца или руки до конца кисти. Наши варежки могут быть выполнены столбиком без накида, а затем украшены вязаными элементами или другим узором цветным или однотонным. Узор должен быть плотным без дырочек.

- Вязание  каким видом петель подойдёт? Ответ: Столбик без накида.

- А какие ещё виды петель вы знаете ? Ответы. Демонстрация плаката.

 

 

Построение выкройки.

Педагог: - Берём картон того цвета, каким будет изделие. Снимаем мерки с руки. Записываем. Строим чертёж с обратной стороны картона.

     - Вот такие у нас будут варежки. Давайте подберём узор для них. Узор может        быть цветным, может однотонным, можно сделать полотно из столбиков без    накида, а затем украсить декоративными элементами (цветами, бабочками)

Я подобрала несколько видов узоров, многие из них мы уже вязали. Дети выбирают понравившийся  узор.

Педагог: Хорошо, с узорами мы определились. А знаете ли вы историю появления рукавиц. Нет, ну тогда послушайте. Наша подружка-рукодельница подготовила сообщение об этом. (Приложение 4)

 Игровая пауза.

Педагог: Ну, что подружки-рукодельницы, засиделись? Давайте отдохнём и поиграем. В старину на посиделках девушки не только шили, вязали, но и пели, плясали, играли, даже гадали.

Игра «Ручеёк». А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Игра «Смотай клубочек». Как песню мы начнём спивать, надо ниточку в клубочек намотать. Выходят три девочки. Остальные в кругу пританцовывают, играют на шумовых инструментах. Девочки сматывают нитки в клубки – кто быстрее.

 

Педагог: Играть – не уставать, не ушло бы дело. Отдохнули, пора приниматься за дело. Теперь мы должны связать образец для определения плотности вязки.

 

 

Памятка

как определить плотность вязания узора

- Посчитать количество столбиков в 1 см, количество рядов в 1 см.

- Рассчитать количество петель воздушной цепочки для начала изделия и вязать ее двойной ниткой.

- Так, если ширина изделия 30 см, а в 1 см 3 столбика, то для начала нужно связать цепочку из 90 воздушных петель (3 X 30).

 

Наберём 15-20 петель и провяжем 7-10 рядов  выбранным узором.

 

Звучит музыка. Дети вяжут образец и рассчитывают нужное количество петель для начала вязания.

 

 

 

 

 

 

Изготовление изделия.

Педагог: Вязание начинают с резинки. Вяжут цепочку воздушных петель, равную расчетному числу по мерке ширины ладони у основания пальцев и плотности образца, соединяют ее в круг и вяжут по кругу 5—6 см резинкой 1×1или 2×2 .

         Резинка крючком вяжется чередованием лицевых (выпуклых) и изнаночных (вогнутых) рельефных столбиков. Первый ряд вертикальной резинки вяжется как вспомогательный обычными столбиками с накидом. Во втором ряду резинки начинайте выполнять рельефные столбики, чередуя: например: 1 выпуклый столбик с накидом и 1 вогнутый столбик с накидом, это будет резинка 1х1.

         Рельефные столбики резинки можно чередовать и по-другому: 1х2, 1х3, 2х2, 3х2 и пр. Первая цифра – количество выпуклых (лицевых) столбиков с накидом, а вторая  – число вогнутых (изнаночных) столбиков с накидом с лицевой стороны вязания резинки.

         Заложите ритм чередования рельефных столбиков и далее вяжите резинку «по рисунку», как смотрят столбики резинки. Над выпуклым  столбиком с накидом нужно вязать выпуклый, а над вогнутым - вогнутый. На схеме приведены схемы вязания резинки крючком.

         Не забывайте, что полотно вязаное резинкой сильно сжимается. Поэтому первый ряд резинки нужно вязать туго.  Схемы вязания резинки.

Дети вяжут резинку 5-6 см.

Педагог: Основную часть варежки вяжут - продолжают вязание по кругу. Основную часть можно вязать узором столбики без накида или любым другим. В каждом круге последний столбик соединяют с петлями подъема полустолбиком. Связав 2-3 круга узором, варежку примеряют и, если необходимо, в следующем кругу убавляют или прибавляют столбики узора.

         Провязав до отверстия большого пальца, варежку складывают так, чтобы шов резинки или ряд петель подъема оказался на перегибе, и определяют расположение отверстия, приложив связанную часть варежки к выкройке. В нужном месте для образования отверстия вместо столбиков узора вяжут цепочку воздушных петель длиной 3 см (сколько петель в цепочке, столько столбиков пропускают в круге) и заканчивают круг узором. В следующем круге,  в каждую петлю цепочки вяжут столбик узора. Связав узором до мизинца, делают убавление. В каждом следующем круге убавляют каждую 5-ю, 4-ю, 3-ю, 2-ю петлю, оставшиеся петли стягивают иглой в круг и конец нити закрепляют с изнаночной стороны. Затем выполняют большой палец. Образовавшееся отверстие обвязывают по кругу столбиками без накида и вяжут до средины ногтя большого пальца.

         Убавляют, провязывая в кругу по 2 столбика вместе. Оставшиеся 3—4 столбика стягивают иглой, конец нити закрепляют с изнаночной стороны.

         Вторая варежка вяжется так же, только меняется расположение большого пальца.

Игровая пауза (Можно провести во время работы над изделием).

Педагог: - Много пословиц и поговорок сложил наш народ о труде и умении. Сейчас мы узнаем, кто же больше знает поговорок и пословиц на эту тему.

Игра «Кто больше назовёт пословиц».  Делимся на 2 команды. Для 1- ой команды – я говорю начало пословицы, а вы - окончание, для 2-ой команды – я конец, а вы начало (Приложение 5).

 

3. Заключительная часть занятия.

Рефлексия.

Педагог: Я хочу, чтобы каждый из вас поделился впечатлениями о сегодняшнем занятии. Передавая этот волшебный  клубочек, скажите по одному слову – впечатлению.

Дети передают клубок, высказывая свои впечатления о занятии

Педагог: Сегодня, вы научились изготавливать варежки.  Полученные знания вам пригодятся: вы можете научить вязать варежки своих родных или друзей. Вы успешно справились со всеми пунктами технологической карты. Я благодарю вас всех за работу. Желаю, чтобы связанные вами варежки, вас всегда согревали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

         Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали вначале без каких либо специальных приспособлений, а просто на пальцах. Вспомним легенды Древней Греции.

            Миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра – чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. Вязание было известно и в древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причём платья облегают фигуру так плотно, что многие искусствоведы считают их вязаными. В Египте, в одной из гробниц, археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили учёные, находка эта относится к 3 тысячелетию до н.э. В 5веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима. После крестовых походов на Восток, где-то в 9 веке, вязание крючком проникло в Европу.

         В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к 13 веку. Этим способом изготовляли  шапки, береты, перчатки. В 1589 г.  был изобретён первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли  «гулять» по Европе, а в19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века, и заниматься им стали женщины. Крючки были самодельные, чаще всего из проволоки, заточенной с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

 

 

Приложение 2

 

Сведения о крючках.

 

            Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из различных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.

            Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают для защиты на хрупкое острие крючка.

            Крючки для вязания тонкими нитками изготавливают из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75.

            Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, изготовленные из пластмассы номера от 2,5 до 15.

            Чтобы получит желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи.

 

Приложение 3

 

Общие сведения о пряже.

 

            Хлопок – один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

            Лен – очень прочные, чаще всего неотбеленные нити. Применяются для вязания декоративных изделий.

            Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

            Блестящая пряжа – вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.

            Фасонная пряжа – пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей.

            Фантазийная пряжа – это меланжевая пряжа, изготовленная из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.

 

 

Приложение 4

 

         На Руси рукавицы известны с 13 века. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветные. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

            Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.

            У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорными чулками и рукавицами. Причём, все изделия должны были быть с разными орнаментами.

 

Значение элементов орнамента на русских варежках

 

            Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы звёзды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери; они защищали человека от злых сил, помогали в добром деле.

            Орнамент в прошлом никогда не был просто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

            Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посредине обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

         Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

            Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце - символ света и животворения.

            Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента.

            Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.

 

Цветовая палитра узоров русских варежек

 

            При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.

 

 

Приложение 5

 

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Поспешишь – людей насмешишь.

Умелые руки не знают скуки.

Кончил дело – гуляй смело.

Была бы охота, будет ладиться и работа.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Дело мастера боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Есть терпение – будет и умение.

НЕ то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.


 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества

Тема: Изготовление простых вязаных изделий (варежки, рукавицы)

Тема: Изготовление простых вязаных изделий (варежки, рукавицы)

И долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок

И долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок

Основная часть занятия. 1.

Основная часть занятия. 1.

Построение выкройки. Педагог: -

Построение выкройки. Педагог: -

Изготовление изделия. Педагог:

Изготовление изделия. Педагог:

Убавляют, провязывая в кругу по 2 столбика вместе

Убавляют, провязывая в кругу по 2 столбика вместе

Приложение 1 Дата рождения вязания теряется в глубинах истории

Приложение 1 Дата рождения вязания теряется в глубинах истории

Приложение 3 Общие сведения о пряже

Приложение 3 Общие сведения о пряже

Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться

Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017